Сценографическое решение представления.
Сценография – это искусство оформления спектакля, худ-го действа, планирование использования ландшафта худ-го действа. Создание зрительного образа спектакля с помощью декораций, костюмов, освещения. Пространственно-временная система изобразительных, выразительных и технических средств в художественном зрелище. Система – связанность объектов друг с другом, следовательно, создание художественного образа, это и есть система, которая состоит из разрозненных материалов: свет, технические средства, эффекты. В целом оформление сцены помогает раскрыть содержание и идею представления. СРП включает в себя: образное решение представления – это совокупность выразительных средств, которыми режиссёр раскрывает свою концепцию произведения, свою художественную мысль. Выразительные средства: 1. декорации (элементы антуража ТД., или предметное окружение); 2. Бутафория (предметы имитирующие реальные, искусно исполненные художником для постановки); 3. реквизит (предмет игровой сценографии для активного проигрывания и обыгрывания, то что переносится, перекладывается); 4. Костюмы героев представления; 5. музыкальное оформление; 6. световое оформление; 7. печатная продукция. Все эти средства работают в одном ключе, на один художественный образ всего представления. Немаловажное значение имеет цветовое решение в оформлении сценического пространства, костюмов, ибо цвет, как известно, способен влиять на настроение человека, а потому он должен соответствовать настроению действия, происходящего на сцене. Используя тот или иной изобразительный язык режиссёр совместно с художником по намеченным эскизам осуществляют декоративно-художественное оформление сценического пространства. Изобразительный язык – совокупность находящихся в определённом порядке, в расположении и связи зрительно-воспринимаемых знаков, воспроизведённых в художественном образе. Все выразительные средства сценографии попадая на сцену и вступая во взаимодействие с актёром, пространством, получают «тенденцию насыщаться знаковым смыслом». Эскиз – предварительный набросок. Создание эскиза - один из важнейших этапов работы над постановкой. Он служит камертоном будущего зрелища, в нём задаётся настроение будущего представления. Сценографы второй половины XX века: Левенталь, Свобода, Френкель – стремятся теоретически обосновать ключевые положения сценографии, сформулировать собственные творческие программы. П.Брук, К.Станиславский, Р.Виктюк, Б.Кустодиев, Вс.Мейерхольд. (Методичка) Профессия режиссера и художника близки своей позицией, ибо нахождение смысловой пластической образности есть конечный результат как режиссера так и художника. Режиссер должен знать основы изобразительного искусства, владеть законами композиции и цвета и художник должен быть режиссером, то есть уметь увидеть прочтенный им сценарий и ощутить его в движении, в динамическом развитии. Работа режиссера с художником над пространственным решением массового действа начинается с выражения единого смысла и сверхзадачи будущего представления. Первый этап. Точный выбор выразительных средств (музыка, живопись, скульптура, архитектура). На помощь режиссеру и художнику приходит монтаж: они выстраивают элементы оформления не в статике, а в динамике. В монтажном представлении, оформление различных эпизодах в их динамичной взаимосвязи. Художественная организация пространства – главная задача работы режиссера массового действа. Первая композиция (горизонтальная, вертикальная. Диагональная, симметричная или диссонансовая). Оформление, чтобы было со всех сторон, чтобы было трехмерно, объемно, законы плоскости и пространства. Взаимоотношения режиссера и художника – от поиска образов к созданию конкретных деталей художественного оформления. Художественное оформление зависит от главной темы. Необходимо определить особенности пространственной композиции. Режиссер и художник решают также вопросы: общее драматургическое, монтажное развитие оформления, логически подводящее к кульминации спектакля; световую композицию. Цвет – средство сильнейшего эмоционального воздействия. Свет имеет свою выразительную оценку. (холодный свет, теплый). В световых сочетаниях – огромная эмоциональная сила. Которая в состоянии выразить как идейную сторону искусства так и чувства искусства. «световой замысел» – находится в прямой связи с общим драматургическим замыслом. Далее поиск идет в плане поиска звука зрительного эквивалента, где в единый образ должны слиться цветосветовое решение спектакля, его образность во многом достигается благодаря свету. Должен быть единый цветосветовой и музыкальный образ. Поиск совместного решения режиссера и художника в художественной организации пространства – процесс сложный и неоднозначный. Режиссеру необходимо добиваться этого решения, ибо в противном случае худ.оформление будет существовать в отрыве от режиссерского решения.
|