Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы инвесторов 80 страница





Что же касается неудачи, которую потерпели ученики Прабхупады, то все бремя ответственности за этот провал ему придется взять на себя. Ученики были орудием в его служении Кришне. Если орудия работают плохо, страдает прежде всего он сам: когда человеку отказывают руки или ноги, страдает от этого все тело. Неспособность учеников исполнить его желание была его неудачей. Поэтому срыв открытия Кришна-Баларам-мандира причинил Прабхупаде трансцендентную боль.

Переживания Прабхупады, хоть и духовные, тем не менее, были вполне реальны; они отнюдь не были притворством в воспитательных целях. И успокоить его было не так-то легко — преданные не могли отделаться дешевыми словами «утешения». Чтобы помогать ему надлежащим образом, ученики должны были понять его трансцендентную волю, и, исходя из этого, служить ему. Прабхупада добивался от учеников практического, конкретного служения. Чтобы удовлетворить его, сантиментов было недостаточно – требовался тяжелый, приземленный труд. Преданное служение — это активная деятельность. Прабхупада хотел, чтобы, работая над этими проектами, ученики помогали ему служить его Гуру Махарадже. Он придавал этим проектам серьезнейшее значение, так как знал, что в случае успеха они избавят мир от страданий.

 

Достать цемент было огромной проблемой. Сурабхи, Гунарнава, Теджас и другие постоянно ломали над этим голову. Казалось, во всей Индии не осталось ни грамма цемента. Месяцами они ждали разрешения от правительства. Ежедневно, с тех пор как Прабхупада приехал на «открытие» храма, преданные ездили в Матхуру, автобусом или на рикше, в надежде раздобыть хотя бы несколько мешков цемента.

Случалось, что их обманывали. В одной из партий из двадцати мешков в цемент чего-то подмешали, и когда они попробовали залить им колонну, она дня четыре не затвердевала и в конце концов раскрошилась. Когда же им, наконец, удалось купить достаточно цемента, чтобы завершить работы, все были уверены, что обязаны этим только присутствию Прабхупады.

Прабхупада велел Гунарнаве учитывать каждый мешок по мере их прибытия. Машины с грузом шли непрерывным потоком, с восьми утра до половины десятого вечера. В каждом грузовике сидело по четыре кули (грузчика), которые перетаскивали тяжелые мешки на спинах и складывали их под навесом. Гунарнава весь день стоял с блокнотом и ручкой, отмечая каждый полученный мешок. Несколько раз Прабхупада выходил из дома и с серьезным видом наблюдал за происходящим. Вечером, когда все было кончено, он вызвал к себе Гунарнаву.

— Сколько получили мешков? — спросил Прабхупада. Гунарнава назвал точную цифру.

— Все заперли? — спросил Прабхупада.

— Да, Шрила Прабхупада.

Прабхупада говорил о цементе так, как будто речь шла о партии золота.

 

12 августа

В день своего явления Прабхупада внезапно почувствовал сильную слабость. Это случилось в полдень, когда он сидел за письменным столом в гостиной своего дома. Он лег на подушку, на которой сидел, и положил голову на один из валиков. На следующий день он почувствовал такую слабость, что не мог ни ходить, ни стоять. У него пропал аппетит, а температура поднялась до сорока градусов. Пришел местный врач и, осмотрев Прабхупаду, поставил диагноз — малярия. Он выписал лекарство, но после одного или двух приемов Прабхупада отказался его пить. Пришел второй врач и выписал другие лекарства.

— Прекратите приводить этих врачей! — сказал Прабхупада. — Никакой врач меня не вылечит!

Шел август – сезон дождей – и многие преданные заболели. Когда Шрутакирти, недавно вернувшийся к своему служению в качестве личного слуги Прабхупады, подхватил малярию, его вызвался заменить Куладри, приехавший на открытие храма. Но и он заболел малярией. Помимо малярии, преданные страдали желтухой, дизентерией и всевозможными расстройствами пищеварения.

Облачная, жаркая и влажная погода способствовала размножению тысяч всевозможных насекомых. Несколько дней подряд небо было затянуто тучами, тогда как температура держалась выше тридцати градусов. Затем выходило солнце и становилось невыносимо жарко и душно. Для здоровья это время во Вриндаване самое неблагоприятное.

