Южная Азия как политико-географический регион
Особенности развития малых стран Южной Азии (Шри Ланка, Мальдивы, Непал, Бутан) Южная Азия представляет собой политико-географический регион, включающий в себя помимо трех основных государств — Индии, Пакистана и Бангладеш, составлявших до 1947 г. территорию единой Британской Индии, Демократическую Социалистическую Республику Шри Ланка, Мальдивскую Республику, Королевство Непал и Королевство Бутан. Единая культурно-цивилизационная основа и во многом общая история являются мощным цементирующим началом в развитии отношений стран региона, находившихся в разной степени зависимости от Британской империи и боровшихся за свои суверенные права. Однако политические системы, сложившиеся в государствах Южной Азии различны. Индия, крупнейшая страна региона, представляет собой парламентарную республику с наиболее стабильными демократическими институтами и развитой партийно-политической структурой. Президентские республики Пакистан, Бангладеш и Шри Ланка тяготеют к авторитарным централизованным формам правления, в первых двух у власти неоднократно оказывались военные режимы. Большим своеобразием отличается государственное устройство конституционной монархии Непал. В наибольшей степени обособленным от единых процессов, происходящих на территории южноазиатского региона, остается королевство Бутан. Все страны региона отличает сложный этно-конфессиональный состав населения. Следует отметить и религиозную гетерогенность южно-азиатских государств при доминировании в каждой из них определенной конфессиональной группы (в Индии и Непале преобладает индуистское население, в Пакистане, Бангладеш и Мальдивской республике — мусульманское, в Шри Ланке и Бутане — буддийское). Проблемы взаимоотношений стран южно-азиатского региона многоплановы: территориальные и пограничные, религиозно-этнические и миграционные, экономические, военные, политические. Конфликтность развития стран Южной Азии, переходящая в открытые военные столкновения (особенно Индии и Пакистана), является характерной устойчивой чертой их развития. Доминирование Индии в регионе порождает стремление ее соседей к противостоянию ей и налаживанию двусторонних отношений. Расчленение субконтинента в 1947 г. на Индийский Союз и Пакистан, последующее обретение независимости остальными странами региона, а затем выделение из состава Пакистана самостоятельной Бангладеш в 1971 г. разрушили привычные экономические взаимосвязи и создали новые экономико-хозяйственные структуры, существовавшие обособленно друг от друга. Различен уровень социально-экономического развития стран региона, неодинаковы стратегии экономического и политического развития. Отсутствует консенсус по проблемам региональной безопасности. Неодинаковы уровни и типы сложившихся политических культур. Вместе с тем, проявляется и растущее стремление стран Южной Азии к развитию внутрирегиональных политических и экономических связей, что выразилось, в частности, в создании Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), ставшем важной вехой в развитии политического и экономического развития стран региона. Однако с годами различий в политических и экономических структурах стран южно-азиатского региона становится больше, чем сходств. Малые страны региона отличает двойственное отношение к партнерству с огромной Индией: стремление наладить сотрудничество с мощным соседом и опасения его гегемонистских проявлений. Все государства Южной Азии имеют долгую историю культурных и экономических контактов, равно как и противоречий и напряженности в отношениях населяющих их народов. Политические деятели малых стран региона всегда пристально следили за событиями в Индии и во многом заимствовали политический опыт индийских лидеров и общественно-политических движений, однако отстаивали право на свой собственный путь развития и провозглашали свои государственно-национальные ценности, подчеркивая самостоятельность избираемых политических курсов и экономических стратегий развития. Внутреннее положение, уровень социально-экономического развития, характер складывавшейся партийной системы, отношения с британской стороной накануне получения независимого статуса в регионах, составивших нынешние государства Шри Ланку, Мальдивскую республику, Непал и Бутан отличались большой спецификой и во многом не совпадали с ситуацией в центральных областях Индостана. Шри Ланка (в колониальный период и до 1972 г. — Цейлон) стала одной из первых стран в Южной Азии, попавшей в колониальное подчинение; с начала XVI в. — Португалии, с середины XVII в. — Голландии, с начала XIX в. — Великобритании. С 1800 г. Цейлон стал британской королевской колонией, наделенной самостоятельной от Индии колониальной администрацией во главе с генерал-губернатором, подотчетным Департаменту по делам колоний в метрополии. По сравнению с Индией, национально-освободительное движение на острове было разобщено и незрело, и возникшая тенденция к преодолению межобщинной розни не возобладала. Первая политическая организация, объединившая сингальских, тамильских и мусульманских предпринимателей, была образована лишь в 1919 г. по образцу Индийского национального конгресса (ИНК), возникшего в 1885 г. Она получила аналогичное название — Цейлонский национальный конгресс (ЦНК), однако этой организации не суждено было сыграть ту роль, которая была отведена в истории ИНК. В 1921 г. внутри ЦНК произошел раскол, приведший к отделению тамильской общинной организации Тамил махаджана сабха, начавшей борьбу за увеличение тамильского представительства в Законодательном совете. Это закрепило традицию построения политических партий по национально-религиозному принципу. Наряду с ЦНК, представлявшим интересы сингальской части населения, были сформированы Всецейлонский тамильский конгресс, отстаивавший права так называемых «цейлонских тамилов», Цейлонский индийский конгресс, защищавший «индийских тамилов», а также Цейлонская мусульманская лига, выражавшая требования цейлонских мавров. Роль партии, приведшей страну к независимости, подобно ИНК, выпала на долю организации, сформированной в 1946 г., всего за два года до получения страной независимости, и получившей наименование Объединенная национальная партия (ОНП). Цейлон получил статус доминиона вскоре после Индии — 4 февраля 1948 г., однако республикой страна стала гораздо позже: Индия обрела республиканский статус в 1950 г., Цейлон же был провозглашен республикой Шри Ланка лишь в 1972 г. В первые годы после получения независимости внутриполитические курсы ИНК в Индии и ОНП на Цейлоне были различны, равно как и ориентация в общемировой системе координат, возникшей после окончания второй мировой войны и начала крушения колониальной системы. Правительство ОНП оказалось прозападно ориентированным и, в отличие от Индии, проводившей «курс Неру», делало упор на экономической политике, связанной с развитием свободной рыночной экономики, не подлежащей контролю со стороны государства. С начала 50-х годов, во времена безальтернативного пребывания у власти ИНК в Индии, цейлонское общество создало политическую систему, основанную на периодической смене у власти двух основных политических партий — ОНП и Партии Свободы (ПС), которая была образована в 1952 г. в результате раскола ОНП. Лидер ПС Соломон Бандаранаике выступил со следующей программой: создание независимой республики, вывод английских вооруженных сил с Цейлона и возвращение ему иностранных военных баз, национализация важнейших отраслей экономики и создание государственного сектора, введение планового начала, проведение аграрной реформы. Идеологическая система новой партии представляла собой синтез «демократического социализма» и «буддийского национализма». Социальной опорой ПС стали городские и сельские средние слои, интеллигенция, представители буддийского духовенства. Система двухпартийного преобладания в многопартийной политической структуре стала отличительной чертой развития цейлонского общества и привела к формированию специфической коалиционной политики, существенно отличающейся от индийской модели: более мелкие политические партии группировались либо на основе приверженности курсу ОНП, либо блокировались вокруг Партии Свободы. Еще одна разновидность коалиционности; была связана с объединительным движением внутри тамильских, политических кругов, часть которых выступала за автономию провинций с преобладанием тамильского населения, а часть — под сепаратистскими лозунгами. В современном политическом развитии Щри Ланки выделяются этапы, связанные с последовательной сменой у власти ОНП и ПСШЛ: 1948 - 1956 - ОНП (премьер-министры Д.С.Сенанаяке (1948-1952), Д.Сенанаяке (1952-1953), Д.Котелавала (1953-1956); 1956 — 1965 — ПС (премьер-министры Соломон Бандаранаике (1956—1959), Сиримаво Бандаранаике (1960—1965); 1965 — 1970 — ОНП (премьер-министр Д.Сенанаяке); 1970 — 1977 — ПС (премьер-министр Сиримаво Бандаранаике); 1977 — 1994 — ОНП (премьер-министр, затем президент Д.Джа-явардене (1977—1988), президенты Р.Премадаса (1988—1993), Д.Виджетунге (1993-1994); с 1994 — ПС (президент Чандрика Кумаратунге). Подобная схема сильно отличается от индийской, где ИНК теряет монополию на власть лишь в 1977 г. Когда Партия Свободы впервые пришла к власти в 1956 г. с программой, схожей с конгрес-систской времен «курса Неру» и ставящей своей основной целью создание государственно контролируемой экономики с жесткой системой планирования, проведение аграрной реформы, развитие сотрудничества со всеми странами, включая государства социалистического лагеря, ее стали сравнивать с правящей партией на субконтиненте. Однако Партия Свободы привнесла в свою политическую стратегию «буддийские мотивы» и в конечном итоге привела страну к принятию конституции в 1972 г., которая провозгласила Шри Ланку «буддийской республикой», в отличие от секуляристс-кой Индии. «Буддийская стратегия» лидеров ПСШЛ — Соломона Бандаранаике, а затем и его вдовы Сиримаво Бандаранаике положила конец сравнениям с Джавахарлалом Неру и Индирой Ганди, ассоциирующимся со светским политическим мировоззрением. Индия, напротив, не создала устойчивой системы двух альтернативных политических партий, попеременно сменяющих друг друга у власти: начиная с конца 70-х годов здесь создаются широкие политические коалиции — Национальные фронты — с варьирующимся составом входящих в них партий от выборов к выборам, как общеиндийских, так и региональных, а со второй половины 90-х годов реально соперничающих сил становится три: Индийский национальный конгресс, Объединенный фронт и Бхаратия джаната парти (БДП), с 1998 г. находящаяся у власти. Тенденция к созданию коалиций оказалась гораздо сильнее в политической жизни Индии, чем Шри Ланки. В то время как ко-алиционность с наибольшей силой проявляется в Индии начиная с рубежа 70-80-х годов, интерес политических кругов Шри Ланки к формированию широких объединений ослабевает. Создание самых мощных межпартийных блоков в этой стране относится ко второй половине 50-х — первой половине 60-х годов, времени формирования и эффективного пребывания у власти Объединенного народного фронта в составе Партии Свободы, коммунистов и социалистов. Принятие новой президентской конституции 1978 г. после прихода к власти ОНП заметно ослабила позиции сторонников коалиционной политики: формирование предвыборных фронтов было запрещено, так же, как и участие «независимых» кандидатов, что привело к увеличению числа голосующих за две ведущие политические партии. В отличие от Индии, придерживающейся на протяжении всего периода независимого развития парламентской конституции 1950 г., в Шри Ланке конституция менялась трижды: первая (1946 г.) представляла собой конституцию доминиона Цейлон, вторая (1972 г.) узаконила республиканский статус и новое название страны — Шри Ланка (обе строились в соответствии с парламентскими формами правления), третья (1978 г.) установила президентскую форму правления и изменила мажоритарную избирательную систему на пропорциональное представительство. Конституция Демократической Социалистической Республики Шри Ланка 1978 г. провозгласила отказ от парламентаризма и создание государственного механизма, основанного на личной власти главы государства — президента. Президент является главой государства, главой исполнительной власти и правительства, а также главнокомандующим вооруженными силами. Он избирается всеобщим голосованием на шесть лет (при действии запрета на переизбрание более чем на два срока) и в течение срока своих полномочий несменяем и независим от законодательного органа — однопалатного парламента. Наделяя президента самыми широкими полномочиями и формально провозглашая его ответственность перед законодательными органами, конституция фактически узаконивает подчиненную роль парламента и превращение правительства из самостоятельного органа в составной элемент механизма президентской власти. Конституция не предусматривает поста вице-президента. Концентрация политической власти в руках одного лица усиливается еще и тем, что действующий президент является лидером правящей партии. Однако несмотря на частые введения чрезвычайного положения и усиление авторитарных методов управления в связи с остротой этно-конфессиональной ситуации, в Шри Ланке сохраняется гражданское правление. Президентская форма правления, по мнению лидеров ОНП, пришедших к власти в 1978 г., в большей степени, чем парламентская, отвечала сложившейся в стране ситуации. Курс, избранный партией, был направлен на денационализацию предприятий государственного сектора, расширение сферы деятельности частного капитала, в том числе и иностранного. Правительством была учреждена специальная «зона поощрения капиталовложений», или «зона свободной торговли», призванная способствовать привлечению в страну иностранных инвесторов. Был подписан ряд соглашений о широком финансировании ланкийской экономики Международным банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, иностранными монополиями. По объему иностранных инвестиций Шри Ланка стоит на первом месте среди государств Южной Азии в расчете на душу населения. Продолжая проводить в целом традиционную для Шри Ланки внешнюю политику, основанную на принципах неприсоединения, ОНП активизировала сотрудничество с США, Великобританией, Японией и другими капиталистическими странами (в отличие от ПС, уделявшей большое внимание развитию отношений с социалистическими государствами, прежде всего СССР и КНР). ОНП продержалась у власти до 1994 г., когда на парламентских выборах победу одержала ПС. С этого времени президентом страны является Чандрика Кумаратунге, дочь Соломона и Сири-маво Бандаранаике. (Сама Сиримаво занимала пост премьер-министра вплоть до августа 2000 г., а в октябре 2000 г. скончалась входе предвыборной кампании). Президентские выборы конца 1999 г. подтвердили пребывание Ч.Кумаратунге у власти на этом посту, а парламентские выборы 2000 г. принесли победу правящей коалиции Народный альянс, руководимый Партией Свободы. К настоящему времени внутриполитические курсы ПС и ОНП мало отличаются друг от друга: основная стратегия обеих партий связана с программами либерализации экономики. Основные разногласия между двумя ведущими партиями страны связаны с различными предлагаемыми путями выхода из сингало-тамильского кризиса, вовлекшего Шри Ланку в состояние гражданской войны. Национальный вопрос, связанный с многолетней конфронтацией сингальской и тамильской общин на острове, является наиболее острой проблемой, от решения которой зависит дальнейшая судьба страны. Поиски путей выхода из затянувшейся кризисной ситуации определяют политическую жизнь Шри Ланки последних двух десятилетий XX в., заметно влияют на внутреннее положение в южно-азиатском регионе в целом, где проблема сохранения целостности и неделимости государственных образований, тесно связанная с проблемами региональной безопасности давно стала предметом острых дискуссий между руководителями стран, входящих в Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии. Несмотря на то, что противостояние между сингалами и тамилами имеет глубокие корни, до середины 50-х годов оно не принимало формы военной конфронтации. Со второй половины 50-х и до начала 80-х годов имели место периодически повторявшиеся конфликтные ситуации, заканчивавшиеся нередко кровопролитием, но они носили локальный характер и представляли собой спорадические выплески накапливавшегося взаимного неприятия. Еще в 1949 г. из Всецейлонского тамильского конгресса выделилась Федеральная партия, недовольная сотрудничеством ВТК с ОНП. Борьбу с ВТК вел и Цейлонский индийский конгресс, однако между тамильскими партиями не возникло единства. Федеральная партия предусматривала превращение Цейлона из унитарного в федеративное государство, в котором провинции с преобладанием тамильского населения образуют один или несколько тамильских автономных районов, тамильскому и сингальскому языкам будет предоставлен равный статус официальных языков страны, выходцы из Индии, проживающие на Цейлоне, получат гражданские и избирательные права, прекратится колонизация сингалами Северо-Восточной провинции, заселенной преимущественно тамилами. Растущая волна «сингальского национализма», образование новых просингальски настроенных партий (например, Национально-освободительного фронта — Джатика вимукти перамуна), решение правительства придать сингальскому языку государственный статус, наряду с дискуссией о введении в конституцию статьи, оговаривающей особое положение буддийской религии в стране, привели к созданию взрывоопасной ситуации в северных и северо-восточных районах страны, где проживала основная часть тамильского населения. Федеральная партия, объявившая борьбу за автономию тамильских провинций и предоставления тамильскому языку статуса второго государственного языка, вступила в открытую конфронтацию с правительством и призвала население к сатьяграхе. С 1958 г. национальный и языковый вопрос становится наиболее дискуссонной проблемой среди ведущих политических сил страны. Просингальский крен правительств, наряду с объективными сложностями, связанными с поиском путей решения проблем гражданства индийских тамилов, государственного языка, административного устройства Северо-Восточной тамильской провинции, приводил к периодическому нарастанию напряженности между сингальской и тамильской общинами и складыванию затяжной конфликтной ситуации, то и дело выходящей из-под контроля государственных властей. Активизация тамильских националистов, с одной стороны, и сингальских, с другой, держала страну в состоянии напряжения. Конституция 1972 г., по мнению тамильской стороны, игнорировала два основных требования тамильского населения: признания тамили вторым государственным языком страны наряду с сингальским и установления принципа федеративного государственного устройства, предполагавшего автономию тамильских регионов. В 1972 г. был создан Тамильский объединенный фронт освобождения (ТОФО). ТОФО выступил с требованиями включения в конституцию пункта о предоставлении тамильскому языку равного статуса с сингальским, признания секуляристского характера государства и обеспечения равенства всех религий, децентрализации государства на федеративной основе, предоставления всем проживающим в стране лицам, говорящим на тамильском языке, гарантии полных гражданских прав при устранении различий в категориях гражданства. Основным методом борьбы ТОФО провозглашалось гражданское неповиновение — сатьяграха. Однако в тамильском движении существовали и террористические группы, такие как Тигры освобождения Тамил Илама (ТОТИ), ряды которых пополнялись в основном за счет безработной тамильской молодежи, разуверившейся в возможностях политического диалога. Усилившаяся деятельность тамильских экстремистов создавала напряженность в стране. Возрастала и активность националистических просингальских партий Синхала бхаша перамуна (Фронт сингальского языка), Джатика вимукти перамуна (Национально-освободительный фронт), Эксат бхиккху перамуна (Объединенный фронт бхиккху — буддийских монахов) и др. В 1983 г. этнический конфликт вступил в наиболее острую И серьезную фазу и разросся до размеров гражданской войны, будоражащей всю страну, парализовавшей хозяйственную жизнь целого ряда районов, унесшей значительное число человеческих жизней. Посредничество Индии в серии мирных переговоров между правительственными представителями и лидерами Тамильского объединенного фронта освобождения (ТОФО), равно как и ввод индийских сил по поддержанию мира в Шри Ланку (1987 г.) и пребывание их на острове вплоть до принятия решения об их поэтапном выводе, завершенном в 1990 г., не смогли урегулировать конфликт. Террористические акции экстремистской организации «Тигры освобождения Тамил Илама», требующей создания независимого тамильского государства в северных и северо-восточных областях Шри Ланки, сменяются массированными наступлениями подразделений ланкийской регулярной армии на тамильские повстанческие отряды, в ходе которых гибнет мирное население. В1991 г. жертвой тамильских террористов стал премьер-министр Индии Раджив Ганди, пытавшийся способствовать урегулированию конфликта, в 1993 г. в результате взрыва бомбы террориста-самоубийцы погиб президент Шри Ланки Р.Премадаса, нынешняя президент страны Ч.Кумаратунге была ранена в ходе президентских выборов 1999 г.; ряд других политических деятелей страны, включая членов кабинета, были убиты в результате террористических актов экстремистов. В отличие от Шри Ланки, представлявшей собой классический образец страны, находившейся в колониальном подчинении, соседние Мальдивы никогда полностью не теряли независимость, за исключением короткого периода в XVI в., когда страна управлялась португальцами из Гоа. С 1887 по 1965 г. Мальдивы находились под протекторатом Великобритании, но постоянного управленческого присутствия англичан на островах никогда не было. Правители Мальдивского султаната осуществляли внутреннюю политику, англичане же были «ответственны» за оборону и внешние сношения — система управления, полностью соответствующая системе британского управления на территории княжеств индийского субконтинента. В 1932 г. была принята первая конституция страны, предусматривающая выборы султана из среды местной знати. В 1965 г. Мальдивы провозгласили полную независимость, и в ноябре 1968 г. была введена новая конституция, в соответствии с которой в стране провозглашалась республиканская, президентская форма правления. В соответствии с конституцией президент (с 1978 г. — М.