Это скелет. Иначе ничего не получится.
С одной стороны, это схема творчества, с другой — как же творчество не любит и боится таких схем! Неспособный человек может превратить Все это в догму, в протокол. Художник — никогда. Ни один талантливый Режиссер на практике не чертит таких схем. Но всегда может точно Ответить на любой из вопросов по поводу репетируемой пьесы. Поэтому Уместно здесь будет вторично привести слова А.Д.Попова, с возмущением отметившего в записной книжке: «В области режиссуры Станиславский, художник могучей фантазии, призывает к протоко- Лированию фактов и действий. Художник огромной эмоциональности ополчается на эмоцию, переживание и «состоянчество», утверждая Действие и логику поведения. И как ужасно получается, когда эти Рецепты попадают в руки людей с бедной фантазией или людей, Лишенных творческого темперамента. Боже мой, как они рады и в то же время как они скучны и бедны* в искусстве. И как не похожи на Станиславского». Надо всегда это помнить. А поэтому — по «обязательным схемам» Затем сочинять и сочинять плоть, душу, героев спектакля, сочинять, не Останавливаясь. ТРИ ЧАСТИ Трагедия должна иметь умеренную величину для Того, чтобы быть легко обозримой и легко Зап о м и н а ем о й; р азм е р тр а гед и и д ол ж е н Определяться самой сущностью дела, так как Лучшей пьесой по величине следует признать Такую, которая расширена до полного выяснения Сюжета... Действие трагедии должно быть четко, Сжато и целостно... Целостно то, что имеет начало, середину и конец... * Аристотель. Поэтика Это аксиома, не требующая доказательств, т.е. каждое временное Явление в жизни имеет свое начало и конец, все течет, все изменяется... Утром встает солнце, а вечером — садится за горизонт. Утро, день, Вечер. Но каждый день * Выделено M.T. Встает другое солнце, и уходит оно от нас, не похожее на то, что встало Из-за горы утром. Вернее, так по-разному видит это солнце человек. Надо считать неудавшейся ту роль, которая, несмотря на интересную Внешнюю характеристику, не претерпевает в спектакле никаких Изменений. Это противопоказано закону драматического искусства. А Как часто, к сожалению, мы встречаемся на сцене с актерскими Работами, которые на протяжении спектакля никак не меняются, т.е. Лишены процесса развития. Даже в отдельных эпизодах герой спектакля должен претерпевать Изменения в поведении, состоянии, ритме, эмоциональности Не может Быть, чтобы герой, войдя в сцену и выдержав в ней поединок с Партнером-противником, вышел бы из нее, не изменившись ни в чем. Это Первый признак того, что сцена неправильно построена или партнеры не Общались, не воздействовали друг на друга. Ведь общение — это Стремление что-то изменить в поведении партнера. А раз изменения не Произошло, значит, не было и общения, этой основы сценической жизни. Каждый сценический эпизод, каждое событие, каждая роль только Тогда могут считаться законченными, если состоят из трех составных частей: начала, середины и конца. Если перевести эти понятия на Терминологию шахматной игры, то можно сказать, что у каждой роли Должен быть свой дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Очень Интересно сравнить законы шахматной игры и законы сценической Борьбы, сценической жизни. Эти законы точно передают формулу Любого сценического акта, будь то развитие роли, развитие действия или Построение всего спектакля. I часть. Подготовка (начало, дебют). Обычно в данной части роли актер должен охарактеризовать героя, Рассказать, каким он кажется окружающим, с кем ему приходится Встречаться и какие у него с людьми отношения. Актер должен Подчеркнуть своим поведением, какое место в назревающем конфликте Отведено его герою, какую тему придется ему разобрать и как он, актер, к Этому относится. II часть. Поединок (середина, миттельшпиль). Это центральная часть роли, самая обширная и трудная. Здесь Сосредоточены главные бои-поединки героя за свои убеждения. Здесь Должен полностью стать понятным его характер. Здесь герой проявляет Себя в столкновении с главным конфликтом пьесы, демонстрируя, по
|