Типы социальной солидарности. Разделение общественного труда. Законы социальной солидарности
(«О разделении общественного труда») Социальная солидарность – это главная категория социологии Э. Дюркгейма. Социальная солидарность в социологии Дюркгейма является ключом к пониманию социальности: - определяет содержание исторического процесса; - выступает критерием социального прогресса; - обуславливает типологию общественного развития; - определяет поведение личности и ее взаимодействие с обществом; - определяет типологию самоубийства. Разделение труда – это объективный закон развития общества, необходимое условие материального и интеллектуального развития обществ, источник цивилизации. Разделение труда позволяет раскрыть суть общества, особенности протекаемых процессов; определяет характер причинно-следственных связей и тип социальной солидарности. Главная задача социолога: показать нравственную роль разделения труда в обществе. Разделение труда – это новый более совершенный фактор объединения солидарности общества, создания его целостности. До разделения труда, связанного с низкой ступенью развития общества, таким фактором выступает религия. Дюркгейм разработал типологию солидарности в зависимости от типа разделения труда и выявил законы солидарности: простое разделение труда – механическая солидарность, сложное разделение труда – органическая солидарность. Механическая солидарность соответствует более низкой ступени развития общества. В обществе с простым разделением труда механическая солидарность достигается: - давлением группы (общественное мнение), - строгими законами, - суровым наказанием. Религия – основной фактор объединения общества. Органическая солидарность – более высокая. В обществе со сложным разделением труда органическая солидарность обеспечивается: - безличной функциональной зависимостью (из-за специализации никто сам себя не обеспечивает, а зависит от других). Рассмотрим существо этих законов более подробно. Механическая солидарность основана на сходстве, безличности членов группы общества; чем примитивнее общество, тем большее сходство между его членами, так как в нем нет разделения труда, все выполняют одинаковую работу. Таким образом, нет индивидуальных качеств, каждый похож на всех («кто видел одного туземца в Африке, тот видел всех»). Наблюдается даже физическое сходство. Оно обусловлено единообразием мышления, все признают и исповедуют одну религию, не рассуждая. Религия диктует единый образ жизни для всех, вплоть до деталей частной жизни. Индивидуальное сознание полностью подчинено коллективному. Индивид превращается в коллективное существо. Индивид не принадлежит себе. Это буквально вещь, которой распоряжается общество. Только в этом случае социальные молекулы могут двигаться согласованно, подобно молекулам неорганических тел. Вот почему такая связь между индивидом и обществом называется механической. «Социальные молекулы могут двигаться согласовано, подобно молекулам неорганических тел, в силу своей одинаковости, то есть механичности». Органическая солидарность возникла уже в зрелом обществе на основе разделения труда, то есть каждый имеет сферу своей деятельности, развивает свои способности, каждый не похож на другую личность. Чем больше специализирован труд, тем больше каждый незаменим, следовательно, все зависят друг от друга и в целом от общества. Разделение труда выступает объединительной силой в современном обществе. Чем обеспечивается социальный порядок? Разделением труда и на его основе: • дифференциацией ролевых функций; • безличной функциональной зависимостью; • потребностью человека в социальном порядке; • деятельностью социальных институтов: морали, религии; • коллективным сознанием. «Такая солидарность похожа на организм высшего животного: каждый орган обладает своей автономией, функцией». Единство организма тем больше, чем отчетливее индивидуализация частей. Органическая солидарность, основанная на разделении труда, представляет собой наиболее прочную солидарность, обеспечивающую более стабильное общество. Такой тип солидарности Дюркгейм называет органической. В зрелом обществе механическая солидарность полностью не исчезает. Но приобретает второстепенные признаки. Вывод: разделение общественного труда выполняет нравственную функцию объединения общества, способствует его солидарности. «Разделение труда – для объединения, для создания целостности общества, его солидарности». Конт первым рассмотрел разделение труда как основу для жизни общества и в то же время усматривал опасность его раскола. У Дюркгейма разделение труда выполняет социально-стабилизирующую функцию. Чтобы понять нравственное значение общественного разделения труда, Дюркгейм, используя метод «сложное объяснять простым», на примере семьи продемонстрировал, какую роль сыграло половое разделение труда в создании института семьи как целостности. Семья в зародыше обладает всеми свойствами социальности, как и общество в целом. В работе «О разделении общественного труда» показал, что семья возникла на основе полового разделения труда (хозяйственная, политическая и военная деятельности – это род деятельности мужчин; женщина – хранительница домашнего очага, продолжательница рода). Мужчина и женщина по своим качествам находятся на противоположных полюсах, которые притягиваются. Мужчина – мужественный, сильный, рациональный, умный. Женщина – слабая, женственная, иррациональная, развито пространственное воображение. Противоположность полов – основа создания семьи. Мужчина и женщина страстно ищут друг друга, стремясь создать нечто целое, которое называют семьей. Семья нечто большее, чем сумма двух любящих, которое можно обозначить как целостность. «Когда люди живут вместе, постоянно поддерживают отношения, они ощущают то целое, которое они образуют своим объединением, привязываются к этому целому, заботятся о его сохранении, учитывают его в своем поведении. «Я» каждого члена семьи подчиняются общему «мы». Так и в обществе: разделение труда – это новый, более совершенный фактор объединения общества, создания его целостности»[20].
|