ОБ АЛЬТРУИЗМЕ КАК ВНУТРЕННЕМ УСЛОВИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕРАПИИ
В клиентоцентрированной терапии психотерапевт демонстрирует безусловно позитивное принятие клиента (Rogers, 1961, р. 283). Для того чтобы полностью сконцентрироваться на клиенте, терапевт как бы оставляет свое Я в стороне (Rogers, 1951, р. 35). Проявление глубокой эмпатии — это чисто альтруистическая деятельность. Роль терапевта или любого другого оказывающего помощь человека предполагает «взаимоотношения, в которых по крайней мере один из участников стремится содействовать росту (развитию, достижению большей зрелости, улучшению функционирования, умению использовать свой собственный опыт) другого человека» (Rogers, 1958, см.: CRR, р. 108). В процессе этих совместных усилий клиент в отличие от терапевта концентрируется на своем Я (Rogers, 1951, р. 136). Именно изменения в восприятии и установках клиента по отношению к себе часто рассматриваются как критерий эффективности психотерапии. Клиент сосредоточивается на своем внутреннем мире. В процессе этого он соприкасается с прочувствованным ощущением на границе своего сознания (Gendlin, 1978). Следуя за этим «краем», клиент «актуализирует» свое Я. Данные положения являются исходными посылками, хорошо известными всем терапевтам, работающим в рамках клиентоцентрированного подхода. Согласно теории Роджерса, если психотерапевт способен создать атмосферу безусловного позитивного принятия, выраженного в форме точной эмпатии, то клиент может конструктивно изменить свою личность (Rogers, 1957). Далее, касаясь этих базовых принципов, которые четко определяют необходимые условия роста и развития человека, я хотел бы сформулировать свой первый вопрос: «самоактуализируется» ли терапевт в ходе психотерапии в той же степени, что и клиент? Роджерс предполагал, что роль клиента в этом взаимодействии состоит в обеспечении его психологического роста, однако мы можем спросить: а справедливо ли все это для роли терапевта? Если мы отвечаем, что роль терапевта не заключается в обеспечении его собственного развития, возникают дальнейшие вопросы: стоит ли вообще заниматься психотерапией, в чем, собственно, состоит интерес терапевта и насколько может хватить этого интереса? С другой стороны, если роль терапевта все-таки способствует его психологическому росту и развитию, если процесс психотерапии так же терапевтичен для самого психотерапевта, как и для клиента, то тогда, как мне кажется, обнаруживается другая группа «достаточных условий», отличающихся от тех, которые предлагаются в качестве «необходимых». Действительно, клиент, скорее всего, не относится к терапевту ни со сколько-нибудь адекватной эмпатией, ни с безусловным позитивным принятием. Согласно теории Роджерса, он по определению инконгруэнтен. Итак, если психотерапевтический процесс способствует личностному росту и развитию терапевта, можно предположить, что это происходит благодаря преимущественному вниманию к другому человеку, а не к себе, отказу от собственных интересов и занятию полностью альтруистической позиции независимо от того, будут ли проявлены по отношению к самому психотерапевту эмпатия, позитивное принятие и конгруэнтность. Если личностному росту способствуют только те условия, которые создаются для клиента, то позиция психотерапевта — это позиция самопожертвования. Мы могли бы, для полноты картины, попытаться решить данную дилемму, выдвинув мысль о нейтральной позиции психотерапевта, однако мысль эта никуда нас не приведет. Если роль терапевта не способствует его личностному росту и не препятствует ему, то тогда терапевты — настолько, насколько это касается их личной жизни,— будут попросту зря тратить время, занимаясь своей профессиональной деятельностью. Интуитивно мы чувствуем правомерность утверждения, что работа терапевта способствует его психологическому росту и развитию. Можно сказать, что и сам Роджерс «самоактуализировался» благодаря своей психотерапевтической, а не клиентской практике. Итак, если мы признаем, что Позиция терапевта способствует его развитию, то, я полагаю, следует допустить существование по крайней мере второй группы «необходимых и достаточных условий». Однако, когда мы начинаем исследовать эти условия более детально, становится понятно, что термин «условия» не вполне адекватен. Альтруистическая установка, способствующая личностному росту, не задается человеку извне, но возникает изнутри. Теперь позвольте мне затронуть еще один вопрос. Анализ психотерапевтической практики показывает, что адекватная и точная эмпатия и другие условия могут способствовать получению хороших терапевтических результатов, но не гарантирует их. Кроме того, не обнаружены средства, посредством которых эти условия позволяют добиться позитивных изменений, если они все-таки возникают. Хотя в теории Роджерса можно рассмотреть некий детерминизм: «если будет это, это и это, то неизбежно последует...» — представляется маловероятным, что сам Роджерс рассуждал подобным образом. Весь образ его мышления, как мне кажется, подразумевает скорее свободу и ответственность, нежели детерминизм. Посмотрим тогда на позицию клиента несколько иначе. Клиент встречается с терапевтом-альтруистом. Допустим, клиент обладает некоторой свободой в этой ситуации, каким образом он отреагирует на нее? Несомненно, таких выборов множество, но наиболее вероятными представляются две возможности: либо регрессия, либо интернализация (или любые комбинации этих возможностей). Иными словами, клиенты могут нарциссически купаться в этих благоприятных условиях и/или начать примеривать на себя ту манеру поведения, которая так эффективно демонстрируется терапевтом (Kohut, 1971). Поскольку клиенты, как правило, выбирают второе, они, по-видимому, стремятся реализовать нашу новую, вторую совокупность «условий». Вероятнее всего, существует только одна группа условий, причем скорее вторая, чем первая. Если это так, то эффективность условий первой группы будет пропорциональна эффективности актуализации условий второй группы, а неэффективность условий первой группы может быть объяснена наличием таких клиентов, которые получили тепло, принятие, понимание терапевта, но сами оказались не в состоянии действовать так же. Итак, если это действительно альтруистическая установка, которая способствует росту и развитию, а не просто «получению» альтруизма, и если ценность «получения» альтруизма — не столько прямая выгода, сколько возможность учиться или переучиваться, осваивая эту альтруистическую установку, то наш первоначальный анализ терапевтической ситуации приобретает иной смысл. Теперь мы понимаем, что деятельность терапевта способствует его внутреннему росту сама по себе, в то время как деятельность клиента способствует его собственному развитию лишь в той степени, в какой клиент осваивает альтруистическую установку. Терапия более полезна для психотерапевтов, чем для клиентов. Другое важное следствие заключается в том, что, согласно этой новой теории в отличие от исходной позиции клиента и терапевта существенно не различаются. Оба пытаются делать одно и то же — то, что Роджерс, кажется, интуитивно чувствовал, но не мог сформулировать. Несмотря на некоторую новизну проведенного нами анализа, он, конечно, согласуется с извечной мудростью мировых духовных традиций, согласно которым человек, отдавая себя, обретает свое Я.
|