Узнав, что состояние Прабхупады ухудшается, преданные помрачнели и испугались за жизнь своего духовного учителя. Они вынесли кровать Прабхупады в открытый дворик перед домом, где было прохладнее. Слуги делали ему массаж или обмахивали веером. Шли дни, но Прабхупада по-прежнему ничего не ел, не считая нескольких виноградинок или долек апельсина. Он сказал, что так умер его отец — отказавшись от пищи.

Эти замечания Прабхупады еще больше напугали учеников, и они стали ходить в самадхи Госвами, молиться о выздоровлении своего духовного учителя.

Однажды Харикеша, тихонько напевая «Харе Кришна», провел возле комнаты Прабхупады всю ночь. Прабхупаде это понравилось.

— Вот что действительно дает нам жизнь, — сказал он, — киртан.

С того дня преданные по очереди стали вести непрерывный киртан.

Прабхупада сказал, что причиной его болезни были грехи лидеров ИСККОН, восемьдесят процентов которых не строго следовали правилам и ограничениям. Даже во Вриндаване некоторые из преданных не каждый день вставали в четыре утра. Прабхупаде трудно было говорить, поэтому он лишь вкратце упомянул о причине своей болезни. Но даже эти скупые слова болью отдались в сердцах учеников. Чтобы понять, кто виноват, каждый преданный должен был держать ответ перед самим собой. С мыслью «Боже мой, что мы наделали?» все ученики во Вриндаване сразу же начали тщательно следовать всем предписаниям.

На утренних лекциях по «Бхагаватам» эта тема регулярно обсуждалась в свете книг Шрилы Прабхупады. Во время посвящения Кришна забирает все последствия греховных деяний преданного. Однако, будучи представителем Кришны, духовный учитель также берет на себя часть кармы ученика. Будучи безграничным, Кришна не подвержен влиянию кармы, тогда как духовный учитель, несмотря на свою безупречную чистоту, не является безграничным. Поэтому, принимая на себя часть последствий грехов ученика, духовный учитель иногда болеет. Джива Госвами предупреждает, что гуру не должен принимать слишком много учеников, в противном случае он рискует взять на себя слишком много кармы. Порой духовный учитель болеет не только из-за прошлой кармы учеников, но и из-за тех грехов, которые ученики совершают уже после посвящения.

Прабхупада говорил, что «оплошность» его в том, что он принимает слишком много учеников – но у него нет выбора. Ведь только так можно распространить сознание Кришны. Он говорил, что иногда духовному учителю приходится страдать, чтобы ученики поняли: «Наш гуру страдает из-за наших грехов», что на любого потенциального оскорбителя действует отрезвляюще. Но сейчас Прабхупада впервые столь определенно возлагал всю вину за свою болезнь на последователей. Нарушая самые основные наставления своего духовного учителя, они причиняли ему великие страдания. Они понимали, что их духовный учитель болен не простой малярией, и знали, что необходимо исправиться и молиться Кришне о здоровье Прабхупады.

Состояние Прабхупады оказалось настолько критическим, а значение его слов было так серьезно, что секретарь Прабхупады, Брахмананда Свами, подумал, что об этом надо сообщить всему Международному Обществу сознания Кришны. Поскольку Прабхупаде понравился круглосуточный киртан, Брахмананда Свами подумал, что подобную практику можно ввести в каждом храме ИСККОН. Он разослал несколько телеграмм, и вскоре все храмы мира охватил круглосуточный киртан, во время которого преданные молились Кришне о выздоровлении своего духовного учителя.

Это напомнило некоторым из старших учеников 1967 год, когда они всю ночь вели киртан и молились, чтобы Прабхупада оправился от сердечного приступа. В тот раз он попросил их петь гимн, посвященный Господу Нрисимхадеве, и молиться: «Наш духовный учитель не закончил свой труд. Пожалуйста, защити его». Услышав искреннюю мольбу преданных, сказал Прабхупада, Кришна спас ему жизнь. Теперь, спустя семь лет, преданных значительно прибавилось, и все они молились о выздоровлении Прабхупады; однако, как говорил он сам, стало больше и тех, кто своим неподобающим поведением причиняет ему боль. Эти слова — «Восемьдесят процентов моих старших учеников не следуют правилам и ограничениям; поэтому я и страдаю», — Брахмананда не рискнул рассылать. Уж слишком они были суровы.

