Ничего, что на первый взгляд все это кажется слишком схематичным.
Что поделаешь, — все эти вопросы так или иначе надо решать, и будет Лучше, если они будут решаться творчески. Все ведь зависит от меры Таланта. Объясню, что такое сквозное действие спектакля, сквозное Действие актов, сквозные действия и сверхзадачи ролей на примере пьесы Г.Ибсена «Привидения». Сквозное действие спектакля — начать жизнь сначала Сквозные действия ролей ФРУ АЛЬВИНГ —устранить все последствия прошлого ОСВАЛЬД — обеспечить себе спокойное существование МАНДЕРС — вразумить грешные души, выйти из игры чистым РЕГИНА — стать женой Освальда ЭНГСТРАНД — выжать из знакомства с семьей Альвинг побольше Выгоды Сквозное действие первого акта — покончить с прошлым Сквозные действия ролей ФРУ АЛЬВИНГ — рассеяться и найти решение МАНДЕРС — убедить фру Альвинг в правоте своей морали РЕГИНА — подготовиться к встрече с Освальдом ЭНГСТРАНД — выяснить, может ли он рассчитывать на Регину Сквозное действие второго акта — начать жизнь сначала Сквозные действия ролей ФРУ АЛЬВИНГ — воспрепятствовать намерениям сына ОСВАЛЬД — убедить мать, что Регина ему необходима МАНДЕРС — помочь всем стать на путь истины РЕГИНА —добиться расположения Освальда ЭНГСТРАНД — сделать пастора своим союзником Сквозное действие третьего акта — спастись Сквозные действия ролей ФРУ АЛЬВИНГ — найти в себе силы, чтобы спасти Освальда ОСВАЛЬД — добиться от матери помощи МАНДЕРС — не потерять хорошую репутацию РЕГИНА — сделать Освальда своим ЭНГСТРАНД — выжать из положения побольше выгоды Сверхзадачи ролей ФРУ АЛЬВИНГ — увидеть сына счастливым ОСВАЛЬД — спастись от страха перед катастрофой МАНДЕРС — создать себе незыблемую репутацию праведника РЕГИНА — вырваться из провинции и непременно уехать в Париж ЭНГСТРАНД — открыть шикарное заведение для капитанов и Штурманов У каждого персонажа — твердое намерение довести свой план до Конца, хотя на пути к цели каждому встречаются бесконечные Препятствия, которые и активизируют действие. «Сверхзадача одна, а способ воспроизведения сквозного действия Может быть разный. Надо, чтобы актеры брали ее не формально, а из Жизни своей, из эмоциональной памяти принесли в роль. А откуда взяли сверхзадачу? Из роли. Значит, происходит слияние актера и роли, как в каждом творческом процессе» (К.С.Станиславский). Сквозное действие составлено из отдельных событий и эпизодов, Которые должны образовать событийный ряд, позвонок сквозного Действия. Надо определить место каждого события и отдельных эпизодов в Общей линии действия будущего спектакля (начало, середина, Окончание). Каждый эпизод, каждое событие должны быть изучены, Проанализированы, каждому — должно быть найдено действенное (глагол) эмоциональное название. Возьмем несколько эпизодов из пьесы «Невзгоды Дариспана» и Проследим за желаниями и действиями персонажей. Например, в сцене «Смотрины». Эпизод «Начало смотрин» В этом эпизоде Наталия расставляет посуду и угощение, а Пелагея и Марта наблюдают, какое впечатление она произвела на жениха. Её «демонстрируют» молодому человеку. А бедный Дариспан старается Заставить жениха перенести внимание на Карожну. Это соревнование. Только одна Карожна страдает и не знает, как выйти из унизительного Положения. МАРТА — «подать» Наталию. ДАРИСПАН — использовать момент, чтобы Карожна понравилась. ПЕЛАГЕЯ — помочь дочери. КАРОЖНА — пересилить себя и выполнить все просьбы отца. ОСИКО — выбрать, какая из двух девушек лучше. ОНИСИМЭ — сделать вид, что ничего не замечает. Эпизод «Дариспан взывает о помощи» ДАРИСПАН — заставить Марту помочь ему воспользоваться Возможностью выдать дочь замуж. МАРТА — отвязаться от Дариспана, чтобы он не мешал ей делать Свое дело. ПЕЛАГЕЯ — понять, что затевает Дариспан: не обманывают ли ее? Эпизод «Мольба» ПЕЛАГЕЯ — умолить, упросить Марту не изменять своему обещанию. Эпизод «Начало боя» МАРТА — заставить Осико восхищаться Наталией. ДАРИСПАН — начать тайные переговоры с ОНИСИМЭ, чтобы «обойти» Марту. ПЕЛАГЕЯ — обезвредить Карожну, помешать ей общаться с Осико.
|