Сравнению с началом, скрытые в его характере наклонности и
Стремления. К концу этой части герой или выигрывает поединок, или Проигрывает его. Очень важно для этого определить главную, цен- Тральную, сцену роли. Эта сцена, чаще всего, расположена ближе к Концу этой части. И, наконец, эндшпиль! III часть. Конец. Нет роли без окончания. Его надо найти. Во что превратился герой? Каким он стал? Чем кончается повествование о его роли в этом происшествии? Найти окончание роли — важный момент в создании Художественного сценического образа. Поэтому я настоятельно советую Режиссеру, ставящему спектакль, и всем актерам, работающим над ролями, составлять (хотя бы мысленно) «таблицу развития характеров героев»: по их состоянию, по их поведению. К примеру: На первый взгляд, все как будто абсолютно понятно. Но на практике Определить эти три этапа развития роли не так уж легко. Как начать рассказывать о человеке, которого я должен сыграть? как развить рассказ и показать героя в момент наивысшего нервного напряжения? как окончить повесть о нем? — все это очень важные вопросы в процессе построения и постижения роли. «Театр (драма) показывает развитие Человеческой воли, преодолевающей препятствия, воздвигнутые на ее пути роком, судьбой или обстоятельствами...», — так говорит французский критик Брюнетьер, подчеркивая слово «развитие». Именно через противоречия и конфликты все меняет свой вид, Характер, становится новым и неузнаваемым. Борьба — это начало, Источник всякого изменения, благодаря борьбе и происходит вечное обновление в жизни героев. «Все течет! Ничто не остается неподвижно, одинаково: все быстро ли, тихо ли движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь между бытием и небытием» (Герцен. «Письма об изучении природы»). Когда разговор идет о создании режиссерского замысла спектакля, не Надо это понимать слишком прямолинейно. Не надо думать, что режиссерский план готовится как вполне законченное литературно- Описательное сочинение и уже после этого приносится на первую Репетицию, чтобы актеры начали процесс воплощения. Ничего Подобного в творчестве не бывает, а если и случается, то крайне редко. Давая советы по сочинению режиссерского плана, мы стараемся Наметить основную схему всех элементов будущего спектакля и Проблем, которые режиссер вместе со своим коллективом соавторов (с Актерами, в первую очередь, с художником, композитором и др.) должен Решить. А когда это будет сделано — до репетиций, во время анализа за Столом или в действии, во время репетиций на сцене или, как иногда Случается, даже на генеральной, — все равно. Это зависит от Воображения художника, от близости ему темы, авторского материала, От распределения ролей, от того, из кого состоит коллектив, работающий Над спектаклем, и еще от множества разных причин и обстоятельств. Не Так важно когда, важно, чтобы эти проблемы и многие другие в принципе Были творчески освоены и решены. Слепое следование советам, Нетворческое их восприятие приведут только к неудаче. В особенности, Все вышесказанное касается проблем, поставленных в главах о Театральном анализе. НАЧАЛО СЕРЕДИНА ОКОНЧАНИЕ Дариспан Карсидзе Уставший, Желающий отдохнуть В озбу ж д е н н ы й, О б щ и т е л ь н ы й, Деятель ный, очень А к т и в н ы й. Добивающийся своей Цели О п у с т о ш е н н ы й, С м у щ е н н ы й, Испытывающий вину за С в о е п о в е д е н и е. Удрученный Пелагея Сабелашвили Старается Подготовиться к Встрече жениха, чтобы Не осрамиться Карожна Карсидзе Быть вежливой, как Велел отец. Но у нее Ничего не получается Перебороть страх и Не дать Дариспану Выиграть бой за дочь. Спастись Скрыть свое горе, Неудачу. Заползти в Свою нору. Никого не Видеть Выдержать эту Пытку Сдержать рыдания. Исчезнуть из этого Дома навсегда Глава X ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГАМЛЕТ. Театр должен держать зеркало Перед природой, показывать доблести ее Истинное лицо и ее истинные низости, и К а ж д о м у в е к у и с т о р и и - е г о Неприкрашенный облик. М А Я К О В С К И Й. Н е т, т е а т р н е О т о б р а ж а ю щ е е з е р к а л о, а Увеличивающее стекло. ГЮГО. Да, театр есть оптический Прибор. Все, что существует в истории, в
|