Особенности режиссуры эстрадного представления.
(Шароев И.Г. «Режиссура эстрады и массовых представлений») Эстрада – народное искусство. Оно родилось в самой гуще народа, народом выпестовано и для народа существует. Эстрада – открытый помост. Специфика эстрады Луначарский: «Легкокрылая и жалящая как оса». Основа эстрады – номер – ячейка из которой слагается эстрадное зрелище. Номер имеет свою самостоятельность, в эстраде, зачастую номера определяют направление всего эстрадного представления. Одна из сложнейших проблем на эстраде – проблема репертуара. Режиссёр эстрады является непременным участником создания репертуара для эстрады. Режиссёр эстрады работает чаще всего на современной темой, в этом главная трудность, так как каждый раз он соприкасается с совершенно новым материалом, и он должен быть по новому свежо решён. Режиссёр-первооткрыватель. Режиссура эстрады должна быть четкой, строгой, смелой в своей выразительности и требования должны быть более жесткими. Режиссер должен выстраивать действие, которое должно развиваться как в номере, так и в концерте. Действие завершается вместе с окончанием номера и, получив аплодисменты за кулисы уходит не персонаж, а артист. Если ушел персонаж, то он должен вернуться. Основные особенности концертных номеров: открытость (минимум с трёх сторон, для понимании публики), лёгкость, яркость ( легки для восприятия и исполнения), чёткая композиция (заманчивая завязка, острая кульминация, неожиданный финал, отточенная внешняя форма, яркость костюмов, ритм, изобретательные мизансцены), лаконичность и краткость (за 3 минуты выявит свою индивидуальность), зритель (главный партнёр исполнителя, актёру зритель необходим, выстроить контакт со зрителем, сделать союзником, пауза в чтецком номере), праздничность (оригинальность). Режиссер должен воспитывать смеховую культуру. Смех и остроумие должно быть на вооружении у режиссера. «Смех – есть мерка, показатель умственного развития», «Смех – это физиономия ума» - братья Гонкур. Не должно быть насмешки. Смех бывает идейным и безыдейным; наш, не наш; нужный, ненужный; злобный, от щекотки. Характер смеха зависит от объектов, вызывающих смеховую реакцию. Смех, как юмор (ирония, добродушие). Сатира (более горькое). Обостренное чувство юмора должно быть у режиссера концерта, так как юмор предполагает симпатию к людям. Юмор должен помогать в любых обстоятельствах, сближать сцену с залом. Французский юмор – изящный; Немецкий – тяжеловесный; Английский – добродушный, с намеком легкой усмешки; Русский – пронизан какой-то горечью, сарказмом. Сатира – вторая сторона смеха. Главная черта связана с осмеянием абсурдного. Предметом сатиры являются глупость, жадность, зазнайство и другие человеческие пороки. Посмеявшись над дурным, уничтожить дурное. Сатира может быть едкой, но она не должна быть злой. «Сатира действенна тогда, когда прожита жизнью, когда подкреплена личными мыслями» - А.Райкин. Сатира и смех должны быть художественными. Сатира и юмор предполагают художественное преувеличение. Действие должно быть спрессованным. Необходима характерность. Мизансцена должна быть графически четкой, легкой, быстрой. Должна присутствовать непринужденность. В концерте не должно быть переходных (промежуточных) мизансцен. Темпо-ритм должен быть штрихом персонажа. Верный темпо-ритм – залог успеха по уровню восприятия. Концерту противопоказаны вялость, длительные паузы. Необходимо использовать синкопированное построение темпо-ритма, при неуклонном эмоциональном росте концерта. Должны быть выстроены четкие переходы от номера к номеру для создания верного темпо-ритма. Атмосфера должна быть праздничной. Большую роль играет обрамление номера (полиэкраны, сканеры, светороботы, тени, задымление), но перебора также не должно быть. В каждом искусстве есть основная форма бытия. Для эстрады это концерт, состоящий из разных номеров. Номер начало начал эстрадного искусства, его главная специфическая особенность, ибо качество эстрадного концерта, эстрадного представления целиком зависит от качества включенных в него номеров. И это первое что отличает эстраду от театра. Другая специфическая особенность, определяющая условия игры, напрямую связана с исполнением номера: его кратковременность, скоротечность действия. Учёт этой весьма важной составляющей определяет характер работы эстрадного режиссёра с исполнителем. Краткость, завершённость эстрадных номеров, которые являются «условиями игры» в эстрадном искусстве, относится ко всем жанрам (разговорному, хореографическому и т.д.), имеют одно из решающих значений в характере исполнения номеров. И, конечно, во временном протяжении эстрадного концерта. Номер – отдельно завершённое, композиционно уравновешенное во всех частях, небольшое скоротечное, законченное произведение, любого жанра, выстроенное по законам драматургии выступление одного или нескольких актёров, выраженное средствами определённого вида искусства, оставляющее у зрителя, слушателя целостное впечатление. Ограниченность, спрессованность сценического действия - одно из самых основных «условий игры» в эстрадном искусстве. Номер – плод совместного творчества автора (драматурга, композитора, поэта), актёра, режиссёра, обьеденённых решением общей задачи. Именно в нём и только в нём полностью выявляется мастерство и индивидуальность исполнителя. Существенной особенностью эстрадного номера является то, что одно и тоже произведение в исполнение разных актёров, как правило, приобретает своё собственное оригинальное звучание. Номер – это всегда творческое самовыражение актёра. Одно из главных качеств таланта эстрадного режиссёра, как и для любого режиссёра – это чувство зрелищности. Не менее важны для режиссёра эстрады и такие качества, как непосредственность, озорство, живость воображения и в то же время серьёзность, чувство меры, умение творить свободно и смело, важно иметь горячее сердце и холодную голову. Необходимое качество– ощущение пульса времени.
|