Коллективные представления
Нематериальные факты главным образом интересовали ученого, так как они социологически позволяли интерпретировать должное, приемлемое поведение и девиантное поведение. Для того чтобы объяснить «социальное социальным», нужно, как считал Дюркгейм, изучать ментально-психологические факты: ценности, идеи и суждения людей, коллективные представления. Они вырастают в обществе, характеризуют его, являются духовным измерением общества. Ценности и идеи воплощаются в нормы и становятся рычагами социальной регуляции. Нормы и ценности – это две стороны социального явления, эмпирической жизни. Социальные нормы – это социальный факт, имеет принудительное значение, так как заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. Социальные нормы эффективны тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственные ценности. Социальные нормы влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через ценностные ориентации индивидов. Коллективное сознание – это тоже социальный факт. Несмотря на свою идеалистическую форму, он также объективен по отношению к индивиду и обладает принудительной силой. Коллективное сознание – общезначимые идеи, взгляды, представления, процессы, ценности. «Это совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества; образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным сознанием»[21]. Специфические черты коллективного сознания как объективной социальной реальности (социальный факт): Оно не сосредоточено в каком-либо единственном органе, а рассеяно во всем пространстве общества. Коллективное сознание объективно, не зависит от частных условий жизни людей (географической среды (север, юг), социальной организации (город, деревня), рода занятий (профессии)): эти условия изменяются, проходят, а коллективное сознание остается. Коллективное сознание не зависит, не изменяется с каждым поколением, наоборот, оно служит источником связи следующих друг за другом поколений. Коллективное сознание – это психологический тип общества, его менталитет. Оно имеет свой способ развития, свои свойства, условия существования. Коллективное сознание – это умственная жизнь поколений, накопленный опыт и знания, продукт необъятной кооперации умственной жизни во времени и пространстве. «В любом обществе существует некоторое множество общих идей и чувств, которые передаются от поколения к поколению и обеспечивают единство и преемственность коллективной жизни. Таковы народные легенды, религиозные традиции, политические верования и т.п. Все это явления психологического порядка, но они не относятся к индивидуальной психологии, поскольку выходят далекое за пределы индивида»[22]. Коллективное сознание присутствует в сознании конкретных индивидов в интернализованном виде в виде собственного духовного достояния и формирует их жизненную позицию. Коллективные представления – это общество внутри нас! Индивид воспроизводит в своем поведении конкретные обычаи и традиции, обеспечивая тем самым воспроизводство общества. Однако этот процесс творения общества осуществляется «в силу привычки», по принципу «так надо», «так принято», без каких-либо сознательных творческих усилий со стороны индивида. По М. Веберу, такое действие – традиционное – также лишено какого-либо сознательно-рационального зерна со стороны субъекта. Концепция коллективного сознания может представлять интерес для современного научного исследования в рамках дипломной работы. Можно проверить следующую гипотезу: Воспроизводство традиционных культурных форм современным молодым поколением осуществляется: а) в силу привычки, поскольку «так было принято» в семье; б) сознательными усилиями, благодаря осознанию ценности данной традиции для него лично, семьи, общества (ценностно-рациональное действие). Коллективное сознание выполняет интегрирующую роль (функцию) в обществе. Благодаря коллективному сознанию социальная система существует как целостность, т.е. целостность социальной системы существует лишь в коллективном сознании и не обладает физической реальностью.
|