А. Гайюм) является главой государства и руководителем высшего исполнительного органа — кабинета министров, члены которого назначаются президентом из числа депутатов меджлиса (однопалатного парламента, являющегося главным законодательным органом). Меджлис состоит из 48 депутатов, 8 из которых назначаются президентом, а 40 избираются сроком на 5 лет в ходе прямых выборов. Действенная партийно-политическая система в Мальдивской республике создана не была, соответственно не развита и общественно-политическая жизнь, однако страна известна на мировой арене серией инициатив по созданию системы международных гарантий безопасности малых государств и экологической защиты островных государств. Мальдивы являются членом ООН с 1965 г., Движения неприсоединения с 1976 г., Британского содружества наций с 1984 г., Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) с 1985 г. Население Мальдивских островов составляет 300 тыс. человек и относится к нескольким этническим группам: это выходцы из Индии и Шри Ланки, а также арабы и малайцы. Государственной религией является ислам. Страна была традиционно ориентирована на развитие взаимоотношений со Шри Ланкой, Пакистаном, Бангладеш — в регионе, а также с мусульманскими странами Ближнего и Среднего Востока — за его пределами. С конца 80-х годов стало развиваться политическое и экономическое сотрудничество с Индией. Начало ему было положено помощью правительства Индийской республики в подавлении попытки военного переворота в ноябре 1988 г., осуществленной наемниками из числа членов экстремистских тамильских группировок Шри Ланки, имевшими связи с оппозиционными президенту М.А. Гайюму силами. По просьбе мальдивского правительства часть индийских военнослужащих оставалась на архипелаге в течение одного года. Участились взаимные визиты государственных деятелей обеих стран, был подписан ряд соглашений об экономическом, техническом, торговом и культурном сотрудничестве. В столице Мальдивской республики г. Мале проводилась встреча на высшем уровне между руководителями стран, входящих в СААРК. До конца 80-х годов Мальдивская республика занимала отличные от Индии позиции по проблемам региональной безопасности: она поддерживала пакистанское предложение об объявлении Южной Азии безъядерной зоной и непальское — об объявлении Непала «зоной мира». Однако несмотря на ширящиеся связи Мальдивской республики с внешним миром, страна во многом зависит от политической ситуации в соседней Шри Ланке. Дипломатические отношения осуществляются в основном через мальдивское посольство в Коломбо, что влияет на ориентацию этого островного государства в южноазиатском регионе. Периферийное положение Мальдив по отношению к политическим южно-азиатским центрам, малые размеры территории и небольшое по численности население, а также исключительная ориентация экономики островов архипелага на туризм и сферу обслуживания обусловливают недостаточность возможностей этого государства реально влиять на политический процесс в регионе. Если Шри Ланка и Мальдивы «замыкают» южноазиатский регион со стороны Индийского океана, то два других государства — Непал и Бутан — охватывают его широкой полосой со стороны предгорий Гималаев. Несмотря на ряд существенных различий они имеют общие черты: по государственному устройству обе страны представляет собой конституционные монархии, по экономическому строю и уровню развития — наиболее архаичные образования на территории Южной Азии, несопоставимые по уровню развития производительных сил с другими странами региона. Непал представлял собой замкнутое, изолированное от внешнего мира государство, сложившееся к началу XIX в. и превращенное господствующим кланом Рана с середины XIX в. в зависимый от англичан аграрно-сырьевой придаток Британской Индии, находившийся в особых договорных отношениях с британской колониальной администрацией. Политическая стагнация, культурный и экономический застой стали характерными чертами режима Рана. Хотя в 1923 г. Непал был признан англичанами независимым государством, британский контроль над внешней политикой продолжал сохраняться. Интриги и распри внутри правящей верхушки представляли собой практически единственную форму политической активности. Искусственно отрезанный от политических процессов, происходивших в Южной Азии в период развития национально-освободительного движения, Непал позже других стран региона встал на путь создания современной партийно-политической системы. Политические организации, возникшие здесь в 30-е годы XX столетия и призывавшие к установлению парламентской монархии, были разгромлены, уцелевшая часть их создателей организовала эмигрантские политические группы на территории соседней Индии, в — Калькутте и Бенаресе. Они составили основу созданной в 1947 г. партии Непальский национальный конгресс (ННК), действия которой постепенно были перенесены на территорию Непала. Основным методом политической борьбы ННК стали кампании гражданского неповиновения, а главным требованием участников сатьяграхи — введение конституции, гарантирующей демократические свободы и введение принципа выборности в законодательные органы власти. Борьба за принятие подготовленного проекта конституции 1948 г. закончилась запрещением деятельности ННК. Согласно Договору о мире и дружбе, подписанном между Индией и Непалом в 1950 г., была провозглашена полная независимость и суверенитет Непала, а согласно временной конституции 1951 г., принятой в результате ожесточенной борьбы ННК со сторонниками режима Рана, юридически оформлялась ликвидация «ранакратии». Установление конституционно-монархического строя в Непале означало отмену исключительных прав и привилегий членов семейства Рана и наделение широкими полномочиями, в том числе и законотворческими, короля. В 50-е годы наряду с усилением королевской власти происходит процесс становления партийной системы. При обилии возникших партий и группировок (к середине 50-х годов их было уже более ста), Непальский конгресс был одной из немногих политических организаций, способных реально влиять на процесс демократизации непальского общества. Большинство же возникших образований представляли собой объединения на этно-кастовой и клановой основе и реализовывали в первую очередь личные амбиции своих лидеров. Королевская власть, пользуясь слабостью и разобщенностью политических партий и стремясь максимально сосредоточить властные полномочия, осуществила в декабре 1960 г. государственный переворот, объявив о роспуске кабинета министров, запрете всех партий и политических организаций и установлении режима личной власти короля. Конституция 1962 г. закрепила в Непале «панчаятскую систему» управления, при которой вся власть в государстве (исполнительная, законодательная и судебная) сосредотачивалась в руках монарха. В условиях беспартийной системы общественно-организующая роль отводилась органам самоуправления — панчаятам, начиная от деревенских и заканчивая парламентом, который именовался национальным панчаятом. «Панчаятская система» просуществовала вплоть до конца 80-х годов. В 1990 г. под давлением массовых выступлений и вооруженной борьбы, возглавляемой Непальским конгрессом и Объединенным левым фронтом в составе 7 коммунистических группировок, была принята новая конституция, предусматривающая установление парламентской демократии на многопартийной основе. Согласно конституции 1990 г. Непал является конституционной монархией, а главой государства — король (Бирендра Бир Бикрам Шах Дев). Законодательная власть в стране принадлежит монарху и двухпалатному парламенту, состоящему из Палаты представителей (нижняя палата, 205 депутатов которой избираются прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на пять лет) и Национальной ассамблеи (верхняя палата, состоящая из 60 членов, со сроком полномочий 6 лет). В апреле 1990 г. был образован коалиционный кабинет НК и ОЛФ, премьер-министром был назначен председатель НК К.П.Бхаттараи. В 1991 г. состоялись парламентские выборы, на которых Непальский конгресс одержал убедительную победу. Однако возникшие разногласия между премьер-министром Г.П.Коира-лой и лидером НК Г.М.С.Шрештхой привели к расколу в рядах НК и сделали неэффективной работу правительства: в июле 1994 г. премьер-министр ушел в отставку, а новые выборы были назначены на ноябрь того же года. Выборы 1994 г. принесли победу Коммунистической партии Непала (объединенной марксистско-ленинской) (КПН — О МЛ), правительство которой находилось у власти с ноября 1994 г. по сентябрь 1995 г., когда ему был вынесен вотум недоверия. После вынесения вотума недоверия в парламенте власть перешла к коалиционному правительству в составе Непальского конгресса, Национально-демократической партии и Партии народного выбора во главе с лидером НК Ш.Б.Деубой. Однако отсутствие единства внутри ведущих политических партий, выразившееся в расколах НК на две группировки и НДП также на две составные части, привело к падению и этого правительства, вотум недоверия которому был вынесен в феврале 1997 г. Вышедшая из НДП группа, возглавляемая Л.Б.Чандом, образовала союз с Коммунистической партией (объединенной марксистско-ленинской), продержавшийся у власти до октября 1997 г. Искусственность объединения между коммунистами и выходцами из НДП, составленной из политиков, поддерживавших ранее «панчаятскую систему», сделала этот альянс нежизнеспособным. После падения правительства коммунистов и НДП, президент НДП С.Б.Тхапа был назначен премьер-министром и возглавил вновь созданное коалиционное правительство НДП — НК. Выход из коалиции двух ведущих деятелей обеих партий — К.П.Бхаттараи из НК и Л.Б.Чанда из НДП, несогласных с проводимой правительством политикой, предрешил неизбежность скорого падения и этого кабинета. Уход Л.Б.Чанда из НДП привел в давно ожидавшемуся расколу этой партии: в январе 1998 г. была сформирована Новая Национально-демократическая партия. Лидеры Коммунистической партии (объединенной марксистско-ленинской) выступали с критикой деятельности правительства, пытаясь поставить в парламенте вопрос о вотуме доверия — лишь несогласие на это короля на время продлило жизнь очередной мертворожденной коалиции. Однако отсутствие единства помешало им в дальнейшем отстаивании своей линии: в марте 1998 г. из Коммунистической партии (объединенной марксистско-ленинской) ушли сорок ее бывших функционеров, сформировавших новую организацию — Коммунистическую партию Непала /марксистско-ленинскую (КПН/МЛ) — и призвавших к созданию революционного движения, направленного на установление в стране республиканского строя. Другая ультралевая партия — Коммунистическая партия Непала (маоистская) (КПН/М) — к этому времени широко развернула вооруженную борьбу за переустройство непальского общества, называемую ими «Народной войной». Это движение началось в феврале 1996 г. в трех дистриктах западного Непала, но к 1998 г. охватывало уже 50 дистриктов страны. Оно сопровождалось бесчисленными актами насилия, грабежами, поджогами, убийствами и стало угрозой для безопасности и стабильности в стране. Террористическая деятельность маоистов представляет собой одну из самых сложных для решения проблем в современном Непале: низкий уровень жизни основной массы населения страны является питательной почвой для дальнейшего роста движения и расширения круга его сторонников. Хотя Коммунистическая партия Непала (маоистская) не имеет представительства во властных структурах, цели, преследуемые ею почти официально поощряются лидерами Коммунистической партии (марксистско-ленинской), выражающими несогласие лишь с формами проведения «народной войны». В соответствии с предварительной договоренностью о последовательной смене на посту премьер-министра лидеров двух партий, составляющих правящую коалицию, в апреле 1998 г. С.