Прабхупада приехал во Вриндаван на праздник, но праздник не состоялся. Теперь он был очень болен, и слуге приходилось носить его до уборной и обратно на руках. За массаж и другое личное служение для него взялись разные преданные, которые делали все очень искренне. Ради него они вели круглосуточный киртан – он же просто полагался на Кришну и ждал, пока ему полегчает, и он сможет продолжать свою работу.

Пока Прабхупада мужественно переносил тяготы болезни, принимая ее как милость Кришны, до него дошло известие, что его собирается посетить губернатор Уттар-Прадеша. Когда губернатор Акбар Али Хан, мусульманин по вероисповеданию, посещал окрестные города и деревни, один из его знакомых, друг Прабхупады, Сетх Бисенчанд, посоветовал ему заехать в храм.

Прабхупада подумал, что губернатор, возможно, согласится помочь преданным, — по крайней мере, в таких вопросах, как получение от правительства разрешения на покупку стали и цемента. Поэтому, невзирая на болезнь, он настоял, чтобы преданные устроили губернатору прием во дворе храма, куда сам Прабхупада намеревался выйти и лично его поприветствовать. Лежа на спине, слабым голосом Прабхупада распорядился приготовить пир и расставить во дворе столы и стулья.

Преданные умоляли своего учителя позволить им все сделать самим и сказать губернатору, что гуру их очень болен, но Прабхупада был непреклонен.

— Поскольку он нанес нам визит, — сказал Прабхупада, — я должен выйти и встретить его.

Шрутакирти одел Прабхупаду в свежее шелковое дхоти. Прабхупада попытался нанести на лоб вайшнавскую тилаку, но даже это стоило ему большого труда и заняло больше пяти минут. Перед выходом Прабхупада спросил слугу:

— Я поставил тилаку?

Из-за лихорадки Прабхупада почти бредил и не мог стоять. Вместе с другими преданными Шрутакирти вынес его прямо в кресле на улицу, на середину двора, где ученики подготовили несколько столов с прасадом и книгами Прабхупады.

Перед самым приездом губернатора прибыл целый взвод полицейских и солдат, которые окружили канатом участок перед храмом и держали его свободным от транспорта и людей, пока не приехал сам Акбар Али Хан. Гунарнава раскатал от края участка до храма длинную красную ковровую дорожку, а преданные выстроились по обе ее стороны и, взяв в руки караталы и мриданги, запели киртан. Когда губернатор приехал, Сурабхи предложил ему гирлянду, которую тот сразу же снял и прошел по красной дорожке во двор. Прабхупада встал.

Преданные были поражены, видя, что Прабхупада стоит прямо и пожимает губернатору руку. Немного постояв, они сели. Все присутствующие, кроме гостей знали, что у Прабхупады практически нет сил. Они видели, как дрожит его тело, но он, тем не менее, старается улыбаться и быть обходительным со своим гостем. Преданные не находили себе места, чувствуя, что в любую секунду жизнь Прабхупады может оборваться, однако, глядя на своего духовного учителя, продолжали участвовать во всем этом дружественном притворстве. Приглашенный губернатор произнес речь о том, что будущее Индии — это промышленность.

Затем встал Прабхупада и, опираясь на стул, произнёс ответную речь. В глазах его стоял мрак, и ему с трудом удавалось сосредоточить зрение. Хотя в последние две недели Прабхупада почти не говорил, речь его продолжалась двадцать минут. Все это время губернатор вежливо слушал. После этого Прабхупада сел и вместе с губернатором и его пятнадцатью министрами почтил прасад, а когда Акбар Али Хан уехал, преданные отнесли Прабхупаду в его комнату, где, обессиленный, горя в сорокаградусном жару, он упал на кровать и потерял сознание.

Когда гости со своим военным эскортом отбыли, на территорию ИСККОН вернулась обычная спокойная атмосфера, и преданные возобновили у постели Прабхупады свой тихий киртан. Изумленные силой и решимостью своего духовного учителя, они осознали, сколь мало делают они сами для сознания Кришны.

Спустя две недели температура, наконец, спала. Самое трудное было позади. Сезон дождей подходил к концу, но проблем, связанных со строительством храма, меньше не стало.

Однако не убавилось и решимости у Прабхупады. Его ученики были настроены во что бы то ни стало преодолеть все бюрократические проволочки и, невзирая на тяжелые условия труда, продолжать свое дело. Теперь уже никто не решался пренебрегать правилами духовной жизни.

