Студопедия — Помощь антиосманским силам
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Помощь антиосманским силам






 

«Исследование истории морских походов казаков на Тур­цию, — по мнению Я.Р. Дашкевича, — дает возможность вы­явить своеобразную очередность: они усиливались в те годы, когда Турция впутывалась в новую войну на Востоке или на За­паде. Очевидно, Запорожская Сечь имела в своем распоряже­нии сведения о внешнеполитическом положении Турции и ис­пользовала их в стратегическом плане». В главе VI мы уже час­тично касались этого вопроса. В самом деле, казаки, и не только запорожские, были хорошо информированы о международных делах Османской империи. Даже по отрывочным источникам, относящимся к Войску Донскому, можно увидеть, что оно по­стоянно собирало соответствующую информацию и, конечно, затем ее анализировало в целях использования.

Приведем примеры только по одному году и в отношении Средиземноморья. В 1646 г. казаки захватили на море турец­кий «подвозок» (транспортное судно) вместе с чавушем, кади и другими людьми, направлявшимися из Стамбула в Азов, «а кото­рые... грамоты с чеушем были, и те... грамоты казаки взяли ж». Пленных допросили о столичных «вестях». Один из взятых в плен, «побусурманенный» русский мужик Мартын Григорьев, присланный затем в Москву, показал, что все войско Турции и все служилые люди из Кафы пошли под Мальту, что там, как говорят, побито турок «с 60 000 человек» и что русским послам в Стамбуле чинится «теснота» за присылку Москвой на Дон «воль­ных людей».

В том же году из Азова к казакам перебежали три татарина, которые рассказали о военных действиях на Белом море в ходе войны Турции «с немецким фрянским королем». О той же вой­не и боевых действиях под Мальтой сообщил «прикормленный» крымский татарин, приезжавший к донцам, после чего атаман станицы, которая направлялась в Москву, Т. Иванов говорил, что Азов объят паникой, ибо «помочи себе ис Царягорода не чают, для того что у турсково царя ныне война с шпанским ко­ролем, и посылает из Царягорода ратных людей на шпансково под Мальт». Ранее мы уже говорили о показаниях черкашенина Д. Мигалева, относящихся к тому же году и посвященных тем же военным действиям на Средиземном море.

Нет сомнений, что в итоге в руки казаков попадали самые разнообразные сведения о делах в дальнем зарубежье. Каса­ясь показаний одной из групп «выходцев» из османского пле­на, И.Ф. Быкадоров даже считает возможным утверждать: «Их сведения о политических делах в государствах Зап[адной] Европы показывают несравненно больший кругозор, чем та­ковой обрисовывается в отписках московских послов своему государю».

И конечно, для казаков была важна прежде всего оператив­ная информация о флоте и армии Турции. В.П. Загоровский полагает, что когда в 1651 г. донцы вновь активизировали свою военно-морскую деятельность, османский флот, занятый вене­цианской войной, «не противодействовал казакам», и они до­бились больших успехов. Хотя утверждение о «непротиводей­ствии» является значительным преувеличением, донцы явно учитывали положение на средиземноморском театре, а военные действия в том регионе облегчали казачьи набеги, в частности и в район Босфора.

Однако мы имеем дело со взаимосвязанными процессами и можем то же самое сказать об их средиземноморской составляю­щей: действия казаков на Черном море и Босфоре решительно способствовали усилению позиций западноевропейских против­ников Турции. Много сведений на этот счет содержится в мате­риалах посольства Т. Роу. Прежде чем обратиться к ним, напом­ним, что если Испания, Австрия, Венеция и ряд других госу­дарств были заинтересованы в ослаблении Османской империи, смутах и мятежах на ее территории и казачьих набегах на ее зем­ли, то французское и особенно английское правительства стре­мились направить силы Турции против своих европейских со­перников — Испании и Австрии — и потому воспринимали дей­ствия казаков на Черном море и Босфоре, отвлекавшие эти силы, как сильную помеху собственным стратегическим интересам.

Именно по этой причине Т. Роу писал: «Если бы казаки ос­тавили нас (в Стамбуле. — В.К.) в покое, то это было бы все, что я желаю», — а позже желал им «небольшой удачи» в случае при­хода на Босфор. Из-за того, что «нашествия казаков... удержи­вают армаду (турецкий флот. — В. К.) на Черном море к великой выгоде Испании», дипломат пытался содействовать правитель­ствам Турции и Польши в урегулировании их отношений, а 2 ок­тября 1625 г. вручил великому везиру свое «Рассуждение о дого­воре Испании с великим синьором», где, имея в виду заинтере­сованность Испании в казачьих набегах, прямо говорил об одном предполагавшемся пункте документа: «Что король Испании бу­дет способствовать королю Польши удерживать казаков, более нелепо, чем сон».

Не удивляет в связи с этим, что в бумагах Т. Роу мы часто встречаем весьма недовольные реплики по поводу отвлечения османского флота из Средиземноморья. «Казаки, — писал дип­ломат Э. Конвею 21 февраля 1624 г., —... заставят нас пробу­диться...» Поскольку капудан-паша готовит «армаду» против них, «Средиземное море будет два года без турецкого флота; до сих пор испанцы этого не замечают». Спустя год, в феврале 1625 г., посол информировал того же адресата о подготовке османской «армады» для обороны черноморского побережья от казаков и замечал, что «таким образом Средиземное море будет свободно (от присутствия султанского флота. — В.К.) и испанец свобо­ден, который... использует эти неурядицы в своих собственных целях». Известно, что в 1625 г., когда состоялся поход казаков с Яхьей, капудан-паше, по сведениям Т. Роу, пришлось выйти в Черное море, собрав «все галеры Архипелага».

Еще через год, в апреле 1626 г., посол писал герцогу Д. Бэкингему, что поскольку турецкая «армада» приготовилась за­щищать черноморские берега и Босфор, «Средиземное море будет свободным к великому удовлетворению испанца». Нако­нец, 22 марта 1627 г. в письме Т. Роу Э. Конвею появляется при­ятное известие: «Капитан-паша кончает готовить два флота, один меньший, чтобы охранять Черное море, другой — чтобы навес­тить самолично Средиземное море, что весьма необходимо...» Выразив надежду, что он это сделает, посол, однако, далее сооб­щал, что татары недавно вторглись в Польшу и возвратились с добычей и 6 тыс. пленных, а казаки, «довольные поводом», го­товят 200 «фрегатов» «для отмщения». «Если этот слух подтвер­дится, то вся сила этого города (Стамбула. — В. К.) будет обра­щена на защиту, и моря Леванта будут оставлены...»

Подобные отвлечения сил турецкого флота и армии наблю­дались и до 1620-х гг., и в последующий период. В 1614г. в свя­зи с казачьими нападениями на города Анатолии османское командование было вынуждено перебросить на Черное море свою «армаду» из Дарданелльского пролива. Мы уже отмечали, что только слухи 1646г. о приготовлении Польши к войне и намерении короля послать запорожцев вплоть до Стамбула за­ставили турецкое командование ослабить натиск на Венецию. Действия казаков у Румелии 1652 г. понудили Стамбул «крайне спешно оттянуть на Черное море» часть своего флота, находив­шегося в Дарданеллах, на венецианском театре военных дей­ствий.

Из-за казачьей угрозы султаны и их военачальники не раз отказывались от проведения средиземноморских операций, в том числе уже начинавшихся.

Капудан-паша, рассказывает «Всеобщая история о мореход­стве», в 1611—1612 гг. «с нетерпением выдерживал... нещастия», связанные с успешными операциями против турок тосканско­го, мальтийского и неаполитанского флотов. «Для отвращения оных выступя из Константинополя (в 1612 г. — В.К.) с 33 гале­рами, он приказал всем архипелажским пашам собраться к нему со всеми галерами, какие можно было найти. Но между тем, как он таким образом готовился к освобождению городов (куда втор­глись средиземноморские неприятели. — В.К.)п, от ужаса при­нужден был оставить сей поход и итти против русских морских наездников, которые, вышед из всех устьев впадающих в Черное море рек, опустошали султанские области, простирающиеся по берегам сего моря».

В письме Мурада IV польскому королю Сигизмунду III от сентября 1628 г. (нового стиля), т.е. уже после летнего нападе­ния донцов и запорожцев на Босфор и других казачьих набегов этой кампании, говорилось, что люди из османских владений, как румелийских, так и анатолийских12, жалуются на большие «шкоды» и разграбление поселений со стороны казаков, вышед­ших в море с немалым числом лодок. По этой причине, заявлял султан, мы, отказавшись от отправки флота на Белое море, по­слали везира и капудан-пашу Хасан-пашу для ликвидации тех «негодяев» и охраны жителей от дальнейших «шкод». В письме королю от каймакама приводилась та же информация с указа­нием на множество казачьих лодок и разграбление и сожжение казаками многих поселений и с добавлением, что флот уже был отправлен на Белое море, но властям пришлось снова послать корабли на Черное море13.

Средиземноморские противники Османской империи ис­пользовали отвлечение ее сил на защиту от казаков для активи­зации собственных действий. В 1624 г., во время сильных каза­чьих набегов на Босфор и Прибосфорский район и борьбы капу-дан-паши с казаками и крымскими «мятежниками», «пришли в движение» мальтийцы, которые «взяли у корсаров Берберии пять больших кораблей», уведенных затем на Мальту вместе с коман­довавшим ими Османом Рейсом и 350 пленниками.

«В то время как все морские силы были заняты (действия­ми против казаков. — В. К.), —доносил 2 июня 1627 г. Т. Роу, —... Архипелаг был оставлен без защиты, и шесть галер, как мы полагаем, великого герцога (Тосканского. — В.К.) пришли к устью Геллеспонта и взяли один галион и много меньших ко­раблей каирского флота... сообщают о добыче в миллионы. Эта тревога заставила великого синьора послать на Черное море, и немедленно из армады были выделены 12 галер и посланы ис­кать христиан, которые, я не сомневаюсь, ушли со своими бо­гатствами».

В 1620-х гг. турецкий корсар Азан Калефат, имея эскадру кораблей и «сделавшись страшилищем на море, перелетывал туда и сюда с такою быстротою, что, кажется, в самое короткое время везде получал новое бытие», но, оставшись без необхо­димой поддержки османского флота, в конце концов был раз­бит соединением из восьми неаполитанских, четырех тоскан­ских и трех папских кораблей. «Во время сих неприятельских действий, происходивших на Средиземном море, — подчер­кивают французские авторы, — Амурат (Мурад IV. — В. К.) терпел непрестанное беспокойство от Козаков и сколько ни ста­рался их усмирить, но все усилия обращались всегда к собствен­ному его вреду».

Под влиянием успешных казачьих набегов на Босфор ряд осведомленных западноевропейцев высказывал сожаление о не состоявшемся одновременном и мощном наступлении на Ос­манскую империю с юга. Мы уже приводили высказывания на этот счет, сделанные М. Бодье после событий 1624 г.: Среди­земное море находилось тогда без защиты, и был удобнейший случай для нападения христианских стран на Турцию. «В то вре­мя, — вторит названному автору " Всеобщая история о мореход­стве", — конечно бы решилась судьба империи Оттоманской, естли бы христиане в толь благоприятных обстоятельствах учи­нили на нее нападение». Однако в рассматриваемое время по­литика Франции и Англии в отношении Турции и казаков, как мы знаем, была совершенно иной.

Казачья морская война оказывала также воздействие на со­бытия персидско-турецкого фронта, и ситуация в «связке» чер­номорских и босфорских набегов казаков с делами Персии была похожа на европейскую. Обычно считают, что донские войско­вые власти выступали против казачьих разбоев на персидском побережье Каспия под давлением Москвы или из-за нежелания ссориться с нею. Но эта позиция имела и еще одну, не менее важную причину. Стратегические интересы Войска Донского требовали не ослабления Персии, а усиления ее действий про­тив Турции. В свою очередь, операции казаков на Черном и Азов­ском морях и на Босфоре оттягивали на себя османские силы, предназначавшиеся для борьбы с персами.

Еще в 1590 г. венецианский посол в Стамбуле Джеронимо Липпомано сообщал дожу о послании Мурада III английской королеве Елизавете, из текста которого вытекало, что во время закончившейся в том году многолетней турецко-персидской войны казаки сильно беспокоили Османское государство напа­дениями на его территорию и что только теперь, по завершении войны, султан оказался способен и намеревался наказать каза­ков.

Точно так же в качестве отвлекающего фактора запорожцы и донцы выступали и в ходе войн Турции с Персией 1600— 1610-х гг., азатем затрудняли положение Османской империи в персидской войне, которая велась с 1623 г. «Турция, — пишет об этом времени и действиях запорожских казаков А.А. Ново­сельский, — не могла сосредоточить своего внимания и своихсил для борьбы с Персией». Английское посольство в Стамбуле в 1624 г., перед первым и самым мошным казачьим нападением этого года на Босфор, указывало, что туркам приходится вести войну не только на главном персидском направлении, но и на черноморском казачьем тоже.

В следующем году в связи с набегами запорожцев и донцов на Трабзон, Самсун и Синоп османскому правительству при­шлось перенацелить часть армии Илез-паши, которая, по сло­вам бежавшего из плена сапожковского казака Алексея Василь­ева, имела будто бы 100 тыс. человеки шла под Багдад, занятый персами, а теперь была вынуждена направить свои силы от То-ката и Сиваса к побережью Черного моря. Это сильно осложни­ло для Турции обстановку на персидском фронте.

Н.Л. Янчевский, говоря об изложенных событиях, даже ут­верждает, что таким образом Москва руками казаков «оказала существенную услугу» своей союзнице Персии. Впрочем, у это­го автора получается, что и Азов в 1637 г. был взят казаками по команде Москвы ради помощи персам.

Мы уже цитировали депешу Ф. де Сези Людовику XIII от 8 мар­та (26 февраля) 1626 г. о намерении султана лично идти на Пер­сию и уговорах сановников не оставлять Стамбул из-за татарско-казачьей угрозы. Несколько позже, но в том же году Э. Конвей информировал Т. Роу, что князь Трансильвании и бывший вен­герский король Бетлен Габор советует туркам заключить мир с персами, чтобы использовать все свои силы против Польши и для обеспечения собственной безопасности от казаков.

«Казачья карта» имела вес и на Кавказе. Приближенный имеретинского царя Александра III Рамазан, вернувшийся 19 июля 1651 г. из Мегрелии, говорил московскому послу Н. То-лочанову, что тамошний правитель, вассал Турции Леван II Да-диани, как только «послышал» о набеге донских казаков к Стам­булу, «почал быть от них в болшой боязни», а в Мегрелии вооб­ще полагают, что «будет и он под государьскою высокою рукою (русского царя. — В.К.), только изволит царское величество на него... послать с Дону казаков, а царь (Имеретин. — В.К.) от себя своих ратных людей». Затем Александр прямо просил при­слать донцов, чтобы «с неприятели своими управитца» и рас­ширить пределы Российского государства.

9 октября 1651 г. правитель Имеретии подписал крестоцеловальную запись о переходе страны «под высокую руку» мос­ковского царя, а на следующий день направил в Москву посла­ние, в котором буквально умолял ее оказать помощь донскими казаками против «врага христианства» Дадиани. «Если государь сжалится над нами и захочет, — говорилось в послании, — сто­ит ему только приказать донцам, и он овладеет Черным морем и этим устроит сообразно желанию своему константинопольские дела».

Уже отмечалось, что даже весьма далекие от Средиземно-морско-Черноморского бассейна государства пытались исполь­зовать в своих интересах отвлечение Турции на борьбу с казака­ми. У Т. Роу среди таких стран прямо называется Швеция.

«Угнетенному христианству, — заявлял в 1621 г. митропо­лит Иов, — несомненно, во всем мире никто после Бога не ока­зывает таких великих благодеяний, как греки окупами (выку­пом пленных. — В.К.), испанский король своим сильным фло­том, а Войско Запорожское своею храбростью и победами...» Казачьи набеги на Турцию и Стамбул оказывали влияние и на развитие освободительного движения различных народов мно­гонациональной Османской империи, которая была вынужде­на бросать вооруженные силы на его предотвращение и подав­ление.

«Успешные военные действия казачества на Черном море, — справедливо замечает Б.В. Лунин, — не могли не поднимать морального духа тяжко порабощенных турками балканских сла­вян и вселяли в них чувство надежды на предстоящее освобож­дение от султанского ига». Это мнение разделяют и болгарские историки. Так, В. Гюзелев, сказав о набегах запорожцев и дон­цов «до самого Стамбула», добавляет, что они поддерживали в населении Болгарии «дух непокорности», а Иван Снегаров пи­шет об огромной популярности там русских, в частности в XVII в., чему способствовали казаки своими частыми нападе­ниями на Царьград и черноморские города.

Мы говорили ранее о проявлении сочувствия казакам со сто­роны представителей греческого и армянского населения импе­рии. В 1621 г. иерусалимский патриарх Феофан обратился к ук­раинским казакам с призывом поддержать польского короля в предстоявшей войне с Турцией. «Ярмо турецкой неволи, — от­мечалось в обращении, — грозит отчизне вашей от рук главного врага всего христианства. Станете в помощь отчизне и славу снис-каете Войску своему». Население и иногда даже правители под­властных османам стран, в частности Мегрелии и Гурии, всту­пали во взаимодействие с казаками.

Павел Алеппский, араб по происхождению, современник казачьих морских экспедиций и очевидец их последствий, в томчисле в Прибосфорском районе, рассказывавший о суровости и жертвах этих набегов, тем не менее замечал: «Татары трепещут перед ними (донцами. — В.К.)... Так как татары — наказание для христиан, живущих вокруг них, то Бог послал на них этих [казаков] в возмездие им (да увеличит Бог их силу над ними!). Также и турки на Черном море боятся казаков...»

Это была распространенная точка зрения среди христиан, поскольку и у митрополита Иова читаем: «Бог содержит их (ка­заков. — В.К.) и ими управляет; как некто написал, Бог татар положил на земле как некий молнии и громы и ими навещает и карает христиан, так и казаков низовых, запорожских и донских положил он другими молниями и громами живыми на море и на суше, чтобы ими страшить и громить неверных турок и татар».

