Формационный подход ктипологии государства и права
Благодаря материалистическому пониманию истории человеческого общества марксизм создает не только оригинальное учение о сущности и социальной природе права, но и находит плодотворный методологический прием типологии существующих и существовавших государств и их правовых систем. Данная задача была успешно решена К. Марксом и Ф. Энгельсом благодаря введенному ими в социальные науки понятию «общественно-экономическая формация», которым охватывается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Экономические отношения, будучи основой и источником развития общества, позволяют увидеть единообразие, сходство разных стран, а также их специфиче ские черты. Удается также раскрыть и логику развития этих стран. Ибо, как уже говорилось ранее, исторически определенному способу производства необходимо соответствуют главные, сущностные черты надстроечных явлений, в том числе государства и права. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется по объективным причинам путем ниспровержения устаревших производственных отношений и установления новых, соответствующих достигнутому уровню в развитии производительных сил. Революционные изменения базиса влекут за собой качественные преобразования всей надстройки. Последовательная смена четырех классовых общественно-экономических формаций объективно определяет логику развития государства и права и основные этапы этого развития. Рабовладельческой, феодальной, буржуазной и социалистической общественно-экономической формациям соответствуют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства и права. Под историческим типом государства понимается совокупность существенных признаков, свойств, связей государства, выражающих его классовую сущность и закономерности развития в рамках определенной общественно-экономической формации. Исторический тип характеризует прежде всего функции и общие черты государств, которые служат защите и охране интересов одного и того же класса, обладающего в обществе политической властью. Под историческим типом права следует понимать совокупность существенных признаков, свойств, связей, которые выражают его классовую сущность в рамках определенной общественно-экономической формации. Исторический тип права характеризует волю класса, закрепленную в законах, а также общность принципов и источников права, уровня развития системы законодательства и др. Согласно марксистской теории государства и права исторически первым типом государства и права были рабовладельческие государства и право, возникшие на развалинах общинно-родового строя. Рабовладельческое государство было орудием в руках рабовладель-иев, выполнявших функции защиты собственности рабовладельцев, захвата чужих земель и обращения населения завоеванных земель в рабство. Рабовладельческое право выражало волю рабовладельцев, по преимуществу было недостаточно развитым и весьма жестоким по отношению к правонарушителям. Феодальное государство и право пришли на смену рабовладельческому. У отдельных народов этот тип государства сменил публичную власть общинно-родового строя. Феодальное государство как публичная власть феодалов выступало мощным средством защиты сословных привилегий феодалов, их права собственности на землю, на владение крепостными крестьянами и присвоение большей части произведенных ими материальных благ. Феодальное государство также вело постоянные войны с целью захвата чужих территорий либо обороны своих земель. Феодальное право закрепляло и проводило в жизнь волю феодалов, освящало их сословные привилегии, власть над крепостными крестьянами. Первоначально оно было недостаточно развитым и на всем протяжении своей истории закрепляло жестокие, изуверские меры наказания преступников и иных правонарушителей. В ходе буржуазных революций в XVI—XIX вв. феодальный тип государства и права заменяется буржуазным, основанным на капиталистической частной собственности на средства производства и формальном равноправии всех граждан. Буржуазное государство, особенно на начальных стадиях его существования, достойно продолжило такие функции феодального государства, как захват чужих территорий, защита частной собственности, удержание в повиновении эксплуатируемых. В то же время данный тип государства отличался от феодального своей классовой сущностью, формой правления и политическим режимом. Буржуазные государства существенным образом ограничили власть монарха либо вовсе свергли его, образовав республиканскую форму правления. В большинстве буржуазных государств полицейский режим был заменен на демократический, значительно расширявший политические права трудящихся, их возможность участвовать в формировании органов государства. Буржуазное право, будучи выразителем воли буржуазии, закрепляет выгодные и угодные ей порядки в той мере, в какой это позволяла классовая борьба рабочих и других трудящихся за свои права. В современных условиях буржуазное государство предоставляет максимум прав и свобод трудящимся, по сравнению с ранее существовавшими государствами, в том числе и буржуазными государствами периода их становления. Тем не менее трудящиеся массы далеко не везде были удовлетворены степенью своей свободы, предоставляемой буржуазным государство: и правом. В начале XX в. рабочий класс России образовал свое пролетарское государство, которое впоследствии переросло в социалистическое. Во второй половине XX в. в Европе и Азии возникают более десяти государств, основанных на социалистическом способе производства и политической власти трудящихся. Социалистический тип государства и права стал существовать не только в теории, но и в реальном бытие, составив серьезную конкуренцию и реальную угрозу длительному существованию буржуазного государства и права. К концу XX в. система социалистических стран понесла существенные потери. Все европейские социалистические государства, в том числе и Россия, отказались от социалистического пути, решив вновь попытаться обрести счастье и благополучие своих граждан и общества в целом в сфере капиталистического способа производства. Несмотря на такой поворот истории, социалистический тип государства и права сохраняется в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе. В юридической литературе бытует мнение о том, что в действительности вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты государства и права. Полагаем, что такая оценка бывших социалистических государств не в полной мере соответствует их сути и содержанию. Во-первых, марксистская доктрина содержит лишь контуры и общие принципы социалистического общества, а не его развернутое описание. Будучи реалистами, основоположники марксизма не пытались создавать утопий, не зная конкретно-исторических условий, в которых будет осуществляться строительство социалистического общества в той или иной стране. Следовательно, марксистская доктрина не может служить критерием оценки действий и событий, осуществленных в условиях XX в., имевшего существенные отличия от условий, когда создавалась эта доктрина. Иначе это будет догматизм, против которого К. Маркс и Ф. Энгельс активно боролись, или, говоря языком авторов критикуемого положения, — «суррогат, псевдомарксизм» в познании. Во-вторых, бывшие социалистические государства в полной мере соответствовали основным принципам марксистской доктрины: 1) основывались на общественной собственности на средства производства при плановом распределении государством материальных благ; 2) ликвидировали эксплуататорские классы и эксплуатацию человека человеком; 3) предоставляли широкие социально-экономические права трудящимся, показывая пример в этом отношении развитым капиталистическим государствам. Не от Всеобщей декларации прав человека, а от Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой советским государством в январе 1918г., берет начало процесс реального предоставления трудящимся широких социально-экономических прав; 4) представляли политическую власть рабочего класса и всех трудящихся при авангардной роли основанных на марксистском учении рабочих и коммунистических партий. Неполное соответствие реального социализма социализму научному наблюдалось в сфере политических отношений, реального осуществления принципа народовластия и осуществления политических прав и свобод граждан, а также их защиты от произвола государства. С учетом этих реалий правильнее говорить о неполной реализации принципов социализма в СССР и других странах социалистического лагеря, о его частичной деформации и признавать справедливыми претензии этих государств на принадлежность к новому историческому типу государства и права. Таким образом, понятие исторического типа государства и права способствует не только сведению всего многообразия государств и правовых систем к их единству, но и способствует раскрытию внутренней логики истории государства и права. Последняя предстает как закономерный прогрессивный процесс смены одного исторического типа государства и права другим, адекватным господствующим производственным отношениям и закрепляющим политическую власть экономически господствующего класса.
|