Социальные институты
Рис. 2. Социальные институты
Социальная динамика. Идеалистическое учение О социальном прогрессе. Закон трех стадий («Дух позитивной философии». Первая глава) Социальная динамика (теория прогресса) – учение о социальном прогрессе, об изменениях социальных систем на основе прогресса человеческого разума. Социальный прогресс – это поступательное эволюционное, линейное развитие общества. Любая наука тогда что-либо стоит, когда она способна прогнозировать, предвидеть, предсказывать ход событий. Учение о социальном прогрессе – новое слово по сравнению с метафизической философией. Прогресс возможен только в человеческом обществе благодаря преемственности поколений, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, материальных и культурных ценностей. «Мертвые управляют живыми» (О. Конт). К примеру, социальная организация термитов, пчел, стадных животных не эволюционирует из-за отсутствия такой способности. Исходные положения учения О. Конта об эволюции. О. Конт исходил из двух концепций: 1) неизменной природы человека, 2) стабильности общественного порядка. Если природа человека неизменна, а общественный порядок в своей основе одинаков, то как достичь разнообразия и социального прогресса? Ведущей движущей силой прогресса, по Конту, является прогресс человеческого разума. Конт разработал идеалистическую теорию прогресса, поскольку развитие, по его мнению, идет от разума к материи. Разум является движущей силой. С его помощью человечество постигает сущность истории и законы развития. Необходимо руководствоваться социальными законами для наведения порядка в обществе. «Чтобы навести порядок в обществе, нужно навести порядок в умах людей» (О. Конт). Конт формулирует закон «трех стадий», или «трех состояний развития разума и общества». Этот закон распространяется как на общество, так и на все человечество и на отдельного человека. И человек, и общество, и человечество проходят три стадии развития: теологическую, метафизическую, позитивную. Суть закона трех стадий: уровень развития общества зависит от степени проникновения человеческого разума в смысл истории, постижения задач и законов истории: - теологическая: человеческий разум объясняет сущность вещей посредством сверхъестественного. Соответствует переходу от первобытного общества к феодально-монархическому обществу и развивалась до 1300 года. - метафизическая: способ объяснения мира методом здравого смысла, с помощью рассуждений, доказательств, аргументов. Соответствует завершающемуся периоду феодального строя. Война носит оборонительный характер. Духовная власть у философов, литераторов. Мирская власть принадлежит законодателям, адвокатам. Позднее средневековье. - позитивистская: ум постигает явления с помощью науки. Духовное управление принадлежит ученым, мирская власть – промышленникам и индустриалам. Основное занятие – индустриальный труд. Война исключается. Позитивное общество наступит во второй половине XIX в. О. Конт называл дату – 1860 г. Переход осуществится на основе разумного реформирования, создания духовно-нравственных предпосылок. Помимо разума, в качестве движущих сил, выступают также раса, климат и политические условия. Раса: общество развивается по-разному, так как народы наделены разными способностями. Климат – это совокупность природных и климатических условий, которые сказываются на эволюции разных народов. Политика не может изменить поступательный процесс, но личность политика может повлиять на цену прогресса и темпы прогресса.
|