Метод «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ»!
3. Сущность воспитания. Его психологические основы, движущие силы, закономерности, принципы. Психологические основы: воспитать человека- это значит формировать его знания, убеждения, чувства, привычки, темперамент. Воспитание - это процесс интеоризации (перевод внешних знаний и опыта во внутренний духовный план личности. Педагогическая характеристика процесса воспитания: это процесс длительный, многофакторный, концентрический. Воспитание процесс более сложный, чем образование, он может начинаться с чувств. Макаренко писал, что воспитание легкое и счастливое дело, легче его нет. Что каждый человек может стать учителем. Процессы, характерные для воспитания (противоречия) 1. между имеющимся опытом личности и новыми задачами, которые возникают в процессе жизни, мы должны овладеть новыми 2. между силами ребенка и их применениями (у Сухомлинского конкурс - кто больше сделал за день 3. между уровнем притязаний (который м.б. завышен) и реальными возможностями 4. между духовным развитием личности, её склонностями и усилиями их развития. Закономерности воспитания. 1. «Воспитание тем успешнее и эффективнее, тем разумнее и правильнее организованна жизнь и деятельность ребёнка» 2. Воспитание тем успешнее, тем более соответствующее отношение оно вызывает. 3. Внутреннее изменение личности. внешнее должно стать внутренним. Чтобы воспитать какое-либо качество в человеке, надо личность поставить в такие условия, чтобы это качество проявлялось и закреплялось (Макаренко -точность - собрание не в 5.00 а в 4.58) 4. внутреннее богатство личности зависит от богатства содержательности духовной жизни окружающих её людей (важно, что происходит дома, какие традиции 5. до подросткового возраста общее развитие определяет индивидуальное развитие, а далее наоборот (ребёнок пробует себя в музыке, спорте, а затем делает выбор. Принципы воспитания: это исходные положения в которых выражены требования к методам организованности и отчасти воспитания, где отражаются закономерности и требования самой жизни, 1. связь воспитания с жизнью 2. трудовое воспитание (Ушинский «Хотите счастья человеку, то готовьте его не для счастья, а для труда и для отдыха»). Труд делает человека более ловким и умелым 3. в коллективе (принцип индивидуализма, за границей неприлично попросить книгу у коллеги, т.к. это его заслуги 4. опора на положительное 5. сочетание уважения и требовательности 6. сочетание активности самодеятельности и педагогического руководства 7. учётность возрастных и индивидуальных особенностей
1. Особенности режиссуры праздника на открытом воздухе. Д.М. Генкин. « Праздник – это комплексная форма массовой работы, включающая в себя несколько одновременно происходящих мероприятий, объединенных темой и идеей, сочетающая активное действие участников с восприятием ими зрелища. Педагогическая ценность праздника – удовлетворить интересы людей с разным культурным уровнем, поднимая его на более высшую ступень». А.И. Чечетин. «Празднество – комплекс культурных и художественных мероприятий, как правило, рассредоточиваемый на обширной территории, и присутствующие на нем выступают и как зрители и как участники действований одновременно». Праздник – это комплекс мероприятий, сочетающий активное действие с восприятием зрелища. Сумма различных знаний, закрепленных в единовременные рамки, это сумма одновременно происходящих массовых мероприятий В.В.Корякова. Мы определяем в сценарии предлагаемые обстоятельства, состав артистов, быт, среду и на этой основе будет рождаться художественный образ согласно-1) темы сценария, реж-ру надо уметь видеть картинки всего действия, уметь их соединять. 2) хар-ка площадки – задача состоит в том, чтобы преобразовать социокультурное пространство в художественное пространство. Чем больше площадка, тем больше значения приобретает зрелище. Существует 2 закона: 1) учитывать и использовать ресурс всей площадки (водоемы, берега, помещения, колонны, цвет стен и т.д.) 2) это соответствие выразительных средств темы и среды. Вся сценография на площадке должна быть действенна. Изменчивая постоянность - оформление должно содержать способность к развитию, изменениям (перемещение, изменение света и т.