Основные тенденции развития драматургии театрализованного действа на современном этапе.
(Марков «Сценарная технология») Праздничная культура так или иначе связана с господствующей идеологией, философией, мировоззрением народа и посему подвержена временным изменением (изменяется в соответствии с ситуацией). При анализе современного состояния и тенденции развития культуры, необходимо помнить, что современность определяется прошлым. И иметь в виду современность. Советский период – период устоявшихся праздничных форм. Праздничное постранство сейчас очень противоречиво. Задача сценариста – идеализировать праздник! Марков: «Попытка найти живую содержательную основу современным представлениям и праздникам превращается в конфликт старого и нового мышления. Конфликт стереотипов и живых естественных интересов. Сейчас стереотипом становится развлечение, а хочется такого праздника, который объединил бы всех. В экономике, культуре, политике – Россия пораженцы, это внедрили в русские головы. Размывание социально-культурных норм и ценностных систем, происходящее с начала 90-хг. Породило множество проблем, в том числе острый недостаток духовности, в ситуации застоя оказались традиционные части культуры общества (народное творчество, обрядовая культура, праздничная сфера и любительское творчество). В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга в жизни общества, поскольку досуг становится все более широкой сферой, благодаря современным технологиям. Суть социально-культурной деятельности режиссера заключается в художественно-педагогическом оснащении социальных процессов театрализованными представлениями и праздниками. Сценарист и режиссер являются организаторами социально-культурных процессов. Перед сценаристом и режиссером всегда стоит дилемма: либо бездумные развлекательные представления, либо проблемные мероприятия, где ставятся вопросы и вместе со зрителем находятся ответы. Творческая сторона социально-культурной деятельности обеспечивает создание новых оригинальных ценностей, обладающих общественной значимостью. Роль сценариста и режиссёра - предлагать самим эти ценности. Негативные тенденции: 1.Возникновение социальных перегородок между людьми. 2.Быстрые перемены в образе жизни. В современном мире технологии меняются 5 раз за одно поколение) 3.Фактическое пересечение 2 эпох в рамках сверх короткого исторического периода. 4.Сокращение объемов прямого общения людей. 5.Увеличивается роль средств массовой информации. 6.Самоизоляция человека от общества и общества от человека ведет к нарастанию эгоизма и индивидуализма. Праздник – это инструмент коллективного переживания. 7.Забвение опыта пожилого поколения молодыми. Создание для молодежи своей субкультуры, где отсутствуют многие ценности. 8.Развитие рыночного плюрализма (кто платит тот и музыку заказывает) 9.Вестернизация 10. Развлекательная и дегуманизационная. 11. Смена модальных (обобщенная роль персонажа в обществе) персонажей и главных героев. 12. Замена культурно-просветительской и воспитательной роли досуга на развлекательную и компенсаторную(от слова компенсация). Социально-культурная деятельность не может быть втиснута когда-либо в какие-то рамки. Она всегда развивается, это всегда процесс. И в отсутствие направляющего вектора идеологии правительства происходит деидеологизация досугового пространства. 13. Обострение проблемы нравственного просвещения социально- культурной деятельности. Речь идёт о культурной деградации. Позитивные тенденции: 1. Резкое расширение поля театрализации (рекламные акции, предвыборные агитации, социальные проекты, доступность музеев (вывоз экспонатов на воздух с театрализацией), перфомансы, библиотека, инаугурация) 2. Многообразие видов и жанров. (флэш-моб, шоу-программа, игровые программы – игра как состязание, игра как действие в предлагаемых обстоятельствах. «Последний герой» - проявление неких черт характера в моделированных ситуациях. Многие игры развивают животные инстинкты «Слабое звено» - вытеснение других выявляя лидера. 3. Актуализация содержания СКД. (Поднимаются и разрабатываются актуальные темы – национальные фестивали, экология, здоровый образ жизни, на правительственном уровне, исторические реконструкции для поднятия национального духа, обретение адекватности подачи материала) 4. Обретение адекватности языка ТПиП (при помощи чего мы можем разговаривать с аудиторией) - разговор при помощи современных средств. Появились новые выразительные средства – видео, свет, телемосты. Экран даёт возможность создания виртуальной реальности. Когда смотрим на лазерное шоу – получаем расширение границ реальности, происходит эмоциональный взрыв, человек как бы оказывается в другом пространстве.
|