Студопедия — Гла­ва двад­цать вось­мая
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гла­ва двад­цать вось­мая






 

В но­яб­ре мой сад не выг­ля­дит грус­тным. Ко­неч­но, там не наб­лю­да­ет­ся изо­билия, но у ме­ня не­мало кус­тов с крас­ной, ко­рич­не­ватой и па­левой ко­рой, ко­торые силь­но ожив­ля­ют кар­ти­ну. Зим­ний жас­мин, зим­ний ве­реск, осо­ка и кус­ты, а еще крас­ные яго­ды и жи­молость на гра­нице с учас­тком мис­те­ра Мэ­лони ра­ду­ют глаз раз­но­об­ра­зи­ем цве­та. Уже ду­ют силь­ные осен­ние вет­ры, час­то ль­ют про­лив­ные дож­ди, по­это­му я боль­шую часть вре­мени про­вожу, сгре­бая упав­шие листья. Я при­вела в по­рядок са­довый ин­вентарь и уб­ра­ла его на зи­му, что до­воль­но пе­чаль­но, а еще ста­ратель­но под­вя­зала все вь­ющи­еся рас­те­ния, что­бы они не пос­тра­дали от вет­ра. В но­яб­ре я на­мере­ва­юсь по­садить ро­зы с об­на­жен­ны­ми кор­ня­ми и для это­го прош­ту­диро­вала мас­су ли­тера­туры, чем не­мало по­заба­вила Сан­ди.

– Это же все­го лишь ро­зы, – ска­зал он, но они не «все­го лишь», а имен­но ро­зы. И я ему ста­ратель­но это объ­яс­ни­ла, а он ме­ня вни­матель­но выс­лу­шал, по­тому что он во­об­ще всег­да ме­ня слу­ша­ет, и, ког­да я за­кон­чи­ла, он по­цело­вал ме­ня и ска­зал, что как раз за это ме­ня лю­бит. Те­перь ро­зы на­поми­на­ют мне о его люб­ви.

Но у роз, как и у те­бя и у ме­ня, есть свои проб­ле­мы. Ес­ли са­жать их в ту поч­ву, где до это­го уже нес­коль­ко лет рос­ли ро­зы, они за­боле­ют. Это на­зыва­ет­ся «сла­бость роз». Что­бы ее из­бе­жать, не­об­хо­димо снять ста­рую поч­ву и за­менить на све­жую, с дру­гого учас­тка са­да. Это на­водит ме­ня на мыс­ли о мис­те­ре Мэ­лони, ко­торый пы­та­ет­ся «рас­ти» на том са­мом мес­те, где умер­ла его же­на. И во­об­ще обо всех лю­дях, ко­торые слиш­ком глу­боко уко­рени­лись там, где с ни­ми слу­чилось неч­то тра­гичес­кое. Луч­ше по­кидать свои пе­чали и дви­гать­ся впе­ред, жить даль­ше.

Как-то но­ябрь­ским ут­ром я про­сыпа­юсь от ха­рак­терно­го мер­зко­го зву­ка – его ни с чем не спу­та­ешь – и вска­киваю с пос­те­ли. Ме­ня вол­шебным об­ра­зом пе­реб­ро­сило на­зад во вре­мени. Отод­ви­гаю с гру­ди ру­ку Сан­ди, ночью она лас­ка­ла и обе­рега­ла ме­ня, но сей­час из-за нее труд­но ды­шать. Под­хо­жу к ок­ну и ви­жу те­бя, ты та­щишь по до­рож­ке свой са­довый стол.

У ме­ня сжи­ма­ет­ся сер­дце, мне грус­тно, я ощу­щаю, что сей­час что-то без­воз­врат­но ухо­дит из мо­ей жиз­ни. Не мо­гу смот­реть, как ты этим за­нима­ешь­ся. На­тяги­ваю тре­ниро­воч­ный кос­тюм и спе­шу на ули­цу. Я дол­жна по­мочь те­бе. Бе­русь за сво­бод­ный край сто­ла и смот­рю на те­бя. Ты улы­ба­ешь­ся.

Ми­мо нас быс­тро про­ез­жа­ет топ-ме­нед­жер. Мы оба вски­дыва­ем ру­ку в при­ветс­твен­ном жес­те. Он нас не за­меча­ет. Мы сме­ем­ся и про­дол­жа­ем свое де­ло. Не раз­го­вари­ва­ем, мы и так от­лично друг дру­га по­нима­ем, мол­ча оги­ба­ем уг­лы и во­лочем тя­желый стол на зад­ний двор. Это по­хоже на вы­нос те­ла, как буд­то мы не­сем гроб с те­лом до­рого­го дру­га. У ме­ня об­ра­зу­ет­ся ко­мок в гор­ле.