Б.Тхапа (НДП) передал свои полномочия Г.П.Коирале (НК), который едва вступив на пост премьер-министра, известил своего предшественника о роспуске коалиции в связи с недавним расколом внутри НДП и переходе власти целиком и полностью к Непальскому конгрессу. За 40 месяцев после выборов 1994 г. в Непале сменилось пять правительств. НК в тот период представлял собой доминирующую силу в парламенте и не нуждался в союзниках, однако действия Г.П.Коиралы вызвали возмущение у 60 представителей его партии, бойкотировавших сессию парламента и приведших к расколу внутри НК. Для удержания у власти НК сформировал коалицию с неожиданным союзником — Коммунистической партией /марксистско-ленинской — в августе 1998 г., а Уже к декабрю того же года коалиция неизбежно распалась. Последовало формирование новой коалиции: на этот раз партнерами Непальского конгресса стали Коммунистическая партия (объединенная марксистско-ленинская) и Партия народного выбора. Новое образование просуществовало три недели: парламент был распущен и новые выборы назначены на май 1999 г. В выборах приняло участие 39 политических партий, из них 7 получили представительство в парламенте. Наибольшее количество мест получил НК — 110, второй по численности мест в парламенте оказалась КПН — ОМЛ — 68. Раскол в НДП на последователей Л.Б.Чанда и С.Б.Тхапы не позволил ей занять прочное положение в новом парламенте. К.П.Бхаттараи стал новым премьер-министром Непала, однако положение его оказалось сложным: сразу же после его назначения началась ожесточенная борьба между ним и Г.П.Коиралой, пытавшимся вернуть себе утраченные позиции и выигравшим в этом соперничестве. Непальский конгресс оказался стоящим перед расколом, в то время как две фракции НДП вновь воссоединились. Угрозой стабильности остается и «маоистская проблема». Призыв правительства к маоистам сесть за стол переговоров остается неуслышанным. Маоисты целиком и полностью контролируют ряд территорий страны, неподвластных центральному правительству, что делает дальнейшее развитие ситуации в Непале непредсказуемым. 35 дистриктов из 75 контролируются террористами, 4 (Рол-па, Рукум, Джагархот и Каликот) — находятся под их непосредственным управлением. Вылазки маоистов достигли столицы Катманду. Непальские боевики поддерживают тесные связи с индийскими идейными собратьями — маоистскими экстремистскими группировками в Андхра-прадеш и Бихаре. Индийские власти имеют опыт борьбы с ультралевыми организациями и движениями, получившими широкое распространение в этой стране на рубеже 60-70-х годов: движение наксалитов было подавлено силовыми методами. Однако непальское руководство не прибегает пока к крайним мерам, опасаясь перерастания «народной войны» в гражданскую и считая преодоление бедности и коррупции основной задачей в борьбе с маоистами. Незрелость политического процесса в Непале в целом, неустойчивость и молодость политических партий, острая фракционная борьба в них, приводящая к бесконечным расколам, непродуманность коалиционной политики, носящей характер метаний и шараханий из крайности в крайность приводят к политической нестабильности. Частые смены правительств ведут к невозможности проведения единой экономической политики и выхода Непала из состояния острейшего кризиса. Характерными чертами непальской политической жизни остаются коррупция и непотизм. Несмотря на введение представительских институтов в Непале, сохраняется влияние короля и королевской семьи на общественно-политическую жизнь в государстве: символический характер королевской власти в условиях провозглашения конституционной монархии нередко обретает реальный смысл в стране с архаичной социальной организацией. Конституция 1990 г. отводит королю почетное место как в системе исполнительной, так и законодательной власти: первая состоит из «Его Величества и кабинета министров», вторая — из «Его Величества и двух палат парламента». В конституции указывается, что «Его Величество является символом непальской нации и единства непальского народа. Его Величество хранит и защищает конституцию во имя интересов и процветания народа Непала». Король Непала сохраняет за собой важнейшее право введения в стране чрезвычайного положения и издания соответствующих ему указов в случае возникновения угрозы национальной безопасности страны, как внутренней, так и внешней. Нынешний король Непала Бирендра остается сакральной фигурой для большинства непальцев. Неустойчивость политической обстановки усугубляется наличием в партийно-политической системе Непала значительного числа партий, деятельность которых не носит парламентского характера, а связана с «уличной агитацией», чреватой перерастанием в вооруженные выступления. Коммунистическая партия (маоистская) не одинока в выборе форм и методов отстаивания своих взглядов. Создатели непальской конституции, в отличие от индийских законодателей, отвергли секуляризм как основу государственной политики. Непал является индуистским государством. Несмотря на то, что индуисты составляют абсолютное большинство населения страны (89%), в стране проживают также последователи буддизма, ислама и различных местных культов. Непал является полиэтническим государством с исторически сложно складывавшимися отношениями между основными этническими группами — непали, майтхили, неварами, авадхи, бходжпури и др. Этническое противостояние переплетается с кастовым. Отношения между конфессиями, этносами и кастами оказывают прямое воздействие на политическую борьбу, нередко влияя на характер коалиционных блоков, составляемых вопреки принципам сочетаемости идеологических установок и программ входящих в них политических партий. Политическое развитие Непала обнаруживает две противостоящие друг другу тенденции: ориентацию на политические процессы в Индии и усвоение политического опыта сначала индийского национально-освободительного движения, потом партийной системы (неслучайно ведущей и старейшей политической партией страны явилась организация под названием Непальский национальный конгресс), с одной стороны, и противодействие сильному и мощному соседу, с другой. Так, Договор о мире и дружбе между Индией и Непалом, подписанный в 1950 г., вызывал некоторое недовольство непальской стороны рядом пунктов, ставящих Непал в зависимое положение и накладывавших на него определенные обязательства в отношении Индии. В целях устранения однобокой ориентации на Индию, Непал активно развивал связи с Китаем, что приводило нередко к ухудшению отношений между непальской и индийской сторонами в периоды обострения индо-китайских противоречий. Предложение короля Бирендры объявить Непал «зоной мира» негативно было расценено индийскими политиками, видевшими в этой инициативе попытку обособления от Индии и аннулирования договора 1950 г. Непальские правительства активно развивали торговлю с другими странами во избежание экономической зависимости от Индии: осложнения в двусторонних отношениях неизбежно приводили к кризисной экономической ситуации. Особо сильно ударил по непальской экономике индийско-непальский конфликт 1989 г., когда срок действия договора о торговле и транзите не был продлен и у непальской стороны, объявившей действия Индии экономической блокадой, возникли сложности с транспортировкой товаров. Серьезной проблемой, осложняющей отношения Непала и Индии, является проблема политических беженцев из Бутана, выступавших под лозунгами демократизации королевства и создания в нем реально функционирующей политической системы, и их статуса на непальской территории. Конфликтная ситуация, возникшая между Непалом и Бутаном, по мнению непальских политиков, не может быть решена без участия Индии, с которой Бутан имеет Договор о дружбе, заключенный после провозглашения независимости Индии и фактически закрепивший переход от контроля над внешними сношениями Бутана, осуществлявшегося англичанами, к контролю Индии над внешней политикой королевства. В течение длительного времени Бутан находился в состоянии полувассальной зависимости от Тибета, в дальнейшем — на протяжении XIX в. и до 1947 г. — под контролем британских колониальных властей. По договору между Индией и Бутаном от 8 августа 1949 г. Бутан согласился руководствоваться советами правительства Индии в вопросах внешней политики. Королевство Бутан, основанное на установлениях буддизма ламаистского толка, до сих пор сохраняет черты, свойственные традиционной теократии далай-ламы Тибета: ламские монастыри являются законодателями политических веяний в стране. В 1953 г. в Бутане была создана партия Бутанский национальный конгресс, выступавшая с требованием создания партийной демократии в стране, однако ее деятельность была запрещена королем. Политические партии и профсоюзы запрещены и в настоящее время. Бутан является отсталой аграрной страной с преобладанием натурального хозяйства и архаичных социальных отношений, закрепляющих экономическую автаркичность этого государства. По принятой ООН классификации Бутан отнесен к числу экономически наименее развитых стран мира. В 1961 г. было начато осуществление первого пятилетнего плана, финансируемого Индией. Реформы вызывали ожесточенное сопротивление крупных землевладельческих кланов и части ламства. Однако с середины 60-х годов страна встала на путь создания конституционной монархии: начало этому процессу положило создание частично выборного Королевского совета, наделенного административными функциями. Современный Бутан представляет собой конституционную монархию, в которой глава государства и правительства — король (с 1972 г. — Джигме Сингай Вангчук, коронованный в 1975 г.) является верховным главнокомандующим и председателем плановой комиссии. Законодательная власть осуществляется королем и однопалатной Национальной ассамблеей, состоящей из 205 членов (105 избираются на всеобщих выборах сроком на три года, объединения буддийских монахов выбирают 12 человек, остальные 33 депутата представляют правительство и назначаются королем). Исполнительная власть осуществляется королем через Совет министров. Наиболее реальными полномочиями обладает Королевский консультативный совет при короле, состоящий из 9 человек и определяющий внутреннюю политику в стране. Вступление Бутана в ООН в 1971 г. и в Движение неприсоединения в 1973 г. явилось подтверждением независимого статуса государства, а участие его в деятельности Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) с 1985 г. закрепило его положение в южно-азиатском регионе. Создание СААРК явилось важнейшим этапом в процессе развития политических, экономических и культурных связей между странами южно-азиатского региона: Индией, Пакистаном, Бангладеш, Шри Ланкой, Непалом, Мальдивами и Бутаном. Однако развитие центростремительных тенденции продолжает сдерживаться целым рядом факторов противостояния: сохраняющимися территориальными претензиями, чреватыми периодически повторяющимися демонстрациями силы, отсутствием политического консенсуса, экономическим соперничеством.
|