Только перед самым выходом из таверны он останавливается,
Подзывает Кассия и обещает подумать над проблемами, о которых они Беседовали. Приглашает его придти к нему домой. Новый удар грома, Еще громче и сильнее прежнего. Все эти разговоры очень взволновали Брута, и он ушел домой, так и не Дождавшись Порции, которая где-то задержалась, спрятавшись от Дождя. Самое главное в сцене «Таверна» — найти верный тон разговора, Который очень сильно должен напоминать современные кулуарные Разговоры, и абсолютно исключить приподнятость шекспировского Стиха. Сейчас так читать нельзя, как это делали десять лет тому назад. Поведение и манера разговора сенаторов должна быть верным Проводником в наше сегодняшнее время. Зрители должны увидеть не Каких-то исторических героев, а наших современников, себя самих во Время сплетен, кулуарных обсуждений и политических разговоров. Если Этого не освоят актеры, пропадет весь эффект, так как без этого сегодня Нельзя играть Шекспира. Вот Каска сплетничает о Цезаре, покраснел от удовольствия. Жестикулирует и «переживает» прямо перед самым лицом Брута. Лезет прямо в ухо Кассию и Бруту. Гадость какая-то! Брут грустен. Ему больно. Ему противно злословие Каски и то, что приходится сидеть в обществе Этого подонка Марулла. Кассия больше заботит точность информации о Событиях, которые произошли на стадионе. Для него все это очень Важно. Марулл, как неприкаянный, все время бегает от стола к дверям Таверны и обратно. Подхалимничает перед сенаторами. Хочет влезть в Их общество, стать среди них своим. Проход сумасшедшей Здесь можно, чтобы на улице случилось какое-то странное событие. Плутарх описывает, что в эти дни всякие чудеса и небывалые дела Творились на улицах Рима. Можно, например, сочинить проход Умалишенной женщины, босой и несчастной (как та армянка, что ходит По тбилисским дворам и поет высоким голосом. Говорят, она окончила консерваторию на «отлично», но потом сошла с ума). Придумать ей Песню-стон, танец. Она зашла в таверну, пугает Кассия и Каску. Для нее Надо сделать сцену, использовав текст Каски о том, что в Риме в после- * Здесь нумерация «событий» у М.Т. нарушена, но мы решили оставить все как есть. В Конце концов, сути экспликации это не меняет. Днее время происходят всякие страшные знамения. И об этом все в Городе со страхом говорят. Ее сумасшедший бред. Она забрела от дождя В таверну. № 5. Нападение на Каску Брут ушел. Каску надо брать другими средствами. Каска — подонок, Трус. Каска — всегда на стороне силы. Поэтому с ним Кассий избирает Для агитации совсем другой путь, чем с Брутом. Кассий пугает Каску Силой, обвиняет его, называет трусом, чуть ли не изменником родины. В Своей ненависти и бешенстве против Цезаря он обвиняет римлян, ругает Их, но обращается к Каске. Это нападение. Каска растерян, перепуган, сбит с толку. Поднял сразу Обе руки вверх, хотя до конца не убежден, правильно ли поступает, Доверяясь Кассию. Но Кассий не дает ему опомниться, действует Напористо, убежденно, пугая Каску тем, что потом, когда все будет Кончено, он, Каска, может остаться не у дел. № 6. Начало заговора На дворе уже ночь. На улице зябко. И хотя дождь уже прошел, на Улице мало людей. Тем более настороженно встречает Каска вошедшего В таверну Цинну. Кто знает, а вдруг он потом донесет, что видел его в таверне вместе с Кассием? Кто может поручиться за людей в этой сложной обстановке? Но Кассий, наоборот, старается использовать Встречу, чтобы положить начало заговору. Он знакомит их как Сообщников в одном общем деле. Главное сейчас — завоевать сердце и Убеждения Брута, и тогда заговор готов. Наконец желанное близится. На- Конец республика освободится от Цезаря, наконец они отомстят за Попранные демократические свободы. И наконец он, Кассий, освободится от вечной зависти ко всем делам этого гения! Цинна уже Действует, хотя и с осторожностью. Один Каска колеблется. Он трус, сразу скис, ему стало страшно: а вдруг ничего не выйдет. Это же не просто — убить Цезаря! Поэтому Каска ставит условие: если только
|