Сравнительный анализ вклада социологов в создание СФП
Основные положения
| О. Конт
| Г. Спенсер
| Э. Дюркгейм
| Т. Парсонс
| Р. Мертон
| Годы жизни
| (1798–1857) Франция
| (1820–1903)
Англия
| (1858–1917)
Франция
| (1902–1973)
Англия – США
| (1910–2003)
США
| Объект исследования
| Общество в целостности и взаимосвязанности частей; общество как сумма семей; общество в статике и динамике
| Общество как часть природы, естественный продукт всеобщей эволюции; как организм; как совокупность свободных индивидов
| Общество как особая социальная реальность во всей целостности и взаимосвязанности его частей
| Общество как социальная самодостаточная система
| Общество в стабильном и изменяющемся состоянии.
Анализ функций
| Общее: все представители структурно-функциональной парадигмы рассматривали общество на макроуровне. Общество выступает в целостности и взаимосвязанности частей.
Различия: Г. Спенсер смотрел на общество как на часть природы, естественный продукт всеобщей эволюции. Э. Дюркгейм рассматривал общество как особую реальность. Т. Парсонс рассматривал общество в статике, в отличие от Р. Мертона, который считал, что общество нужно рассматривать и в динамике. Общество в статике и динамике также рассматривал О. Конт.
| Предмет исследования
| Изучение законов социального порядка, стабильности, функционирования и динамики общества.
| Законы эволюционного развития общества:
· линейность
· интеграция
· дифференциаця
· синергетика
· распад
| Социальные факты
| Первичная единица соц. анализа, которая является источником, создает соц. реальность, формирует своего рода зародыш соц. реальности – соц. действие
| Функции или совокупности функций, которые составляют структуру общества
| Общее: предмет исследования – изучение законов: у О.Конта – изучение законов социального порядка, функционирования и динамики обществ, у Г.Спенсера – законов эволюционного развития.
Различия: Г. Спенсер уделял особое внимание, в основном, изучению эволюционных изменений в социальных структурах и институтах, а О. Конт изучал эволюционные изменения в состоянии идей. У Э. Дюркгейма предметом социального анализа выступал социальный факт, у Т. Парсонса – социальное действие, а у Р. Мертона – анализ функций. Причем понимание социального действия отличается у Р. Мертона и Т. Парсонса. Т. Парсонс полагал, что социальное действие всегда является предсказуемым, однозначным, так как огромное влияние на него оказывают нормы. У Р. Мертона социальное действие многообразно. Наряду с позитивным (нормативным) социальным действием, возможно девиантное.
| Методология и методы исследования
| Методология: эволюционистский подход и идеалистический подход к анализу общества и его развития.
Метод позитивный, объективизм. Методы: сравнительный, наблюдение, эксперимент, метод объективности и точности)
| Методология эволюционный натурализм.
Методы:
- сравнительный
- сравнительно-сопоставительный
- сравнительно-исторический анализ
-функциональный анализ
| Методология: социальный редукционизм (объяснять социальное социальным). Методы естественнонаучные, позитивные:
-сравнение
-эксперимент
-статистика
Методы анализа:
-причинно-следственный
-сравнительно-исторический
-функциональный
| Методология эволюционистская.
Метод – структурный функционализм, который включает базовые положения: анализ общества исходя из интересов его стабильности, устойчивости, эволюционного развития, единства и взаимозависимости всех его частей, учитывая универсальность всех институтов, их необходимость и невзаимозаменяемость
| Методология: эволюционистский характер, системный подход.
Метод: структурный дисфункционизм
Структурно-дисфункциональный анализ, функциональный анализ. Суть функционального анализа состоит в том, чтобы изучать функцию какого-нибудь вида социальной деятельности или социального инсти тута с точки зрения их вклада в обеспечение жизнедеятельности общего как целого и развитие общества
| Общее: О. Конт, Г. Спенсер и Т. Парсонс использовали эволюционисткую методологию. У О. Конта – эволюционисткий подход и идеалистический подход к анализу общества и его развития. У Г. Спенсера – эволюционный натурализм. Э. Дюркгейм в качестве методологии использовал социальный редукционизм.
Различия: Функциональный анализ, используемый Р.Мертоном, существенно отличается от структурно-дисфункционального анализа Т. Парсонса. Т. Парсонс считал, что любая часть общества, любой его социальный институт направлены на функционирование единства общества. Р.Мертон подвергал критике данный постулат, апеллируя к тому, что в сложных, сильно дифференцированных обществах социальные институты могут не только объединять, но и разъединять. Т. Парсонс считал, что все социальные институты полезны, так как все они выполняют позитивную функцию по укреплению социального порядка и стабильности общества. Р. Мертон считал, что часть общества может быть функциональна, дисфункциональна или нефункциональна. Т. Парсонс считал, что в обществе есть «универсалии» – социальные или культурные явления, которые обязательны для всех обществ. Здесь его можно сравнить с Г. Спенсером, который выявил три системы социальных функций, обязательных в любом обществе. Р. Мертон был согласен в том, что любая система должна выполнять определенные обязательные функции, чтобы существовать. Но, по его мнению, нет убедительных доказательств, какие из институтов являются обязательными для всех обществ.
| Главный исследовательский вопрос
| Как достигается социальный порядок в обществе и высшая форма его проявления – консенсус? Благодаря социальной солидарности.
| Как достигается устойчивое равновесие в обществе? Устойчивое равновесие достигается за счет интеграции (тесная взаимосвязь частей общества) всех частей на основе дифференциации (движение от однородности к разнородности).
| За счет чего обеспечивается устойчивое развитие общества и его целостность?
Ответ: За счет солидарности. Солидарность достигается за счет разделения труда, безличной функциональной зависимости, коллективного сознания, социальных институтов (особенно морали и религии) и потребности человека в социальном порядке и справедливости.
| Как возможен социальный порядок в обществе? Ответ: условием существования социальных систем является последовательность осуществления 4-х функций ajil:
A – адаптация, выполняет экономическая сфера
J – целедостижение, политическая сфера
I – интеграция, социальная сфера
L – латентность или воспроизводство культурного образца, культурная сфера.
| Какие из сторон социальной жизни могут вызывать дисфункции, угрожающие единству общества?
| | Общее: как достигается порядок в обществе? – главный исследовательский вопрос О. Конта и Г. Спенсера. Э. Дюркгейм и Т. Парсонс пытались установить, за счет чего достигается устойчивое развитие общества и его целостность.
Различия: от всех социологов отличается Р. Мертон, который считает главным исследовательским вопросом должно стать выявление дисфункций в обществе.
| Понимание общества
| Общество – система, целостность социальных институтов и прежде всего семей
| Общество – это совокупность индивидов. Спенсер сравнивал общество с индивидуальным биоорганизмом. Рассматривал общество как «сверхорганический» организм, то есть специфическую организацию
| Общество – это целое, которое не тождественно сумме его частей; его свойства как целого отличаются от свойств его частей
| Общество как система. Общество: 1. самодостаточная система 2. социетальная система 3. социальная система
| Социальная структура общества состоит из следующих компонентов: статусы, роли, ролевые и статусные установки, нормы, ценности, институты, коллективы, группы, организации, интересы
Социальная структура отличается:
1) сложностью;
2) ассиметричностью;
3) в ней присутствуют конфликты, дисфункции, напряжения.
| | Общее: все представители структурно-функциональной парадигмы использовали системный подход в понимании общества.
Различия: Различия во взглядах на общество как системы наблюдаются у Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Г. Спенсер считал, что свойства частей определяют свойства целого. Общество – это совокупность индивидов. Э.Дюркгейм считал, что общество – целое, которое не тождественно сумме его частей. Также наблюдаются различия во взглядах на общество у Р. Мертона и Т. Парсонса. Т. Парсонс, в отличие от Р. Мертона, отрицал возможность присутствия в обществе конфликтов, дисфункций и напряжений.
| Личность: сущность и структура
| Структура личности тройственна:
-разум
-чувство
-деятельность
Развитие должно идти в сторону социалистического варианта. Разум – от теологического и метафизического к научному, чувства – от эгоистического к альтруистичному; деятельность – от примитивной к творческой
| Человек эволюционирует очень медленно, медленно развиваются его психические и интеллектуальные возможности. Общество должно ставить задачи для своего развития только тогда, когда человечество к этому готово. Общество должно подготавливать людей для реформ
| Человек – это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная
| Личность как совокупность социальных ролей. Человек – это некий тип, некая социальная роль, некая часть общества, и его поведение определяется нормами общества. Человек не является целостной личностью. В каждой конкретной ситуации он выполняет ту или иную социальную роль. Индивид проявляется в биологических особенностях
| Личность: сущность и структура
| | Общее: Конт, Спенсер, Э. Дюркгейм и Т. Парсонс рассматривали личность ни как отдельный элемент, а состоящую из различных стуктур.
Различия: О. Конт понимал личность как тройственную структуру, включающую в себя разум, чувство и деятельность. Э. Дюркгейм же считал, что личность – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная. Т. Парсонс понимал личность как совокупность ролей. О. Конт и Э. Дюркгейм считали, что человек должен стремиться к коллективизму. В противоположность им Г. Спенсер был радикальным индивидуалистом
| Взаимодействия общества и личности
| Общество первично, личность – продукт общества. Человек по природе своей социален, социальность – его естественное состояние. Но и эгоизм – также естественное состояние, поэтому социальность требует научения и усваивается индивидом посредством воспитания. Связующим звеном выступает семья
| Общество создано для человека. Общество должно создавать условия для творческой самореализации человека
| Общество первично. Общество предопределяет поведение человека
| Нет понятия, что первично, а что вторично. Личность и общество взаимодействуют через социализацию, интернационализацию (как сам человек усваивается), институционализацию (т.е. социальные роли). Давление общества на человека
| Общество развивается благодаря дисфункциям, то есть отклонениям системы от принятых норм с последующим этапом адаптации к ним. Изменения начинаются с изменений норм. Движущий фактор эволюции – нормы и их изменения
| | Общее: Э. Дюркгейм, так же как и О. Конт, считал, что первичным является общество, так как оно предопределяет поведение человека. Т. Парсонс так же считал, что общество оказывает давление на человека.
Различия: О. Конт считал, что общество первично, а человек – продукт общества. Э. Дюркгейм, так же как и О. Конт, считал, что первичным является общество, так как оно предопределяет поведение человека. Т. Парсонс также считал, что общество оказывает давление на человека, но он считал, что нельзя определить, что первично – общество или человек. Противоположные взгляды были у Г. Спенсера. Он считал, что общество создано для человека, а не человек для общества. Общество должно создавать условия для творческой самореализации человека.
О. Конт полагал, что связующим звеном между личностью и обществом выступает семья, так как человек по своей природе социален, но социальность требует научения, которое осуществляется в семье. Г. Спенсер считал, что семья вредит обществу, а связующим звеном между свободной личностью и обществом выступает свободная конкуренция и рынок. Э. Дюркгейм считал, что человек связывается с обществом благодаря тому, что он реализует свои ролевые функции. Роль связующего звена играет корпорация, которая помогает человеку реализоваться через профессию.
| Понятие прогресса
| Социальный прогресс рассматривается как поступательный, эволюционный, линейный.
Источники и механизмы прогресса – преемственность поколений (одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства) и прогресс разума.
Прогресс разума – движущая сила общественного развития. Закон 3-х стадий (теологическая, метафизическая, позитивная). Носитель разума – все человечество, общество, но не отдельный индивид
| Все элементы Вселенной – неорганические, органические и надорганические (социальные) эволюционируют в единстве. Прогресс в обществе, так же как и в природе, является эволюционным, поступательным и линейным. Общество изменяется вместе с эволюцией человека.
Механизмы соц развития:
- преемственность;
- естественный отбор;
- свободная конкуренция.
Эволюционно-биологическая основа развития выражается в 3 законах:1) закон выживания сильнейшего; 2) свободная конкуренция (отбор); 3) борьба за существование. Критерий соц прогресса – свободная творческая личность
| Социальный прогресс:
-эволюционный;
-линейный;
-поступательный;
Этапы:
-механистическая солидарность
-органическая солидарность
Критерий прогресса: степень органической солидарности в обществе в целом и индивида с обществом.
Источники и механизмы соц прогресса:
-разделение труда;
-демографический фактор;
-профессиональные корпорации.
| Стабильность за счет соблюдения функций. Основа теории развития общества:
1) процесс дифференциации;
2) стремление к порядку;
3) усиление адаптивности общества.
Движущая сила – процесс дифференциации ролей.
Главный фактор и механизм эволюции – первоначальным толчком к эволюции выступает инновация в сфере культуры, и прежде всего ценностей, особенно ценности семьи и профессиональной деятельности; затем происходит изменение других сфер общества – политики, экономики, социальной сферы.
Стадии эволюции:
1.примитивное общество
2.промежуточное общество
3.современное общество
| Общество, развивающееся благодаря дисфункциям, отклонение систем от принятых норм, с последующей адаптацией к ним.
Следовательно, движущий фактор эволюции – нормы и их изменение
|
| Общее: О. Конт, Э. Дюркгейм и Г. Спенсер рассматривали социальный прогресс как поступательный, линейный, эволюционный. О. Конт и Э. Дюркгейм пытались соединить научно-технический и социальный прогресс в неком утопическом проекте. Они ставили приоритет коллективного труда над индивидуальным, альтруистических ценностей над индивидуальными.
Различия: Движущей силой прогресса является: О. Конт – прогресс разума, Э. Дюркгейм – разделение труда, Т. Парсонс – процесс дифференциации ролей. Р. Мертон считал, что общество развивается благодаря дисфункциям и что изменения в обществе начинаются с изменений норм.Т. Парсонс считал, что изменения в обществе начинают происходить с появлением инноваций в культуре, прежде всего в ценностях. У Г. Спенсера в теории прогресса после дифференциации происходит распад, а у Э.Дюркгема прогресс не имеет конца.
| Типология обществ
| Выделял 3 типа обществ, соответствующих трем эпохам развития разума.
Теологическая стадия – феодально- монархическое общество.
Метафизическая стадия – завершающий период феодального строя.
Позитивная стадия – научное индустриальное общество
| Различал 2 главных типа обществ: военное и промышленное (основание – степени сложности общественной организации, способ существования)
| Типы обществ.
1.Простое архаическое основано на механистической солидарности.
2.Сложное развитое промышленное основано на органической солидарности.
Основание- разделение труда, со лидарность
| Общества простые и сложные. Основание типологии – процесс дифференциации и структуры общества, а также ролевых функций человека
| Не было актуально для Мертона. Общества организуются по ролям, функциям, объединениям
| | Общее: Каждый социолог создал типологию обществ. О. Конт выделял три типа обществ (феодально-монархическое, феодальное и индустриальное), основание типологии – развитие разума. Г. Спенсер выделял на основе способа существования военное и промышленное общество. Э. Дюркгейм – простое, основанное на механической солидарности и сложное, основанное на органической солидарности, общество, Т. Парсонс – простые и сложные общества. Если сравнить индустриальное общество О. Конта и промышленное общество Г. Спенсера, можно выделить основные сходства. Как в индустриальном, так и в промышленном обществе, присутствует свободная конкуренция, промышленное разделение труда (НОТ – у О. Конта).
Различия:в отличие от О.Конта, который был сторонником сильного авторитарного государства, Г. Спенсер был противником усиления государства и его вмешательства в экономику и предпринимательство. Он считал, что равновесие в обществе достигается путем свободного обмена и взаимодействия между рабочими и работодателями на основе рынка, а вмешательство государства мешает равновесию и может навредить свободе личности
| Понимание социальной функции
| Социальные функции направлены на сохранение стабильности в обществе на основе структурно-функциональной парадигмы
| Спенсер первый ввел понятие соц функции. Социальная ф-ция обладает большим значением, чем институт. Ее появление обусловлено объективной необходимостью и определенными условиями, но не намерениями отдельных людей или соц. групп. Выявил 3 системы соц. ф-ций, которые обязательны в любом обществе:
1.поддерживающая (экономика);
2. распределительная система (торговля и транспорт);
регулятивная (государство, церковь, мораль).
| Под социальной функцией он понимает «отношение соответствия между явлением или процессом и определенной потребностью социальной системы»
| 1.Социальная подсистема – функция интеграции
2.Личностная – целеполагание
3.Биологическая – функция адаптации
4. Культурная – воспроизводство образца
| Функции– это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы.
Дисфункции — это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Существует также эмпирическая возможность нефункциональных последствий, которые просто безразличны для рассматриваемой системы.
Явные функции – это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы.
Латентные функции, соответственно, – объективные последствия, которые не входили в измерения и не были осознаны
| | Общее: все представители структурно-функциональной парадигмы считали, что функции в обществе направлены на сохранение его стабильности. Каждая часть общества выполняет свою определенную функцию. Г. Спенсер и Т. Парсонс считали, что существуют функции, обязательные для всех обществ.
Различия: в отличие от остальных социологов, Р. Мертон считал, что наряду с функциями в обществе могут происходить дисфункции, которые могут угрожать стабильности общества. Также он считал, что одна часть общества может выполнять функцию другой его части.
| Задачи социолога-исследователя
| Задача социолога – поиск законов и механизмов социального порядка и социальной динамики
| 1.Изучать причины возникновения социальных институтов и их функций в данном обществе и в данный момент.
2. Выявлять, какую роль играет рассматриваемая функция и обслуживающий ее социальный институт в развитии общества с точки зрения укрепления ее целостности
| Цель социолога – выявить устойчивые причинно-следственные закономерности и связи исходя из природы самого общества
| Изучать механизмы и структуры, обеспечивающие стабильность социальных систем. В качестве такого механизма выступают функции. Парсонс не ставит перед социологами задачу поиска законов
|
| | Общее: О. Конт и Г. Спенсер считали, что основной задачей социолога должно быть выявление законов социального порядка и социальной динамики общества. Э. Дюркгейм, так же как и Г. Спенсер, полагал, что целью социолога является выявление причинно-следственных связей и закономерностей.
Различие: Т. Парсонс, в отличие от этих социологов, не ставил перед социологом-исследователем задачу поиска законов. Он считал, что социолог должен изучить механизмы, обеспечивающие стабильность общества. Мертон, так же как и Т. Парсонс, не ставил задачу поиска законов, а считал, что социолог должен раскрывать латентные функции социальных институтов.
|
Ключевые категории
|
- Социология;
-социальный порядок как высший закон социальной статики;
-консенсус;
- позитивный метод;
-социальная статика;
-социальный прогресс;
-социальная динамика;
-закон трех стадий;
-научное индустриальное общество
|
- Законы социальной эволюции;
- интеграция и дифференциация;
- борьба за существование;
-социальный институт;
-социальная функция
|
- Целостность общества;
- разделение труда;
- социальный факт;
-метод социологии;
-солидарность (ключевая категория);
-механическая и органическая солидарность;
-коллективное сознание;
-социальная аномия;
-суицид
|
- Понятие социальной системы;
- социальное действие;
-социальная функция;
-структурно-функциональный анализ;
- социальная роль;
- социализация.
|
11 Заповедей функционалиста, теория среднего уровня, теория поведения, теория бюрократии, теория науки, теория массовой коммуникации, метод структурно-дисфункциональный анализ,
функционалистическая теория аномии,
функция,
латентная функция,
дисфункция,
нефункциональное следствие,
аномия,
типы девиантного поведения (конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж)
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Заключение
к сравнительной таблице по структурно-функциональной парадигме)
Первые социологи – О. Конт и Г. Спенсер – стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, как и в естественных науках, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития. Смысл этих законов, по их мнению, должен состоять в гармонизации общественных отношений. Знание этих законов и применение позволили бы утвердились в обществе благополучие и порядок.
Основоположником социологии, как самостоятельной науки считается француз Огюст Конт. О. Конт стремился к тому, чтобы создать доказательную, общепризнанную, «позитивную» (научную) социальную теорию укрепления общественного порядка на основе стабилизации, гармонизации, консенсуальности. По его мнению, эта теория должна быть «точной, естественной наукой», опираться на методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить и подтвердить или опровергнуть другим исследователем.
Г. Спенсер в противоположность О. Конту сделал акцент на использование достижений, прежде всего, биологии и психологии. Он исходил из того, что все социальные действия, в конечном счете, детерминированы основными биологическими законами, которые предопределяют жизнь и поведение людей. По его мнению, биологические и социальные организмы развиваются по общим принципам, что проявляется в тенденциях их развития, в характере взаимовлияния структур и функций.
Структурный функционализм Э. Дюргейма признает важность выделения элементов социального взаимодействия, определения их роли и места в большой социальной системе или обществе в целом, а также их социальных функций. Некоторые идеи такой возможности исследования общества можно было найти у О. Конта и Г. Спенсером. Г. Спенсер, например, считал, что каждая система, чтобы нормально развиваться и функционировать, должна иметь свои конкретные функции и каждая часть структуры, выполняя свои, строго определенные функции, может существовать только в рамках целостности. Однако именно Эмиль Дюркгейм впервые теоретически и методологически обосновал коренные постулаты структурного функционализма, высказал положение о том, что социология является структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме ее частей. Идеи Э. Дюркгейма внесли важный вклад в институализацию социологии, для которой было необходимо создать свою, особую предметную и методическую основу. Он направил социологическую науку в принципиально новое для нее русло – эмпирический сбор и систематизацию данных. Э. Дюркгейм не просто декларировал эмпиризм (как это делали О. Конт и Г. Спенсер), но провел конкретное эмпирическое исследование, посвященное изучению самоубийств, и на этой основе сделал определенные теоретические выводы.
Основной социологической идеей Толкотта Парсонса являлось создание общей, универсальной теории, пригодной для анализа любых живых систем, начиная от одноклеточного организма и кончая сложнейшими человеческими цивилизациями. Парсонс, прежде всего, пытался сделать свою теорию применимой для исследования человеческого общества. Ему удалось создать принципиально новую теорию, позволяющую исследовать общество на разных системных уровнях – микро и макро.
Роберт Мертон предпринял попытку усовершенствовать и развить теорию и методологию структурного функционализма. С его точки зрения социология пока не готова к созданию всеобъемлющей теоретической системы. Теория Т. Парсонса, по существу, представляла собой философскую систему, которую трудно сочетать с эмпирическим анализом. В этой связи Мертон разработал и предложил альтернативную парадигму структурного функционализма, позволяющую анализировать ограниченный и конкретный круг социальных явлений, но с включением эмпирических данных.
Таким образом, для структурно- функциональной парадигмы свойственно признание объективности социальных реалий, вера в точность, строгость и прочность инструментария социального познания, убеждение в том, что законы социального мира носят весьма жесткий характер, а некоторые ученые даже полагают, что они в принципе аналогичны законам природы и могут быть открыты путем анализа структур общества и фактов жизнедеятельности людей.
Приложение 2
Образец курсовой работы
Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...
|
Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...
|
Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...
|
Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...
|
Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...
Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...
Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...
|
Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь.
Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...
Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...
ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...
|
|