Эволюционная теория социального прогресса
Спенсер раскрыл понятие социального прогресса на основе эволюционного подхода. Спенсер был не согласен с Контом в его понимании социального прогресса: не идеи правят миром, а всеобщие законы эволюции. Главное отличие теории эволюции Г. Спенсера от теории О. Конта состояло в следующем: О. Конт рассматривал эволюцию знаний человека о природе и обществе как основу прогресса. Г. Спенсер изучал эволюцию социальных структур и институтов под действием всеобщих (органических) эволюционных законов. В работе «Основные начала» Спенсер показывает действие всеобщих законов эволюции (пяти) во всех уровнях мира: неорганическом, органическом и надорганическом (т.е. в обществе). Законы социальной эволюции [4] Закон линейности. Развитие идет линейно, от простого к сложному, однонаправлено, поступательно[5]. Закон дифференциации. [6] Развитие идет от однородного состояния к разнородному. Это основной закон устойчивого развития: чем больше разнообразия, тем больше устойчивости. Однородные системы неустойчивы в силу ограниченных возможностей адаптации к сложному воздействию разнообразных условий внутренней и внешней среды. Увеличение сложности общества – это результат появления новых разнообразных структур, адаптированных к изменяющимся условиям окружающей среды. Эти части становятся все более специализированными и не могут быть заменены другими. Все части общества, его структуры и институты становятся взаимозависимыми. Это одно из фундаментальных положений структурно-функциональной парадигмы. Означает, что все части общества равнозначны и отсутствует главный элемент общества. Достаточно дать сбой какому-либо одному органу – нарушается работа всех частей, всего организма. В этом состоит принцип функционального анализа: выявлять взаимозависимость всех частей общества, в отличие от детерминистского анализа, который предполагает выделение ведущего фактора развития, или основной причины. Закон интеграции. Крайне рассеянные элементы собираются в одно целое. Благодаря чему рост различий в обществе не приводит к распаду, а, наоборот, укрепляет его. В процессе адаптации происходит естественный отбор наиболее устойчивых форм структурных взаимосвязей. По Спенсеру, эта взаимосвязь, наиболее адаптированная к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, является основой и источником социальной интеграции. Чтобы выжить во враждебной среде, общество должно объединить, интегрировать свои части. Все части общества должны функционировать на благо целого, для сохранения его устойчивости, в противном случае общество развалится. Это другое фундаментальное положение СФП, сформулированное Г. Спенсером. Суть развития, по Спенсеру, состоит в росте дифференциации в сочетании с интеграцией и достижением динамического равновесия. Закон синергетики,возрастания порядка, устойчивого равновесия системы. Пределом эволюционных процессов является достижение динамического равновесия с окружающими условиями. В этот период общество продолжает свое существование без структурных изменений, нейтрализуются конфликты, возмущения. Состояние равновесия – это форма реализации эволюционных изменений общества, его наиболее полный адаптации к окружающим условиям. Равновесие системы – это предел эволюции. Закон распада. Процесс эволюции рано или поздно завершается процессом распада (диссолюции), вследствие накопления несоответствий и дисгармоний дифференциации. Критерий эволюции 1) рост свободы личности и ее счастья, создание условий для творческого развития и самовыражения индивидуальности; 2) степень дифференцированности и интегрированности общества. Направление эволюции. Развитие общества от простых к более сложным формам сопровождается адаптацией (приспособлением) к меняющимся условиям окружающей среды. Здесь действует закон «выживания сильнейших»: те, что адаптируются лучше, выживают дольше. «Естественный отбор» в человеческом обществе способствует отбору наиболее приспособленных. Социальный порядок в обществе – результат естественной всеобщей эволюции. Сплоченность в обществе зависит от социальной интеграции. Социальный прогресс происходит в направлении большего размера, связности (интеграции), многообразия (дифференциации) и определенности (порядка, синергетики). В отличие от Конта, который будущий прогресс связывал с социократией (приходом к власти ученых и установлением новой религии Добра), а также и в отличие от Маркса, связывающего будущее человечества с приходом коммунизма, Г. Спенсер соединил прогресс с идеей либерализма (общества, основанного на принципах демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательства, невмешательства государства в экономическую и частную жизнь, свободы личности).
|