Студопедия — Символизм в восприятии городской среды
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Символизм в восприятии городской среды






Социальную среду можно включить в структуру искусственно созданной человеком среды, имеющей свои закономерности, которые в случае необходимости можно описать даже языком физики. Ярким свидетельством этого является архитектура, ее внутренние и внешние пространства. Например, готический собор вызывает у человека не только эстетическое чувство, одновременно он действует и на другие чувства:

- на зрение: преобладание вертикальных линий вызывает чувства величия и смирения, соотносимые с малостью человека;

- на слух: акустика пространства решена с учетом оптимального распределения звука во всем пространстве храма, и не случайно созданная таким образом композиция пространства заставляет человека говорить шепотом (что подчеркнуто традиционным правилом поведения культурного человека в соборе);

- на обоняние: монументальность подчеркивается не только ароматом кадила, но и холодным, как бы отдаленным, летучим ароматом мрамора;

- на осязание: все внутреннее пространство скомпоновано так, чтобы свести к минимуму побуждения к осязанию, а декоративное убранство прямо внушает табу прикосновения.

Все это пространство воздействует на эстетическое восприятие человека не только как сумма отдельных импульсов, но и как единое целое, заставляет его действовать в соответствии со строго определенной культурной традицией.

Что касается городской среды, то это жизнь в первую очередь в принципиально новых пространственных условиях. Она характеризуется с одной стороны небывалой пространственной концентрацией людей, с другой стороны все увеличивающимся пространственным рассредоточением их деятельности. Процесс урбанизации, естественно, имеет свои негативные последствия и в сфере взаимоотношений людей. Это чрезмерное повышение числа и интенсивности межличностных контактов, подрыв традиционных связей между людьми, анонимность, обезличенный характер общения, потеря традиционных соседских отношений, открытость, публичность все большей части деятельности человека. А также изменения в отношении человека к среде, которая становится для него зачастую «чужим», к которому относятся равнодушно, а иногда даже вредительски, отсутствует чувство «своего» дома, двора, улицы, города. (32, с.28)

Как свидетельствуют историки, особое отношение к городам сформировалось еще в древности. Тогда города соотносились с царством смерти, с которым соотносились и праздники. Так, образ города стал соотноситься с вечным праздником, изобилием и бессмертием. Подобное отношение сохраняется вплоть до ХХ века. Несомненно, этот психологический фактор оказывал воздействие на урбанизационные процессы. Город представлялся пространством, в котором разрешается то, что запрещено в повседневной жизни. Архетип города – загробный мир (23, с.31)

Городская среда – сложное субъектно-объектное единство, включающее в себя множество пространственно-функциональных и поведенческих взаимодействий. Пространственная организация среды включает в себя ограниченный набор элементов, сложившихся в ходе длительной исторической эволюции: площади, улицы, переулки.

Параметры этих элементов одновременно и образуют городскую среду, и задаются ею. (15, с.28)

Однако в городах человек воспринимает не только содержание и ритм урбанистического искусства – геометрическую комплексность, формы, отношения, порядок и хаос, декоративные элементы, - но и город в символических значениях. Архитектурные символы мы воспринимаем точно так же, как другие символы, как формообразования, которые наряду со своим символическим значением и функцией сообщают нам и другие значения, связанные в культурном и историческом отношениях с воспринимаемым объектом. П. Смит, автор исследований о «динамике урбанизма», различает несколько уровней символизма, которые играют важную роль в искусственно созданной городской среде.

1. Ассоциативный символизм включает основные индивидуальные ассоциации, посредством которых каждый из нас оценивает значимость определенной среды.

2. Окультуренный символизм городской среды свое начало берет в истории культуры и представляет символизм объектов в классическом смысле слова (колеса с крыльями на зданиях вокзалов, символы юстиции на зданиях суда и прокуратуры, кресты на башнях церквей и т.д.)

3. Символизм известного есть каждодневная среда, образующая основу нашего существования в городе (подтверждающие символы родины, моей улицы, моего квартала). В соответствии с символизмом известного на нас оказывают воздействие исторические постройки, памятники разных эпох культурного наследия.

4. Символизм «архетипа» в архитектуре городов и исторических памятников представляет собой как бы приключение созерцания.

Архитектура сама по себе вызывает мысли о чем-то извечном, вневременном. К примеру, Акрополь в Афинах можно воспринимать в его различных ипостасях – как эстетику пространства, как свидетельство достижений античной культуры, как нечто постоянное в изменяющейся жизни человека, как его попытку восстать против всего временного и создать что-то вечное. (8)

Что еще символического мы воспринимаем в городе? Мощь, организацию, возможность идентификации людей с тем городом, в котором они живут. Мы так и говорим о них - москвичи, римляне и т.д. Это само по себе уже много значит, даже к чему-то обязывает. Они представляют свой город, так как воспринимают его как органическую часть своего существа; в соответствии с этим они и действуют. (20)







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 496. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия