ЭМПАТИЯ КАК УСТАНОВКА
При описании эмпатии как установки мы будем рассматривать внутренний процесс, который имеет место у эмпатически слушающего терапевта. С точки зрения терапевта, эмпатия есть специальный способ познания. Терапевт старается познать внутренний мир клиента. Однако никто и никогда не может сделать это непосредственно. Такое «познание» означает, что внутренний феноменологический мир и состояние сознания самого терапевта, которые действительно доступны его непосредственному восприятию, должны быть по возможности приближены или почти совпадать с феноменологическим миром и состоянием сознания клиента. Терапевт достигает этого постепенным «настраиванием» на клиента. Это «настраивание» происходит путем сравнения сигналов, идущих от клиента, с откликами терапевта. Такими сигналами могут быть как вербальные, так и невербальные проявления клиентом своих чувств. Примерами внутренних откликов являются как собственные переживания и чувства терапевта, сходные с переживаниями и чувствами клиента, так и знания из других феноменологических областей, почерпнутые из фильмов, литературы, терапевтического опыта, изучения психопатологии и т. п. Основываясь на своих внутренних чувствах, терапевт формулирует гипотезы относительно внутреннего мира клиента. В этом процессе настраивания терапевт использует свое воображение и фантазию, ставя себя на место клиента. «Встать на чье-либо место» — именно такими словами обычно описывают процесс воображения, задействованный при понимании душевного состояния другого человека. Мы полагаем, что используемый Роджерсом оборот «как если бы» можно отнести к викарному, или замещающему аспекту воображения, который является важнейшим элементом эмпатического процесса В эмпатическом переживании терапевт и клиент совместно, воедино проживают экспрессивные реакции клиента. Простой пример: клиент плачет. То, что терапевт наблюдает непосредственно, — это слезы клиента, его сдавленное дыхание, всхлипы. Терапевт соотносит эти сигналы с чувствами, которые он сам испытал: плач есть выражение боли и горя. На основании этого он делает предположение, что клиент находится в состоянии аффекта. Вместе с клиентом он отчасти переживает его боль и горе. Но это отнюдь не означает объединения или слияния переживаний. Эмпатия не есть эмоциональная идентификация. Сам терапевт как человек не испытывает этих чувств, поскольку он переживает эти боль и горе лишь временно, так как они ограничены лишь ситуацией контакта с клиентом и постоянным осознанием того факта, что эти чувства не его собственные, а принадлежат другому. Это сохранение дистанции, неслияние с клиентом также относятся Роджерсом к условию «как если бы». Однако чувства и мысли, возникающие у терапевта в ответ на переживания клиента, — это не более чем гипотезы, и они обязательно должны быть сверены с феноменологическим миром клиента. Терапевт осуществляет эту сверку выражением своего эмпатического понимания. С точки зрения терапевта, такое выражение означает проверку гипотезы относительно внутреннего мира клиента: эмпатический отклик и есть способ такой проверки. Это необходимый шаг в том процессе настраивания, благодаря которому терапевт глубже проникает в переживания клиента. Таким образом терапевт проверяет, насколько точно он видит и чувствует, то есть сравнивает свои собственные переживания с переживаниями клиента. И последующая реакция клиента на этот отклик позволяет терапевту скорректировать свое понимание, настроиться на его волну более точно и сензитивно. В терапевтическом отношении важно не то, что терапевт устраняет себя как личность, но сам способ, каким он включается в это отношение. Терапевт настраивает себя, свою личность так, что становится совершенно открытым, полностью восприимчивым ко всему, что исходит от клиента. Эта открытость — ни в коей мере не пассивное «состояние»: терапевт — не пустой короб, позволяющий другому заполнять себя. Эта открытость представляет собой, по выражению Дж. Ромбо (Rombauts, 1984), активную восприимчивость. Подобная активность предполагает действия, идущие в двух направлениях. С одной стороны, терапевт ищет в самом себе нечто, что напоминало бы ему воспринятое (увиденное, услышанное, прочувствованное) у клиента. С другой стороны, ему приходится отделять эти чувства от того особого контекста, в котором они существуют для него самого. Это двунаправленное движение необходимо для понимания клиента. Если терапевт не делает первого шага, а именно — не ищет собственных откликов, он лишь услышит сказанное клиентом, но не пропустит это через себя, не поймет смысла сказанного. Если терапевт все-таки обратится к своим чувствам, но не позаботится при этом об отделении их от того особого контекста, в котором они были представлены ему, то возникнет реальная опасность того, что вместо понимания клиента в его индивидуальности и уникальности терапевт углубится в собственные переживания и будет следовать лишь их логике. Обычно терапевт делает эти шаги почти автоматически. Трудности возникают только тогда, когда терапевт пренебрегает одним из них. Прояснить данный процесс поможет пример: рассмотрим случай клиентки, которая испытывала огромные трудности в выражении всего того, что с ней происходило. Она часто замыкалась в себе, будучи переполненной сильными эмоциями. В один из кульминационных моментов психотерапевтической сессии она сказала: «Как пароварка — вот как я себя чувствую». Терапевт ответила на это так: «Пароварка.... Это вызывает во мне чувство, как будто внутри существует огромное давление, как будто есть опасность взрыва. Вы это чувствуете?» Что в данный момент происходит с терапевтом? Она обнаружила в себе чувства, которые помогли ей понять переживания клиентки. Конечно, это только предположение, и терапевт не может быть в нем уверена, пока не увидит отклика клиента, в данном случае — согласия, сопровождающегося явным облегчением. Важно, что терапевт не связывает эти переживания с тем контекстом, который существует в ее собственном сознании. В воспоминаниях терапевта образ пароварки связан с серией приятных воспоминаний. Вне контакта с клиенткой слово «пароварка» вызывает у нее приятное чувство, напоминая о летнем отпуске, во время которого она помогала своей бабушке стерилизовать и консервировать овощи. В переживании терапевта значимый для клиента аспект пароварки присутствует, но как существующий на периферии, скорее усиливающий, нежели подавляющий спокойное чувство «пребывания с бабушкой». И все же терапевт обращается именно к этому значимому сочетанию угрозы и опасности, чтобы затем отстранить его от контекстуальной структуры, существующей в ее сознании. Именно отделение откликов, возникших в ответ на переживания клиента, от своей собственной специфической контекстуальной структуры делает понимание терапевта эмпатическим. Внутренняя установка, являющаяся основой эмпатического понимания, заключается в гибком использовании терапевтом своей личности, самого себя. Это означает, что, используя отклики, возникшие в ответ на переживания клиента, он освобождает их от своего личного опыта и придаваемого им самим значения. Иными словами, терапевту необходимо иметь «истинные, неподдельные» переживания, очищенные от всего того, что не касается клиента. Если же в этих переживаниях присутствует нечто постороннее, то они должны быть открыты клиенту для поправок и коррекции с его стороны. Ситуацию, когда все обстоит иначе, иллюстрирует следующий пример. В детстве у терапевта были весьма сложные, проблемные взаимоотношения с матерью: ее мать была сердечной и чуткой, но одновременно очень властной, контролирующей женщиной с собственническими наклонностями. Вследствие этого переживания близости и теплоты для нашего терапевта оказались связаны с властью и силой и, более того, создавали достаточно большую дистанцию в ее собственных отношениях с близкими людьми. И вот терапевт начинает наблюдать клиентку, у которой не было такого «теплого гнезда» и которая постоянно ищет «хорошую мать», чтобы компенсировать этот дефицит. Терапевт чувствует угрозу в требовании клиентки и необходимость избавить ее от «болезненного» желания близких отношений. Поскольку терапевт не способна в собственном переживании отделить теплоту и близость от силы и власти (даже если теоретически очень хорошо знает, что эти чувства не обязаны сосуществовать вместе), она не может полностью разделить взгляды клиентки. Следовательно, она не способна непредвзято консультировать клиентку, ищущую близости, и будет игнорировать все высказывания клиентки, которые могли бы изменить ее понимание проблемы. Фактически терапевт не принимает свою клиентку как уникальную личность, но лишь реагирует на нее, исходя из своей собственной проблемы.
|