Функции подсистем общества
Таким образом, структура общества состоит из четырех взаимосвязанных основных элементов: норм, ценностей, коллективов (организаций), ролей. Главным связующим элементом общества выступают ценности, которые разделяют большинство членов общества. Роли связывают личность с обществом, коллективные организации скрепляют внутрисоциальную структуру, а нормы интегрируют и сплачивают общество. Наибольшее значение Парсонс отводил ценностям в стабилизации и развитии общества. По мнению Парсонса, культурная легитимация обладает большей способностью обеспечить стабильное развитие общества, чем властно-силовой порядок. Приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе. Усвоенные индивидами ценности и нормы определяют границы дозволенного в индивидуальных действиях, определяют суть и качество взаимодействия. Так, по мнению Т. Парсонса, возможно достичь устойчивого равновесия общества. В то же время, именно культурные инновации в таких структурных элементах как знания, идеи, ценности и нормы, несут изменения в обществе, способны качественно изменить общественное развитие. Личность и общество: механизмы взаимодействия. Социализация. (Т. Парсонс «О структуре социального действия») Личность по Парсонсу – не человек, а система действия, совокупность ролей и ожиданий. Личность – это социальная система, выполняющая функцию целеполагания и достижения цели. «Система личности – это система действия, которая обладает следующими характеристиками: 1. Это система, обеспечивающая взаимосвязанность действий отдельного актора. 2. Действия актора организованы в структуру с помощью диспозиции потребностей. 3. Действия … множества акторов… должны быть организованы на основании совместимости и интеграции». [37] Социализированная личность – это личность, усвоившая нормы поведения и ставшая актором – участником взаимодействия. Парсонс первым ввел понятие «взаимодействие личности и общества». Нет явного ответа, что первично: общество или человек. Не только общество воздействует на личность, но и личность воздействует на общество. Они взаимодействуют, влияют друг на друга через такие механизмы, как социализация, интернализация, институализация. Принципы, на которых происходит взаимодействие общества и личности: 1. Принцип социализации рассматривается как форма усвоения индивидом ценностей, норм, убеждений, языка и других символов. Означает общественную форму восприятия индивидом необходимую для процесса адаптации в обществе социальной информации. В отличие от Дюркгейма, Парсонс считал, что личность не пассивно воспринимает, усваивает социальные нормы и требования, а активно отбирает необходимую для себя информацию. 2. Принцип интернализации. Означает усвоение личностью коллективных представлений и норм, включение в систему ориентации личности культурных ценностей общества и ролевых ожиданий. 3. Принцип институционализации. Означает, что существующая система институтов в обществе наследуется новыми поколениями и принимается посредством интернализации и социализации. Консенсус взаимодействия личности и общества достигается, когда ценностные ориентации институализированы в усвоенных личностью ролях, достигнутых социальных статусах, в согласовании своих действий с существующими нормами и ценностями. Показателем интеграции личности и общества является ее лояльность, т.е. готовность следовать общим правилам и откликаться должным образом на общественный призыв. Теория развития (эволюции) общества. (Т. Парсонс «Эволюция обществ») Парсонс разрабатывал альтернативную К. Марксу теорию развития общества. Напомним суть: 1. Маркс – исходя из материалистического подхода к развитию общества, согласно которому основу развития общества составляет способ производства (материальная основа развития). Парсонс – основу развития общества составляет процесс дифференциации, стремление к порядку и усиление адаптивности (эволюционный подход). 2. Движущие силы социальных изменений: Маркс – конфликт между классами, производительными силами и производственными отношениями. Парсонс – изменения в структуре функций системы и ее адаптация со средой. Изменения в обществе начинаются с изменений духовных ценностей. Базовым основанием общества являются ценности. Изменяются ценности – изменится общество. 3. Способы, механизмы развития: Маркс – революция, смена формаций. Парсонс – эволюция, инновация и адаптация. Эволюция связана с культурной адаптацией, прорывом в культурной сфере, изменением образца, в системе ценностей, а затем уже в других сферах, обеспечивая обществу новый уровень адаптации к среде. Особую роль играют ценности в таких сферах социального действия, как профессиональные роли и семья. Что лежит в основе изменений общества? Идея дифференциации: содержание социальной эволюции изменяется в сторону усложнения системы и усиления ее адаптивности через возрастающую дифференциацию ролевых функций, выполняемых человеком в системе, т.е. общество усложняется, развивается благодаря усложнению и дифференциации ролевых функций человека. Парсонс выделил 3 этапа развития общества: 1. Примитивное общество: человек выполнял различные ролевые функции в одном лице. Дифференциация отсутствует, нет разделения труда 2. Промежуточное общество: присутствует частичное разделение труда (мужчины и женщины), появляется социальная стратификация, простая дифференциация, развивается культура 3. Современное общество: проходит 3 революции: · Промышленную, которая привела к дифференциации экономической и политической систем; · Демократическую, связанную с изменением и усложнением политической системы; · Образовательную, которая отделяет от гражданского общества подсистему воспроизводства структуры и поддержания культурного образца. Смысл революции в образовании – сформировать систему личности, соответствующую требованиям общества модерна, научить учиться. В современном обществе происходит отделение правовой системы от религии, формируется административная бюрократия, рыночная экономика, демократическая избирательная система и сложная дифференциация социальных ролей. Типология общества. (Т. Парсонс «Социальная система») Общества простые (традиционные) и сложные (современные, общества модерна). Тенденции их развития. Парсонс, продолжая начатую Контом в социологии традицию различения двух типов сообществ (у Конта – метафизическое и позитивное общество, у Спенсера – военное и промышленное, у Тенниса – общность и общество, у Маркса – капиталистическое и коммунистическое, у Вебера – нерациональный и рациональный капитализм), также дал характеристику двух типов общества: простого (традиционного) и сложного (современного, общества модерна). В основе типологии обществ Парсонс использует методологию «типовых переменных социального действия», о которой речь шла выше. Такой методологический прием позволил Парсонсу интегрально рассмотреть изменения в макроподсистемах общества и изменения в характере ориентаций действий, осуществленных индивидами на микроуровне.[38] В традиционном обществе социальные действия человека отличаются аффективностью, диффузностью, парктикуляризмом, приписыванием, ориентацией на коллектив. В современном обществе человеческим действиям присущи аффективная нейтральность, специфичность, универсализм, установка на достижение, ориентация на себя. Основной тенденцией развития общества Парсонс считал тенденцию развития от коллективизма к индивидуализму. Существует два способа, с помощью которых общество решает жизненно важные вопросы своих членов: 1. Как индивиды получают вознаграждение? 2. Следует ли членам общества самим искать пути реализации своих интересов, или это сделают социальные группы, к которым они принадлежат? В простых обществах потребности человека удовлетворяются с помощью коллективов. В высокосложном индустриальном обществе индивид сам ищет пути удовлетворения своих потребностей (табл. 7). Таблица 7
|