Ста­вим стол в ма­лень­ком па­тио ря­дом с кух­ней, рас­став­ля­ем вок­руг не­го стулья, ко­торые ты уже ус­пел сю­да пе­ренес­ти.

– Эми воз­вра­ща­ет­ся, – го­воришь ты.

– Пот­ря­са­ющая но­вость. – Мне с тру­дом уда­ет­ся спра­вить­ся с вол­не­ни­ем.

– Да, – ки­ва­ешь ты, но я бы не ска­зала, что очень ра­дос­тно. Ско­рее оза­бочен­но. – Мне нель­зя сно­ва об­ла­жать­ся.

– Ты и не об­ла­жа­ешь­ся.

– На­де­юсь, ты мне не поз­во­лишь.

– Ни в ко­ем слу­чае. – Я тро­нута, что ты так мне до­веря­ешь.

Мы воз­вра­ща­ем­ся в сад пе­ред до­мом. Финн си­дит в ма­шине и нас­тра­ива­ет сте­рео, пы­та­ясь най­ти под­хо­дящую му­зыку.

– О, ты по­чинил про­иг­ры­ватель.

– Да он и не был сло­ман, – сму­щен­но приз­на­ешь­ся ты.

– Но ты же го­ворил… лад­но, не важ­но.

Ты по­нима­ешь, что про­колол­ся. Нас­чет «Ганз н’ Ро­узес» у те­бя в ма­шине. Взды­ха­ешь.

– Отец нас бил, ме­ня и ма­му. В тот день, ког­да мы на­конец от не­го из­ба­вились, ма­ма вклю­чила «Го­род-рай» на пол­ную гром­кость, и мы с ней вмес­те тан­це­вали на кух­не. Ни­ког­да не ви­дел ее та­кой счас­тли­вой.

Пес­ня тво­его ос­во­бож­де­ния. Я зна­ла, что она что-то сим­во­лизи­ру­ет, что ты не прос­то так всег­да имен­но под нее воз­вра­щал­ся по но­чам до­мой, мчась по до­роге, слов­но пос­ле дол­гой раз­лу­ки на­конец сно­ва уви­дишь же­ну и де­тей. Но в пос­ледний мо­мент ты об­на­ружи­вал, что дверь за­пер­та, хо­тя это да­леко не всег­да бы­ло так на са­мом де­ле.

– Спа­сибо, что рас­ска­зал мне.

– Ну и еще она заг­лу­шала «Лю­бовь – это по­ле боя»[8], – ус­ме­ха­ешь­ся ты. – Что? Ка­ково мне каж­дый день слу­шать, как ты ее за­выва­ешь. А ес­ли ок­на от­кры­ты, так я иног­да да­же ви­жу, что ты по­ешь в щет­ку для во­лос. И кош­марно из­ви­ва­ешь­ся в сти­ле вось­ми­деся­тых.

– Я не пою в щет­ку для во­лос, – воз­ра­жаю я.

Ты улы­ба­ешь­ся с тре­вогой, и я по­нимаю – ты пы­та­ешь­ся свес­ти к шут­ке свое приз­на­ние. По-дру­гому ты не уме­ешь.

– Я пою в де­зодо­рант, чтоб ты знал. Он боль­ше по­хож на мик­ро­фон.

Бро­саю взгляд на свой дом и ви­жу, что Сан­ди наб­лю­да­ет за на­ми из ок­на спаль­ни. По­няв, что я его за­мети­ла, тут же ис­че­за­ет.

– Се­год­ня зна­мена­тель­ный день, – го­ворю я, и ты воп­ро­ситель­но на ме­ня смот­ришь. – Все, мой от­пуск за­кон­чился.

По­хоже, ты слег­ка удив­лен.

– Вот оно что. Здо­рово.

– Я по­дума­ла, мо­жет, ты из-за это­го стол пе­ретас­ки­ва­ешь.

– Нет. Прос­то по­каза­лось, что так бу­дет пра­виль­но.

Мы оба смот­рим на вмя­тины, ос­тавши­еся от но­жек сто­ла. На­до те­бе бу­дет за­ново по­се­ять здесь тра­ву.

– Ты уже что-то се­бе по­дыс­ка­ла?

– Нет.

– Най­дешь.

– Угу.

– Обя­затель­но. Ты ут­ра­тила уве­рен­ность в се­бе, но она вер­нется, не сом­не­вай­ся.

Я по­нимаю, это не пус­тые сло­ва, ты го­воришь со зна­ни­ем де­ла.

– Спа­сибо.

– Ну что же. Это был ин­те­рес­ный год. – Про­тяги­ва­ешь мне ру­ку. Я мол­ча смот­рю на нее, по­том по­жимаю, а по­том де­лаю шаг и об­ни­маю те­бя.

