Сколько деловых операций проделать, сколько ночей не спать — и все
Только для того, чтобы добиться своей великой цели, заветной мечты. Это страстное желание, эта потребность и есть сквозное действие, Всеподчиняющий двигатель человеческого существования, владыка Стремлений и командир его мыслей и поступков. Человек мечтает стать доктором наук, академиком, президентом Академии, использовать всю жизнь без остатка и получить от нее Удовольствие, уединиться от всего человечества. Может быть, такое желание или мечта и привели к тому, что был построен Давид-Гареджи*. Разобраться в неясности научного закона Проникнуть в секрет Философского камня Открыть закон стать главным в городе все равно Кем, но главным и т.п. и т.д. Разве такие страстные желания не в силах направлять всю жизнь человека по определенному руслу? Не в силах подчинить его Существование единому стремлению, каждый час жизни настраивать его на главную цель? Это и есть сквозное действие. Сквозное действие — Это идея фикс человека, это самое главное в его жизни. Сквозное действие можно сравнить с гигантским слаломом: чем Больше перед скользящим на бешеной скорости лыжником препятствий, Неожиданных поворотов и спусков, тем более захватывающей Становится борьба между соперниками. Возьмем, к примеру, пьесу Ануя «Антигона»** и проследим, каким «маршрутом гигантского слалома» должны пройти герои трагедии, Чтобы придти к цели. Каждый эпизод действия — это поворот, Препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы перейти к Следующему. Вот каковы, примерно, сквозные действия героев трагедии. АНТИГОНА — перебороть страх и нарушить закон и порядок Креона. КРЕОН — спасти Антигону и этим спасти свой порядок. ИСМЕНА — ни с кем не портить отношений, а в особенности, с царем. ГЕМОН — спасти Антигону, быть всегда рядом с ней. СТРАЖНИК — получить премию, может быть, орден и повышение по Службе. Какие действия надо совершить, какие препятствия преодолеть всем героям трагедии? После драки братьев и их смерти Креон Хоронит одного, как героя, а второго Оставляет для устрашения жителей города в Поле на съедение шакалам и воронам. Запрещается под страхом смерти кому бы то Ни было хоронить его. Антигона, сестра погибшего, уговаривает Йемену тайно похоронить брата. Это событие. Перепуганная Йемена не приходит в ус- Ловленный час. Антигона идет в поле одна и хо- * Название местности в окрестностях города Рустави со старой крепостью, монастырем и другими постройками, представляющими собой культурную и историческую ценность. ** Пример для М.Т. естественный. «Антигону» Ж.Ануя он ставил в Театре имени Ш.Руставели (1968) с С.Закариадзе и З.Кверенчхиладзе в главных ролях. Это один из Самых известных и лучших спектаклей М.Т. Ронит брата. Новое осложнение, новые трудности. Нарушен запрет Креона, за это кто-то должен ответить. По возвращении домой Антигона встречает Йемену, та, Оправдываясь, пытается отговорить ее от задуманного. Антигона спорит И ругает сестру. Хорошо зная, что Креон не простит нарушения его приказа, Антигона призывает к себе любимого Гемона и прощается с ним. Ей это Очень трудно, она страдает, отказываясь от личного счастья с Гемоном. Еще один поворот, может быть, для нее самый тяжелый. Но действие Несется вперед. Во дворце поднимается паника. Стражники приносят сообщение о том, что кто-то нарушил приказ Креона. Креон, чтобы не «упасть на повороте», решает объявить преступником своего секретаря-мальчика И, таким образом, покарав его, закрыть дело о Полинике. Антигона, несмотря на суровый приказ, вторично идет хоронить брата, но ее ловят стражники и приводят к Креону. «Трасса слалома» Усложняется, напряжение растет. Креон очень рассердился, но тут же, пользуясь своей властью, находит средство спасти Антигону. Антигона отказывается от его плана, Настаивая на своей казни. Этим она выражает протест режиму лжи и Насилия. Креон в бешенстве и пытается объяснить Антигоне всю наивность Ее поступка. Антигона спорит с ним, доказывая, что она сильнее его, так Как может делать только то, что считает нужным, а он ничего не может с
|