Прабхупада уже не говорил о своей болезни, и в храмы по всему миру сообщили, что он пошел на поправку и можно остановить круглосуточные киртаны и вернуться к обычному распорядку. Прабхупада тоже вернулся к своим повседневным обязанностям, связанным со строительством храма.

Одно стало ясно: Прабхупада полностью духовен. И преданные работали с ним по духовному контракту, — контракту, основанному на любви и доверии. Он брал на себя их карму, а они обещали следовать его наставлениям. И теперь, даже после того, как они своими неудачами разочаровали его, контракт оставался в силе. В ответ на такую его беспричинную милость, ученики продолжали выполнять его указания. Где бы иначе они черпали духовную силу? Прабхупада же и не думал останавливаться. Ему пришлось болеть из-за своих учеников, но он и не помышлял отказываться от них.

 

Спустя более чем две недели Прабхупада вернулся к переводам. Работал он быстро и уже дошел до беседы Господа Чайтаньи с Санатаной Госвами, описанной в Мадхья-лиле. Начав с того самого места, на котором остановился до болезни, Прабхупада опять стал рано вставать и изучать бенгальские переводы и комментарии. Он включал диктофон и слабым, хриплым шепотом начинал говорить. Но по мере того, как он работал, голос его становился сильнее, и через час он уже говорил как обычно. Вплоть до отъезда из Вриндавана он работал необыкновенно быстро, наговаривая в день по две кассеты.

 

* * *

Бомбей

С ноября 1974 по январь 1975 года Шрила Прабхупада находился в Бомбее. Все эти три месяца он упорно и настойчиво пытался получить разрешение на строительство прекрасного храма Радха-Расавихари. Его личное участие в этом проекте произвело огромное впечатление на Гирираджа и других преданных, посвятивших свою жизнь «Харе-Кришна-Лэнду». Шрила Прабхупада пишет в «Бхагавад-гите»: «У преданного нет другой цели, кроме того, чтобы действовать в сознании Кришны ради удовлетворения Господа. При этом, занимаясь чем-либо, преданный должен думать только о Кришне: "Кришна велел мне сделать это дело". Тогда он, естественно, будет думать о Кришне… Это указание Кришны мы получаем по цепи ученической преемственности, от истинного духовного учителя».

 

Шрила Прахупада каждому ученику давал возможность участвовать в том или ином местном проекте и посвятить свою жизнь распространению. сознания Кришны людям, что живут вокруг. Полем деятельности самого Прабхупады был весь мир. Прабхупада был подобен императору, желающему наградить обширными владениями своих верных сыновей. Однако эти участки и проекты он раздавал не для того, чтобы ученики становились материальными собственниками (что всегда преходяще), но ради служения Господу. Ведь все принадлежит Кришне, а потому каждый проповедник мог жить в том или ином владении Кришны, чтобы стараться освободить из лап майи местных жителей. Бомбейский «Харе-Кришна-Лэнд» был одним из главных проектов Прабхупады, но начало у него было медленным, словно Кришна, прежде чем позволить этому проекту проявиться, хотел убедиться в том, что преданные выдержат многочисленные проверки на верность указаниям Прабхупады.

Хотя на территории ИСККОН стояло несколько жилых домов, закон запрещал преданным выселять из них жильцов. Однако не было такого закона, который запрещал бы владельцу надстроить на своем здании дополнительный этаж! Поэтому Шрила Прабхупада попросил г-на Сетхи, верного свободного члена ИСККОН и строителя-подрядчика, надстроить над двумя домами по этажу. Г-н Сетхи с готовностью взялся за выполнение этого поручения и выхлопотал разрешение на строительство.

Когда все было готово, на эти этажи заселились брахмачари, там разместились офисы и книжный склад. Преданные наконец-то смогли съехать из соломенных хижин, где жили с того самого дня, когда перебрались на участок. Это не только избавило их от необходимости делить свое скверное жилье с крысами, но и позволило снести хижины, что было необходимым условием для выдачи разрешения на строительство храма.

Другой же причиной, по которой власти города отказывались давать разрешение, было то, что бхаджан в храме мог стать источником беспокойств для окружающих. Вот эту-то проблему и нужно было решать в первую очередь. Увидев рисунок Прабхупады, изображающий будущие храм и гостиницу, полиция согласилась с тем, что в таком большом храме киртан не будет создавать столько шума, как сейчас. Поэтому, с условием, что ИСККОН снесет соломенные хижины и расширит подъездную дорогу, обеспечив жильцам свободный доступ к задней части участка, власти согласились принять генеральный план «Харе-Кришна-Лэнда» и снять свою претензию относительно «нарушения общественного порядка». Каждое требование властей включало в себя множество весьма спорных нюансов, нуждающихся в уточнении; и все это напоминало затянувшуюся игру в шахматы, но Прабхупада был человеком опытным, внимательным и решительным. Он решил на несколько месяцев остаться в «Харе-Кришна-Лэнде», чтобы помочь Гирираджу, г-ну Сетхи и другим.

В течение всего времени пребывания в Джуху Прабхупада настойчиво требовал от преданных, живущих на территории «Харе-Кришна-Лэнда», поддерживать проведение духовных программ. Несмотря на то, что храма еще не было, на воскресные пиры приходило от пятисот до семисот гостей. Гирираджа сообщил Прабхупаде, что праздник Джанмаштами в Бомбее прошел с огромным успехом: несколько тысяч человек пришли на участок ИСККОН, чтобы получить даршан Божеств и принять прасад.

Решение Прабхупады провести в Бомбее три месяца свидетельствовало о том, что ему очень дорог «Харе-Кришна-Лэнд». Ведь в последнее время Прабхупада не останавливался в храмах дольше чем на неделю! И исключением не были даже Нью-Йорк и Лос-Анджелес. «Харе-Кришна-Лэнд» был его любимым детищем, и когда ему грозила опасность, Прабхупада тревожился и старался его оградить, когда же приходил успех, то гордился и радовался и хотел поделиться своей радостью со всем миром.

Прабхупада, казалось, был доволен тем, что на участке начались хоть какие-то строительные работы. Он попросил г-на Сетхи обнести территорию кирпичной стеной, несмотря на то, что по ночам ее время от времени частично обрушивали гунды.

— Стройте что-нибудь, — умолял Прабхупада. — Хоть по кирпичику, но стройте.

Приобретая землю в Бомбее, Прабхупада знал, насколько важно обосноваться на ней – даже до официального заключения сделки. Теперь же он настаивал на строительстве, хотя окончательное разрешение еще не было выдано.

— Работы должны идти — говорил Прабхупада, — хватает у вас рабочей силы и кирпичей или нет. Начните хотя бы что-то, чтобы было видно, что мы приступили.

 

Из Вриндавана пришло известие, что строящийся храм недавно посетил губернатор Уттар-Прадеша, д-р Чханна Редди. Услышав об этом, Прабхупада решил пригласить его на открытие Кришна-Баларам-мандира.

Ваше Превосходительство,

… Предполагаемая дата открытия – Шри Рам-Навами, День рождения Господа Рамачандры. Возможно, дата эта не изменится. Мы зависим от того, какими темпами будет продолжаться строительство. Если Вы любезно дадите свое согласие, в наших пригласительных билетах будет указано имя Вашего Превосходительства как почетного гостя, который проведет церемонию открытия.

Вы уже являетесь нашим членом, равно как и великим преданным Господа Кришны, поэтому для нас будет великой честью, если вы примете наше предложение.

Вместе с приглашением губернатору Прабхупада послал во Вриндаван письмо для Сурабхи.

… К концу марта работы должны быть закончены на все сто процентов. Не обманывает ли вас подрядчик? Если да, то стройка никогда не закончится. Деньги будут уходить, как вода в песок. По фотографиям я вижу, что сделано не так много. Что делать?

Мне не нужны оправдания. Я хочу видеть готовый храм. Если ты сомневаешься, скажи об этом честно.

Прабхупада продолжал получать приглашения со всего мира — намечалось очередное кругосветное путешествие. Хридаянанде Госвами, который приглашал его в Мехико и Каракас, Прабхупада написал:

… Да, я очень хочу туда. Сейчас мы в Бомбее. Мы пытаемся получить от правительства разрешение на строительство храма. И, по всей вероятности, на следующей неделе мы его получим. Если все пройдет удачно, я сразу же вылечу в Гонолулу, а оттуда я могу напрямую направиться в Мехико, затем в Каракас, а затем, к концу января, - в Австралию. Если дела в Бомбее не уладятся, мне, возможно, придется остаться здесь до середины января, а затем, в середине или в конце января, я на месяц слетаю в Австралию.

К середине января 1975 года городские власти выдали, наконец, разрешение на строительство. На радостях Прабхупада тотчас же объявил о церемонии закладки первого камня. Церемонию закладки фундамента и первого камня он провёл еще в марте 1972 года, когда преданные только-только заняли землю. Однако он хотел провести еще одну церемонию, тем самым ознаменовав начало строительства. Поэтому он задумал устроить праздник и пригласить в Бомбей всех свободных членов и друзей ИСККОН.

 

Шрила Прабхупада готовился к путешествию, и на этот раз с особой настойчивостью внушал своим представителям в Бомбее, что строительство должно идти без проволочек. И хотя власти, несомненно, вновь попытаются помешать проекту, по милости Кришны преданные преодолеют все препятствия, как это бывало в прошлом. Для этого, однако, требовалась твердая решимость. Такова была награда тем, кто трудился для Прабхупады в «Харе-Кришна-Лэнде» — перед лицом трудностей они обретали решимость и веру в то, что, продолжая свое служение, они доставляют радость Кришне и Его чистому преданному.

 

* * *

 

В феврале-марте 1975 года Шрила Прабхупада совершил очередное кругосветное путешествие. Сначала он двинулся на восток, в Лос-Анджелес, через Токио и Гаваи. В дороге он получил известие, что губернатор Редди согласился посетить церемонию открытия храма во Вриндаване на Рама-навами. Он также получил обнадеживающее письмо от Сурабхи, который обещал, что на этот раз открытие храма обязательно состоится. «Я рад, что ты надеешься закончить все вовремя, — писал Прабхупада. — Именно этого я и хочу».

Затем Прабхупада отправился в Мехико и Каракас. И вновь, отвечая на почту, он всех приглашал на скорую встречу во Вриндаване. В ответ на письмо одного свободного члена из Индии, который спрашивал, какие зарубежные храмы ИСККОН ему стоит посетить, Прабхупада написал:

20-го марта я буду в Калькутте, где мы с Вами можем встретиться, и я Вам все расскажу. Я также приглашаю Вас на наш майяпурский фестиваль –церемонию в честь дня явления Шри Чайтаньи Махапрабху, а также на торжественное открытие храма Кришна-Баларамы во Вриндаване в день Рама-Навами. В церемонии будут принимать участие губернатор штата Уттар-Прадеш и множество других почетных гостей. Я надеюсь, что Вы со своей женой, сыном и матерью также приедете, чтобы вдохновить нас своим участием в этом фестивале.

После Южной Америки Прабхупада совершил короткое турне по Соединенным Штатам — Майами, Атланта, Даллас, Нью-Йорк — и все это – за один месяц. Затем он отбыл в Лондон, после чего направился в Тегеран, и 16 марта вернулся в Индию. Это было восьмое кругосветное путешествие, которое Прабхупада совершил за минувшие десять лет.

 

* * *

Рано поутру 23 марта Шрила Прабхупада в колонне из пяти автомашин выехал из калькуттского храма в Майяпур. Прабхупада ехал в первой машине, за ним в трех машинах следовали его ученики-санньяси, а замыкал караван автомобиль с сестрой Прабхупады, Бхаватарини, и другими женщинами. Как обычно, Прабхупада попросил остановиться в манговой роще.

Дайви-шакти даси: Они сели в круг, как пастушки. В центре сидел Прабхупада и завтракал фруктами. Был экадаши, и я приготовила для Прабхупады изысканный торт из фиников и кокоса. Прабхупада открыл свой металлический судок и, увидев в нем торт, спросил:

— О, что это? Кто готовил?

Ачьютананда Свами сказал Прабхупаде, что торт приготовила я, и он тут же, нахваливая, начал его есть. Затем они помыли руки, и мы продолжили свой путь в Майяпур.

 

Майяпур, 23 марта 1975 года

На праздник в этом году съехалось почти пятьсот преданных со всего света. Везде — на утренних прогулках по близлежащим полям, в храме Радха-Мадхавы или на лекциях по «Чайтанья-чаритамрите» — Прабхупада был в центре внимания. Каждое утро после лекции он в сопровождении учеников обходил алтарь. По обеим сторонам алтаря висели бронзовые колокола. Обходя Божества, Прабхупада подходил к одному из них и, дергая за веревку, несколько раз звонил. А вокруг бушевал киртан. Затем, с тростью в руке, он обходил алтарь сзади и звонил в колокол, висевший на другой стороне.