И запорожцы, и западноевропейские дипломаты конца XVI в., как мы знаем, были уверены в присоединении к казакам, если их сильное войско появится на Дунае, тамошних христи­анских народов, которые «не в состоянии переносить долее тяж­кое турецкое иго». Но также полагали и в более позднее время, и на этом, мы помним, строил свои планы Яхья, у которого, правда, целью являлся Стамбул. Сами турки на протяжении большей части XVII в. сильно опасались соединения с казаками христианского населения столицы и всего государства.

Отсюда проистекали подозрительное отношение властей к ряду предстоятелей православной церкви в Турции и отвлече­ние сил и средств на раскрытие соответствующих «враждебных заговоров».

В середине 1620-х гг. обвинению в заговоре подвергся кон­стантинопольский патриарх Кирилл Лукарис, оклеветанный, как считают, иезуитами, с которыми он вел борьбу.

Согласно Е.М. Овсянникову, ссылающемуся на книгу анг­личанина Смита, которая была издана в Лондоне в 1708 г., в феврале 1625 г. в Стамбул с тайными поручениями от Конгрега­ции пропаганды веры прибыли агенты-иезуиты. Первый из них, упоминавшийся выше Берилль, как писал Смит, должен был «внушить турецкому правительству, что благодаря содействию и убеждениям Кирилла были возбуждены к войне с турками ка­заки, подчиненные патриарху Константинопольскому в духов­ных делах», а второй обвинял Кирилла в том, что тот, имея тай­ные сношения с Испанией, препятствовал заключению турецко-испанского союза. Под войной подразумевался в первую очередь набег на Босфор, совершенный казаками в 1624 г., од­нако они подлежали духовному ведению московского, а вовсе не константинопольского патриарха, хотя он и имел авторитет в среде украинского казачества.

Т. Роу относит начало подрывной операции на год раньше и говорит, что для ее осуществления Рим прислал трех агентов: помимо названного Берилля, который должен был, как говори­лось, поднять казаков именем патриарха, еще некоего миряни­на, имевшего задачу пропагандировать «мир для испанца», и «иезуита-грека, практичного прозелита, обученного в Риме, по имени Канаки Росси».

«Отважные русские казаки, — излагает события Е.М. Овсян­ников, — приплыли на судах к Босфору, опустошили берега его и выжгли несколько селений в окрестностях самой столицы. Страх объял турок при виде столь грозного и неожиданного не­приятеля. Пользуясь всеобщим смятением, иезуиты поспеши­ли оклеветать Кирилла Л укариса как виновника этого государ­ственного бедствия». По словам цитируемого автора, они «вну­шили правительству, что полчища казаков, угрожавшие столице, исповедуют греческую веру, что патриарх, глава православного народа, не раз посещал их земли (очевидно, этим клеветники намекали на пребывание Кирилла Лукариса в Юго-Западной Руси, в Молдавии и Валахии) и имел тайные сношения с их предводителями, что если они осмелились теперь явиться в виду самого Константинополя, то сделали это именно с тою целью, чтобы возмутить греков и побудить их к восстанию, о чем будто бы помышлял и патриарх».

Согласно сведениям Т. Роу, Кирилла и его окружение обви­няли в том, что они хотели втянуть греков в мятеж, а «многие из них посланы к казакам, чтобы побудить их к соединению по случаю экспедиции великого синьора в Азию и таким образом изгнать его навсегда из Европы».

Великий везир уже был готов поверить этим обвинениям и обрушить свой гнев на патриарха. Но скоро обстоятельства пе­ременились не в пользу клеветников: казаки отступили, в Стам­буле все было спокойно, а в защиту Кирилла выступили послы двух протестантских стран, Англии и Голландии, с которыми он поддерживал связи, видя в протестантах союзников по борь­бе с католицизмом.

Патриарху удалось оправдаться, однако, как считает Е. М. Ов­сянников, воспоминание о клевете, «по-видимому, глубоко запало в душу султана Амурата (Мурада IV. — В, К.): 15 лет спу­стя после этого, когда казаки стали снова угрожать Константи­нополю, жестокий султан велел предать Кирилла Лукариса смерти». В действительности трагедия случилась через 14 лет после первого обвинения, и речь теперь шла не о конкретной угрозе именно османской столице, а об общей угрозе империи в целом в связи со взятием казаками Азова; впрочем, мы по­мним, что в Турции тогда ожидали массированного нападения на Стамбул.

