Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования 14 страница
Вот главные перемены, внесенные церковью в рабовладельческое право. Она существенно изменила его юридический характер. Прежде это право отличалось цельностью, однообразием и безусловностью. К нему можно было приложить встречаемое в Прохироне определение римского рабства: «рабство неделимо» — άτομος έοτί ή δουλεία. Состояние рабов не допускало никаких разрядов. Про раба нельзя сказать... [27] Лекция эта начиналась так: Изучив удельное общество, мы сопоставим его с изученным обществом XI и XII веков и тогда выведем существенные особенности того и другого. Я обозначил границами удельного периода в истории русских сословий начало XIII века и половину XV века. Сдельный период — это не только особое... [28] B устной лекции было сказано: ...верховная власть в то время была не единоличной, а собирательной. Она была связана с управляемым населением отношениями подданства, т.е. обязательными отношениями, которые не зависели от личной воли. Совсем иной характер получила верховная власть в лице удельных князей. Это были одинокие самостоятельные владельцы, никакими постоянными политическими отношениями не связанные со своими родичами. По мере этого политического уединения падал и правительственный характер удельного князя. [29] Было: Он практиковал известные верховные права в своем уделе; законодательствовал, судил, вообще правил. Но все эти верховные права действовали на свободное население удела, пока последнее жило в нем. Это свободное население входило в частные гражданские договоры с князем и, пока действовали эти договоры, подчинялось княжеской власти. Следовательно, политические права князя вытекали из его гражданских сделок со свободным населением удела. Слово «государь» на языке того времени обозначало личную власть свободного человека над несвободными — над холопами. Удельный князь, подобно всякому землевладельцу, мог иметь также холопов, которые и составляли исключительно его личных подданных. Значит, удельное владение по своему юридическому характеру приблизилось к простому частному землевладению. Итак, существенная перемена, которая произошла в характере верховной власти, состояла в исчезновении политического подданства и в замене его подданством личным, гражданским Удельные князья были гражданскими владельцами своих удельных территорий, но не были политическими управителями удельных обществ. Эта перемена и изменила характер отношений к князю всех классов удельного общества. Теперь основанием этих отношений стали не обязательные отношения подданных к государю, а временные обязательства, вытекавшие из гражданского договора или из сделки, какою создавалось личное подданство, холопья неволя. Достаточно сделать короткий обзор отношений к князю отдельных частей удельного общества, чтобы видеть это их основание. Во главе общества стояли... [30] C этого места до конца лекция была продиктована взамен сказанного с кафедры, запись же устной части этой лекции не сохранилась. [31] B устной лекции было сказано: Купля — признак приобретения вещи в собственность. Однако свободные ключники могли покупать деревни только в пользование на время службы князю. [32] Выноска внизу. Подлинная цитата из Сборника госуд. грамот и договоров приведена была уже для издания, в устной же лекции место это цитировано лишь в переводе. [33] С этого места в устном изложении началась X лекция. [34] Эти строки в устной лекции имели такое изложение: Этот характер общественного деления в удельные века и помогает найти историческую его связь с делениями предшествующими. Деления эти в своей преемственной смене, очевидно, были тесно связаны между собою. Каждое последующее деление выходило из предыдущего. Первоначальное деление по обязательным отношениям к князю дробило общество на людей служилых и неслужилых. Рядом с этим делением стало другое, дробившее общество по имущественным состояниям, с которыми связано было неравенство прав. Очевидно, различие этих имущественных состояний образовалось при содействии политического деления общества на служилых и неслужилых. Различие отношений к князю помогало лицам разных классов приобретать неодинаковый капитал: служилые лица становились преимущественно землевладельцами, лица неслужилые работали торгово-промышленным