Студопедия — Первые вокально-методические труды
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Первые вокально-методические труды






Жана Батиста Люлли по праву можно назвать основополо­жником национальной французской школы пения. Но, к со­жалению, нет никаких источников, которые позволили бы судить о приемах, используемых Люлли в своей работе с уче­никами. Нет и упражнений, по которым можно было судить об уровне вокальной технологии.

Лучшим вокальным педагогом Парижа 60-70-х годов счи­тался Ломбер Мишель. Он — певец, композитор, мастер во­кальной орнаментики, снабжавший виртуозными вариация­ми многие арии Люлли. К сожалению, Ломбер Мишель не оставил каких-либо трудов, дающих возможность судить о его методе обучения певцов. К исполнительской деятельно­сти его подготовил известный певец периода Людовика XIV — Басилли.

Первым печатным трудом во Франции, посвященным ме­тодологии вокального искусства, является книга певца и пе­дагога М.Басилли «Комментарии к искусству пения» (1668). По мнению автора, главная забота учителя — научить ясной и четкой дикции. Однако обучение пению бессмысленно, ес­ли певец не обладает тонким слухом. «Только он ведет к правильному пению; без него не поможет ни голос, ни под­вижность гортани. Благодаря слуху научаются всему, что ве­дет к пониманию искусства пения».* Басилли — сторонник эмпирического метода обучения, хотя и дает ряд советов, которых следует придерживаться в период обучения пению: слушать хороших певцов, заниматься ежедневно по утрам, все упражнения петь медленно и громко, непременно зани­маться фальцетом, помогающим раздвинуть границы диапа­зона.

Другим теоретическим исследованием, отражающим взгляды французских педагогов XVIII века, стала книга «Ис

! Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1. М., 1929, с. 166.

106


кусство пения» певца Жана Баттиста Берара (1775). Челове­ческий голос рассматривается им как инструмент: гортанные губы способны вибрировать как струны, воздух играет роль смычка, мышцы груди и легкие подобны руке скрипача, дви­гающей смычок. Гортань подвижна и, если ей свойственно повышаться по мере восхождения по звуковой шкале, необ­ходимо (как ошибочно утверждал автор) использовать это природное свойство.

Берар указывал на существенную роль дыхания в процес­се пения и его связи с качеством производимого звука. Он писал: «Чтобы хорошо набрать дыхание, надо понимать и расширять грудь таким образом, чтобы живот вздувался: ним путем внутренности будут наполнены воздухом с боль­шей или меньшей силой, в большем или меньшем объеме, смотря по характеру пения».*

Методические указания Берара свидетельствуют о стрем­лении к научному обоснованию процесса голосообразования, хотя некоторые утверждения носят наивный и ошибоч­ный характер (например, о том, что гортань должна повы­шаться по мере восхождения по звуковой шкале).**

Соображения, касающиеся дыхания, вполне согласуются с исследованиями певческого дыхания последних лет.***

Действительно, для создания звуков большой интенсивно­сти, необходимо участие мощной группы мышц грудной клетки, а для широкого использования динамической нюансировки — мускулатуры брюшного пресса и диафраг­мы. Именно эти мышцы позволяют регулировать величину

Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1. М., 1929, с. 169. Как показали рентгеновские исследования доктора искусствоведения Л.Б.Дмитриева, положение гортани стабильно но время пения и зависит от ти­повой длины надставной трубки, характерной для того или иного типа голоса. Дмитриев Л. Голосообразование у певцов. М, 1962. Ярославцева Л. Особенности дыхания у певцов / Диссертация. М., 1975. Ярославцева Л. О способах регуляции певческого выдоха (рентгеновские данные) // Вопросы вокальной педагогики. Сб. трудов. Вып. 5. ГМПИ им. Гнесиных. М, 1976. Ярославцева Л. Особенности дыхания у певцов и некоторые методы его исследования // Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Сб. трудов. Вып. 25. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1975.

107


подскладочного давления. Рекомендация смешанного типа дыхания (грудь поднимается и расширяется, а живот вздува­ется) вполне правомерна и оправдана для исполнения про­изведений французских композиторов XVII-XVIII веков, требующих широты динамического диапазона. Мечтая о со­здании певческого автомата, в котором струны, регулируе­мые пружинами, имитировали бы гортань, а меха, дозирую­щие подачу воздуха, — легкие, Берар тем не менее указывал, что певцом-художником может быть только тот, кто спосо­бен передать все оттенки человеческих чувств. Певец, умею­щий издавать звуки сильные, величественные и заглушённые, или «легкие, нежные и манерные, и таким образом, вы­ражать все оттенки страсти... имеет право претендовать на сравнение с художником, который отлично владеет колори­том и экспрессией».*

Пьер Жан Гара — известный концертный певец (тенор-ба­ритон) и выдающийся педагог-эмпирик конца XVIII — нача­ла XIX века, профессор Парижской консерватории** живым эмоциональным показом добивался у учеников естественно­го голосообразования, точности атаки, ровности звучания гласных на всем диапазоне, искусства владением дыханием. Ему удалось подготовить к сценической деятельности тено­ра Луи Нурри, ставшего популярным оперным певцом, Луи Антуана Поншара — первого тенора, удостоенного ордена Почетного легиона.

Яркой личностью 1772-1834 гг. в области музыкальной и вокальной культуры конца XVIII, начала XIX века, был Але­ксандр Хорон. Человек громадной эрудиции, знаток многих европейских языков, Хорон был автором различных трудов по вопросам музыкального искусства, многотомных слова­рей по истории музыки. Хорон не был певцом, и не получил

* Назаренко И. Искусство пения. М., 1963, с. 55.

** Парижская консерватория как первое во Франции высшее музыкальное учебное заведение была открыта в 1795 году и носила название «Консервато­рия музыки и декламации». Ее организатор — дирижер оркестра Националь­ной гвардии — Б.Саррет

 


специального вокального образования, но его умение прони­кать в сущность всякого предмета, позволило ему стать ши­роко известным педагогом. Думая о музыкальном и вокаль­ном воспитании молодежи, которую он искренне и горячо побил, Хорон открыл свою школу, применяя новый метод преподавания. В поисках талантливых учеников, он исходил почти всю Францию, и привез с собой отличных певцов-басови теноров, которые впоследствии стали оперными певца­ми, одним из которых был Жильбер Луи Дюпре — будущий реформатор вокального искусства. Хорон был убежден, что только музыкальное воспитание масс детей на хорошей музыке поможет подготовить оперных исполнителей. Он про­пагандировал музыку Баха, Генделя, Палестрины. На суммы, выделенные правительством, Хорон организовал пансион мри школе. Но то же правительство, ставя ему в упрек то, что он не выпустил плеяды выдающихся исполнителей, лишило дотации, и начатое им дело не осуществилось.








Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1747. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия