1. С распадом СССР, как сверхдержавы, мир начинает переходить к многополярности.
2. Ряд межнациональных конфликтов, разгоревшихся на территории СССР и ближнего Востока в последние годы существования СССР, перешли в фазу вооруженных столкновений.
3. Запад стал единственным коллективным управляющим на мировой арене, что мешает развитию стран «третьего мира».
48. В 1992 г. Ф. Фукуяма выпустил книгу «Конец истории и последний человек» ставшей манифестом либеральной демократии. Почему на взгляд Ф. Фукуямы в 1990-х наступил конец истории, какие аргументы он приводит в пользу своей точки зрения. Какие критические позиции по отношению к теории Ф. Фукуямы существуют.
В книге «Конец истории и последний человек» Френсис Фукуяма утверждает, что в 1990-х годах наступил конец истории, а именно эволюция человеческих обществ, прежде всего - их политических систем, не бесконечна, она "остановилась", когда человеческое общество достигло той формы общественного устройства, которая полностью удовлетворяет его потребности, то есть либеральной демократии.
Основные доводы автора в пользу этой точки зрения - один относящийся к экономике и науке, второй он назвал "борьбой за признание".
Френсис Фукуяма прослеживает глубокой кризис авторитаризма, характерный для последних десятилетий, и всё более уверенное шествие либеральной демократии: «С приближением конца тысячелетия на ринге остался единственный соперник, претендующий на потенциальную универсальность идеологии — либеральная демократия». Например, крах СССР и всего советского лагеря, демократизация стран Центральной и Восточной Европы.
Он подчеркивает распространение тенденций глобализации и модернизации, всеобщий характер современных естественных и технических наук, автор сосредоточивается на общности экономического развития. Всё это ведет к либеральной демократии. Чтобы объяснить экономические успехи в рыночно-ориентированных авторитарных странах (Южная Корея, Тайвань, Испания при Франко и Чили при Пиночете), Фукуяма использует второй основной довод, что главная движущая сила истории есть то, что Гегель — Кожев называют борьбой за признание. Важность этого фактора увеличивается с ходом прогресса и модернизации: «По мере того, как люди становятся богаче, образованнее, космополитичнее, они требуют признания своего статуса». В этом Фукуяма видит объяснение стремления к политической свободе, даже в условиях экономически успешных авторитарных режимов.
Сам автор пятую часть книги непосредственно посвящает вопросу, действительно ли либеральная демократия полностью удовлетворяет стремление человека к признанию и представляет ли она собой конечный пункт человеческой истории. Хотя, как считает Фукуяма, «либеральная демократия есть наилучшее решение человеческой проблемы», он также приходит к выводу, что ей присущ ряд внутренних «противоречий», из-за которых она может подвергнуться разрушению. Это и трения между свободой и равенством; отсутствие равного признания меньшинствам и бедным; разрушение религиозных и других долиберальных воззрений.
Книга «Конец истории и последний человек» получила обильную критику. Большинство рецензентов указывали на крайнюю приверженность идеям либеральной демократии, избирательность в оценке событий и выборе фактов, а также недооценку значимости таких набирающих силу движений, открыто противостоящих распространению либеральной демократии.
Жак Деррида, французский философ, считает, что либеральная демократия в своей идеальной предельной форме нигде в мире не существует и «ни США, ни Европейское сообщество отнюдь не достигли стадии совершенного, универсального государства». Френсис Фукуяма не предполагал предстоящий всплеск религиозного фундаментализма, движения антиглобалистов и другие факты, противоречащие постулатам о грядущем глобальном торжестве либеральной демократии.
Автор предполагает, что успех либеральной демократии в глобальном масштабе - дело времени, и что это закономерный результат политического развития. Возможно так, но слово предоставляется Истории, которая, даже в определенном автором смысле, еще не закончилась, и вряд ли этот вопрос будет актуален в ближайшее время.