Tour de Force
Все книги автора
Глава 4
Переход с Гурджиевым через Кавказские Альпы
Глава 5 В
Париж — через Тифлис и Константинополь
Глава 6
Ворота Приорэ, или Американские гастроли
Глава 7
«Ключ от его кабинета всегда был у меня...» (продолжение книги Томаса де Гартмана, написанное Ольгой де Гартман)
Приложение Примечанияи комментарии
В России в 1913 году, сначала в Москве, а позднее в Санкт-Петербурге, появился необыкновенный загадочный человек — Георгий Иванович Гурджиев. Никто не знал о его прошлом, кроме того, что было рассказано о нем Владимиром Полем. Он встретил господина Гурджиева, познакомившись через скульптора Меркулова, семья которого жила по соседству с родителями господина Гурджиева в Александрополе* на Кавказе. В 1915 году с господином Гурджиевым через В. Поля встретился П. Д. Успенский, который в результате этого отказался от своего плана возвратиться в Индию, рассчитывая обнаружить через господина Гурджиева то «чудесное», поисками которого он занимался. Господин Успенский в своей книге «В поисках Чудесного» пишет о годах с 1915 до 1920 и дает нам живую, хотя и полностью незавершенную, картину деятельности господина Гурджиева в этот период. В течение этого времени произошло падение царизма в России. В этом рассказе Томас де Гартман, который был тогда молодым, но уже выдающимся композитором, подробно повествует о пережитом, воспроизводя во многих деталях жизнь с господином Гурджиевым в период с 1917 по 1929 год. Когда революция сделала жизнь в Петрограде** невыносимой, в 1917 году маленькая, но преданная группа людей, среди которых находились П. Д. Успенский и Томас де Гартман с женами, последовала за господином Гурджиевым на Северный Кавказ в Ессентуки, где в следующем году господин Гурджиев основал свой «Институт гармоничного развития человека». Гражданская война вскоре сделала жизнь на Северном Кавказе так- * Ныне г. Ленинакан в Армянской ССР. (Прим, переводчика.) " В 1914 г. Санкт-Петербург был переименован в Петроград, а в 1924 г. в Ленинград. же тяжелой, и господин Гурджиев предпринимает переход через Кавказские горы, достигнув в 1919 году столицы Грузии — Тифлиса. Из двенадцати человек, принявших участие в этой экспедиции, в дальнейшем только пятеро следовали за господином Гурджиевым в течение многих лет, и среди них находился Томас де Гартман с женой. В Тифлисе к господину Гурджиеву присоединились новые люди, среди которых были господин Александр де Зальцман и мадам де Зальцман. Вскоре, однако, политические события вновь вынудили господина Гурджиева тронуться с места. После того, как он прожил около года в Константинополе и еще один год в Берлине, Гурджиев со своими учениками приезжает, наконец, 14 июля 1922 года в Париж. Господин Гурджиев покупает замок Приорэ в Фонтенбло-Авоне, где он, наконец, получил возможность надлежащим образом организовать свой Институт. В декабре 1923 года некоторые аспекты его учения, воплощенные в «Священной Гимнастике» и «Музыке», были показаны в Париже в Театре Ели-сейских Полей, а позднее в 1924 году — в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне и Чикаго. По возвращении из своей первой поездки в Америку господин Гурджиев оказался жертвой почти фатальной автомобильной катастрофы, после которой его здоровье восстанавливалось очень медленно. В течение этого времени она начал писать, и первый черновой вариант его двух книг: «Всё и Вся» и «Встречи с замечательными людьми» — был завершен в 1929 году. Он также путешествовал по Европе, всегда вместе со своими учениками. Эти поездки никогда не бывали приятными. Они входили в число специальных экспериментов, которые господин Гурджиев всегда создавал сам для своих учеников. Условия жизни в замке Приорэ в это время стали очень трудными, и ученики постепенно покидали его. Только несколько наиболее преданных учеников оставались с ним. Принципом гурджиевского метода являлось направление учеников на определенной стадии их работы обратно в мир. Но не все ученики желали покидать господина Гурджиева, и это заставляло его придумывать такие невыносимые условия для этих учеников, что они были вынуждены в конце концов уйти от него. В 1933 году господин Гурджиев, по своей собственной воле покинутый всеми своими наиболее преданными учениками, продал Приорэ и поселился тяа квартире в Париже. Постепенно вокруг него стали собираться новые люди, и с помощью некоторых старых учеников снова была организована группа. Он осуществил несколько поездок в Нью-Йорк и во время последней поездки после второй мировой войны дал согласие на публикацию труда П. Д. Успенского «В поисках Чудесного», а также решил опубликовать свою книгу «Всё и Вся». Он умер в Париже и был похоронен в Авоне около замка Приорэ... * Фокин Михаил Михайлович (1880— 1942) — русский балетмейстер. Широко известен как на родине, так и за рубежом. Нижинский Вацлав Фомич (1890 — 1950) — русский хореограф и танцовщик. С 1911 года жил во Франции. (Прим. Переводчика.) Когда Томас де.Гартман встретился в 1917 году с господином Гурджиевым, он был уже извест: ным композитором в Санкт-Петербурге. Его вторая работа для сцены — четырехакт-ный балет «Аленький цветочек» с Павловой, Фокиным и Нижинским* в главных ролях был поставлен в 1907 году в опере в присутствии царя. Его сочинения для фортепиано и вокала много раз издавались и исполнялись. Война потребовала его возвращения в полк, покинутый им по специальному повелению царя, понявшего его желание освободиться от военной службы. Если бы не это, он мог бы остаться еще на два года в Санкт-Петербурге. Отец Томаса де Гартмана умер, когда ему было девять лет, и мать была вынуждена определить его в военное училище, не учитывая того, что ему придется находиться целых десять лет на военной службе. Однако он сумел одновременно окончить консерваторию и принять активное участие в музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Он родился в имении своих родителей на Украине и получил исключительно хорошее образование как от родителей, так и от гувернеров. В возрасте четырех лет он проявил свою склонность к музыке и любил выражать свои переживания через музыкальные импровизации. Образы из волшебных сказок преследовали его с детства. От своего деда — Эдуарда фон Гартмана, написавшего «Философию неведомого»1, он, вероятно, унаследовал то стремление к чему-то иррациональному, которое привело его со временем к господину Гурджиеву. Редактор