Мы сто­им, об­нявшись, у те­бя в са­ду, на том мес­те, где рань­ше был стол.

– Ты так мне и не ска­зала, чем я те­бя оби­дел, – ти­хо го­воришь ты мне ку­да-то за ухо. – Что я сде­лал та­кого пло­хого. Но я, ка­жет­ся, по­нимаю.

Я за­мираю, не зная, что от­ве­тить. Уже дав­но я не ду­маю о те­бе как о том, ко­го ког­да-то так дол­го не­нави­дела. Мы оба не раз­мы­ка­ем объ­ятий, на­вер­ное, по­тому, что так про­ще – не смот­реть друг дру­гу в гла­за. Я чувс­твую твое го­рячее ды­хание у се­бя на шее.

– Это свя­зано с Хи­зер, прав­да?

У ме­ня под­пры­гива­ет сер­дце, и я уве­рена, что ты это чувс­тву­ешь. Я се­бя вы­дала.

– Прос­ти ме­ня.

Сна­чала я по­ража­юсь, что ты из­ви­нил­ся, а по­том вдруг по­нимаю, что мне уже это и не нуж­но. Ты це­лый год по­казы­вал мне, что про­сишь про­щения, что вов­се и не хо­тел ме­ня оби­жать. И сей­час это боль­ше не име­ет зна­чения. Ты про­щен. Я выс­во­бож­да­юсь из тво­их рук, це­лую те­бя в лоб, а по­том иду че­рез до­рогу к сво­ему до­му.

Мад­ра что-то с ос­терве­нени­ем вы­капы­ва­ет в са­ду, у нас с ним уже бы­ли серь­ез­ные раз­го­воры на эту те­му. Сан­ди одел­ся и сто­ит в две­рях. Он ма­шет те­бе ру­кой, и ты ма­шешь ему в от­вет.

– Мад­ра! – кри­чу я. – Нет! Ми­лый, ну что же ты ему поз­во­ля­ешь… о, мои цве­ты!

Пес ро­ет яму ря­дом с таб­личкой, ко­торую Сан­ди мне по­дарил, с над­писью «Чу­деса рас­тут там, где по­саже­ны их рос­тки», и я встаю на ко­лен­ки, что­бы заб­ро­сать яму, как вдруг за­мечаю в зем­ле ме­тал­ли­чес­кую ко­робоч­ку, не­боль­шой сун­ду­чок с сок­ро­вищем.

– Что это?.. Сан­ди, смот­ри!

Но он улы­ба­ет­ся, и я по­нимаю, что он от­лично зна­ет, что там. Вста­ет на од­но ко­лено и лас­ко­во го­ворит:

– От­крой ее.

И я ее от­кры­ваю. Да-да-да, я ее от­кры­ваю.

 

Этот год силь­но ме­ня из­ме­нил. Нет, внеш­не ни­чего не за­мет­но, раз­ве что я чуть-чуть пос­та­рела. Но внут­ри я силь­но из­ме­нилась. Я это чувс­твую. Это по­хоже на вол­шебс­тво. И мой сад – это мое зер­ка­ло. Он был бес­пло­ден и гол, а те­перь цве­тет и пло­доно­сит. Он по­лон жиз­ни и сил. На­де­юсь, то же мож­но ска­зать и обо мне. Что-то без­воз­врат­но уш­ло, ос­та­лась лишь обо­лоч­ка, за ко­торую я на­конец пе­рес­та­ла цеп­лять­ся, и те­перь из этой обо­лоч­ки рас­тет жи­вая Джес­мин.

Мир по­лон пос­то­ян­ных прев­ра­щений, мы по­рой не ус­пе­ва­ем их от­сле­дить, и тог­да это по­хоже на чу­деса, ко­торые тво­рит ис­кусный фо­кус­ник. Мои из­ме­нения не бы­ли мгно­вен­ны, они про­ходи­ли не­лег­ко и да­же бо­лез­ненно, но я, как и все мы, ме­ня­юсь – не всег­да осоз­нанно. Ог­ля­дыва­ясь на­зад, мы ду­ма­ем: «Кто был тот че­ловек?», а гля­дя впе­ред, раз­мышля­ем: «Кем я ста­ну?» Где та грань, та точ­ка не­воз­вра­та, ког­да на­ше прош­лое «я» прев­ра­ща­ет­ся во что-то сле­ду­ющее? Па­мять по­мога­ет нам осоз­на­вать свой путь, от­ме­чать важ­ные ве­хи, за­печат­ле­ва­ет то, где мы бы­ли, и го­ворит нам, где мы есть. Ко­неч­ная точ­ка нам не­ведо­ма, мы лишь от­ме­ча­ем мо­мент пе­рехо­да.

