Вторая эпоха — от начала VI в. по VIII в. л. х./ XII—XIV вв
Это одна из самых беспокойных и смутных эпох политического развития Ирана. В этот период происходят такие события, как сельджукские междоусобицы, переход власти к Санджару, поражение Санджараот тюрков-огузов и его пленение ими, территориальные захваты Хваразмшахови, наконец, жестокое нашествие монголов на Иран(VII в. л. х./XIII в.). Вследствие этих бурных событий в развитии персидской литературы в VI в. л. х./XII в. наблюдается определенный спад, ибо Хорасан, центр воспитания и поощрения поэтов, переживал внутренние неурядицы. Тем не менее и в это время в персидской литературе появились известные имена. Султан Санджарправил Хорасаномдо 511 г. л. х./ 1117 г., а затем устранил всех других конкурентов, и, по словам автора книги Рахат ал-судур, слава о его правлении дошла до Кашгара, Йемена, Таифа, Омана, Азербайджанаи Рума (Византии) [120]. Но после 536 г. л. х./1142 г. начался закат правления Санджара, что способствовало усилению Хваразмшахов. Власть его настолько ослабла, что в 548 г. л. х./1153 г. он даже попал в плен к тюркам-огузам, которые захватили Хорасани совершали на этой земле чудовищные преступления. Хотя Санджаруи удалось бежать из плена, он прожил недолго и в 552 г. л. х./1157 г. скончался [121]. Неустойчивая политическая ситуация способствовала тому, что Хорасанутратил свое былое значение спокойного пристанища для деятелей литературы. Все летописцы прошлого характеризуют ситуацию в Хорасанетого времени как смуту. После смерти Санджаравладения Сельджукидовбыли поделены между вождями кланов, и после 552 г. л. х./1157 г. возникло несколько сельджукских дворов — в Кермане, Хорасане, Малой Азии, Сириии Ираке. Кроме них существовали и другие местные правители — атабеки, которые отделились от основной сельджукской ветви. Изначально они занимались воспитанием отпрысков сельджукских монархов, однако постепенно стали прибирать власть к рукам и создавать свои отдельные владения, где также получила развитие персидская литература. Самые влиятельные атабеки правили в Фарсе, Азербайджане, Йездеи Лурестане. В VI в. л. х./XII в. персидская литература развивалась не только в Хорасанеи других восточных уделах, но и в остальных частях страны. Са‘ид Нафисиклассифицирует поэтов этого столетия по принципу принадлежности к иракскому или хорасанскому стилю, утверждая, что поэты хорасанской школы мало уделяли внимания поэтическим тропам и словесным красотам стиха, создавая простые и доступные для понимания произведения. По его мнению, эта школа продолжала традиции реалистической поэзии эпохи Саманидови Газнавидов. Здесь можно упомянуть следующих стихотворцев: Сузани, ‘Ам‘ак, Анвари, Сабир Тирмизи, Му‘иззи, саййид Хасан Газнави, Мухтари, Азраки, Рашид ал-дин Ватват, Джабали, Сана’и Газнавии др. Их называли поэтами Хорасана, или Туркестана [122]. В своем творчестве они преимущественно использовали формы касиды и панегирического стиха. Вследствие политических факторов, а именно власти тюркских племен, иранский эпос не получил развития, но зато стало уделяться много внимания религиозно-мистической поэзии, которая получила большое распространение в рассматриваемом столетии. Во второй половине своей жизни Сана’и Газнависоединил религиозный мистицизм (‘ирфан) и словесность, придав новый облик персидской поэзии. Нельзя не отметить, что причиной такого внимания к этому типу произведений стала позиция мелких княжеских дворов и остатков Газнавидов, самым известным из которых был двор Бахрам-шаха Газнави(512—548 гг. л. х./1118—1153 гг.), где было сочинено и переписано множество литературных произведений. Кроме Сана’и, при этом дворе творили такие поэты, как саййид Хасан Газнавии Абу ал-Ма‘али Наср Аллах Мунши — переводчик Калилы и Димны [123]. Помимо Хорасананадежным пристанищем для поэтов того времени служил двор Гуритскойдинастии в Индии, где творили такие поэты, как Тартари, Джамал ал-дин Дакани, Тадж ал-дин Зири Фарси [124]. В центральных областях Ираналитература в тот период была не особо развита, но и здесь были такие поэты, как Бадр ал-дин Кавами Рази, Мунджик Тирмизи, Диххуда Абу ал-Ма‘али Разии Абу Тахир Хатуни. В Азербайджаневсе обстояло совершенно по-другому: наблюдался литературный расцвет. Жившие здесь в VI в. л. х./XII в. поэты испытывали особую склонность к применению утонченных словесных оборотов и поэтических украшений, используя изощренные стихотворные тропы и образы. В их стихах наблюдаются особая усложненность и стилевая замысловатость. Поэты этой школы: Хакани, автор непревзойденных персидских