Я хочу, чтобы каждый читающий эту книгу забыл на время ту обстановку, в которой он живет сейчас, и попытался погрузиться в другую жизнь, существовавшую сорок лет назад, жизнь с абсолютно другими условиями, иногда совершенно невероятными с точки зрения современности. Россия 1917 года, терзаемая войной и революцией... Господин Гурджиев был личностью загадочной и таинственной. Никто не знал ничего о его учении и о его происхождении, о причинах его появления в Москве и в Санкт-Петербурге. Но каждый, кто сталкивался с ним, испытывал желание следовать за ним, как это было с Томасом де Гартманом и со мной. Ольга де Гаргман
Введение Долгое время я собирался рассказать о годах, проведенных вместе с господином Гурджиевым, о тех годах, в течение которых яне только встречался с ним время от времени, но и жил подле него в период с 1917 по 1921 год, видя его ежедневно не только днем, но и ночью. После этого я никогда больше не встречался с ним, но он всегда оставался для меня моим Учителем. Я не мог решиться писать; я боялся, что буду слишком субъективным. Но теперь я вижу, что я обязан это сделать, в особенности потому, что я и моя жена — почти единственные оставшиеся в живых ученики первых лет того периода работы господина Гурджиева; и потому еще, что все, относящееся к нему, хотя бы и незначительное на первый взгляд, представляет большую ценность. Возможно, что некоторые не поймут причин, побудивших меня написать эти строки, но это не имеет значения; если об этом не написать сейчас, то все это будет забыто навеки. Думая в особенности о тех, кто вообще не был знаком с ним, я постараюсь насколько возможно подробнее нарисовать живой портрет Георгия Ивановича Гурджиева. Возникает сразу первая трудность: как это осуществить? Внешнее поведение господина Гурджиева было настолько разным при различных обстоятельствах в зависимости от личности, которая была связана с этими обстоятельствами, от ступени развития, на которой находилась эта личность, и от того, какая сторона этой личности его интересовала в данный момент, — что при поверхностном взгляде характер господина Гурджиева мог показаться очень изменчивым. Но это было не так — он всегда оставался одним и тем же — самим собой; и только впечатление от его нарочитого поведения было различным. Господин Гурджиев желал — возможно, это была его главная задача — вызвать к жизни в обычном человеке «нечто» такое, о чем он в данный момент не подозревал. Как он достигал этого, мы могли понять только из его сочинений, о которых я расскажу позднее. А пока я хочу подчеркнуть тот факт, что в своей «божественной работе» с людьми господин Гур-джиев неизменно следовал той линии Работы, которой он придерживался еще со времени нашей первой встречи с ним в 1917 году, хотя и придавал ей различные внешние формы. Как, следовательно, я могу описать его? Мне кажется, что единственным правильным решением будет не описание самого господина Гурджиева, но правдивый рассказ о том, как он работал с нами, так как только рассказывая о своем собственном опыте пребывания с ним, возможно создать правильное представление о Работе Георгия Ивановича и о его отношении к человеку. Это является целью моей книги. Составляя из фрагментов этих воспоминаний нечто целое, подобно тому, как решаешь задачу некой житейской головоломки, я часто заново осмысливаю пережитое, вижу, как его идеи более отчетливо обрисовываются в моих мыслях, следуя одна за другой, пока не появится одна целостная картина. Но идеи господина Гурджиева, когда они рассматриваются людьми, недостаточно активно работающими над собой, теряют свой смысл в соответствии с истиной, выраженной словами Христа, гласящими, что «Вера без дел мертва есть». Думаю, что слово «вера» должно пониматься здесь как нечто рациональное, но не слепо воспринимающееся. Что же касается слова «дела», то это не обязательно означает положительный труд в обычном представлении. Это слово скорее имеет значение активной, направленной к развитию, созидательной Работы в соответствии с идеями. У господина Гурджиева все было живым и действенным, и его идеи были неотделимы от жизни. Он сам был жизнью, движением к развитию. Он был олицетворением своей Работы. А для меня воплощением его идей была его Работа с людьми. Только спустя все эти годы я начинаю понимать, что означала его Работа в целом и какие нечеловеческие усилия приходилось ему затрачивать, чтобы внедрить в нас зачатки нового понимания и нового подхода к жизни. Я не знаю, насколько правильно было мое собственное понимание, да и никто этого не знает, поскольку только человек, находящийся на одном с господином Гурджиевым уровне бытия, мог бы реально и полно понять значение его Работы. Георгия Ивановича уже нет, но его Работа с нами будет продолжаться до тех пор, пока мы не забудем его слова: «Помни, почему ты явился сюда!»
Глава 1
|