Это не толь­ко мое пу­тешес­твие и не толь­ко ис­то­рия обо мне и прев­ратнос­тях мо­его пу­ти, на ко­тором на­шел­ся че­ловек, су­мев­ший мне по­мочь. Это ис­то­рия о те­бе и обо мне, о на­ших па­дени­ях и взле­тах. Не знаю, бы­ла бы я сей­час тем, кто я есть, ес­ли бы не ты, хо­тя, воз­можно, ты и не счи­та­ешь, буд­то что-то для ме­ня сде­лал. В боль­шинс­тве слу­ча­ев и не на­до ни­чего на­мерен­но де­лать, что­бы ря­дом с на­ми кто-то из­ме­нил­ся, дос­та­точ­но прос­то быть. Я от­ре­аги­рова­ла на те­бя. Ты на ме­ня пов­ли­ял. Ты мне по­мог. Ты был пот­ря­са­ющим дру­гом, чут­ким и доб­рым. Как-то раз, ты, на­вер­ное, это­го и не пом­нишь, по­тому что был силь­но пь­ян, – в од­ну из на­ших дол­гих, хо­лод­ных, мрач­ных но­чей, ког­да мы си­дели за тво­им са­довым сто­лом, – ты ска­зал, что сно­ва и сно­ва ока­зыва­ешь­ся пе­ред зак­ры­той дверью, а я сно­ва и сно­ва те­бя впус­каю. И я от­ве­тила те­бе очень прос­то, не по­няв тог­да нас­то­яще­го смыс­ла тво­их слов, – да, ты же дал мне ключ.

То же са­мое мож­но ска­зать и обо мне.

Ты по­мог мне по­мочь те­бе, и на­обо­рот – я по­мог­ла те­бе по­мочь мне. Мне рань­ше ка­залось, что при­нять по­мощь оз­на­ча­ет приз­нать свою сла­бость, ут­ра­тить кон­троль над про­ис­хо­дящим, но это не так: че­ловек дол­жен сам за­хотеть что-то из­ме­нить, и толь­ко тог­да ему мож­но бу­дет по­мочь.

За этот год я силь­но из­ме­нилась, но это лишь на­чало но­вого, боль­шо­го из­ме­нения, и, ког­да оно за­кон­чится, я ог­ля­нусь на­зад и спро­шу: «Кто бы­ла эта де­вуш­ка?» Мы пос­то­ян­но раз­ви­ва­ем­ся, ду­маю, я всег­да это зна­ла, толь­ко вот это зна­ние не да­вало мне ос­та­новить­ся, мне бы­ло страш­но. В этом зак­лю­чено не­мало иро­нии: лишь ос­та­новив­шись, я осоз­на­ла, что дви­га­юсь.

Те­перь мне яс­но, что мы ни­ког­да на са­мом де­ле не ос­та­нав­ли­ва­ем­ся, на­ше пу­тешес­твие бес­ко­неч­но. Так гу­сени­ца, ре­шив, что жизнь за­вер­ши­лась, прев­ра­ща­ет­ся в ба­боч­ку.

 

1 Крас­ный ли­монад – по­пуляр­ная ир­ланд­ская раз­но­вид­ность ли­мона­да, час­то сме­шива­ет­ся с вис­ки и дру­гими креп­ки­ми спир­тны­ми на­пит­ка­ми.

 

2 Иг­ра ос­но­вана на эк­ра­низа­ции ро­мана У. Гол­динга «По­вели­тель мух» (ес­ли не на са­мом ро­мане), где де­ти, ока­зав­шись на не­оби­та­емом ос­тро­ве, охо­тят­ся на ди­кую свинью, жа­рят ее на вер­те­ле, пля­шут и т.д.

 

3 Крис­ти Мур – ир­ланд­ский ис­полни­тель на­род­ных пе­сен, бард и ги­тарист, один из ос­но­вате­лей фолк-рок-груп­пы Planxty (1972).

 

4 Ким Чен Ын – се­веро­корей­ский го­сударс­твен­ный де­ятель, выс­ший ру­ково­дитель КНДР.

 

5 Грэн­дмас­тер Флэш – псев­до­ним Джо­зефа Сэд­дле­ра, аме­рикан­ско­го рэ­пера, вмес­те со сво­ей ко­ман­дой «Грэн­дмас­тер Флэш и Ярос­тная пя­тер­ка» сто­яв­ше­го у ис­то­ков хип-хо­па.

 

6 «Пос­ла­ние» (The Message, 1982) – пер­вая на­шумев­шая хип-хоп пес­ня с ос­тро­соци­аль­ным под­тек­стом.

 

7 Доб­ро по­жало­вать (ирл.).

 

8 «Лю­бовь – это по­ле боя» – пес­ня Хол­ли Найт и Май­ка Чеп­ме­на, зо­лотой сингл Пэт Бе­натар.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 372. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия