Буддизм
Возникновение буддизма связано с именем Сиддхартхи Гаутамы, известного в мире под именем Будды. Слово «будда» означает «просветленный» и имеет религиозный смысл. Гаутама родился приблизительно в 560 г. до н.э. в северовосточной Индии. Его отец был раджой и принадлежал к касте воинов (кшатриев). Своего сына он воспитывал в безумной роскоши и изобилии. В 16 лет Гаутама женился, однако молодой человек не был доволен своим положением. Отец, согласно буддийским преданиям, стремился изолировать сына от внешнего мира, чтобы жизнь, полная страданий и горя, не омрачила печалью сердце юноши. Однако такая изоляция не помогла оставить пытливый ум в неведении. Гаутама увидел и седого старца, и похоронную процессию, и монаха-отшельника. Он увидел боль и печаль мира и избрал себе путь самоотречения и созерцательного самоусовершенствования. В 29 лет он оставляет семью (родившийся в браке ребенок, по словам Гаутамы, «еще одни цепи») и пошел странствовать по дорогам Индии. Шесть лет он искал истину в индуизме. Вел жизнь строжайшего аскета, чем довел себя до полного физического истощения и едва не умер. Просветления не наступало. Тогда он понял, что аскетизм не откроет ему истины. И он, к вящему ужасу своих учеников, наелся риса из рук сельской девушки, сжалившейся над изнуренным подвижником-страдальцем. Просветление снизошло на Гаутаму, когда он, размышляя об истине, сидя в тени дерева, вошедшего позднее в предание под названием «дерева бодхи» (что на санскрите означает «пробуждение», а Будда ~ «пробужденный»). Что же это был за ответ? Суть его выражена в основополагающем понятии танха (желание). Всякого рода желания и стремление к осуществлению желания (извлечь из жизни нечто, выгодное для себя), согласно учению Будды, является источником всех проблем, осложняющих жизнь людей. Практически все люди строят свою жизнь так, чтобы что-то приобрести, чего-то достичь, хотят жить, наслаждаясь и властвуя над другими, стремятся к превосходству. Но далеко не все они добиваются исполнения своих желаний, ибо желания зачастую превосходят возможность их исполнения. Кроме того, желания одних могут входить в противоречия с желаниями других. Но даже исполненное желание не приносит ожидаемого ощущения счастья, ибо на смену ему рождаются новые. Следовательно, любое желание — исполненное или неисполненное — является причиной страдания, и для того, чтобы обрести внутреннюю свободу и душевный покой, человек должен избавиться от всех своих желаний как «неверного состояния разума». Гаутама верил,что в момент пробуждения своего разума под деревом бодхи он, освободившись от всех своих желаний, освободился также и от необходимости пережить циклы перевоплощений, чтобы достичь нирваны, и стал Буддой. Достигнув просветления, Сиддхартха мог бы остаться «просветленным для себя» и после биологической смерти перейти в нирвану, т.е. слиться с Абсолютом. Однако, согласно буддийским источникам, он преодолел это искушение и, отложив достижение наивысшего блаженства в нирване, решил помогать людям как Просветитель. Он пошел в мир к людям и стал учить их истине, которую постиг сам, чтобы любой человек, выполняющий его наставления, смог стать буддой.
|