Студопедия — Пародия. Понятие, история зарождения и правовой статус
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пародия. Понятие, история зарождения и правовой статус






На первый взгляд, каждый знает, что такое

пародия. Но только на первый.

Владимир Новиков

В первую очередь, в начале работы определим понятие «пародии» из разных источников литературы, а затем перейдем к рассмотрению истории зарождения и правовому статусу пародии.

В Википедии понятие «пародии» растолковывают так:

«Пародия — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт другого, обычно широко известного, произведения в специально изменённой форме. Пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, эстрадном искусстве и других. Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя (если речь идёт об актёре или эстрадном артисте).

В переносном смысле пародией называют также неумелое подражание (подразумевая, что при попытке создать подобие чего-то достойного получилось нечто, способное лишь насмешить)»[1].

Бьяджо Д'Анджело в статье «Пародия в средневековой романской литературе» характеризует понятие «пародии», как «Термин греческого происхождения с достаточно прозрачной этимологией (parodia - para «рядом», odie «пение»); "поющий наизнанку, пародирующий". Обычно этим словом обозначают литературное произведение, которое с комической или сатирической целью, оскверняя и искажая, подражает некоему известному предшествующему произведению, или отдельным линиям его сюжета, или героям»[2].

Обратимся к Словарям. Например, к Словарю синонимов русского языка: «Пародия - насмешка, повторение, подражание»

В Современном энциклопедическом словаре понятие растолковано как:

«Пародия (греческое parodia), 1) жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальных манер, стиля, направления, жанра или стереотипов речи, поведения (например, Козьма Прутков). 2) Подражание, неосознанно искажающее образец; смешное, искаженное подобие чего-либо»[3].

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова определяет понятие «пародии» следующим образом: «Пародия, ж. (греч. parodia, букв. песня напротив, наоборот).

1. Сатирическое произведение в прозе или в стихах, комически имитирующее, высмеивающее какие-н. черты других литературных произведений (лит.). Пародии Козьмы Пруткова. Повесть о капитане Копейкине Гоголя - пародия на романтическую разбойничью повесть. В разные эпохи позволялось у нас множество сатир, эпиграмм, насмешливых перелицовок наизнанку известнейших произведений и всякого рода пародий. Гоголь.

2. Внешнее, неудачное подражание чему-нибудь, комически искажающее образец. - что ж он (Онегин)?... чужих причуд истолкованье, слов модных полный лексикон?... Уж не пародия ли он? Пушкин. || Что-н. настолько искаженное, настолько непохожее на то, чем должно было быть, что представляется насмешкой, карикатурой. Татьяна Павловна нанимала эту пародию на квартиру, чтобы только быть одной. Достоевский. Пародия выборов в фашистских странах»[4].

В заключении обратимся к Толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля: «Пародия - ж. греч.- забавная переделка важного сочиненья, смешное или насмешливое подражанье; перелицовка, сочиненье или представленье наизнанку. Пародировать что, представлять, изображать в смешном, превратном виде; перелицевать, вывернуть наизнанку; представить важное смешным»[5].

Проанализируем наиболее общие признаки пародии, исходя из приведенных характеристик:

- пародия – произведение искусства;

- пародия – подражание, переделка какого – либо образа, сочинения;

- пародия - жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде.

Рассмотрим классификацию типов пародий. Довольно распространена классификация пародий, предложенная И.В.Арнольд, которая строится на разграничении оттенков комического. На основании этого критерия различаются две разновидности пародии:

- юмористическая пародия, которая «использует те же языковые средства, что и оригинал, в комическом подражании ему»; это пародия «доброжелательная и дружеская по отношению к пародируемому автору, пародия – стилизация»;

- сатирическая, «противостоящая оригиналу, высмеивающая идейную и эстетическую сущность произведения, автора или литературного направления»[6].

Деление пародий на группы в соответствии с техникой пародирования выглядит так:

- в первом случае «в пародии используются средства пародируемого произведения. Автор пародии имитирует стиль прототекста, видоизменяя его ровно настолько, чтобы он был узнан и одновременно осмеян»;

- во втором случае «пародия пишется на «языке» определенного произведения, т.е. автор пародии пользуется формой и лингвостилистическими средствами этого произведения для пародирования»[7].

Интересна классификация пародии по объекту пародирования. Это:

- пародия на литературу (на отдельное произведение; на стиль автора; на литературный жанр; на литературное направление);

- пародия на другие виды искусства (музыкальные пародии; пародии на песни; пародия в живописи; кинофильмы – пародии);

- речевая пародия (пародия на определенный функциональный стиль и его разновидности: научный, публицистический, стиль СМИ, канцелярский и др.; пародия на конкретный речевой акт; пародия на речевые особенности представителей определенных социальных, профессиональных, диалектных, возрастных групп; пародия на конкретных политических, общественных деятелей;

- социальная пародия, когда в центре внимания оказываются социальные явления – политический строй, социально – политические институты, традиции, обряды. Обычаи, ритуалы той или иной национальной общности, особенности национального менталитета[8].

Если говорить о применении критериев данных классификаций на практике, то нельзя не отметить тот факт, что не всегда можно определить, на какой из них необходимо опираться в конкретном случае.

Далее мы переходим к рассмотрению эволюции пародии. В литературе, посвященной изучению пародии, условно выделяются следующие этапы:

- первобытное общество и соответствующий этому этапу период ритуальной пародии;

- древний мир и соответствующий ему период античной пародии;

- средние века и соответственно период средневековой пародии;

- Новое время и соответствующий этому этапу период пародии Нового времени[9].

