Студопедия — Мой отклик на насущные задачи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мой отклик на насущные задачи






У нас у башкир есть название живительного весеннего дождя — «ләйсән ямғыры». По поверью народа, она дает жизнь всем хорошим всходам и убивает всех плохих начал. Решения настоящего мартовского Пленума нашей партии я хочу назвать вот таким же живительным дождем — «ләйсән ямғыры». Партия требует, чтобы каждый советский человек внес свой личный вклад в дело развития нашей Родины, проявил инициативу и конкретными делами боролся против препонов на пути прогресса.

В конце-то концов пора уже каждому из нас знать: не на кого-то работаем, а на себя, и не поденщиками являемся, а хозяевами своей судьбы, страны. И если личный вклад крестьянина будет оцениваться центнерами произведенного им хлеба и мяса, а рабочего тоннами угля и стали, наш писательский вклад тоже будет оцениваться конкретными произведениями, служащими великому делу партии и народа. Такими являются и произведения, на основе которых лежат поучительные факты истории. Недаром в партийных документах говорится, что «В современных условиях КПСС придает большое значение воспитанию тружеников на героических примерах истории Отечества... Воспитание на фактах истории — это и прекрасная школа пробуждения трудового энтузиазма, развития инициативы. Партийные комитеты и Советы, профсоюзные и комсомольские организации призваны все сделать для того, чтобы эту школу прошел каждый гражданин».

Как известно, 23 марта 1985 года газета «Правда» выступила с редакционной статьей под названием «Воспитание историей». Однако с сожалением приходится сказать, что не все еще, даже среди нас, писателей, хорошо понимают о воспитательном значении истории. Некоторые авторы в нашем прошлом видят лишь богатырьский напиток кумыс, соловьиную мелодию курая и белоснежные юрты-теремы. Однако из истории известно и то: наш народ часто вместо кумыса глотал свою кровь, из курая тоже кровь лилась, а в белых юртах-теремах обитало черное горе. Подобный автор и историю-то нашу до периода широко известной Крестьянской войны представляет плохо. Однако ведь и до этого была история и не сладкая была она. А что касается братства башкирского народа с великим русским народом, то оно началось не в 1557 году, как принято писать, т.е. когда Башкирия добровольно вошла в состав Русского государства, а произошло это гораздо раньше — то есть еще в 1229 году, когда Русь и Древняя Башкирия почти одновременно вступили в жестокую войну против татаро-монгольских захватчиков. И, ценою своей крови спасая Западную Европу, продолжали сражаться вплоть до 1240 года. И Древняя Башкирия пала только после того, когда татаро-монголами была завоевана и Русь. Потом установилось, как пишут историки, многовековое иго Золотой Орды, от которого наш народ был избавлен лишь, можно сказать, после добровольного присоединения Русскому государству. До того Башкирию терзали, как пишут историки, и Казанское, и Сибирское, и Ногайское ханства — являлись они продолжением той же Золотой Орды. А потом была, говоря словами Ленина, «тюрьма народов» царского самодержавия...

Да, в многовековой истории нашей Родины было много не только светлых дней, но и беспросветных черных ночей — над судьбами народов, истории, подобно черному коршуну, витала несправедливость.

И всех угнетенных народов царской России спасла великая историческая справедливость Ленина. И спасет она весь мир.

Вот об этой великой ленинской справедливости и написал я свое стихотворение «Справедливость». Думаю, для воспитания подрастающего поколения такое произведение тоже нужно. Нужно для того, чтобы верно представляли мы историю, ценили свое нынешнее историческое состояние и чтобы никто не поддавался антисоветской клевете. Чтобы не росли среди нас такие духовные уроды, вроде защищаемый радиостанцией «Свобода» так называемый «преследуемый коммунистами башкирский поэт Ахметов». Об этом духовном уродце узнал я из газетной статьи Г. Рамазанова. Да, таких людишек, если это правда, надо всенародно разоблачать. Однако гораздо важнее проводить морально-идейную профилактику — воспитывать историей. Я названное выше свое произведение считаю какраз такой работой. Однако на пути стихотворения «Справедливость» возникла несправедливость, поэтому и говорю я здесь об этом. Произведение, которое было положительно оценено и рекомендовано для напечатания в журнале редактором отдела поэзии и четырьмя членами редколлегии (Хусаинов, Бикбаев, Рафиков, Муса Гали), а также было включено главным редактором в оглавление 7-го номера, неожиданно согласно мнению двух членов редколлегии из журнала было отброшено. Роль ложки дегтя сыграло здесь пресловутое замечание Гилемдара Рамазанова. Видите ли, батыйхановых татаро-монголов, казанских, сибирских ханов и других угнетателей назвал я черными стервятниками. Вот это «черное» и не понравилось ему. Но белыми голубями, или белыми аистами что ли нужно их изображать?!. Отсюда и пошел весь сыр-бор. И такое несправедливое решение.

Я, конечно, не утверждаю, что у меня нет недостатков и написал я на сто процентов совершенное произведение. Но мне кажется, надо бы нам быть чуточку по-внимательей друг к другу, а к добрым стремлениям любого автора относиться с пониманием и благожелательностью. Потому что все мы делаем одно общее дело.

Йыһат Солтанов. 19.04.1985.

 

Телмәр-ҡулъяҙмам аҫтында шул йыйылыш барышында уҡ бирелгән ҡош телендәй яҙыу: «Й.С! Шәп! Тексыңды күсереп бир. Йыйылыш сәркәтибе Т.Б. Сәғитов».

Ләкин йәнде иң өйкәгәне лә йөҙәткәне һаман да шул «Ядкәр» ине.

Романымдың яҙмышы оҙон-оҙаҡ йылдар буйына хәл ителмәй килеүе, әммә ҡулъяҙма көйөнсә лә «ҡош-ҡорт» ауыҙына эләгеп, шуның һөҙөмтәһендә авторы өсөн күңелһеҙ хәлдәрҙең ғәйрерәк төрлөләре — тауыҡты йолҡҡандай йолҡоштороу әмәлдәре лә булғыланы. Мәҫәлән, әҫәрҙең бер бүлегенең исеме («Яҙмыштарҙан уҙмыш бар!») мәртәбәле Мостай Кәрим повесенең сәхнәләштереү вариантының исеменә әүерелде. (Әйткәндәй, был автор З. Биишеваның «Гөльямал» поэмаһының да «Өйҙөң йәме» тигән бүлек исемен үҙенең повесенә, «Беҙҙең өйҙөң йәме» тип, исем итеп ҡушҡайны; Зәйнәб апай шуға гел асыуланып йөрөнө). Романымды секцияла тикшергәндә Яныбай ағай Хамматов беҙҙең чекистарҙың, сит илгә сығып, генерал Дутовты атып үлтереү ваҡиғаһын әҫәрҙән алып ташларға димләһә лә, аҙаҡтан шуны уҡ үҙенең романына керетеп ебәрҙе. Быларға мин күҙ йомоп ҡараһам да, Динис Бүләковтың, «Ҡәнәфер сәскәһе» тигән беренсе хикәйәһен «Башҡортостан ҡыҙы» журналына үҙем әҙерләп биреп баҫтыртҡан шылманың, саманан сыҡҡан плагиатлығына түҙеп ҡала алманым — шул хәйерһеҙ «ижад» емешен «Ағиҙел»дән алып ташлауҙарын һорап, партия өлкә комитетына өндәштем (шуның менән яҙыусылар берлегенең буласаҡ етәксеһен ғүмерлеккә дошман яһаным үҙемә):

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия