Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теория социальной системы






Условия равновесияобщества. (Парсонс Т. «Социальная система» 1951 г.)

Парсонс взял понятие социальной системы у Парето, который рассматривал равновесное состояние общества с точки зрения психофизиологического редукционизма. Теория социальных систем Парсонса восходит к общей теории систем, разработанной в кибернетике ее «отцом» Н. Винером и Л. Берталанфи.

Парсонс применил системный подход к анализу общества, чтобы понять, при каких условиях возможно сохранить устойчивое и равновесное общество, его упорядоченность. Парсонс пришел к следующим выводам.

1. Первый вывод. Общество, чтобы быть устойчивым, должно быть открытой системой. Закрытый жесткий контроль за выполнением программы, отклонения от программы пресекаются; с внешней средой связь отсутствует (железный занавес). Социальное действие в закрытой системе определено рамками поставленных задач и целей. Закрытая система ведет к росту энтропии. В открытой системе отклонения не отсекаются, а накапливаются, обрабатываются и вносятся предложения для изменения системы. Порядок постоянно поддерживается за счет поиска путей, условий и факторов взаимодействия с внешней средой.

2. Второй вывод. Чтобы общество нормально функционировало, в нем должны последовательно соблюдаться четыре основные функции:

· Функция адаптации: каждая система должна обеспечить получение ресурсов и их распределение внутри системы, должна уметь адаптироваться к внутренним и внешним изменениям в рамках общества. Такую функцию выполняет экономика страны.

· Функция целедостижения: способность системы определять цели развития общества и мобилизовать ресурсы для достижения целей (прежде всего, человеческие), определять порядок их достижения. Что очень важно, обеспечить желание и готовность всех членов общества к осуществлению намеченных целей. Эту функцию выполняет политическая сфера общества.

· Функция интеграции: любая система должна поддерживать свое единство, социальный порядок, внутреннюю координацию частей и пересекать возможность отклонения. Интеграцию как способ достижения солидарности выполняет социальная сфера, которая составляет ядро общества. Сюда входят социальные институты, которые интегрируют и контролируют членов общества, базовые ценности, нормы (правовые), социальная роль, коллективные организации, которые направляют социальную активность индивидов в интересах социальных систем и способствуют ее интеграции.

· Функция поддержания образца (латентности): поддержание и воспроизводство обычаев, традиций, ритуалов, ценностей. Каждая система должна вырабатывать у своих членов такую ценностную мотивацию поведения, которая соответствовала бы целям системы. Система создает, сохраняет и совершенствует мотивацию индивидов, образцы их поведения, направленные на укрепление интеграции, достижение коллективной цели, на адаптацию к окружающей среде. Эту функцию выполняет духовная сфера общества через институты: образование, воспитание, семья, профессия, так как способствует его развитию, ибо изменения в обществе начинаются с изменения ценностей.

Именно данные функциональные постулаты – адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание ценностного образца – являются необходимыми условиями порядка и устойчивости общества, его равновесного состояния.

Общество как самодостаточная социальная система. (Парсонс Т. «Система современных обществ» 1997г.).

Понятие общества не сводится к понятию социальной системы. Оно имеет свои характеристики.

Парсонс понимал общество не как совокупность индивидов (Спенсер), а как организованные формы взаимодействия между людьми, которые поддерживаются системой, стремящейся к устойчивому развитию.

Общество – это когда порядок. Нет социального порядка – нет общества. Организуют и упорядочивают отношения между людьми нормы (структурированный нормативный порядок), которые являются ядром социальной системы.

Общество – особый тип социальной системы, достигший такого качества как «самодостаточность» по отношению к своему окружению. «Общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды». [31]

Что означает «самодостаточность» общества?

Парсонс говорит о следующих проявлениях самодостаточности общества:

1) если общество смогло адаптироваться к окружающей среде и с помощью технологических, производственных и экономических механизмов эффективно использовать материальные ресурсы для самообеспечения;

2) если общество в состоянии с помощью политических механизмов обеспечить контроль за достижением социетальных целей;

3) если члены общества готовы откликнуться должным образом на обоснованный призыв, внося вклад в общественное развитие, и следуют общим правилам.

«Третье проявление социетальной самодостаточности отноиятся к личностным системам… основная связь с социальной системой осуществляется через личность; главная зона взаимопроникновения – это статус членства… Общество может быть самодостаточным только в той мере, в какой оно может «полагаться» на то, что деяния его членов будут служить адекватным «вкладом» в его социетальное функционирование…. Но если подавляющее большинство членов какого-то общества испытывает крайнее «отчуждение», то говорить об этом обществе как самодостаточном нельзя». [32]

Тем самым Парсонс подчеркивает, что общество (социальная система) является системой действия, мотивированного человеческого действия, а не системой культурных стандартов.

4) если ценностные образцы (ориентации) общества институализированы и легитимизованы, т.е. если достигнут консенсус членов общества по поводу ценностной ориентации их собственного общества (это и есть институализация ценностного образца) и если индивиды ориентируются на них при реализации себя в качестве членов общества. Таким образом, «общество является самодостаточным в той мере, в какой его институты легитимизированы ценностями, которые разделяются его членами с относительным согласием».[33] Если ценностные образцы (ориентации) общества институализированы и легитимизированы, т.е. если достигнут консенсус членов общества по поводу ценностной ориентации их собственного общества (это и есть институализация ценностного образца) и если индивиды ориентируются на них при реализации себя в качестве членов общества. Таким образом, «общество является самодостаточным в той мере, в какой его институты легитимизированы ценностями, которые разделяются его членами с относительным согласием…»[34]

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 552. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.018 сек.) русская версия | украинская версия