В работе Ольги Фрейденберг «Происхождение пародии» мы находим указание на то, что изначально объекты пародии относились исключительно к области священного: «первоначально пародировалось именно все самое священное – боги и их обиход и перенесение пародии на «власть предержащую», на царей, правителей, народное собрание – парламент, на судей все основные формы гражданственности – было вторичным»[10].

Д. Лихачев, занимавшийся изучением древнерусской пародии в рамках особенностей народной смеховой культуры, констатирует: «Древнерусские пародии вообще не являлись пародиями в современном смысле слова. Это пародии средневековые»[11].

Таким образом, говоря о пародии, необходимо иметь в виду возможность существования разных исторически сложившихся форм проявления пародийного начала. В связи с этим особое место занимают исследования генезиса пародийного начала, связанные как с историей смеховой культуры в целом, так и с историей праздника.

Вопрос о развитии пародийного начала в русле ритуального праздника затрагивается Роже Кайуа в работе «Миф и человек. Человек и сакральное». Кроме того, огромный фактический материал, позволяющий проследить зарождение и эволюцию пародийного начала в древнейших ритуалах, отголоски которых в виде «пародийных двойников» и «пародийных церемоний» раздавались и раздаются на протяжении всей истории человечества, мы можем найти в работе Джеймса Фрезера «Золотая ветвь»[12].

Первые западноевропейские образцы пародии появляются в древнегреческой литературе: по преданию, эфесский поэт Гиппонакт написал пародию на эпические поэмы Гомера Илиаду и Одиссею – комическую поэму «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек») в 6 в. до н.э.

Сравним изображение готовящегося к бою греческого героя Аякса Теламонида у Гомера и бурлескное изображение готовящихся к бою мышей у Гиппонакта[13]:

Так говорили. Аякс покрывался блистательной медью

И, как скоро одеялся весь в боевые доспехи,

Начал вперед выступать, как Арей выступает огромный,

Если он шествует к брани народов, которых Кронион

Духом вражды сердцегложущей свел на кровавую битву:

Вышел таков Теламонид огромный, твердыня данаев,

Грозным лицом осклабляясь; и звучными сильный стопами

Шел, широко выступая, копьем длиннотенным колебля.

(«Илиада». Пер. Н.И.Гнедича)

 

Прежде всего облекли они ноги и гибкие бедра,

Ловко для этого стручья зеленых бобов приспособив,–

Их же в течение ночи немало они понагрызли.

А с камышей прибережных сняв шкуру растерзанной кошки,

Мыши, ее разодравши, искусно сготовили латы.

Вместо щита был блестящий кружочек светильни, а иглы

(Всякою медью владеет Арес!) им как копья служили.

Шлемом надежным для них оказалась скорлупка ореха.

(«Батрахомиомахия». Пер. М.Л.Гаспарова)

В средние века бытуют пародии на важнейший текст в системе культуры – Библию. В 11–12 вв. в монастырской среде Франции и Германии возникают тексты, пародирующие богослужебные обряды; впоследствии эти тексты распространяются в университетской и городской среде; поздним литературным памятником этих профанирующих и кощунственных снижений «священной речи» является роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533–1552 гг.)[14].

В средневековой древнерусской письменности существование литературной пародии остается проблемой для науки: большинство памятников русской монастырской грамотности, проникнутых духом религиозной серьезности, по-видимому, исключают пародию. Однако в памятниках русской литературы 17 в. можно уже без оговорок усматривать «слои» пародии. Во-первых, они присутствуют в неофициальном «кощунственном» творчестве студентов Киево-Могилянской и Московской Славяно-греко-латинской духовных академий (переделки литургий – богослужений и катехизисов). Во-вторых, об элементах пародии можно говорить в связи с появлением «приказного языка», т.е. формульной речи документов (пародия на эту «бюрократическую» речь особенно различима в повестях «Шемякин суд» и «Повесть о Ерше Ершовиче»).

В Новое время смена стилей эпохи (Ренессанс, барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм) порождает волны пародий: каждая последующая эпоха сводит литературные счеты с предыдущей, снижая ее образ комическим подражанием. В Новое время пародия используется как средство литературной борьбы, становится жанром сатирической литературы. Пародируются как социальные явления (в «Путешествии Гулливера» Дж. Свифта), так и отживающие художественные формы и идеи литературных противников (у рус. романтиков из «Арзамаса» пародии на классицистов из «Беседы любителей русского слова»; в частности, у А. С. Пушкина – «Ода его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову») и другие.

Говоря кратко, отличительными чертами пародий Нового времени следует считать то, что они, как правило, являются авторскими и отличаются профессионализмом, что проявляется в сознательном освоении как приемов создания пародируемого объекта, так и его идейным содержанием.

Рассмотрев эволюцию пародии, мы переходим к следующему вопросу первого пункта главы - правовому статусу пародии, и для этого обратимся к гражданскому кодексу РФ, регламентирующему положение пародии.

До 2008 года правовой статус пародии в Российской Федерации определён не был. 1 января 2008 года вступила в силу 4 часть ГК РФ, где 3 пункт статьи 1274 в явном виде разрешает пародию:

«Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения»[15].

При этом, согласно пункту 2 статьи 1266, пародия не должна порочить честь, достоинство и деловую репутацию автора оригинального произведения:

«Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти»[16].

В США действует прецедентная судебная система, поэтому и правовой статус пародии там определился после прецедента. Таковым стало в 1994 г. дело Campbell против Acuff-Rose_Music,_Inc, в котором авторы пародии были оправданы, после чего пародия стала легальной.

Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 1281. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия