Примечания. 1. “Изречение” (цы) к верхней черте гексаграммы Да ю (№ 14)
1. “Изречение” (цы) к верхней черте гексаграммы Да ю (№ 14). Здесь и далее указываются дробью номер гексаграммы в порядке Вэнь-вана и черты. Хэ и Ло — реки Хуанхэ и Лошуй. Баоси — другое имя Фуси, легендарного первопредка и первого правителя Китая (прав. в 2852—2737 гг. до н.э.). Шэньнун — второй по счету легендарный правитель Китая (прав. в 2736—2699 гг. до н.э.). 5. Хуан-ди, Яо и Шунь — первый, четвертый и пятый легендарные императоры Китая, правившие в эпоху “Пяти императоров” (2698—2598, 2357—2255 и 2255—2205 гг. до н.э.). Янь Хуэй (521—481) — рано умерший ученик Конфуция, бывший для него образцом добродетели. Вэнь-ван — отец У-вана, основателя династии Чжоу, правившего в 1121—1115 гг. до н.э.). Чжоу Синь, последний правитель династии Инь (прав. в 1154—1121 гг. до н.э.). © В.Е. Еремеев, перевод Сюй гуа чжуань (“Комментарий к последовательности гексаграмм”) Верхний раздел Появились Небо (№ 1) и Земля (№ 2). После чего из них родилась тьма вещей. То, что наполняет промежуток между Небом и Землей, — это только тьма вещей. Поэтому принимаются они Тунь (“Стяжательство”, № 3). Тунь — это наполнение-прибыль (ин). Тунь — это также начало (ши) рождения вещей. Вещи рождаются непременно незрелыми. Поэтому принимаются они Мэн (“Незрелость”, № 4). Мэн — это незрелость. Это также молодость (чжи) вещей. Вещи в молодости нельзя не вскармливать. Поэтому принимаются они Сюй (“Выжидание”, № 5). Сюй — это Дао питья и еды. За питье и еду непременно ведутся споры. Поэтому принимаются они Сун (“Спор”, № 6). Споры непременно подымают толпы. Поэтому принимаются они Ши (“Войско”, № 7). Ши — это толпа (чжун). У толпы непременно есть то, ради чего она сближается. Поэтому принимаются они Би (“Близость”, № 8). Би — это близость. Близость непременно обладает тем, что воспитывается. Поэтому принимаются они Сяо чу (“Малое воспитание”, № 9). Вещи воспитываются, после чего появляется ритуал (ли). Поэтому принимаются они Ли (“Поступок”, № 10). Поступки ведут к процветанию. После этого наступает умиротворение (ань). Поэтому принимаются они Тай (“Процветание”, № 11). Тай — это благоденствие (тун). Вещи не могут бесконечно благоденствовать. Поэтому принимаются они Пи (“Упадок”, № 12). Вещи не могут бесконечно находиться в упадке. Поэтому принимаются они Тун жэнь (“Содружество”, № 13). Тун жэнь — это быть в хороших отношениях (юй). Вещи непременно переходят к этому. Поэтому принимаются они Да ю (“Великое владение”, № 14). Владение великим есть то, что не может быть заполнено. Поэтому принимаются они Цянь (“Уступчивость”, № 15). Владея великим, можно быть кротким. Но непременно нужно, чтобы была беспечность. Поэтому принимаются они Юй (“Беспечность”, № 16). Беспечность непременно имеет следование. Поэтому принимаются они Суй (“Следование”, № 17). Когда охотно следует за другими, непременно встречаются с происшествиями. Поэтому принимаются они Гу (“Порча”, № 18). Гу — это происшествие (ши). Появляются происшествия и затем могут разрастись. Поэтому принимаются они Линь (“Вторжение”, № 19). Линь — это разрастание (да). Вещи разрастаются, после чего могут рассматриваться. Поэтому принимаются они Гуань (“Рассматривание”, № 20). Имеется возможность рассматривать, а затем появляется то, что сходится. Поэтому принимаются они Ши хэ (“Раскусывание”, № 21). [ Ши ] хэ — это схождение (хэ). Вещи не могут как-нибудь сойтись и на том остановиться. Поэтому они принимаются Би (“Светлость”, № 22). Би — это украшивание (ши). Когда украшивание достигнуто, то после этого будет преуспевание (хэн), которое тотчас иссякнет. Поэтому принимаются они Бо (“Разрушение”, № 23). Бо — это разрушение. Вещи не могут иссякать бесконечно. Когда разрушение доходит до крайности, верх оборачивается низом. Поэтому принимаются они Фу (“Возврат”, № 24). Возврат затем непроизвольно завершается. Поэтому принимаются они У ван (“Непроизвольность”, № 25). Имеется непроизвольность, и после этого может быть воспитание. Поэтому принимаются они Да чу (“Великое воспитание”, № 26). Вещи воспитались и после этого могут питаться. Поэтому принимаются они И (“Питание”, № 27). И — это питание (ян). Без питания далее не возможно никакое движение. Поэтому принимаются они Да го (“Большой переход”, № 28). Вещи не могут бесконечно быть в состоянии перехода. Поэтому принимаются они Кань (“Яма”, № 29). Кань — это падение. Опасность непременно приводит к тому, что процветает. Поэтому принимаются они Ли (“Разделение”, № 30). Ли — это процветание (ли).
|