Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятийная структура Галилея




 

В противоположность понятийной структуре Ари­стотеля, которую я постарался кратко охарактеризо­вать, сейчас в психологии наблюдается развитие, кото­рое выступает в радикальных тенденциях, в основном маленькими шагами, иногда с ошибками (особенно ког­да пытаются наиболее точно следовать примеру физи­ки), но которые в основном ясно и непреодолимо ведут к изменениям и в конечном счете могут означать не что иное, как переход от аристотелевской к галилеевской понятийной структуре.

а) Никаких ценностных концепций. Никаких ди­хотомий. Унификация областей.Наиболее важные об­щие обстоятельства, которые проложили путь к гали-леевским представлениям в физике, ясно и отчетливо прослеживаются в современной психологии.

Победа над ценностными, антропоморфическими классификациями феноменов на каких-то иных осно­ваниях, чем природа самих психических процессов, ни­как не может считаться полной, но во многих областях, особенно в сенсорной психологии, по крайней мере главные трудности уже позади.

Как и в физике, группирование событий и объек­тов в оппозиционные пары и сходные логические ди­хотомии заменяется группированием с помощью се­рийных понятий, которые допускают непрерывное изменение. Частично этот подход обязан более широ­кому опыту и осознанию факта, что всегда есть пере­ходные стадии.

В наибольшей мере это коснулось сенсорной пси­хологии, особенно в области психологической оптики и акустики, а позднее и обоняния. Но тенденция к таким изменениям заметна и в других областях, например в области чувств.

Особенно теория Фрейда — и это одна из ее глав­нейших заслуг — многое сделала для уничтожения гра­ницы между нормой и патологией, обычным и необыч­ным и, таким образом, способствовала гомогенизации всех областей психологии. Конечно, этот процесс еще далек от завершения, но это полностью сравнимо с тем, что произошло в современной физике и в результате чего были объединены небесные и земные процессы.

Также в детской психологии и в психологии жи­вотных постепенно исчезает необходимость выбора между двумя альтернативами — отношение к ребенку как к маленькому взрослому и к животному как к нераз­витому низшему человеку, или попыткам установить не­проходимую пропасть между ребенком и взрослым, жи­вотным и человеком. Эта гомогенизация становится все более ясной во всех областях, и это не чисто философ­ское требование какого-то абстрактного философского единства, но влияние конкретных исследовании, в ко­торых различия полностью сохраняются.

б) Безоговорочная общая валидность психологи­ческих законов.Наиболее ярким и важным проявлени­ем возрастающей гомогенизации помимо перехода от классов к понятиям серий является тот факт, что валид­ность конкретных психологических законов больше не ограничена конкретными областями, как она раньше ограничивалась нормальными взрослыми людьми на том основании, что от психопатов или гениев можно ожидать что-то иное или что в этих случаях данные за­коны неприменимы. Теперь начинают понимать, что лю­бой психологический закон должен выполняться без ис­ключений. По своему содержанию этот переход к концепции строгой закономерности без всяких исклю­чений в то же время означает окончательную и всеох­ватывающую гомогенизацию и гармонизацию целой об­ласти, которая придала физике Галилея опьяняющее чувство беспредельной широты, так как в отличие от концепции абстрактных классов не ставит пределов широкой вариативности мира потому, что единствен­ный закон охватывает целую область.

Тенденции к гомогенизации, основанные на валид-ности законов без всяких исключений, стали заметны в психологии только в самое последнее время, но они открывают необыкновенно широкую перспективу.

Исследования законов структуры — в особенности экспериментальное исследование целого —показали, что одни и те же законы выполняются не только в различных областях психологической оптики, но также в психоло­гии слуха и в сенсорной психологии в целом. А это явля­ется большим шагом на пути к гомогенизации.

Далее выяснилось, что законы оптических фигур и интеллектуального инсайта тесно связаны. Важные и сходные законы были открыты в экспериментальном исследовании целостного поведения, процессов воли, психологических потребностей. Аналогичным должно быть развитие психологии в областях памяти и экс­прессии. Коротко, тезис об общей валидности психоло­гических законов в последнее время стал значительно более конкретным, частные законы плодотворно при­меняются к областям, которые раньше считались качественно различными, так что тезис о гомогенности пси-

хической жизни в отношении ее законов получает ог­ромную силу и уничтожает границы между прежде от­деленными друг от друга областями.

в) Постановка целей.Тезис о валидности психоло­гических законов без всяких исключений имеет также большое методологическое значение. Это приводит к возрастанию требований, предъявляемых к доказатель­ствам. Становится трудно допускать исключения. Они ни в коем случае «не подтверждают правило», а, наобо­рот, являются достоверными опровержениями, даже ес­ли они появляются очень редко, если можно продемон­стрировать хотя бы одно-единственное исключение. Тезис об общей валидности не допускает ни одного ис­ключения во всей сфере психического, будь то ребенок или взрослый, психология нормы или патологии.

С другой стороны, тезис о валидности психологи­ческих законов без всяких исключений делает доступ­ным исследованию, особенно эксперименту, те процес­сы, которые редко повторяются в одном и том же виде, например определенные аффективные процессы.

г) От усредленного понимания закономерности к пониманию закономерности в чистом виде.Ясная оцен­ка этого обстоятельства до сих пор никоим образом не стала привычной в психологии. В самом деле, в соот­ветствии с более ранней, аристотелевской, точкой зре­ния, может казаться, что новая процедура скрывает фун­даментальное противоречие, отмеченное нами ранее. Заявляют, что хотят постигнуть полную конкретную ре­альность глубже, чем это возможно с помощью концеп­ций Аристотеля, и даже считают, что эта реальность яв­ляется случайной в своем историческом течении и географическом окружении. Например, общая валид­ность закона движения по наклонной плоскости осно­вывается не на взятии среднего из максимально воз­можного числа случаев движения камней, катящихся с горы, и последующем принятии этого среднего за наи­более вероятный случай. В большей степени это осно­вано на явлении движения без трения некой идеальной сферы вниз по абсолютно прямой и твердой плоскости, т. е. на процессе, который даже в лаборатории можно создать только приблизительно и который наименее ве­роятен в обычной жизни. Заявляют, что стремятся к пол­ной конкретности и валидности, и даже используют метод, который с точки зрения предыдущей эпохи не об­ращает внимания на исторически данные факты и пол­ностью основывается на индивидуальных случаях, да­же на самых ярких исключениях.

Каким образом физик приходит к этой процеду­ре, опровергающей аристотелевские взгляды в совре­менной психологии как вдвойне парадоксальные, ста­новится понятным, когда мы оказываемся лицом к лицу перед необходимыми методологическими след­ствиями в результате изменений в понимании зако­номерности. Когда закономерность больше не огра­ничивается случаями, которые происходят регулярно или часто, но является характерной для любого физи­ческого события, пропадает необходимость в демон­страции закономерности события с помощью какого-либо специального критерия, такого, как частота его проявления. Тогда даже конкретный случай без вся­ких затруднений становится закономерным. Истори­ческая редкость не является опровержением, исто­рическая регулярность не является доказательством закономерности. Ибо понятие закономерности долж­но быть отделено от понятия регулярности; понятие полного отсутствия исключений из закона должно быть строго отделено от понятия исторического по­стоянства («навечно» уАристотеля).

Далее. Содержание закона не может определять­ся вычислением средних величин из исторически дан­ных случаев. Для Аристотеля природа вещи выража­лась характеристиками, общими для исторически данных случаев. Наоборот, понятия Галилея, которые относятся к исторической частоте как к случайности, должны также считать случайностью и те свойства, ко­торые возникают, если взять среднее из исторически давних случаев. Если необходимо понять отдельное со­бытие, а тезис о закономерности событий без исклю­чений не должен быть только философским пределом, но решающим фактором действительного исследова­ния, то должна быть другая возможность проникнуть в суть события, способ, отличный от игнорирования всех индивидуальных черт конкретного события. Ре­шение этой проблемы может быть достигнуто разъяс-нением парадоксальных процедур метода Галилея с

помощью рассмотрения проблем динамики.

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 443. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.021 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7