Пояснения
Методологический эволюционизм – ключевое отличие социологии Г. Спенсера. В чем его смысл? Эволюционистский подход к изучению общества означает: • что каждое явление в обществе, социальные институты изучаются в развитии; • что развитие происходит по естественным законам, независимо от желания людей; • что развитие происходит на основе всеобщих законов эволюции, одинаково действующих как в природе, так и обществе; • во всех сферах вселенной, природы и общества действуют пять законов эволюции: линейность, дифференциация, интеграция, возрастание порядка, распад. (Студент должен их знать, как свои пять пальцев). Методология системно-структурного подхода применялась Спенсером для: 1) характеристики социальных институтов в рамках системного целого: все институты взаимосвязаны, представляют единое целое; 2) каждый социальный институт функционален, удовлетворяет определенную общественную потребность и не подменяет другие институты; 3) общество и институты существуют для блага людей, для человека. Функциональный анализ Спенсер использовал длявыявления функций отдельных элементов общества и их роли в укреплении целостности и устойчивости общества. Сравнительно-исторический метод Спенсериспользует при характеристике типов общества – военного и промышленного, при сравнении (аналогии) общества с живым организмом. Г. Спенсер впервые применил методологию институционального анализа для объяснения эволюционных процессов общества и его социальной структуры. На громадном этнографическом материале Спенсер рассматривает эволюцию многих социальных институтов: семьи, политической власти, государства, религии, культуры. 3.4. Объект социологии: общество как социальный организм. Органистическая теория общества Общество – социальный организм, состоящий из совокупности индивидов; первичная социальная клетка – индивид (у Конта – семья). Но общество не сводится к сумме индивидов, образует новое целостное образование (сравнивал с домом и строительным материалом). «В целом жить вместе оказалось более выгодно, чем по отдельности. Люди договариваются жить сообща, так как им это выгодно». В работе «Социология как предмет изучения» (1996, с. 281) Г. Спенсер проводит систематическую аналогию между биологическим и социальным организмами. Обществу присущи законы всеобщей природной эволюции, т.е. социальная эволюция – часть всеобщей органистической и неорганистической эволюции. В обществе действуют те же законы естественного отбора, что и в природе. Общество сравнимо с организмом. Общее и различное у общества с биоорганизмом. Спенсер сравнивал, но не уподоблял общество с организмом, выявлял сходства и различия между ними, для того чтобы лучше понять общество. Общее: - И общество, и биоорганизм развиваются эволюционно от зародышевой формы до зрелого состояния и умирают. - Везде происходит рост массы и объема организма, т.е. и природа и общество развиваются от простейших форм к более сложным и многообразным: от одноклеточных к млекопитающим и человеку; от племен и общин к промышленному обществу, согласно действию закона линейности. - Везде эволюция сопровождается прогрессивной дифференциацией функций, т.е. в каждом сложном новом организме появляются новые органы с новыми функциями, уже невзаимозаменяемые; также и в обществе: по мере роста и разнообразия повышается разделение труда. С ростом сложности общества растут и различия, углубляется разделение труда, специализация, формируются части общества (социальные институты), которые не взаимозаменяемы, а наоборот, органически взаимосвязаны. Здесь сказывается действие всеобщего закона дифференциации. - С дифференциацией общества усиливается его интеграция. Для общества так же, как и для биологического организма, характерно увеличение взаимной зависимости, интеграции в единое целое. Социальная интеграция, базирующаяся на тесной взаимозависимости его частей, – основа существования общества. Все части общества (его институты) должны функционировать на благо общества: в противном случае общество развалится. Различное: - Общество не имеет чувственно-наглядных форм восприятия окружающего, как у биологического организма. - Общество более сложное, изменчивое и пластичное образование, чем живой организм. - Общество существует для человека. В этом Г. Спенсер видел принципиальное отличие общества от биоорганизма. Индивид находится в центре, а в живом организме – клетки подчинены центральной нервной системе. В обществе центр больше зависит от его частей. Общество не может и не должно поглощать отдельную личность. Чем более развито общество, тем больше «социальный организм» служит составляющим его индивидам.
|