д. Функции: 1) организовать зрительское внимание; 2) создать атмосферу через цвет; 3) организовать действие способом сценографии. Все что находится на сцен. площадке должно быть едино. Взаимодействие главного и второстепенного, целого и частей. Вся композиция должна быть «читаема». Учитывать технические возможности площадки. О формах - маскарады, спартакиады, свето-звуко спектакли., маркетинговые мероприятия, карнавалы, балаганы, гуляния. МП на воздухе (парк, стадион) – более глобальны, мене привязаны к конкрктной социальной общности, разворачиваются как театр больших соц-х обобщений, масштабных образов, символов. 5 частей успеха – ярмарки, реклама, льготный день, презентации, работа со СМИ. 2. Драматургия театрализованных представлений и празднеств, ее основные жанры и специфические особенности. Драматургия –1.) совокупность драматических произведений, какого либо писателя, народа, эпохи. 2.) сюжетно образная концепция спектакля или фильма. Основы театральной драматургии составляет литературная драма, которая в современном театре претворена в режиссерский сценарий. Для киноискусства характерная драматургия в форме сценария. Драма – (действие) один из трех родов литературы. Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Его специфику слагают: сюжетность, т.е. воспроизведение хода событий; драматическая напряженность действия, его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие или подчиненность повествовательного начала. Под театрализованным действом (ТД) мы понимание ТП, праздник или обряд. ТД – это особый способ удовлетворения духовных потребностей людей, особый вид искусства. Таким образов ТД – это органическое сочетание реальности, связанное с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями идеологическими и политическими склонностями людей и художественности, заключенное в эмоционально-образном (художественном) материале, созданного путем преобразованиями этой реальности. Особенности: · В основе сценария ТД всегда лежит документальный материал, который мы называем документальным объектом внимания сценариста; · ТД подразумевает не создание психологии вымышленных героев (персонажей) но создание психологии ситуации, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы. · ТД полифункционально и решает задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получения удовольствия), и коммуникативную (общение). · ТД как правило одноразово и существует в ед. экземпляре. · ТД отличает многообразие форм, пространственных и стилевых. ТП или концерт – это сценическое эстрадно-театральное действие, объединенное единой авторской мыслью, в котором монтажно сплавляются все виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть посвящено историко-политическим датам, общественным праздникам, творчеству поэту, художника, известного деятеля. Жанр (род, вид) –это угол зрения автора, преломленный через призму художественного образа (в драматург. – трагедия, комедия, драма). Категория жанра является наиболее конкретной. При характеристики жанра учитывается не только тематическое своеобразие произведения, но и особенности идейно-эмоциональной трактовки изображаемого. Под жанром подразумевается конкретная разновидность того или иного вида искусства. В практике ТП последних десятилетий можно выделить вид ТП: · Агитационно-художественное представление · Литературно-музыкальная композиция. · Тематический вечер. · Массово-театрализованное празднество. Говоря о драматург. Театрализованного празднества, режиссеры и теоретики выделяют три момента: экспозиция, как открытие празднества, кульминация и финал. Массовое театрализованное празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для театрализованных празднеств характерны: идейная устремленность, масштабность, обобщенность. Театрализованный концерт, литературная музыкальная композиция или агитационно-художественное представление зритель воспринимает от начала до конца, как единое целое – массовое празднество воспринимается по частям и выборочно. В театрализованном концерте нужно сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке – в массовом празднестве нужно искать, как можно больше рассредоточенных центров, возможностей органично разводить в разных направлениях масс людей пришедших на празднество. 7. Сценарий – драматургическая основа театрализованного действа. 8. Структура композиции сценария. Трехчастность; полярность, превращение; перипетия; соотношение частей в целом. 9. Определение «центра» - как сердцевины драмы, связывающий между собой все элементы композиции в целое. 10. Соотношение идеи, темы материала и формы в художественном произведении (документ, поэзия, живопись, музыка, кино, литература, драматургия). 3. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. В самовоспитание внесли свой вклад Сухомл. Ковалев, особое внимание уделяется в переломные 50-60 годы. В советский период не рассматривается эта проблема, не пишутся книги, идёт переоценка. Мало уделяется внимания на личные взгляды человека. Появляется точка зрения, что личность это объект воспитания. Появляются случаи экстрасенсорики, н-р, йоги - они могут делать то, что не могут делать другие. Обостряется интерес к возможностям человека. Великая Отечественная Война дайт такие условия, что люди даже не болеют. Появляется понятие самовоспитания - это работа личности над собой с целью искоренения каких-то нежелательных качеств и развития качеств положительных и желательных. Условия и предпосылки для самовоспитания 1. наличие жизненных планов и перспектив 2. наличие идеалов (Маяковский «Я делал жизнь с кого») 3. достаточный уровень развития личности (духовный, начинают задумываться над жизнью 4. наличие элементарных знаний по психологии 5. умение заниматься самовоспитанием (небезопасным способом, н-р, проявление характера прыгнуть с моста) 6. поддерживающий фон (с уважением относиться к ребёнку и к его целям. Самовоспитание м.б. разносторонним (расширение образовательного уровня), м.б. посвящено одной стороне (н-р, искусство), искоренение каких-то качеств (избавиться от вспыльчивости, воспитать сдержанность) Организация самовоспитания. Основные этапы работы. 1. пропаганда самовоспитания (заинтересовать, показать значимость, н-р Суворов - слабый с рождения, Скорохотова -слепоглухонемая) 2. оказание помощи самопознания (познать самого себя в Греции). Методы - самоанализ, сравнение себя с другими людьми, ведение личного дневника 3. составление программы или плана самовоспитания 4. правила знакомства с ними и самим разрабатывать такие правила «не жди, даже если ожидаешь», «принято решение - делай немедленно» 5. создание обстановки стимулирующей воспитание (игра ЗС - заставь себя) Перевоспитание - дело сложное, трудное и даже болезненное, лучше правильно воспитать, чем перевоспитать. Сухомлинский «Трудные судьбы». Перевоспитание - это двойное противоположно направленное действие, цель которого, с одной стороны -заблокировать развитие отрицательных качеств и привычек, а с другой наращивать положительный опыт. Ошибка - если одна сторона. Характеристика трудновоспитуемости: 1. отклонение от норм по состоянию здоровья (Сухомл. «Одна из задач школы - укрепить здоровье») 2. отставание в учёбе 3. недостаточная духовная развитость (статистика осуждённых - 90% не были даже в кружках 4. конфликтное отношение 5. потеря родственных чувств 6. искажённость интересов (болеет за команду, думает он спортсмен, а это просто мода причины трудновоспитуемости: 1. объективные, связанные с социальным происхождением а) независимо от нас они существуют (занятость родителей) б) урбанизация населения («Калина красная» Шукшина, сравнение города и деревни) в) демократические (акселерация, в Англии школа малолетних матерей) г) один ребёнок большая доля любви д) постарение браков (взрослые люди вступают в брак. 2. субъективные: зависят от учителей, родителей а) неблагоприятная обстановка в семье б) неправильные установки (родители отказывают себе во всём или неверие в ребёнка) в) неправильная методика воспитания (отчитывание) основные направления работы с трудновоспитуемыми: 1. выяснить причины и по возможности устранить их 2. помочь в лечении и укреплении здоровья 3. помочь в устранении отставания в учёбе 4. духовное развитие, пробуждение души 5. выявление склонности, способности, интереса 6. смягчение обстановки в семье 7. улучшение положения в школе Направления: с самим ребёнком и вокруг ребёнка методы перевоспитания: обычные, переучивания, переубеждения, переключения, метод взрыва (эмоциональная встряска)
1. Особенности режиссуры художественно-спортивных представлений. 1.Синтез искусства и спорта. 2.Главный герой – масса (участники). Чтобы масса воспринималась как единое целое, должно быть согласование движений и сохранение рисунка, использоваться контрастность и неожиданность для зрителя, упражнения должны быть оригинальны и просты. 3.Масштабность – площадь, постановочная группа, затраты, зритель. Время. 4.Режиссер и сценарист в одном лице. 5.Знание главной сценической площадки (стадион, места для зрителей, места для эпизодов и т.д.). 6.Одноразовость представления (режиссер не имеет права на ошибку!). 7.Особые условия монтажа (технический и смысловой). 8.Специфические выразительные средства (построение (взаимное расположение участников на площадке: разомкнутые(по типу зарядки), сомкнутые (поточные упр. - последовательные), тематические (звезда, самолет, цветок…), нетематические (геометрические фигуры)) и перестроение (передвижение участников), вставные сольные и групповые номера (на фоне массовых упр.)), худ.фон – живой экран, пирамидковые упр. – 1) построение, 2) фиксация, 3) разрушение; массовые упр., костюмы). Максимальное количество цветов в фон.флажках – 6. Летняя Олимпиада в России – 1980 г.,ь главный режиссер – Туманов Иосиф Мих., страны уч – 80, церемония ОТК – 19 июля, закр – 3 августа, стадион – Лужники. Олимпийский флаг — белое шёлковое полотнище с вышитыми на нём пятью переплетёнными кольцами голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. 5 континентов - Европа — синий, Америка — красный,Азия — жёлтый, Африка — чёрный, Австралия — зелёный. Шесть цветов (вместе с белым фоном полотна) скомбинированы так, что представляют собой национальные цвета всех без исключения стран мира. 2. Содержание, форма, стиль драматического произведения. Драматическое произведение – это художественное произведение, предназначенное для сценического воплощения. По Аристотелю драматическое действие делится на три основные части: · Начало или завязка действия; · Середина, содержащая перипетию – суть – поворот или изменение в положении героя к худшему или лучшему. · Конец или катастрофа – суть – развязка, состоящая либо в гибели героя, либо в достижении им благополучия Схема анализа драматического произведения: · Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика. · Сюжет, композиция: основной конфликт, этапы его развития; характер развития (комический, трагический, драматический) · Анализ отдельных действий, сцен, явлений. · Сбор материала о персонажах: внешность героя, поведение, речевая характеристика, содержание речи (о чем?), манера (как?), стиль, словарь, само характеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки, роль декораций, интерьера в развитие образа. · Выводы: тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие. Как воду нельзя перенести без сосуда, так и содержание нельзя передать без формы. Форма – средство для выражения содержания, одно из основных отличий сценария от пьесы. Образ – это всегда воображаемый вариант действительности, переведенный на язык искусства (ноты, холст, пластика слова и т.д.). От художника зависит, как будет передана нам эта действительность. При создании образов художник должен учитывать, что читатель, слушатель, зритель соучаствует в создании конечного образа. Стиль. Существует два в значительной степени противоположных понимания стиль: 1.) Нечто общее, т.е. то что объединяет рассматриваемое явление с какими то другими. В этом случае стиль понимается, как появление некоторой единой системы, общей внутренней формы, лежащей в основе рассматриваемого круга явлений, иначе говоря, в основе того и иного «текста»; 2.) Под стилем может пониматься, напротив нечто особенное, т.е. стилистические характеристики в этом случае относятся к специфике текста. Именно в этом смысле говорят в частности о стиле того или иного писателя или художника – вообще об индивидуальном стиле. 3. Методы, приемы, средства воспитания. Методы убеждения. Мак-ко «методика воспитательной работы».Нужна спец. Воспит.работа. - разработка методов В. -реабелитирован метод наказания. -разработан метод перевоспитания.-выступает против универсальных методов. -сочетание методов прямого и косвенного воздействия (прямое-запрещаю, косвенное подумайте. Стоит ли так поступать) -сочетание методов В., Сам.,Перев. Методы- способы воздействия на Л. Или коллектив, способы организации опыта, способы к побуждению, самовоспитанию. Приемы-составная часть метода, либо отдельные действия (мальчик приветствовал всех в классе как немеу, как учитель объяснил ему). Средства-предметы, окружающие в жизни при помощи которых реализуются методы воспитания. Группы воспитания: убеждение, упражнение. Стимулирование. Словесные методы: беседа. Рассказ.Это прямое воздействие на сознание и косвенное на поведение. Логическая структура М. убеэкдения -сообщение новых знаний. -разъяснение (мало сообщить, надо объяснить), -обобщение (может быть на уровне понятий, правил) -побуждение к действию Требования: -хорошо знать то, в чем хотим убедить -опираться на опыт -избегать сухости (эмоционально) -уметьубеждать -необходимо бояться обесценивания слова.
1. Синтез средств художественной выразительности в театрализованном представлении. В оформление театрализованного представления входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление. Ни один сценарий мероприятия не будет успешен без использования этих выразительных средств. Существует даже такое понятие, как декорационное искусство - искусство создания зрительного образа мероприятия посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, усиливает его воздействие на зрителя. А костюмы, маски, декорации и т.д., являются элементами декорационного искусства. Световые эффекты: Использование света в ТП зависит от места ее проведения. Если представление проводится на свежем воздухе, то здесь кроме естественного света мы ничего не используем. Но возможно мероприятие проходит в зале, где есть сценическая площадка, вот тогда мы активно можем использовать световые эффекты, при условии, конечно, наличия световой аппаратуры. Световые сценические эффекты - это эффекты имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения; или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции. Существует такой метод оформления мероприятия, как световая проекция. С помощью этого метода создаются динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр. А также статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации). По характеру впечатлений световые эффекты подразделяются, на: - стационарные: зарница, звезды, луна, молния, радуга, туман; - динамические: взрывы, извержения, волны, снегопад. При наличии такого осветительного прибора проекционного типа как «пистолет», можно высвечивать отдельных актеров, участников или части декораций. Шумовое оформление: Шумовое оформление ТП - это воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни, соответствующих сценарию. Шумовым оформлением занимается звукооформитель. Исполнителями являются участники специальной шумовой бригады. Шумы можно подразделить следующим образом: - звуки природы: ветер, дождь, гроза, пение птиц, производственные шумы: завод, стройка и т.п.. - транспортные шумы: поезд, самолет. - батальные шумы: движение кавалерии, выстрелы. - бытовые шумы: часы, звон стекла, скрипы. Музыкальное, звуковое оформление: Музыкально-звуковое оформление один из самых важных составляющих ТП. Наличие хорошей звуковой аппаратуры и профессионального звукорежиссера (DJ) за пультом дают возможность: ведущему и всем участникам ТП говорить в микрофон, не надрываясь в попытках быть услышанными; обеспечить возможность выступления артистов (если таковые предполагаются); заполнять паузы в программе фоновой музыкой; организовать «звуковую канву» программы (музыкальные отбивки, джинглы, фанфары, звуковые подкладки под голос): провести танцевальную часть программы (если она есть в сценарии) сообразно вкусам гостей, оперативно реагируя на жанровые пожелания и заказы песен Другие выразительные средства: Реквизит - совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актерам на сцене во время действия. Иногда реквизит дополняет сценический костюм: зонт, портфель и т.п. Бутафория - изделия, изображающие настоящие предметы, которые по тем или иным причинам сложно или невозможно использовать на сцене. Бутафория является декоративным элементом оформления спектакля, игровой программы и т.д. Обычно предметы бутафории: - не являются точной копией оригиналов; - должны быть прочными, простыми и дешевыми; - отличаются подчеркнутой выразительностью внешней формы. Театральный костюм - все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли. Театральный костюм дополняется гримом и прической. Грим - от итал-Grimo – морщинистый. Грим - в широком смысле - искусство изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и пр. в соответствии с требованиями исполняемой роли. Грим - в узком смысле - специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и т.п., применяемые актерами. Грим души - в системе Станиславского - понятие процесса сценического перевоплощения; верно понятая и схваченная сущность характера и типичность действующего лица. Все перечисленные выразительные средства способствуют раскрытию идейного содержания мероприятия, усиливают воздействие идеи на зрителя. 2. Драматургический конфликт как специфическое отражение противоречий действительности. В теоретический оборот понятия "конфликт" и "коллизия" были введены Гегелем. Фундаментальная разработка этой проблемы представлена в его эстетике. Учение о драме немецкого философа является закономерным итогом и развитием идей Аристотеля, послуживших основой европейской науки о драматическом искусстве. Гегель не ограничился описанием наиболее характерных для той или иной эпохи противоречий, как это было в трудах его предшественников, а рассмотрел механизм их функционирования в процессе художественного осмысления. Примечательно, что философ, исходящий в своих воззрениях из идеи гармоничности бытия, которая определяется первичностью и конечностью господства абсолютного духа, занимался разработкой эстетических вопросов, связанных с воплощением в искусстве дисгармонических сил. По Гегелю, в основе всего сущего лежит абсолютный дух. Все, что происходит в мире, с человеком - стадии его воплощения: "Распространяясь во все стороны, раскрывая себя в своих особенностях, полный, целостный дух выходит из состояния покоя и, вступая в область противоположностей запутанного земного существования, противопоставляет себя самому себе. В этом расколе он уже больше не в силах избегнуть тех несчастий, которые неразрывно связаны со всем конечным"
|