По словам Е.М. Овсянникова, враги Кирилла подкупили «огромными подарками» везира Байрам-пашу, пользовавшего­ся особым благоволением падишаха. Когда последний отпра­вился в Азию для завоевания Багдада, Байрам-паша «донес от­сутствующему султану, что патриарх Кирилл Лукарис пользует­ся весьма большим авторитетом у греков, что по его наущению казаки недавно взяли приступом город Азов, что он человек зло­намеренный, что в особенности должно опасаться, как бы он теперь, когда Константинополь не имеет войска, не возбудил греков к восстанию, что все эти опасения исчезнут, если Ки­рилл будет предан смерти. Султан, взбешенный гневом и подо­зрениями, уступил его советам и произнес роковой приговор о смерти, весьма скоро доставленный гонцом в Константинополь». Патриарх, схваченный янычарами, 27 июня 1638 г. был поса­жен в лодку, в ней удавлен и выброшен в море.

В 1657 г. обвинение в заговоре повторилось в отношении другого константинопольского патриарха, Паисия, но на этот раз оно сразу повлекло за собой убийство предстоятеля и, кроме того, резню стамбульских греков.

По рассказам ее очевидцев, сына боярского Никиты Псаре-ва, бывшего полоняника, и нескольких греков, бежавших из ту­рецкой столицы, дело развивалось следующим образом. Патри­арх и митрополит будто бы «писали грамоты... и печати прило­жили, и послали тайным обычаем самых худых людей, чтоб ни опознали их». Одного направили в Москву, адругого к венеци­анскому флоту и конкретно к патриаршему брату Антону, кото­рый в 1656 г. бежал из Стамбула в Венецию, стал военачальни­ком у венецианцев и успел побить «многие тысячи» турок. Пер­вому гонцу удалось выбраться из столицы, а второй был задержан на пристани армянскими купцами и вместе с найденной у него грамотой доставлен к везиру и султану.

В бумаге, написанной митрополитом, но подписанной Па-исием с приложением его печати, излагался план восстания в Стамбуле и вступления в город венецианцев. Антону предлага­лось заключить союз с московским царем, вместе выступить против Турции и освободить Константинополь. «И вы, — говорилось в грамоте (в передаче Н. Псарева), —...пойдитя против турок не боясь, потому что... турок стало немного и многим... людем в собранье быть неоткуды». Достаточно будет появления венецианских кораблей на Босфоре и разгрома «людей первых, которые выйдут против вас навстречу», как христиане поднимут восстание в Стамбуле, и войска Венеции овладеют им без боя.

Содержание письма в Москву неизвестно, но если оно име­ло место, то можно не сомневаться, что в нем упоминались каза­ки, так как с российской стороны только они, ударив по Босфо­ру, могли сыграть действенную и важную роль во взятии Стам­була.

Патриарх и митрополит, призванные к Мехмеду IV и вези­ру, признали, что перехваченная грамота принадлежала им, ска­зав при этом: «... видят... и сами (султан и везир. — В.К.) то,что так случилось». По повелению Мехмеда 25 марта Паисия зако­лоли кинжалом и бросили в море, митрополита повесили, а гре­ческому населению столицы, заперев городские ворота, устрои­ли резню. Турки клялись вырезать греков всех до единого, не жалея и грудных детей. Везир приказал убивать греков и в дру­гих городах, и только опасение сильной смуты во всей стране и просьбы янычар греческого происхождения остановили эту вак­ханалию. Однако и после 25 марта, как говорили в Крыму гре­ческие купцы, в Стамбуле думали «греков побить всех».

Г.А. Санин, изучавший эту историю, подозревает, что пере­хваченное письмо являлось подложным, и указывает, что бук­вально на следующий день после казни Паисия, 26 марта, «под­купался у царя и у визиря армейский патриарх (историк думает, что вряд ли речь идет о католикосе, но, вероятно, о стамбуль­ском епископе армянской церкви. — В.К.)... чтоб не быть в Ца-регороде и в Еросалиме патриархам греческим для... того, что они ему, турскому царю, и всем турком не доброхоты», и пред­лагал везиру 400 тыс. талеров за получение иерусалимского пат­риаршества.

Само же дело Паисия Г. А. Санин расценивает как, «возмож­но, существовавший, но неудавшийся заговор православного населения Константинополя против османов», однако добав­ляет, что категорически говорить о подготовке восстания нельзя, так как для этого слишком мало фактов, и что константино­польские патриархи в XVII в. фактически не выступали против османского режима. Резня же могла быть и следствием реально существовавшего заговора, и «мерой безопасности» правитель­ства, разрядившего таким способом обстановку.

Но в Османской империи нередки были и вполне реальные антиосманские выступления. Участники некоторых из них на­деялись на помощь казаков и обращались за нею. Достаточно вспомнить просьбу восставших сербских «капитанов» 1654 г.: воодушевленные венецианскими победами над турками и силь­ным набегом донцов на Босфор, они просили о помощи укра­инских казаков. В 1647 г. лазы на нескольких десятках лодок пытались соединиться с казаками, которые взяли крепость Го-нио, а затем были осаждены в ней турками. За эту попытку гру­зинские земли подверглись жестокому наказанию со стороны Османского государства.

Казачьи действия нередко способствовали усилению само­стоятельности «мятежных вассалов» Турции и прямо отвлекали османские силы от их подавления.

Мы уже отмечали, что в 1621 г. Осман II из-за неопределен­ности польских дел и опасения набега казаков на Стамбул отка­зался от желания возглавить поход против эмира Сайды. Под­писав в 1624 г. договор о союзе и взаимопомощи с Шахин-Гиреем, Войско Запорожское далее до конца 1620-х гг., действуя вместе с донскими казаками, связывало на Черном море и Бос­форе значительные силы турок и хотя обеспечивало собствен­ные интересы, но одновременно тем самым оказывало помощь «мятежной Татарии», не говоря уже о прямом участии казаков в военных действиях крымцев против османов на самом Крым­ском полуострове. Не случайно поэтому ряд историков расце­нивает казачий набег на Босфор 1624 г. как «очень эффектив­ную» помощь Крыму.

В 1630-х гг. в результате военно-морских операций казаков отказалась от выплаты дани туркам Мегрелия. Османские суда, заявил в 1640 г. русскому послу Федоту Елчину представитель Левана II, «не бывали к нам... со ста четыредесят четвертого году (с 1635—1636 гг. — В.К.), а морем, говорят, потому... оне к нам не ходят караблями, что боятца казаков; с тех... мест мы им и дани не даем»14.

По сведениям, исходившим от князя Трансильвании Ракоци Дьёрдя II, в 1658 г. татары, которые должны были по повеле­нию султана напасть на эту «мятежную» страну, были разбиты «московитами и казаками», и вообще в названном году внешне­политическое положение Трансильвании значительно улучши­лось прежде всего потому, что «казаки выходили со многими челнами на Черное море не только для нападений на татарскую страну, но и на саму Турцию».

Власти и сановники Польши, равно как и Османской импе­рии, обвиняли казаков в том, что их набеги вызывают ухудше­ние польско-турецких и польско-крымских отношений и ответ­ные наступательные действия империи и ханства. Сами короли не раз утверждали, что причиной осложнений в отношениях Речи Посполитой и Турции являлось казачье «своеволие». С. Жол-кевский заявлял, что набег крымцев на Подолье и Волынь в ав­густе 1615 г. был ответом султана, разгневанного на запорож­цев за босфорский поход.

Противостоять падишаху и бороться с ним невозможно, и потому остается лишь безропотно терпеть — такие настроения были широко распространены в правящих кругах Речи Поспо­литой.

«Стоять одной Польше против этого владыки Азии, Афри­ки и большей части Европы, — говорил в сейме, упрекая каза­ков за сожжение Очакова, писатель Оржельский, — все равно, что одному человеку против сотни человек. Первая проигран­ная битва погубит нас, а он выдержит и пятнадцать. И то надоб­но помнить, как с ним обходятся другие потентаты (правите­ли. — В.К.). Сколько он отнял у генуэзцев, сколько у венетов! Великому испанскому монарху разорил Гулету и разные другие делает досады, — все терпят! Молчали и наши предки, когда он отнял у них Молдавию: решились лучше рукавом заткнуть дыру, нежели целым жупаном».

Что касается московского правительства, то оно также по­стоянно и порой гневно высказывало свое недовольство в адрес донских казаков, обвинявшихся подобным же образом в ухуд­шении русско-турецких и русско-крымских отношений15.

Тогдашние «сановные» обвинения казаков во втягивании Польши и Руси в конфликты с Турцией фактически находят поддержку и у некоторых историков. Запорожцы, всерьез уверя­ет П.А. Кулиш, «своими разбоями в турецких владениях не да­вали Польше обезопасить юго-восточную границу». По С.М. Со­ловьеву, «польза от козачества перевешивалась вредом, ибо ко-заки не ограничивались только делом пограничной стражи, но... нападали на соседей и тогда, когда государству это было вредно, нападали морем на турецкие владения и вовлекали оба государ­ства, особенно Польское, в опасную вражду с Турциею»16.

Между тем многие в Польше XVI—XVII вв. прекрасно по­нимали, кто начал агрессию и кто отвечал на разорительные турецко-крымские походы, какова роль казачества в противо­стоянии этому страшному натиску. Именно в том 1618 г.,когдаканцлер на заседании сейма «громил» запорожцев, Кшиштоф Пальчовский в брошюре с характерным названием «О казаках, ликвидировать их или нет: рассуждение» приводил интересные факты и соображения об османской экспансии и казаках.

«Не было у персов казаков, — писал он, — а все-таки [турок] у них Ассирию и Месопотамию силой отнял в году 1537 и до настоящего времени с ними воюет. Не было у греков казаков, а все-таки, взяв от них вознаграждение и будучи призваны от них на помощь против болгар, [турки] изменнически ими овладели и до настоящего времени ими владеют. Не было у венетов каза­ков, а все-таки у них в году 1499 Метону и Корону (Модон и Корон в Греции. — В.К.) без всякого права взяли... А в недавние времена Кипр у них [султан] отнял. Не было у венгров казаков, а все-таки у них турки половину королевства отняли...

А с нами в какой же дружбе были? Начиная с того времени... как турки Константинополем овладели, вплоть до того време­ни, как казаки появились (по автору, в самом начале XVI в. — В. К.), почти каждый год если не турки, так татары по их под­стрекательству, а иногда и жалованье от нас взявши, нам очень вредили».

Выше уже цитировался Б. Папроцкий, который еще раньше замечал, что «русские» — казаки и украинцы — без всякого уча­стия и помощи шляхты защищают христианский мир и пре­граждают турецкую агрессию в польском направлении.

Собственно говоря, иные турецкие сановники и не считали нужным скрывать агрессивные замыслы и действия своего госу­дарства. «Мы виновники всех войн, — восклицал великий везир Мере Хюсейн-паша, обращаясь к Реджеб-паше на мюшавере в 1623 г., — а не они (поляки. — В. К.), всегда сохранявшие друж­бу с нами. Мы же насылали татар, напрасно напал на них (поля­ков. — В.К.) Осман, которому я говорил, что не покорит их. Чего же ты хочешь? Чтобы они сидели сложа руки, когда татары на них будут нападать?»

«Если бы не гьяуры-казаки, — полагали в Стамбуле, — Тур­ция могла бы вовсе не думать о защите поднестровских колоний своих, об обороне черноморских берегов и всею своею силою устремилась бы на крушение християнского мира. Тогда бы об­разовался калифат, вполне достойный наследников пророка: все короли платили бы харач (налог с немусульман. — В.К.) султа­ну, и даже повелитель Сибири (московский царь — В.К.) вер­нулся бы под ярмо, из которого так ловко освободили шею свою его предки (имеется в виду ордынское иго — В.К.)».

В обстановке турецко-татарской агрессии казачество, даже по мнению П.А. Кулиша, считавшего его разрушительной, ан­тигосударственной силой, которая вредила интересам Польши, все-таки «было своего рода нидерландскою плотиною, сдержи­вавшею опустошительную стихию». Будучи в глазах историка варварами, казаки не давали мусульманскому варварству «раз­литься беспрепятственно по русской почве».

Тесную связь казачьих морских походов, в том числе и бос­форских, с татарскими набегами, которые поощрялись и часто инициировались Стамбулом, видели многие современники. Тот же Т. Роу при всем его негативном отношении к действиям каза­ков признавал, что их нападения на Босфор можно рассматри­вать как месть татарам, и полагал, что Польша никогда не смо­жет обуздать казачество, «покататар... не удержат».

Несмотря на обвинения С. Жолкевского и других сановни­ков в адрес казаков польские дипломаты на переговорах с турец­кими властями, отбиваясь от гневных укоров в потакательстве казачьим «разбоям», должны были сравнивать набеги казаков и татар, и «счет» получался не в пользу последних.

В 1623г. польский дипломатический агент в Стамбуле Кшиштоф Серебкович заявлял везиру: «Как вам не стыдно жа­ловаться на то, что несколько тясяч казаков, о чем я не знаю наверняка, но, как вы говорите, ворвались в Крым и нанесли вам ущерб. Что же мы должны делать, когда ваши своевольные тата­ры в прошлом году десять раз нападали и постоянно опустоша­ли земли Речи Посполитой?» На заседание Дивана привели ка­заков, захваченных с несколькими чайками, и везир заметил агенту: «Попробуй скажи, что это не ваши», — но получил от­вет, что это донские казаки, а «если и наши», то в пяти чайках по 40 человек в каждой всего было 200 казаков, тогда как «татары нападают по 20—30 тысяч человек»17.

Речь Посполитая боролась с запорожцами всякими средства­ми вплоть до информирования Стамбула о выходах казаков в море, однако, как замечал в том же XVII в. П. де Вансьен, и пользовалась ими «для обр







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 428. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия