Оценка социализма
Государство, по Спенсеру, не должно играть в обществе основополагающую роль, так как ограничивает индивидуальную свободу и со временем должно отмереть. Спенсер был против социализма. При социализме принципы семейной жизни распространяются на все общество. В результате чего социализм не создает условий для развития индивидуальности, свободной конкуренции. Социалистическое общество по своим принципам организации относится к военному типу общества: Жизнь индивида и его интересы поглощаются жизнью группы, общины, общества в целом. Отсутствует свобода личности, нет условий для развития ее индивидуальности. Главное отличие (и недостаток) – это способ управления трудом. Централизованное государственное управление монопольной сверхорганизацией, принудительной кооперацией не стимулируют хороший труд; происходит поощрение худших за счет лучших (делай свое дело и получай свой паек). Главное внимание будет уделяться не производству, а распределению пайков. Это потребует обширной и сложной структуры армии бюрократов. Чиновная олигархия будет насаждать чудовищную и страшную тиранию, так как не будет встречать никакого контроля над собой – ни сверху, ни снизу, со стороны рабочих, так как у них не будет свободы создавать свои профсоюзы и партии. В промышленном (капиталистическом) обществе способ управления трудом основан: 1) на самостоятельности в труде как предпринимателей, так и рабочих (государство не вмешивается в экономику), 2) проявлении инициативы, а своеволье предпринимателей ограничивается рабочими профсоюзами. Социальные функции Социальная функция (от лат. function – исполнение, совершение) – исполнение роли определенным субъектом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении целей и интересов социальных групп и классов.[3] В «Основания социологии» Спенсер разработал понятие «социальная функция». Считал, что социальная функция важнее, чем социальный институт. Что, например, важнее для жизни общества: наличие людей, социальных институтов или выполнение ими определенных функций? Для жизни организма как целого необходимо поддержание определенных функций, а не вечная жизнь исполняющих их единиц. «Люди меняются, клетки обновляются, а функция должна обеспечивать жизнедеятельность организма как целого». Показал объективный характер социальной функции. «Функция в обществе появляется вследствие необходимости, а не произвольно и не по желанию». Они обусловлены определенными универсальными потребностями в производстве и потреблении полезных материалов, их распределении и порядке. По мнению Спенсера, общество, так же, как и живой организм, имеет базовые потребности, которые должны удовлетворяться. Выделил три главные функциональные системы, необходимые для поддержания общественного организма: поддерживающая, распределительная и регулятивная. Поддерживающая функция производит средства для жизни. Экономические институты, земледелие, промышленность производят продукты питания и товары, удовлетворяют базовую потребность обеспечения жизненных ресурсов. Распределительная функция – транспорт, торговля, пути сообщения. Удовлетворяет потребность в кооперации и координации различных видов деятельности. Регулятивная функция обеспечивает социальный контроль. Основные институты – государство и церковь – осуществляют социальный контроль на основе страха: страх перед живыми поддерживает государство, а страх перед мертвыми – церковь. Обрядовые и церемониальные институты (домашние институты, семья, традиции) регулируют общение, формируют чувство субординации («статусы» и «ранги») субъектов и более эффективны в повседневной жизни, чем церковь и государство. Удовлетворяют потребность в защите, обороне, социальном порядке. Эволюционная теория социального прогресса. Законы социальной эволюции. Факторы и механизмы эволюции
|