Председателю Союза писателей Башкирии, Председателю Верховного Совета БАССР т. Мирзагитову А.М.
Чрезвычайно важное дело не только государственного, но и общечеловеческого значения заставило меня не дожидаясь окончания напряженной хлебоуборочной страды в республике обратиться к Вам с ниже следующим заявлением. 2 сентября 1980 года на побережьи известного озера Асылыкуль в Давлекановском районе Башкирской АССР среди давно известных природных объектов мною опознан бесценный памятник природы, истории и культуры одновременно, а именно: связанный с культом солнца-Акбузата (Белого Коня) жертвенник-храм под открытым небом наших древнейших скифско-сакско-массагетских предков — возможно, создателей бессмертных башкирских эпосов «Заятуляк и Хыухылыу», «Акбузат». Названное культовое сооружение по всем признакам было посвящено Солнцу, Луне и звездам (в эпосе эти небесные светила фигурируют в образах Белого, Сивого коней и табуна саврасых коней с мышиными холками), где в их честь, по-видимому, приносились кровавые жертвы — обычай, осужденный в другом башкирском эпосе «Урал батыр». Это позволяет предварительно датировать возраст храма примерно зороастрийской эпохой (не позднее VII — VI веками до н.э.). Подобные же культовые сооружения учеными были обнаружены в республиках Средней Азии, Северо-Западной Индии. Но самое главное не в этом. Главный сюрприз, заставивший обратиться с настоящим заявлением, дожидался меня там же — четыре строки текста на скале, написанные древнейшими проторуническими буквами. Подобные письма учеными (К.А. Акишев) впервые были открыты в 1970 году в кургане Иссык близ г. Алма-Аты и признаны «старинными письменами — древнейшими не только в Казахстане, но и во всей евразийской степи» (V век до н.э.). Значит, данная надпись на берегу Асылыкуль может оказаться лишь вторым руническим текстом вообще, до сих пор обнаруженным на территории БАССР (после Чекмагушевского камня) и только вторым «сакским» проторуническим текстом вообще, до сих пор обнаруженным на всем Земном шаре. Поэтому данный письменный памятник нужно оценить как редчайщее культурное сокровище общечеловеческого значения и принять безотлагательно срочные меры для его сохранения, ибо объект буквально валяется под ногами у «дикарей-туристов» и ему уже нанесен огромный непоправимый ущерб: все древние надписи, кроме названных сохранившихся четырех строк (которые тоже частично пострадали от выветривания), безобразно испещрены личными «автографами» наших «диких» современников, орудовавших с зубилом и молотком, и безвозвратно уничтожены. Каждый день и каждый час от любой случайности может погибнуть и все остальное... Учитывая тот факт, что пока единственный человек — я только знаю и другим могу показать то сокровище, а я, как человек, тоже не огражден от любых роковых случайностей; сознавая высокую ответственность перед народом и человечеством, предлагаю: 1. Немедленно создать правительственную комиссию примерно из семи человек для освидетельствования и подтверждения на месте наличия выше названного культового сооружения и находящейся там проторунической надписи и для принятия срочные практические меры для их сохранения. 2. После авторитетного освидетельствования, фотографирования необходимо до прибытия из Москвы специалистов часть скалы с проторуническим текстом точас в присутствии правительственной комисси законсервировать (обкладывать кирпичной стенкой или другим строительным материалом). Потом памятник можно будет заменить точной копией, а оригинал передать в музей. Предлагаемый примерный состав правительственной комиссии: (перечисляются фамилии). Правительственную комиссию обеспечить: 1. Автотранспортом повышенной проходимости — на три дня; 2. Командировочными расходами на три дня; 3. В случае официального подтверждения наличия вышесказанного проторунического письменного памятника откомандировать в распоряжение комиссии из г. Давлеканово или из близлежащего Давлекановского совхоза на один день каменьщика с необходимым для консервации инструментарием и стройматериалом. Зихат Султанов,член Союза писателей СССР. г. Уфа, 8 сентября 1980 г.
Һәм шундайыраҡ юлламаны Мәскәү ғалимдарына ла ебәрҙем:
Ләкин тарихыбыҙ хөкүмәттәге берәүгә лә кәрәк түгел ине, буғай, сөнки бер яуап та килмәне. БАССР Верховный Советы рәйесе булып йөрөгән ҡәләмдәшем Ә.М. Мирзаһитовтың да һыңар ҡылы ла һелкенмәне. Быларҙың иҫе китмәгәс, Мәскәүҙең дә ике ятып бер төшөнә кермәйҙер, тип уйланым. Янып-көйөп, түҙемлегем ҡаҡшап, З.Ш. Аҡназаровтың культура буйынса урынбаҫарына өндәштем:
|