капиталом или земледельческим трудом. Различие имущественных состояний, обнаруживавшееся в XI и XII веках, легло в основание и удельного деления общества. В удельное время лица различались по роду княжеского капитала, арендуемого лицами разных классов, и по свойству услуг или службы, которыми они платили князю за пользование его собственностью. Но очевидно, что различие родов княжеского капитала, поступавшего в пользование лиц разных классов, соответствовало различию их имущественных состояний и общественного положения. Землевладельцы несли личную правительственную или ратную службу князю, тогда как люди, работавшие торгово-промышленным капиталом или жившие только личным трудом, снимали у князя его землю — городскую промышленную или сельскую пахотную. Так вскрывается... [35] Первоначально, в словесном изложении, вместо слов: «Все чины... и 3) нетяглые» было помещено: Чины были основные и переходные. Основные чины можно разделить на две крупные группы: то были чины служилые и чины земские. Эти две группы чинов соответствовали боярам и слугам вольным, с одной стороны, и, с другой, черным людям, какие существовали в удельные века. [36] Устно была вставлена фраза: Я пока только кратко обозначу их особенности, чтобы впоследствии объяснить их происхождение. [37] Устно было добавлено: ... родом придворной службы: одни прислуживали при столе государя, другие несли иные дворцовые службы. [38] С кафедры это место было изложено пространнее: Дворяне выборные и дети боярские дворовые несли дальнюю службу. Кроме того, выборные дворяне назначались по очереди для отправления дежурной службы в столице при дворе, подобно тому, как теперь отбывают очередную службу в Петербурге казаки. Дети боярские городовые несли только ближнюю службу или же отправляли лишь службу гарнизонную, осадную. Служба всех перечисленных служилых чинов по отечеству была вечно обязательной и наследственной. Главное средство для этой службы почерпалось служилыми людьми в личном землевладении — вотчинном или поместном. Только как вспомогательное средство для службы введено было с половины XVI века денежное жалованье, которое выдавалось служилым людям перед походами. [39] B устной лекции место это изложено было таким образом: Все эти служилые чины вербовались правительством из людей разных классов; преимущественно из людей, свободных от государственного тягла, которые назывались вольными или гулящими. Первоначально эти чины набирались из охотников. В XVII столетии их стали брать как обязательных рекрутов по числу тяглых дворов, каким владел землевладелец светский или духовный. В первое время люди этих чинов записывались на службу временно, для известного похода, и распускались по окончании его. Но в XVII столетии и приборные люди, поступавшие на службу, отбывали ее уже до своей смерти или до физической невозможности служить. «Служилые чины по прибору» содержались главным образом с помощью денежного жалованья. Только как вспомогательное средство им служило землевладение. Но их землевладение отличалось от земельных имуществ «служилых людей по отечеству» тем, что оно было не личное, а мирское, подобно крестьянскому. «Служилых людей по прибору» правительство соединяло в целые общества, которым и раздавало земли на праве общинного владения на границе государства. После из этих «приборных» землевладельцев образовалась главная масса сословия, получившего название однодворцев. Теперь перехожу к перечислению чинов земских. Люди этих чинов назывались на московском языке жилецкими людьми. Они разделялись на тяглых и нетяглых людей. Тяглые люди подразделялись... [40] В устной лекции: Общества сельские отличались от городских родом государственных повинностей, точнее говоря — свойством разверстки государственной подати. Государственная подать... [41] Это место до конца лекции в устном изложении передано было значительно иначе, чем переработано впоследствии для литографии: Гости — это крупные оптовые торговцы, которые вели дела с другими городами или даже с чужими землями. Они отличались от торговых людей гостиной и суконной сотен размером капитала. Впрочем, неизвестны размеры капитала, какие нужно было иметь, чтобы принадлежать к сотням гостиной и суконной. Об этих размерах можно только приблизительно судить по величине капиталов, какие имели «гости». Приказный человек второй половины XVII века Котошихин говорит, что «гости» имели оборотного капитала от 20 до 100 тысяч. Так как московский рубль его времени, т.е. времени царя Алексея, равнялся семнадцати нынешним, то 20 тысяч значили то же, что теперь тысяч 300 с лишком, 100 тысяч — около двух миллионов. Торговые люди трех названных разрядов, различаясь величиной капиталов, несли неодинаковые государственные повинности. Кроме общего городского тягла, падавшего на все посадское население, они несли еще казенные финансовые поручения. Чтобы понять тяжесть этих поручений, надобно припомнить, что казна в Московском государстве владела некоторыми монополиями. Ей принадлежала продажа питей, соли. Сверх того она собирала пошлины с продажи товаров, и она лишь одна торговала меховым товаром — «соболиной государевой казной», как тогда говорили. Это все были доходные казенные статьи. Но казна эксплуатировала их не своими чиновниками, а выборными людьми из городского общества. Городские общества обязаны были выбирать для эксплуатации каждой из этих статей «верных голов», т.е. присяжных ответственных руководителей с их присяжными помощниками «целовальниками». Верный голова выбирал доход из известной казенной статьи под своей личной имущественной ответственностью. Если он недобирал согласно составленной смете, он уплачивал недобор из своего имущества. В случае несостоятельности за него платил выбравший его городской мир. Гости несли самые тяжелые казенные повинности, производили торговлю наиболее дорогим казенным товаром и отвечали за неудачу торговли. Люди гостиной и суконной сотен выбирались в помощники гостям и в самостоятельные головы в города, где не велик был казенный оборот. Эта служба по казенному поручению была самой тяжелой повинностью, падавшей на высшее купечество столицы. Люди черных сотен и черных слобод составляли массу торгово-промышленного населения столицы. Легко заметить, что «гости» соответствуют нынешним коммерции советникам, люди «гостиной» и «суконной» сотен — нынешним мещанам. Так как сотни и слободы различались между собой родом промышленных занятий, то они похожи были на позднейшие цехи. Таков в кратком перечне состав торгово-промышленного населения столицы. Теперь остается описать состав посадского населения в провинциальных городах, состав сельского населения и, наконец, промежуточные слои, лежавшие между основными чинами. Из изложенного мною очерка уже можно видеть, как труден для памяти и скучен самый перечень мелких чинов, из которых сложилось общество в Московском государстве. Но изучение этого состава необходимо, чтобы понять основные начала, на каких строилось это причудливое общество. [42] B устной лекции было сказано: ...в действительности это значило до смерти холопа. Оно отличалось от кабального еще тем, что неволя возникала не из свободного договора самого невольника с господином, а из договора его родителей, или родственников, или мужа с последним. В жилое холопство отдавались жены и дети. Выражение Минина и Пожарского: «Заложим своих жен!» было не риторической фразой, а простым точным юридическим выражением. [43] Устно лекция закончена была словами: Для того чтобы не оставалась неясной эта дробность деления московского общества, я представляю таблицу чинов Московского государства. [44] Вместо «государем-правителем» было сказано: «политическим правителем». [45] Устно: Это характерное явление московского государственного права: исчезновение частных государевых холопов, какие были у удельного князя, как и у князей XII века. В Московском государстве в XV и XVI веках личные крепостные дворовые холопы слились с его свободными подданными. [46] Вместо слов: «местными представителями этой власти» в лекции было сказано: «носителями отдельных искр этой власти». [47] В устной лекции: ...чтобы не ошибиться в понимании явлений, следовавших за устройством нашего общества в XV и XVI веках. Итак, превращение лично крепостных государя в государевых подданных было тесно связано... [48] Устное изложение этого места значительно разнилось от того, которое, с продиктованными профессором вставками, предпочтено было им для помещения в литографированном курсе: В других странах мы знаем государственные порядки, основанные на сочетании сословных прав с сословными обязанностями, или основанные на сословных правах, не соединенных с обязанностями. Но и в первом случае сословные обязанности являются лишь политическими последствиями сословных прав. Такое отношение их выражалось в возможности отказаться от прав, слагая с себя при этом и обязанности. Политический порядок в Московском государстве основан был на сословной разверстке одних обязанностей, не соединенных с правами. Правда, обязанности соединены были с неодинаковыми выгодами, но эти выгоды не были сословными правами, а только экономическими пособиями к несению обязанностей. Таким образом, отношение обязанностей к выгодам в Московском государстве было совершенно обратно: выгоды здесь, напротив, были политическим последствием государственных обязанностей. Такое отношение выражалось в том, что подданный не мог отказаться и от предоставленных ему выгод потому, что этот отказ делал его неспособным нести обязанности. Служилый человек получал от государя в пользование землю — поместье. С этим пользованием соединено было несение ратной повинности. Он не мог отказаться от этой повинности, но не мог отказаться и от владения поместьем. Многие помещики бросали свои поместья и бежали в степи. Их возвращали и водворяли в поместьях, заставляя пользоваться своим правом. Такой своеобразный склад государственного порядка объясняется источником, из которого вытек последний. Этим источником было политическое объединение народа во имя внешней безопасности. Великороссия объединилась под властью Московского государя не в силу завоевания, а в силу народных опасностей, грозивших извне. Московские государи расширяли свою территорию и вооруженной борьбой; но то была борьба с местными правителями, а не с местными обществами. Поразив правителей княжеств или вечевую аристократию, московские государи не встречали отпора со стороны местных обществ, которые большей частью добровольно и раньше своих правителей тянули к Москве. Итак, политическое объединение Великороссии имело своим источником потребность борьбы для внешней обороны. Предметом законодательной разработки и стала разверстка тяжестей, которые налагала эта борьба, а не сословных прав, которые не вели к цели. Основание такого тяжелого политического склада прежде всего изменило отношение экономического деления общества к политическому — это другое общее основание, на котором стал созидаться московский политический порядок. В следующее время... [49] Вместо этих строк в устном изложении лекция заканчивалась таким образом: Таковы были общие основания сословного устройства в Московском государстве, вытекавшие из перемены значения власти московского государя. Этих общих оснований мы вывели два: 1) превращение договорных обязательств удельного времени в государственные обязанности, 2) разверстка государственных обязанностей между классами по хозяйственному состоянию каждого из них. Это последнее правило московская политика и прилагала к устройству каждого отдельного общественного класса. Из этих применений она выработала специальные приемы разверстки, которыми руководилась при раскладке государственных повинностей между лицами каждого отдельного класса. Эти специальные приемы разверстки я и покажу, переходя к изучению устройства каждого отдельного класса. [50] Начало XIII лекции до слов: «Руководясь формулированным...», как составляющее резюме предыдущей лекции, было профессором исключено для литографированного издания. [51] Фраза: «Напротив, непризнание... при виде этого беспорядочного склада» была исключена профессором для литографии. [52] До слов: «Из разверстки...» в устном изложении стояла фраза, выпущенная для литографии: Объясняя разверстку обязанностей ратной и служебной по чинам, я начну со второго положения сейчас изложенной формулы. [53] С этого места началась XIV лекция, но по логической связи оно присоединено профессором к предьщущей лекции. [54] В устной лекции: По-видимому, отношение бояр окольничих к боярам было такое же, какое теперь существует между генерал-лейтенантом и полным генералом. [55] В перечне княжеских фамилий, происходящих от удельных князей, после «Мстиславских» профессором названы были еще «Одоевские», но затем эту фамилию он велел вычеркнуть. [56] Первоначальная устная редакция: Справляясь о происхождении этих фамилий по родословным XVI века, находим, что это все потомки старинного московского боярства, родоначальники которого начали служить в Москве еще с конца XIII века. Чаще всего в списке окольничих являются коренные фамилии старого московского боярства с их отраслями: Морозовы с Поплевиными, Салтыковы и Шеины, Кошкины с Захарьиными, Юрьевы с родичами Колычевыми, Сабуровы с Годуновыми, Давыдовы с Бутурлиными, Челяднины и прочие. [57] Вместо «старое боярское гнездо» было «коренное боярское гнездо». [58] Вместо «говоря старым московским языком» было «по старому канцелярскому московскому выражению». Следующий затем перечень добавлен лишь в литографии. [59] B устной лекции: Бояре выходили преимущественно из знатнейших княжеских фамилий, служивших в Московском государстве, к которым присоединились немногие роды старого московского боярства. Окольничество принадлежало преимущественно старому нетитулованному боярству Москвы, которое успело спасти свое положение при наплыве новых знатных слуг в Москву. [60] Устно было сказано: Между слоями, из которых состояло это боярство, и разверстаны были различные функции приказной службы. Люди всех трех чинов были руководителями московской администрации, но они руководили ею не с одинаковым авторитетом. Важнейшие должности по военному управлению поручались боярам, военные должности второстепенные — окольничим; должности по гражданской администрации, финансовой и полицейской, возлагались преимущественно на думных дворян. Так разверстана была приказная служба по отечеству. Несколько иначе устроены были московские служилые чины или служба по московскому списку. В Думу, при ее нешироком численном составе... [61] Слова «с отметками при именах некоторых из них... по такому-то городу» добавлены уже в рукописи, а в устной лекции не были помещены. [62] С кафедры это место произнесено было таким образом: Стольники и дворяне, московские в мирное время вечно на посылках. Их назначают воеводами во второстепенные города, в свиту к послам, их посылают производить следствия по важным уголовным делам в различные части государства, на них возлагаются все особые административные поручения. Это были исполнительные орудия гражданского управления. Рядом с этим они занимали совершенно особое положение в военном строе: они все составляли значительный корпус стольников, стряпчих и других людей Московского списка, в котором бывало иногда более шести тысяч человек. Но они редко ходили массой в походы. Они занимали в армии значение офицеров. Часть их рассылалась во время похода по армейским полкам, состоявшим из провинциального дворянства. В этих полках они служили полковниками и головами, т.е. батальонными и ротными командирами. Другая часть составляла собственно Московский или «Царев полк» — это гвардия. Но не думайте... [63] Это место до конца лекции устно было изложено таким образом: Таким образом, московское дворянство составляло то, что мы называем генеральным штабом и гвардией. В полках провинциального дворянства — это батальонные и полковые командиры; в Московском «Царевом полку» — это вотчинники-командиры холопов. Чтобы видеть это двойственное значение московского дворянства, достаточно просмотреть некоторые цифровые списки 1681 года. Всего стольников и других людей московских чинов по спискам считалось 6 385, из них 3 761 человек рассеяны были по полкам провинциального дворянства в должностях полковников или батальонных командиров; 2 624 составляли московский гвардейский корпус, «Царев полк». Но они здесь командовали вооруженными холопами, которых было 21 тысяча с лишком, так что весь московский корпус состоял из двадцати четырех тысяч с небольшим. В составе этого почти двадцатипятитысячного корпуса люди московских чинов составляли незначительную долю, т.е. офицерский штаб. Так была разверстана приказная служба по слоям, на которые делилось московское дворянство. Совсем иная разверстка ратной повинности установилась чиновным делением в среде провинциального дворянства, к устройству которого мы теперь перейдем. [64] B устной лекции: На их опустелых вотчинах, конфискованных московским правительством, поселено было несколько служилых людей московских, которым и розданы были те вотчины в поместья. [65] B устном изложении: Поместья городовых дворян Московского уезда, рассеянные между этими крупными имениями, были довольно значительны. То же было и в соседних уездах. Чем дальше... [66] Устно: 1) Разбились старинные служилые общества, которые образовались еще в удельное время и из которых составлялись местные общества служилых вотчинников с образованием Московского государства. Безземельные слуги удельных князей... [67] Перед изложением третьего следствия разверстки службы по земле было добавлено: «Всего важнее третье следствие». [68] Слова «Поэтому владелец трехсот и т.д.» вставлены профессором для литографии. [69] Место это устно было изложено таким образом: Если каждый, владевший 150 десятинами земли, должен был ставить в поход одного вполне вооруженного конного ратника, то, с другой стороны, всякий служилый человек, ставивший в поход вполне вооруженного конного ратника, должен был иметь поместье в 150 десятин пахотной земли. Руководясь этой двойственной нормой, московское правительство и разверстало между провинциальным дворянством тягости ратной службы, и эта разверстка разделила провинциальных служилых людей на три чина, которые следовали в таком порядке: дети боярские городовые, дети боярские дворовые и дворяне выборные. Я сейчас объясню, прежде всего, происхождение самих этих чиновных званий, а потом происхождение самих чинов. [70] Вместо «не провели» первоначально было сказано «не выслали». [71]Устно: Изучение этих списков необыкновенно трудно благодаря капризной их системе, но приводит к любопытным выводам: из этого изучения можно познать приемы, какие применялись при разверстке службы и окладов между служилыми людьми. [72] В устной лекции было сказано: Такова была сложная оценка боевой годности. Она и выработала формулы, которые постоянно встречаем в десятнях. Так, окладчики говорили про служилого человека: «Собою добр, может служить дальнюю службу» (ходить в дальние походы); «Отечеством добр — отец его служил по дворовому списку»; а будет ли он в состоянии служить дальнюю службу, это зависело от того, каков он «своею головою», т.е. в каком состоянии его поместье или вотчина. Служилый человек, признанный добрым и «собою», и «по отечеству», и даже «по службе», иногда возражал разборщику, желавшему записать его в высший разряд, говоря: «На службе быть мне не с чего: бобылишки и крестьянишки мои худы, а сам я беден», и просил записать его в низший чин. Последняя фраза («Служилый человек... в низший чин») была профессором исключена в рукописи. [73]Первоначально было сказано: Городовым людям назначались оклады от 300 до 100 четей. По комбинациям поместного оклада и жалованья они разделялись более чем на двадцать статей. [74] Это место представляет собою устное изложение, и в литографированном издании курса профессор его исключил. [75] Эта фраза вставлена уже в литографии, в устной лекции ее не было. [76] С кафедры это место изложено было профессором таким образом: Надобно обратить внимание и на то, что губернии второй линии окаймляли центр не со всех сторон: это — цепь, но разогнутая к северу. В ряду этих губерний нет северных — ни Олонецкой, ни Новгородской; только Псковская примыкала к этой же линии. Но Псковская губерния с конца XVI века — со времени борьбы с Швецией — стала передовым постом самой напряженной борьбы на северо-западе. Губернии третьей линии, окаймлявшей вторую, — это вторая боевая цепь; в ряду ее звеньев есть только Новгородская губерния, но нет ни Олонецкой, ни Вологодской. Значит, цепь опять к северу не сходится. Это потому, что с севера не от кого было обороняться. Наконец, четвертая группа... Перерабатывая затем это место для литографированного издания, профессор первоначально привел его в такой вид: Надобно обратить внимание также и на то, что губернии, как первой, так и второй группы, не представляют вполне замкнутых колец: то и другое кольцо размыкалось на севере. Во второй группе нет Новгородской губернии, смежной с Тверской, как в третьей нет Вологодской, смежной с губерниями второй группы — Костромской и Ярославской. Только Псковская губерния, несмотря на свою отдаленность от Москвы, входила в первый пояс, ее окружавший. Это объясняется тем, что Псковская земля с половины XVI века становилась местом напряженной борьбы на северо-западе со Швецией. Оба кольца разгибались на севере потому, что там не от кого было обороняться. Наконец, профессором был предпочтен более сокращенный текст, который помещен в литографии и в настоящем издании. [77] Устно: Итак, что такое эти четыре линии? Эти четыре линии представляют нам степень напряжения боевых сил для защиты границ государства. [78] Здесь вставлен был вопрос: «Что представляют эти четыре ряда? Они говорят, что сильно защищен был...» [79] Эти строки вставлены уже в рукописи, в лекции не были произнесены. [80] Первая фраза лекции вставлена в литографии. [81] Устно: ...сбор последней был проще, чем сбор первой. Вот почему в круговой поруке за горожан уезда невыгодно было участвовать уездным крестьянам, и они, первоначально соединенные со своими городами в одно тяглое общество, в XVII веке стараются образовать свои особые миры. [82] B устной лекции в этом месте была вставлена следующая фраза: Во второй половине XVII века, после издания Уложения, составлен был закон 1657 г., назначавший смертную казнь даже за самовольный переход тяглого посадского человека из своего посада в другой. [83] Указанные строки добавлены уже для литографии. [84] Это место в устной лекции было изложено иначе: ...но рядом с ним были два вида личной зависимости, которые не причислялись к холопству: вольное ключничество и долговое закладничество. Свободные лица нанимались к землевладельцам на службу в должности сельских ключников на неопределенный срок, обыкновенно до смерти господина. Этот наем ставил слугу в личную зависимость от господина, но зависимость не холопью: вольные ключники всегда могли прекратить свою службу с соблюдением известных условий. Точно так же закладничество было... [85] В устной лекции было: Таким образом, вольное ключничество и долговое закладничество не были крепостными состояниями, видами холопства. До XVI века они и не носили на себе никаких признаков холопьей крепостной зависимости, но с XVI века появляются эти признаки. Вольное ключничество исчезает, заменяясь ключничеством по продаже: вольное лицо продавалось в ключники и служило господину до смерти последнего. Таким образом, ключничество из свободно прекращаемого обязательства превратилось в личную пожизненную крепость, продолжавшуюся до смерти господина. Этот новый вид холопства, как мы уже знаем, и получил название докладного. С другой стороны, с конца XV века является в нашем гражданском праве мысль, что личная временная служба за долг получала характер личной крепости, как скоро слуга временно... [86] Со слов «только эта служба — личная» следующие строки вставлены уже в рукописи. [87] Устно первоначально было сказано: В XVII веке источником кабального холопства, соединенным с погашением долга, стал не самый долг, а просто уговор о службе; долг получает лишь фиктивное значение. [88] Строки «Согласно... кабальному долгу» и «служилая кабала... продолжалась дольше» вставлены в рукописи. [89] Это место было значительно иначе передано в первоначальном устном изложении: Жилую неволю создавали следующие записи: запись с обязательством служить за рост и, по истечении известного срока или бессрочно, уплатив долг, выходить на волю. Далее: заживные записи, которые состояли в обязательстве известное число лет работать на заимодавца, заживая взятый долг — жилую ссуду, которая соединялась со ссудою скотом, семенами и с обязательством работать на господина на его земле; наемные отживные — с обязательством работать известное число лет на хозяина и по истечении срока получить от него условленную плату; записи закладные, состоявшие в том, что либо свободное лицо закладывалось в работу на известное число лет, либо закладывало своего сына, дочь, младших братьев, даже жену; наконец, жилые ученические записи, состоявшие в обязательстве человека, отдавшегося на выучку мастеру, известное число лет работать на него. Все эти виды жилой неволи развивались в XVII веке из основного принципа кабального холопства — вступать в неволю, назначаемую по уговору или условию. Это юридическое расчленение холопства, которое становится заметным с начала XVI века, и оказало могущественное действие на поземельные отношения крестьян к землевладельцам. Под влиянием кабального холопства свободные прежде крестьяне, жившие на владельческих землях, со второй четверти XVII века постепенно вступают в крепостную зависимость от землевладельцев.
|