БИЛЕТ №1
Курс лекций
В авторской редакции Ответственный за выпуск О.Н. Солдатова Технический редактор Т.В. Жибуль Художник обложки О.А. Стасевич Компьютерная верстка Н.М. Азаревич
Подписано в печать 3.11.2005. Формат /16. Бумага офсетная. Усл.печ.л. 12,5. Уч.-изд.л.13,4. Дополнительный тираж 100 экз. Заказ 382.
Издатель и полиграфическое исполнение: Академия управления при Президенте Республики Беларусь ЛИ № 02330/0056905 от 01.04.2004 г. ЛП № 02330/0056837 от 11.05.2004 г.
Отпечатано с оригинал-макета заказчика.
220007, г. Минск, ул. Московская, 17. БИЛЕТ №1 1. Режиссура как профессия. Функции режиссёра. Конец 70-х гг. 19 века вводилась профессия режиссёр. Р. как профессия была не всегда, но ей занимались со времён Древней Греции. Сначала Р-ми были драматурги, затем сами актёры, затем этим занимались суфлёры, но ими не говорилось о целостности, о творчестве, они решали лишь организационно-административные задачи. Первым кто употребил фразу: «Р-постановщик» был Гёте, он говорил о том, что должна быть целостность, осанка, жест, спец. Оформление, костюм, свет, декорация – чтобы активно воздействовало на зрителя и рождало ассоциации. В 1869 г. В Германии появилось имя Людвиг Кронег – рук. группы герцога Менненгенского, театра в г. Менненген. Он впервые поставил вопрос о режиссуре, как организационном начале спектакля. Его творчество тяготело к историческим темам. Большое внимание уделял к разработке массовых сцен, он их расчленял на части, работал отдельно, затем соединял в образ толпы. Отказался от шаблона. Им введены станки, применил сценический свет, заговорил о режиссёрской партитуре и загонял актёра в задуманные им рамки. Считался Р – деспотом. Подавлял индивидуальность актёра. Было стремление подойти к актёрскому ансамблю. Стремление к жизненной правде, сцен. действие переходило в натурализм, вода так вода, грязь так грязь, водочка так водочка. Франция – свободный театра. Режиссёр Андре Антуан, он являлся реформатором старых приёмов режиссуры. Выступил с речью: использовать все школы, все группировки, провозгласил принцип либерального эклектизма, т.е. ничем себя не связывать, и сделал спектакль из 4–х разножанровых. Сменил жеманный репертуар. Ввёл пролетариат. Выступил против декламационной читки, ввёл естественную речь. Выступил против эксплуатации актёров в одном амплуа, и против звёзд. Германия: Макс Рейнгард. Имя возникшее в конце 70-х гг. Немецкий народный театр. Задушил натуралистическую бестию. Ввёл игровой элемент в актёрское творчество, потребовал от актёра пластической деятельности: вокал, хореография, игра. Выступал за единение толпы, все действия едины, синхронны. Вместо декораций ввёл занавес- сукно (мягкие декорации). Уничтожил 4 стену, построил японский мост цветов (ч/з весь зал), где зрители на актёров кидают цветы, Макс сделал мост игровой площадкой. Ввёл сцену-арену. Использовал вращающийся круг. С 1903-1911гг. делал спектакли с кругом. В 1932г. предвидя зарождение фашизма ставит спектакль, как голос режиссёра обращённый к народу Г.Гауптмана «Перед заходом солнца», после чего из-за гонений иммигрировал из страны. Англия. Также пытаются приписать себе первенство в режиссуре. Горден Крег (1872-1966) – режиссёр, 1888г. – на сцене. 1908 – возглавляет театр. Кредо – выступал на манер восточных мотивов. Выступал: против женщин в театре, т.к. они вносят флирт и интригу. Утверждал условный символический театр – замена актёра маской, сверхмарионеткой, лишённой человеческих эмоций и полное подчинение режиссёру. Ввёл ширмы – выстраивал целые спектакли на них («Гамлет»). Россия. Появление режиссуры связывают со Станиславским и Немировичем-Данченко. 