Обступив его со всех сторон, преданные прыгали и пели: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». С довольной улыбкой на лице, Прабхупада продолжал обход храмовой комнаты: он снова подходил к первому колоколу и с силой в него ударял. Обойдя вокруг алтаря пять или шесть раз, он, счастливый, уходил из храма, а киртан все продолжался и продолжался… Встречаемый яркими лучами утреннего солнца, он поднимался по широкой лестнице и шел в свою комнату.

По меньшей мере два раза во время утренних лекций на фестивале Прабхупада впадал в транс. Однажды он выражал свою признательность ученикам за то, что те, не пожалев столько денег, приехали из далекой Америки, Европы и Австралии, чтобы заниматься служением и участвовать в майяпурском фестивале.

— Все вы молоды, — говорил он. — У вас столько возможностей! А я уже старик и у меня нет возможности…

На этих словах он вдруг замолк. В зале воцарилась такая тишина, что пятистам его ученикам показалось, будто время остановилось. Все ждали. Наконец, один из учеников запел «Харе Кришна», и тогда, вернувшись во внешнее сознание, Шрила Прабхупада произнес: «Харе Кришна» и, попросив преданных петь киртан, ушел к себе в комнату.

 

Ежегодное собрание Джи-би-си и на этот раз проходило под руководством Прабхупады. Он лично утверждал или изменял все его решения. ИСККОН и в самом деле разрастался, но, как сказал однажды Прабхупада своему другу, престарелому Гопала-Ачарье в Мадрасе: «Кришна и общество Кришны не отличны друг от друга. Думая об обществе Кришны, преданные не забудут о Кришне».

Настаивая на том, чтобы каждый год преданные совершали паломничество по святым местам Индии, Прабхупада укреплял духовную основу ИСККОН — созданной им трансцендентной организации. Он хотел, чтобы в святых дхамах были воздвигнуты центры ИСККОН, где преданные могли бы собираться. Он молился об этом и за это сражался. Он хотел, чтобы всегда — ныне и в будущем — последователи его имели возможность жить в очищающей атмосфере Майяпура и Вриндавана. Постепенно, шаг за шагом, планы его обретали реальные черты; Движение Господа Чайтаньи спасало мир.

 

* * *

Вриндаван, 16 апреля

Когда Прабхупада приехал, чтобы провести, наконец, церемонию открытия Кришна-Баларам-мандира, то был приятно удивлен, увидев три высоких купола, возвышавшиеся над храмом. Их построили за те восемь месяцев, которые прошли со времени его последнего визита. В его отсутствие преданные отстроили также четырехэтажный международный отель. Сурабхи не уходил со стройки ни днем, ни ночью, следя за тем, чтобы строительные работы были закончены вовремя.

Высокий центральный купол и два боковых — по одному над каждым алтарем — поражали своим великолепием. Благородство их форм настраивало на возвышенный лад и наводило на мысль о существовании сфер бытия, лежащих за пределами материального мира. Мощь и красота куполов напоминала человеку, что под ними находится Сам Верховный Господь. Храм должен нести людям знание, избавляя их от оков невежества, и купола красноречиво возвещали миру о его предназначении. Величественно возвышаясь над Вриндаваном, купола эти, которые было видно издалека, стали символом культа Кришны и Баларамы.

Каждый купол венчал медный калаш, состоявший из трех шаров, символизировавших нижние, средние и высшие планеты, а на верхушке каждого из них была укреплена вечная Сударшана-чакра, вращающийся диск — оружие Господа Вишну. Сударшана-чакра — это Сам Кришна. Один только вид этого чудесного символа на куполе мандира наполнял сердца преданных ликованием. Даже гости при виде его застывали в благоговении. Над чакрами реяли медные знамена победы.

Обходя законченное здание, Прабхупада глаз не мог отвести от куполов.

— О, — сказал он, — какие красивые получились купола! А?

И он повернулся к сопровождавшим его преданным.

— Великолепные! — сказал Хамсадута.

— Да, Прабхупада, — добавил Тамал-Кришна Госвами, — Сурабхи славно потрудился.

— Точно, — улыбнулся Прабхупада. — Все хвалят Сурабхи.

Прабхупада повернулся к Сурабхи, который в течение нескольких недель хронически недосыпал.

— Только я этого делать не буду. Я все время критикую вас, потому что это моя работа — я должен постоянно критиковать учеников.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 427. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия