Учащийся группы №_____ 34 страница
Период эстетической слепоты и глухоты минует, дитя мало-помалу начнет чувствовать окружающую его красоту и наслаждаться ею. Что произведет в нем эту перемену? Общее духовное развитие. Для наслаждения красотой необходимо уметь отрешаться от грубых и узких эгоистических интересов и переноситься в сферу личной незаинтересованности. Узкий утилитаризм губит красоту. Один пятилетний мальчик, приведенный матерью на одну из передвижных выставок в Петрограде, делал такие замечания о картинах: при виде дачного пейзажа, с летней природой, с обществом дачников, со столом, на котором стоял чайный прибор, мальчик заметил, что он хотел бы попить чаю; при виде сцены проводов на вокзале он сказал, что тоже хотел бы ехать по железной дороге, и т. п. Личные потребности, личные удовольствия, желания, раз395 ные эгоистические волнения и поползновения — вот что чувствует и переживает на первых порах дитя при виде прекрасного в природе и в искусстве. И пока преобладает в нем этот узкий эгоизм, для него красота еще не существует. И у взрослых своекорыстные чувствования и соображения отравляют и ослабляют эстетическое наслаждение, предполагающее значительную долю объективизма и беспристрастия. Недостаток этого условия делает малоплодным для значительного числа современников посещение театров, музеев, концертов, галерей. Обыкновенный современный посетитель часто уходит с выставки или из театра с массой пробудившихся дурных инстинктов и страстей, с завистью и ненавистью, зверь зверем, а не умиротворенный,, не умиленный, не говорящий огнем мирного соревнования, одушевления и возвышенной общественности. Нравственное чувство обуздывает человека, берет его в руки, укрощает в нем зверя. Оно воюет против эгоизма человека, делая обязательными доброжелательные отношения к другим. Нравственное чувство требует расширения кругозора человека, требует, чтобы человек думал не только о своем «я», но и о других, не возвышал бы своих интересов над интересами других. Человек нравственного настроения, конечно, объективнее, бесстрастнее эгоиста, его взгляд шире. А потому и художественным произведением и прекрасным видом природы, требующим душевного спокойствия и умиротворенности, нравственный человек может наслаждаться гораздо глубже, цельнее и интенсивнее, чем эгоист, так что можно прямо утверждать, что разумное нравственное развитие содействует чистоте и цельности эстетического наслаждения. Если при великолепном закате солнца человек только и может думать о том, что предвещает назавтра этот закат — дождь или вёдро; если при виде прекрасной статуи или картины, изображающей обнаженное человеческое тело, у человека только и в голове, что желания чувственной любви, то для него нет закатывающегося солнца как эстетического предмета, а есть солнце лишь как предмет хозяйственных соображений; нет статуи или картины как произведений искусства, а есть лишь предметы, пробуждающие желание обладания. В каждом эстетическом произведении есть некоторое внутреннее содержание, придающее ему единство и цельность. В произведениях искусства эта черта особенно ясна: в постройке, в музыкальной пьесе, в картине всегда есть нечто идейное. Оно может увеличиваться и уменьшаться, проникать произведение больше или меньше, но оно не может отсутствовать, так как художник не так творит, как поет птица. В природе нет внутреннего содержания, прекрасная сторона природы прекрасна просто сочетаниями и формой. Но зато в природу мы сами вкладываем душу, свои мы* 396 ели и чувства, а потом обратно как бы вычитываем и воспринимаем их в себя из природы. Поэтому связь между эстетическим и умственным развитием понятна. Душу красоты и искусства составляет гармония, стройность, расчет в сочетании частей в целое. Кому эта сторона мало дается в явлениях вообще, для того искусство и красота будут темны, тот будет проходить мимо красоты, не подозревая ее существования. Чем значительнее, крупнее произведение, чем оно оригинальнее, тем больше и развития требуется для его усвоения. Очень многие художественные произведения остаются не вполне доступными очень многим вследствие того, что умственное развитие большинства слишком ничтожно, недостаточно для восприятия сложного и тонкого эстетического впечатления от таких произведений, как «Фауст» Гёте, поэмы Байрона, драмы Шекспира и т. п. Одно лицо, описывая историю своего развития, заметило: «Когда чтение и уроки понемногу увеличили круг моих знаний, явления природы сделались более прекрасными в моих глазах. Я наивно примешивала к ним воспоминания из священной истории. В камышах бывшего пруда мне представлялся маленький Моисей, которого так счастливо спасает дочь египетского фараона. Вид крестьян в поле напоминал мне трогательную историю Иосифа и доброту кроткой Руфи. Мало-помалу я стала понимать то дивное волнение, которое возбуждает во мне ныне обширное пространство и далекие горизонты». Эстетическое развитие завершается теоретическим пониманием и оценкой красоты, отчетливым сознанием, почему то или иное явление нужно признавать прекрасным. Эта ступень строго сознательная, аналитико-критическая, а потому предполагает умственное специальное образование, понимание природы эстетических предметов. Такое теоретическое образование сопровождается особенно острым и живым восприятием красоты. На этой ступени эстетического развития необходимо выяснить себе две стороны прекрасных предметов: индивидуалистическую и социальную. Эстетическое чувство есть особый род приятных волнений. Развитие и воспитание этого чувства есть забота о доставлении себе удовольствий и культивировка этой способности. Правда, эти удовольствия своеобразны, отличаются от обыкновенных чувственных удовольствий; но все же из того, что я эстетически наслаждаюсь, ни для кого не будет ни тепло ни холодно. Эстетическое чувство само по себе не имеет никаких нравственных элементов, оно составляет отдельную от нравственности область, независимо от нее, может с ней согласоваться, а может и противоречить ей. Оно до известной степени индивидуалистично и чувственноно в то же время до известной степени оно и социально, способствует развитию общественности. 397 К прекрасным видам природы и произведениям искусства собираются толпы и совместно и мирно наслаждаются, а расходясь,, уносят мысль о совместном наслаждении. Наслаждение прекрасным естественным путем побуждает к эстетическому творчеству, а содержание многих произведений искусства высоко поднимает, хотя бы и на недолгое время, чувства симпатии, благожелательности, любви и милосердия к людям, внушает множество благородных социальных стремлений, делает зрителя чище, благорасположеннее к людям. Если эстетическое созерцание нуждается в нравственном чувстве для подавления эгоистических поползновений, то, с другой стороны, оно само может помогать нравственному чувству, содействуя развитию общественности, создавая умиротворенность, гармоничность человеческого существа, светлое, радостное настроение. Итак, в связи с общим развитием человека эстетическое образование есть облагораживающая человечество сила; поставленное же отдельно, обособленно от других сторон развития, эстетическое образование может дать только красивый пустоцвет неспособный служить серьезному прогрессу жизни *. Глава XII Главнейшие изменения образовательного процесса применительно к основным физико-психическим свойствам человеческой природы. Общий вывод Наблюдая людей, мы, несомненно, признаем за ними множество разнообразных свойств, которые представляют целую лестницу, начинаясь общими всем, потом многим и кончая личными качествами. Начнем с общечеловеческих свойств. * Количество сочинений, авторы которых стараются подойти к психологическому пониманию образовательного процесса с различных его сторон, очень значительно. Все сочинения по так называемой педагогической психологии, которых довольно имеется и на русском языке, можно отнести к этому разряду. В частности, как более специальные и для примера мы поименуем следующие три: Otto В. Beitrage zur Psychologie der Unterrichts. Leipzig, 1903; Huther A. Die psychologische Grundlage des Unterrichts. Berlin, 1899; Дьюи Д. Психология и педагогика мышления, пер. с англ. М,9 1915. 398 А. Общечеловеческие свойства и общечеловеческое образование Науки, изучающие человека в физическом и духовном отношении, имеют применение ко всем людям и выражают обобщения постоянных процессов, свойственных каждому человеку. Все люди переживают свойственные человеку возрасты, а каждый возраст имеет свои физические и духовные особенности; у всех людей духовное тесно связано с физическим; каждый физический орган и каждый духовный процесс в своем развитии подчиняются определенным законам и проходят в общем один и тот же путь, переживают одни и те же главные перемены. Эти положения бесспорны, иначе люди не составляли бы одного класса существ — человек. Теперь возникает дальнейший вопрос: а средства развития этих общечеловеческих свойств одинаковы у различных народов или по существу одни и те же? По сущности одинаковы. Положим, что мы признали средствами развития для данного народа изучение языка, счета и форм. Это национальные средства развития или общечеловеческие? Разве ум китайца, африканца-туземца и жителя Сандвичевых островов не будет развиваться от упражнений в указанных областях? Допустим, что языки, изучаемые указанными представителями различных человеческих групп, будут различны, но все же это будут языки; пусть каждый из них учится счету и формам на свой особенный лад, но он все же учится поименованным предметам и ими развивает свой ум. Следовательно, средства развития общечеловеческих свойств будут также общечеловеческими. Этот вывод очень важен, потому что он устраняет мнение, что воспитание, педагогика и дидактика сполна национальны, что общечеловеческой педагогики и дидактики не существует, а у каждого народа есть своя педагогика. Отрицание общечеловеческой педагогики влечет за собой неизбежно отрицание общечеловеческих свойств в людях, отрицание общечеловечности науки, искусства, культуры. Такие отрицатели из-за различных частностей не видят основных сходств. Для развития общечеловеческих свойств нужно общее образование, затрагивающее все основные свойства человеческой природы, а потому разностороннее, включающее в свой состав разнообразные предметы. Никаких частных и прикладных целей оно не преследует, вследствие чего многим кажется отвлеченным, удаленным от интересов жизни и даже довольно бесполезным. Но общее образование может быть признано бесполезным лишь в том случае, если признаются бесполезными здравый развитой рассудок, хорошая память, умение толково выражать свои мысли, облагороженные гуманные чувствования, энергичная воля, свет399 лый взгляд на мир. Кто ценит все эти свойства, тот должен ценить и общее образование, к развитию которых оно стремится. Общее образование хронологически появляется в истории не первым, проходит очень много времени, прежде чем его важность и необходимость выяснятся; но раз определившись, оно становится основой всяких частных видоизменений образовательного процесса, без него всякие другие виды и формы образования оказываются висящими на воздухе. Б. Видоизменение образовательного процесса под влиянием пола Если педагогический процесс есть дело саморазвития организма, если организм развивается согласно своему типу, строению и присущим ему силам, свойствам и особенностям, то, несомненно, педагогический процесс видоизменяется под влиянием пола. Мужчина и женщина при основных общих свойствах — различные существа, различного типа, различного строения. В чем заключаются эти различия? Как видоизменяется педагогический процесс под влиянием пола? Мы постараемся отметить главнейшие и по возможности бесспорные особенности мужского и женского типов. 1. Женщины созревают скорее мужчин и ранее их останавливаются в своем развитии. Физическое и духовное созревание женщины совершается быстрее, чем созревание мужчины. Женщина достигает своего полного развития на 20-м году жизни; мужчина же продолжает обнаруживать явные признаки развития еще несколько лет после этого возраста, особенно если он живет в благоприятных условиях. Мозг растет чрезвычайно быстро в первые месяцы по рождении и менее быстро, но все же скоро в первые годы жизни. В то время как в первые три месяца мозг по весу достигает приблизительно 1/5 части веса тела, в зрелом возрасте он составляет приблизительно 1/33 часть его. К шести месяцам абсолютный вес мозга удваивается у девочек и приблизительно удваивается у мальчиков; к 7-летнему возрасту вес мозга у девочек учетверяется, а раньше 14-летнего возраста он учетверяется у мальчиков. Таким образом,быстрота роста мозга у девочек в детстве выражается крайне рельефно: в возрасте от 4 до 7 лет у девочек отношение веса мозга к весу всего тела больше, чем то же отношение у мальчиков. В то время как девочка в возрасте от 4 до 7 лет приобретает уже 92% окончательного веса мозга, мальчик того же возраста приобретает лишь 83%. С 7-летнего возраста рост мозга у девочек идет туго, а приблизительно на 20-м году и совсем прекращается; мозг же мужчины достигает своего максимума только после 30 лет. Скоро после 20-летнего возраста средний вес мозга начинает падать; у мужчин заметного понижения веса мозга раньше 55-летнего возраста не замечается. Наблюдатели отмечают еще 400 такой факт, что рост лица у девушек останавливается на 17-м году, у юношей же лицо растет еще на 18-м году и, вероятно, продолжает расти еще и впоследствии *. Подобные же данные имеются и относительно других частей и органов тела. Так, время наибольшего развития падает по отношению у женщин на у мужчин на — к весу 12—14 лет 14—17 лет — к росту 12—13» 12—15» — мускульной силе 12—14» 14—15» — силе (емкости) ды- 12—15» 15—17» хания (vitale Kapacitat) Такое, более раннее развитие женщины наблюдается у всех человеческих рас как постоянное явление и с некоторыми замедлениями, большими или меньшими, встречается во всяком климате и во всех слоях общества. Сообразно с ускоренным ходом всех жизненных процессов половая зрелость у женщин наступает двумя годами ранее, чем у мужчин. Половая зрелость у мужчин наступает в среднем около 16 лет, а у женщин около 14 лет **. Вместе с физическим развитием у девочек быстро совершается и душевное развитие. Экспериментальные исследования показывают, что высота душевной энергии достигается девочками раньше мальчиков. В то время как девочки в возрасте 9—13 лет приблизительно удваивают свои силы, мальчики в том же возрасте и даже на год старше увеличивают свои духовные способности лишь на половину их первоначальной силы. Способность собственно внимания и фантазия также развиваются у девочек быстрее и действуют сильнее, чем у мальчиков. Лобзиен 1 нашел на основании своих экспериментальных исследований, что энергия деятельности фантазии относится у девочек (возраст 9—13 лет) как 9: 6, а у мальчиков того же возраста как 3: 2; следовательно, у девочек гораздо больше. С возрастом деятельность фантазии уменьшается и уступает место трезвому объективному пониманию. У девочек этот процесс совершается медленнее, чем у мальчиков. У последних период физической зрелости особенно замечателен развитием рассудочности ***. * Эллиас Гевлок. Мужчина и женщина. Этюд о вторичных половых признаках у человека, пер. с англ. Николаева и Шмурло. СПб., 1898, с. 79-80, 62-63. ** LombrosoS.und TerreroD. DasWeib, als Verbercherici und Prostituirte. Antropologische Studien. Autorisirte Ubersetzung von H. Kubella. Hamburg, 1894, S. 17-18, 43. *** Sammlung von Abhandlungen aus dem Gebiete der padagogischen Psychologie und Physiologie. — Max Lubsien. Schwankungen der psychischen Kapazitat. Einige experimentelle Untersuchungen an Schulkinder, 1902, S. 627 67-73, 74. 401 Какие педагогические выводы могут быть сделаны из приведенных, не подлежащих сомнению фактов? Первый вывод, что воспитание девочек — дело более трудное, чем воспитание мальчиков. Девочки скорее созревают, ход их развития совершается быстрее, чем развитие мальчиков. Уход за организмом, быстро развивающимся, труднее ухода за организмом, медленнее развивающимся; в первом случае нужно быть особенно настороже; промах, ошибку исправить трудно, нет времени и возможности, слишком быстро все идет вперед; во втором случае дело легче: противоядие, если допущена ошибка, можно успеть дать, и вообще можно лучше наблюдать и оценивать действие каждой меры при сравнительно медленном развитии, чем при быстром. При последнем мудрая поговорка: семь раз примерь и один отрежь — должна быть соблюдаема с особенной строгостью; но в то же время и мешкать особенно не следует. Так как девочки созревают во всех отношениях быстрее мальчиков, то необходимо несколько быстрее вести их образование и воспитание. Девочки и мальчики того же возраста весьма различные люди; в то время как мальчик есть именно мальчик и подросток, девочка по своему развитию, пониманию и такту есть почти взрослая девица. Она так быстро схватывает, так понимает житейские отношения, так находчива, что мальчику за ней не угнаться. Очевидно, вести образование и воспитание столь быстро развивающегося и формирующегося организма в таком же, сравнительно медленном темпе, как и образование мальчиков, было бы ошибочно. Нужно идти нога в ногу с природой, не отставать от нее, хотя, конечно, не следует ее и опережать. 2. Женщины легче и быстрее возбуждаются, быстрее развивают свои физические и духовные силы, чем мужчины; они быстрее и сильнее реагируют на внешние возбуждения, а вместе и быстрее истощаются, скорее мужчин теряют силы. Относительно быстроты развития физической силы Риккарди из опытов с динамометром более чем над 350 лицами нашел, что 36% мужчин обнаружили максимум силы правой руки при первом, 38% — при втором и 16,8% — при третьем напряжении; у женщин тот же максимум при первом напряжении достигал 57,8%, при втором — 20,4% и при третьем — только 9,9%. Для левой руки получились следующие результаты относительно максимума развития сил: у мужчин — 49,8% при первом напряжении, 24,8% при втором, 21,9% при третьем; у женщин — 49% при первом напряжении, 36,2% при втором и 9,9% при третьем. Эти опыты свидетельствуют о быстром развитии сил женщинами при напряжении и о быстром ее падении и в то же время указывают, что более слабая левая рука мужчин обнаруживает в этом отношении свойства женской руки. 402 Женщины, по выражению Фере, предрасположены от природы потреблять быстро всю свою силу, у них движения и эмоции коротки и сильны и приближаются, таким образом, к рефлексу. А легкая возбудимость и предрасположение к быстрому утомлению — явления, неразрывно связанные между собой. Тот факт, что вазомоторная система, управляющая через нервно-мускульную систему произвольной органической жизнью, реагирует у женщин на возбуждения быстрее, чем у мужчин, выразился в распространенном изречении, что женское сердце нежнее мужского. «Говоря иначе,— замечает Массо,— это значит, что нервный механизм женского сердца приходит в раздражение и вызывает сердцебиение под влиянием таких стимулов, которые совершенно не действуют на здоровое мужское сердце. Доказательством большей возбудимости женского сердца служит факт, замеченный несколькими наблюдателями, что у женщины при пробуждении ото сна отчетливо выступает ускорение пульса. Раздражения, которые приходится испытывать во время бодрствования, сильнее действуют на сердце женщины, чем на сердце мужчины». У женщины лицо выразительнее, чем у мужчины, т. е. подвижнее, так как нервно-мускульная система у женщин отличается более легкой возбудимостью. Д-р Фрэнсис Уорнер, исследовавший в школах 60 тыс. детей, нашел, что признаки излишней нервной подвижности чаще встречаются у девочек, недостаточная же выразительность у них замечается гораздо реже, чем у мальчиков. Подвижность женских лиц обусловливается легкой возбудимостью женщин под влиянием стимулов как из внешнего, так и из внутреннего мира. Отсюда же берет начало свойство, довольно справедливо приписываемое женщинам всех возрастов и времен,— раздражительность, вспыльчивость. Это свойство с особенной силой выражается у душевнобольных женщин, на половине которых бывает в десять раз больше шуму, чем на мужской; больные женщины вообще беспокойнее и доставляют в больницах гораздо больше хлопот, чем мужчины. Душевнобольные женщины отличаются и большими разрушительными склонностями, чем мужчины: они часто рвут белье, разламывают мебель, бьют стекла, портят дорожки, деревья, постоянно тараторят и бранятся. В больницах для душевнобольных число женщин, требующих особого надзора, а впоследствии и лишения свободы, далеко превосходит число таких же мужчин. «Один взгляд на место прогулок больных убедит всякого в справедливости моих заявлений. На мужской половине беспорядки сравнительно пустячные, но на женской садовники приходят в отчаяние: поломанные деревья, вырванные цветы, потоптанные растения — все это указывает, что больные — безумные здесь были в возбужденном состоянии духа... То же относительно 403 одежды: пациентки изнашивают ее гораздо быстрее пациентов» *. Легкая возбудимость неразрывно связывается с легкой утомляемостью. Чем быстрее напрягаются и тратятся силы, тем скорее наступает утомление и является трудноодолимая потребность в отдыхе. Указанная черта женского организма требует соответствующего приспособления в женском образовании. Очевидно, продолжительный, однообразный и напряженный труд для женщин невыносим без существенного вреда. Быстрее развивая свои силы, скорее и сильнее сосредоточивая свое внимание на предмете занятий, чем мальчики **, девочки могут много сработать в период напряжения, а потому требуют быстрого хода воспитательной машины и обильного содержания уроков; но они быстро утомляются и ранее мальчиков требуют отдыха, перерыва в работе. Экзаменные напряжения, длящиеся целые недели, иногда даже более месяца, явно губительны для женского организма, часовые уроки, идущие подряд, с перерывами на 10 минут и составляющие в общей сложности 4—5 часов, также весьма неудобны. Все подобные порядки были созданы для мужской школы и с нее без всяких изменений перенесены на женскую школу. Особенности женского организма при этом совсем не были приняты во внимание. Там, где женщины работают вместе с мужчинами, обыкновенная шаблонная работа исполняется женщинами не только не хуже мужчин, но, пожалуй, лучше и быстрее (работы по письмоводству, на почте, телеграфе и т. п.); но в периоды усиленной работы женщины, благодаря своей быстрой истощимости, не в состоянии соперничать с мужчинами, хотя бы число рабочих часов и было уменьшено для них. Труд, соответствующий женской природе, это труд сильный, энергичный, но непременно с частыми перерывами и достаточным отдыхом; длительность работы, при требовании сильного напряжения, должна быть совершенно исключена в женском образовании и воспитании. В то же время является совершенно необходимой забота о развитии надлежащей выдержки, о работе с необходимыми перерывами и отдыхом, но систематической, направленной к достижению одной определенной цели. Быстрая возбудимость влечет у женщин быстрое развитие чувствований. Там, где мужчины остаются еще совершенно спокойными, женщины уже волнуются. Реакция чувством, равно как и движением, у них совершается быстрее, чем у мужчины. Очевидно, эту сторону женской психики нужно иметь в виду при воспитании, и уходу за * См. в вышеназванном сочинении Гевлока Эллиаса гл. XIII («Легкая возбудимость женщин») и, кроме того, с. 118. ** Sammlung von Abhandlungen aus dem Gebiete der padagogischen Psychologie und Physiologie.— Schwankungen der psychischen Kapazitat, Max Lobsien, S. 15. 404 правильным развитием чувства посвятить особенно тщательное внимание. Нельзя сказать, чтобы мужчины были черствее женщин сердцем, но женское сердце скорее возбуждается, быстрее доходит до высших степеней силы, легче принимает односторонний, страстный, фанатический характер и направление. Легко у женщин создается кумир, но зато легко любовь переходит в ненависть. Если оставить без культурного ухода женское сердце, то оно часто будет биться и волноваться по всяким пустякам, истощая без пользы силы и сообщая одностороннюю окраску всей душевной жизни женщины. В то же время деятельность женщины лишится цельности и связности, так как быстро возникающие и усиливающиеся чувствования будут увлекать женщину в совершенно противоположные стороны. Окажется разбросанность деятельности и слабое внимание в целом, так как на каждую отдельную деятельность придется малое сосредоточение сил. 3. Женский ум отличается конкретным и реальным характером: к отвлеченностям и метафизике он мало склонен. Абстракция и специализация мышления не его уд ел. Напротив, окружающая действительность, взятая во всей совокупности своих свойств, живая человеческая личность, понимаемая как своеобразное сочетание различных качеств,— вот главные центры женского мышления. Женский ум разностороннее и живее мужского. Есть деревья,; корень которых глубоко уходит в землю, и на таком одном глубоком корне держится дерево; а есть такие деревья, у которых нет одного, глубоко уходящего в землю корня, а дерево держится множеством корней, раскидывающихся во все стороны и не проникающих глубоко в землю. Деревья второго вида держатся не менее прочно, чем и деревья первого: что одни выигрывают в глубине, то другие заменяют широтой. Глубина, а вместе отвлеченность и некоторая односторонность — характерная черта мужского ума; разносторонность и вместе конкретность — отличительная черта женского ума. Все общее и отвлеченное, до чего можно доходить путем длинных умозаключений, мало трогает женский ум; но все непосредственное, живое, конкретное для них очень убедительно. Американский проф. Джестро предложил 50 студентам и студенткам (по 25 каждого пола) написать с возможной скоростью 100 слов. Предложений писать не позволялось. Получилось, таким образом, 5 тыс. слов, из которых почти 3 тыс. оказались одинаковыми, обнаруживая тем, как велика общность наших мыслей. Эта общность сильнее выражена у женщин: в то время как мужчины употребили 1375 различных слов, их товарищи — женщины лишь 1123. Из 1266 только по разу употребленных слов 29,8% пришлось на мужчин и 20,8% — на женщин. Группа, к которой следует отнести самое большое число словА употребленных мужчина405 ми, представляет названия из.царства животных, а женщинами — названия частей одежды и фабрик. Названия пищи у мужчин встречаются 53 раза, а у женщин — 179 раз. Из своего опыта проф. Джестро вывел такое общее заключение, что «женская мысль с вниманием относится к непосредственно окружающему миру, к продуктам законченным, ко всему, что служит для украшения, ко всему индивидуальному и конкретному; мысль же мужчин тяготеет в сторону предметов и явлений более отдаленных, объяснимых, полезных, общих и абстрактных». Конечно, опыт проф. Джестро численно очень невелик, но дело в том, что он совершенно сходится в своем характере и смысле с бесчисленными наблюдениями над свойствами женского ума и от согласия с ними получает особый вес и значение. Согласно с общим быстрым ходом всей жизни женщин и ум их действует быстрее мужского. Ромене определял быстроту чтения у различных лиц: он предлагал один и тот же отрывок различным хорошо образованным лицам и просил прочесть его с возможной быстротой, давая 10 секунд на 20 строк. По истечении срока испытуемое лицо, мужчина или женщина, без книги должно было написать тотчас же все, что запомнило из прочитанного. В этих опытах преимущество обыкновенно оставалось за женщинами. Одна дама, например, могла прочесть предложенный ей отрывок ровно в 4 раза быстрее своего мужа и лучше передала даже ту небольшую часть его, которую успел прочесть за эти 2,5 секунды ее муж. Но оказалось, что эта быстрота вовсе не составляет доказательства силы ума, так как некоторые из крайне медленно читавших были людьми очень выдающимися по своим умственным способностям. Можно сказать, что вообще за женщинами следует признать способность быстрого понимания и более точного выражения. Знаменитый врач Керри заметил, что, когда к нему приходил за советом какой-нибудь работник с женой, он всегда получал наиболее точные объяснения от женщины, так как ум мужчины двигался для этого слишком медленно. Подобные наблюдения составляют не редкость во врачебной практике. Парижские юристы, по-видимому, также нашли, что объясняться с женщиной можно с большим успехом, а потому отсылают своих клиентов из рабочих со словами: «Пришлите мне свою жену». В чужой стране при недостаточном знании языка иностранца скорее поймет и объяснит ему нужное женщина, чем мужчина. При быстроте восприятия и реакции женский ум отличается меньшей творческой силой. Не говоря уже о слабости творчества женщин вообще в науке, искусстве и религии, что может быть до некоторой степени объясняемо долговременным слабым образованием женщин, в самых простых вещах женщины обнаруживают 406 мало творчества и разнообразия в деятельности. Различных слов, употребляемых женщинами, оказалось, по исследованию проф. Джестро, менее числа слов, употребляемых мужчинами; одинаковые ассоциации, по исследованиям* чаще встречаются среди девушек, чем среди юношей; рисунки мужчин отличаются большим разнообразием, чем рисунки женщин. Этот последний факт был дознан путем специального исследования 500 лиц, мужчин и женщин, которым было предложено начертить без посторонней помощи 10 рисунков. В связи с меньшим даром творчества находится замеченная большая устойчивость женского организма, преобладание в нем родовых свойств и значительная изменяемость мужского организма. И физические и умственные особенности мужчин изменяются в более значительных пределах, чем такие же особенности женщин. В настоящее время считается вообще бесспорным фактом, что самцы проявляют большее стремление к изменяемости, чем самки. Уроды чаще бывают мужского, чем женского пола. Если наудачу взять 100 мужчин и 100 женщин, то окажется, что женщины более похожи одна на другую, чем мужчины. Всевозможные аномалии, в том числе и половые и умственные, чаще наблюдаются у мужчин, чем у женщин. «Мужчины, следовательно, в органической эволюции играют роль элемента менее устойчивого и более прогрессивного; женщины — элемента более устойчивого и консервативного» (Эллиас) *.
|