1897г. каждый из них работал в своём любительском театре, объединив усилия, проведя в ресторане 18 чесов в 1898г. создали МХАТ – новый этап в искусствен режиссуры. Впервые режиссёр сделался подлинным идейным руководителем спектакля, обсуждал всё с актёром, режиссёр становился и воспитателем для актёра и создателем спектакля. Станиславский открыл эффект чёрного бархата. Фигура в чёрном на чёрном бархате, видно только руки и лицо. Добивался, чтобы спектакли были без антракта, и не всегда особо нужен занавес. Искусство перевоплощения. Станиславский – режиссёр-актёр. Немирович-Данченко – драматург, работая с актёром заговорил о функции режиссёра – это существо трёхликое: ü Режиссёр-истолкователь, умеющий задумкой, замыслом заражать актёра – это момент когда закладывается фундамент будущей постановки, представления. Чётко выявляет позицию режиссёра, его мировоззрение (совокупность знаний и взглядов), истолковывает каждую роль, уже вышедший спектакль умеет проанализировать, истолковать. ü Режиссёр – зеркало, отражающий индивидуальные качества актёра, или режиссёр-воспитатель, режиссёр-педагог он должен чувствовать внутренний мир каждого актёра, иметь правильный подход, учитывая индивидуальные качества. ü Режиссёр – организатор, полностьюконтролирует всё зрелище, всё представление с начальной стадии до завершения. Должен уметь сорганизовать работу так, чтобы синтез состоялся – это целая система. Качества режиссёра: - организовать работу всех специалистов и артистов. - пропагандист и агитатор своего дела. - эрудит, интересующийся многим. - трезвомыслящий, берёт реальные вещи в работе. - воля, настойчивость - пробивные качества - терпение - работоспособность - режиссёр-дипломат. Функции едины и должны существовать параллельно.
2. Художественный образ и способы его создания в драматургии театрализованного представления. Документальный объект внимания преобразуется в драматургический материал при помощи метафоры. Метафора, это инструмент преобразований, она переносит идею сценариста, главную идею данного факта в тот смысловой факт, где эта идея выглядит наиболее убедительно и ярко и после этого мы начинаем создавать художественный образ. Художественный образ – это целостная информационная единица, она включает в себя вещи, ощущения, эмоции, чувства, мысли сценариста. Создание художественного образа – одна из главных задач сценариста. Художественный образ документального объекта есть метафорическое воплощение этого объекта в произведение искусства, обладающее способностью эстетического воздействия, т.е. результат преобразования. Образ создаётся по законам красоты, образ обладает двуединством формы и содержания. Формальная сторона обеспечивает драматургическую целостность театрализованного представления, а содержательная – развитие конфликта через сценическое действие по закону драматургической кривой. Т.к. образ является целостной информационной единицей, он включает в себя все уровни от идеи до предмета, они связаны и находятся в одном ключе, целостность ХО создаётся следующими способами (уровнями). Пример: «Морская тема», идея: «Удача приходит к старающимся». 1. Предметы: якорь, тельняшка, бинокль и т.д. 2. Ощущение: звуковое сопровождение, которое создаёт ощущение моря. 3. На уровне чувств: темпоритм, который задаётся музыкой. 4. Уровень эмоций – это организующий уровень: ритмическая, активизирующая, яркая. 5. На уровне осмысления: это выражается в текстах, прежде всего словесный ряд. 6. На уровне событийности: соревновательность, болельщики, персонифицированные ведущие. 7. На уровне ценностей: терпение, выдержанность, старание. Вывод: всё работает на идею! Варианты создания художественного образа: 1. Аллегория – иносказание, изображение отвлечённого понятия посредством конкретного предмета (церковь – крест, медицина - чаша со змеёй, правосудие – весы) 2. Олицетворение, персонификация – стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных и неодушевлённых предметов они наделяются чувствами, мыслями и речью.
|