касид, Муджир Билкани, Фалаки Ширвании Асир ал-дин Ахсикати. Известность литературе азербайджанской школы принесли главным образом повествовательные поэмы Низами(в частности, такие шедевры, как Хусрау и Ширин и Лайли и Маджнун). Также получила распространение форма маснави, ее мы обнаруживаем в произведениях Низамии Хакани. Из поэтов Исфаханаможно назвать таких как Джамал ал-дин ‘Абд ал-Раззак Исфахании Шараф ал-дин ‘Абд ал-Му’мин Исфахани. Среди поэтов исфаханской школы (как и азербайджанской) превалировала тенденция к усложненному стиху, причем их метод можно охарактеризовать как «иранский натуралистический стиль» [125]. Здесь большее, чем в других литературных школах, значение имели поэты-мистики и суфии. Общественно-политическое положение Иранав VI в. л. х./XII в. в значительной степени способствовало приданию ‘ирфану художественной формы. Суфии использовали поэтический язык, чтобы создавать величественные мистические поэмы. Этот процесс привел не только к распространению и возвышению суфизма, но и существенно обогатил персидский язык и литературу, введя в них новые термины, образы и понятия из религиозно-мистического лексикона. Таким образом, персидская поэзия обрела новое лицо и перестала быть чисто придворной литературой. Выдающееся место в суфийской прозе и поэзии принадлежит Фарид ал-дину ‘Аттару Нишабури. ‘Аттарродился в 513 г. л. х./1119 г. в Нишапуре. Своими мистическими газелями и маснави (в частности, Мантик ал-тайр) он произвел в персидской литературе переворот, который в следующих столетиях был высоко оценен, в частности Маулави. Особый характер носит и его мистическая проза, собранная в книге Тазкират ал-аулийа (Жития великих). С точки зрения литературных приемов персидская проза VI в. л. х./ XII в. не отличалась принципиально от прозы предыдущего столетия. Единственное отличие заключалось в том, что в прозе VI в. л. х./XII в. в большей мере встречались айаты, хадисыи пословицы на арабском языке. Наверное, самым ярким образцом прозы VI в. л. х./XII в. можно считать Калилу и Димну. Живший при дворе ГазнавидовНаср Аллах Муншив 539 г. л. х./1144 г. представил перевод Калилы и Димны шаху Бахраму Газнави, а потому это произведение получило название «Калила шаха Бахрама». Из других известных писателей того времени назовем Низами ‘Арузи Самарканди, написавшего книгу Чахар макала (Четыре беседы).Это произведение, в отличие от Калилы и Димны, написано просто и сжато, в промежуточном стиле. В нем очень ограниченно использованы арабские тексты айатов, хадисови стихотворных байтов. Кроме ‘Аттарав VI в. л. х./XII в. жили и известные писатели-суфии, последователи известного суфия Абу Са‘ида Аби ал-Хайра. Многие их произведения дошли до нас [126]. Упомянем также живших в конце VI—начале VII столетия л. х. авторов: Ибн Фундук, Абу ал-Футух Нишабури, Шахристани, Абу Шараф Джирфадкани, Ибн Исфандийар Катиби Шамс-и Кайс Рази. Иранв VII в. л. х./XIII в. был охвачен смутой и волнениями. Хваразмшахи, упрочившие свою власть с середины VI в. л. х./XII в. в результате ослабления Сельджукидов, сумели создать независимое государство, которое постепенно расширялось и укреплялось. Впрочем, наибольшего размаха их власть в Иранедостигла одновременно с войнами Чингисханана востоке. В 616 г. л. х./1219 г., вероятно в результате ошибочных действий правителя приграничного города Отрарили подстрекательства со стороны европейских христиан, Чингисханнапал на Ирани в том же году захватил и разграбил Бухару, важнейший центр культуры и науки восточных иранских земель и Хорасана. Хваразмшах Джалал ал-динне смог ему противостоять и спасся бегством. Монгольские всадники проскакали через всю территорию Ирана, от Бухарыдо Хамадана, и принесли столько бедствий и несчастий иранцам, каких ни один народ не претерпел на протяжении всей истории. Эта война и бегство продолжались до 632 г. л. х./1235 г. Были уничтожены все центры искусства и науки. Передышка наступила только при хане Хулагу, который нуждался в иранских министрах. В результате войн и многочисленных бедствий иранские поэты, писатели и ученые из восточных пределов Иранабежали в Индию, а также в западные области и в Малую Азию. Хорасани Центральный Иранподверглись запустению. Но в то же время в новых центрах культуры получили большое распространение персидский язык и персидская литература. На полуострове ИндостанБабуридыи другие мусульманские правители создали для иранских светил безопасные условия для вольготной жизни. На западе и в Малой Азиисельджукские правители охотно принимали иранских эмигрантов. Даже самый выдающийся иранский поэт того времени Маулана Джалал ал-дин Румижил в Конье. Захватив Иран, монголы, придававшие особое значение истории, стали развивать в иранской литературной традиции историографию. Летописи составлялись такими деятелями, как Ибн Исфандийар, ‘Атамалик Джувайни, Абу Шараф Джирфадкани, хваджа Рашид ал-дин Фазл Аллах, Хамд Аллах Мустауфии др. Развивалась и персидская проза (особо стоит отметить Марзбан-нама Са‘д ал-дина Варавини). Еще одним важным следствием нестабильности в восточных и центральных районах Иранастало появление нового центра литературы и культуры, которому суждено было оказать большое влияние на дальнейшее развитие персидской словесности, — это Шираз(пров. Фарс). В VII в. л. х./XIII в. самым известным представителем этого литературного региона был шайх Муслих ал-дин ‘Абд Аллах, известный как Са‘ди. Он не только писал изящную прозу, но и стал признанным мастером персидской газели. В период, когда проза писалась вычурным и усложненным стилем, он в своем Гулистане довел до совершенства стиль ритмичного и простого повествования. В этом произведении он описывает реальность, а в Бустане прибегает к дидактическому стилю, выражая свои идеалистические взгляды. Впрочем, мастерство Са‘див еще большей мере проявилось в его газелях, обеспечив ему всеобщее признание. Его персидские касиды носят преимущественно морально-назидательный характер. В результате изменений, которые Са‘дивнес в касиду, она стала во многом походить на кит‘а. В Исфаханепроживал поэт Камал ал-дин Исфахани, сын Джамал ал-дина, в стихах которого нашли свое отражение события общественно-политической жизни, связанные с захватом города монголами, а также борьбой ханафитов с шафиитами. За мастерство в жанре газели и касиды, а также в использовании тонких и сложных образов этого поэта прозвали Халлак ал-ма‘ани («созидатель смыслов»). В Хамаданеработал поэт Асир ал-дин Аумани, ученик хваджи Насир ал-дина Туси. А в Конье, в Малой Азии, в то же время жил крупнейший иранский поэт-мистик Джалал ал-дин Мухаммад Балхи(Маулави). Своими Маснави и Диваном газелей, представлявшими собой уникальные произведения в стиле шурангиз (букв.: «духовное возбуждение»), он поднял на недосягаемую высоту мистическую литературу. Это один из величайших мировых поэтов с точки зрения широты воззрений, возвышенности мысли, простоты изложения и тонкого понимания человеческих характеров [127]. Из других поэтов, живших в Малой Азии, необходимо упомянуть Ахмада Кани‘и Тусии ‘Ираки. Представляется, что среди поэтов этого региона был распространен литературный стиль, близкий к стилю поэтов востока и Хорасана, что особенно ярко проявилось в стихах Маулави. Впрочем, в Хорасанетакже оставались поэты, которые вследствие своего положения при дворе не испытывали беспокойства за безопасность себя и своих семей. В частности, можно отметить Фарси Худжанди(622 г. л. х./1225 г.) и Сайф ал-дина Исфаранга(672 г. л. х./ 1273 г.). Последний в своих касидах следовал, видимо, стилю Хакани [128]. В западном регионе и в Азербайджанежил известный поэт хваджа Хумам Табризи, который был связан с семьей Джавини. Его газели стилистически близки к газелям Са‘ди. Са‘д ал-дин ‘Абд ал-Карим Шабистари, автор известной мистической поэмы Гулшан-и раз (Цветник тайны), также жил здесь. Он скончался в 720 г. л. х./1320 г. в Тебризе. В центральном регионе оставался только один поэт — Низари Кахистани, который, как утверждают, был связан с сектой ‘исма‘илитов. В результате монгольского нашествия многие поэты эмигрировали в Индию, где собрались поэты из разных литературных центров. Персидская поэзия достигла в Индиитакого блеска, что ее представителей даже сравнивали с Са‘дии Хафизом. Здесь следует упомянуть Амира Хусрау Дихливи(725 г. л. х./1324 г.), переехавшего из Балха(Хорасан) в Индию. Привнесенные им новшества в язык газелей позволили некоторым назвать его индийским Са‘ди [129]. Из новшеств в его творчестве можно отметить следование повествовательному стилю Низами. Так, под влиянием последнегобыли написаны такие поэмы, как Матла‘ ал-анвар, Ширин и Хусрау, Лайли и Маджнун, Айина-йи Искандари (Зеркало Искандара), Хашт бихишт (Восемь раев)и Кир’ан ал-са‘дайн» (Совпадение двух счастливых звезд). Из других поэтов индийского литературного региона нужно упомянуть Хасана Дихливи(727 или 731 г. л. х./1326 или 1330 г.), которого за его лирические газели сравнивали с Хафизом [130]. Хотя персоязычные поэты Индиипреимущественно писали в иракском стиле, Сирадж ал-дин Сагзив своих работах использовал стиль поэтов первой литературной эпохи Ирана.
|