Основные законы трения
1. Сила трения действует в касательной плоскости к поверхностям соприкасающихся тел и при движении направлена против относительного скольжения тела. 2. Статическая сила трения пропорциональна нормальной реакции:
3. Статическая сила трения не зависит от размеров трущихся поверхностей. 4. Статический коэффициент трения ( После начала скольжения тела коэффициент трения несколько уменьшается и принимает значение динамического коэффициента трения f. Следовательно, где Глава 5. Пространственная система сил
5.1. Сложение пространственной системы сходящихся сил.
Система сил, линии действия которых произвольно расположены в пространстве, называется пространственной. Если к приложенным к точке А силам
Рис. 5.1. Пространственная система сходящихся сил
Определим равнодействующую этих сил. Сначала построим параллелограмм АВЕС на силах
Сложим АЕ с силой
Это векторное равенство выражает правило параллелепипеда при сложении приложенных к точке трех сил, не лежащих в одной плоскости. Параллелограмм АВЕС образует одну из граней параллелепипеда, в котором параллелограмм AEKD является диагональным сечением, а заданные силы
т. е. модуль равнодействующей трех сходящихся сил, расположенных в пространстве перпендикулярно друг другу, равен корню квадратному из суммы квадратов модулей этих сил.
Рис. 5.2. Параллелепипед сил
Равнодействующая любого числа сходящихся сил, расположенных в пространстве, равна замыкающей стороне многоугольника, стороны которого равны и параллельны заданным силам (правило силового многоугольника) (рис. 5.3). Аналитическое условие равновесия пространственной системы сходящихся сил выражается тремя уравнениями:
т. е. для равновесия пространственной системы сходящихся сил необходимо и достаточно, чтобы алгебраические суммы проекций всех сил на каждую из трех осей координат были равны нулю.
Рис. 5.3. Равнодействующая пространственной системы сходящихся сил
5.2. Момент силы относительно оси Обозначив моменты силы
где l – плечи, равные длинам перпендикуляров от точки пересечения оси с плоскостью до проекции или ее продолжения. Знак «плюс» или «минус» ставится в зависимости от того, в какую сторону поворачивается плечо l вектором проекции, если смотреть на плоскость проекции со стороны положительного направления оси; при стремлении вектора проекции повернуть плечо против хода часовой стрелки момент условимся считать положительным, и наоборот. Следовательно, моментом силы относительно оси называется алгебраическая (скалярная) величина, равная моменту проекции силы на плоскость, перпендикулярную оси, относительно точки пересечения оси с плоскостью (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Момент силы относительно оси
Рис. 5.4 иллюстрирует последовательность определения момента силы а) то перпендикулярно оси выбирают плоскость (плоскость ХОY); б) силу F проецируют на эту плоскость и определяют модуль Fxy этой проекции; в) из точки O пересечения оси с плоскостью опускают перпендикуляр ОС к проекции Fxy и определяют плечо l = ОС; г) глядя на плоскость ХОY со стороны положительного направления оси Z (т. е. в данном случае сверху), видим, что ОС поворачивается вектором
Момент силы относительно оси равен нулю, если сила и ось лежат в одной плоскости: а) сила б) сила в) сила
а б в
Рис. 5.5. Случаи равенства нулю момента силы
5.3. Пространственная система произвольно расположенных сил. Условие равновесия
Ранее подробно был изложен процесс приведения сил к точке и доказано, что любая плоская система сил приводится к силе – главному вектору – и паре, момент которой называется главным моментом, причем эквивалентные данной системе сил сила и пара действуют в той же плоскости, что и заданная система. Значит, если главный момент изобразить в виде вектора, то главный вектор и главный момент плоской системы сил всегда перпендикулярны друг другу. Рассуждая аналогично, можно последовательно привести к точке силы пространственной системы. Но теперь главный вектор есть замыкающий вектор пространственного (а не плоского) силового многоугольника; главный момент уже нельзя получить алгебраическим сложением моментов данных сил относительно точки приведения. При приведении к точке пространственной системы сил присоединенные пары действуют в различных плоскостях и их моменты целесообразно представлять в виде векторов и складывать геометрически. Поэтому полученные в результате приведения пространственной системы сил главный вектор (геометрическая сумма сил системы) и главный момент (геометрическая сумма моментов сил относительно точки приведения), вообще говоря, не перпендикулярны друг другу. Векторные равенства Если главный вектор равен нулю, то его проекции на три взаимно перпендикулярные оси также равны нулю. Если главный момент равен нулю, то равны нулю и три его составляющие на те же оси:
Значит, произвольная пространственная система сил статически определима лишь в том случае, когда число неизвестных не превышает шести. Среди задач статики часто встречаются такие, в которых на тело действует пространственная система параллельных друг другу сил (рис. 5.6). Рис. 5.6. Пространственная система параллельных сил
Уравнения равновесия для пространственной системы параллельных сил:
В пространственной системе параллельных сил неизвестных должно быть не больше трех, иначе задача становится статически неопределимой.
ГЛАВА 6. КИНЕМАТИКА ТОЧКИ
6.1. Основные понятия кинематики
Раздел механики, занимающийся изучением движения материальных тел без учета их масс и действующих на них сил, называется кинематикой. Движение – основная форма существования всего материального мира, покой и равновесие – частные случаи. Всякое движение, и механическое в том числе, происходит в пространстве и во времени. Все тела состоят из материальных точек. Чтобы получить правильное представление о движении тел, начинать изучение нужно с движения точки. Перемещение точки в пространстве выражается в метрах, а также в дольных (см, мм) или кратных (км) единицах длины, время – в секундах. В практике или жизненных ситуациях время часто выражают в минутах или часах. Отсчет времени при рассмотрении того или иного движения точки ведут от определенного, заранее обусловленного начального момента (t = 0). Геометрическое место положений движущейся точки в рассматриваемой системе отсчета называется траекторией. По виду траектории движение точки делится на прямолинейное и криволинейное. Траектория точки может быть определена и задана заранее. Так, например, траектории искусственных спутников Земли и межпланетных станций вычисляют заранее, или если принять движущиеся по городу автобусы за материальные точки, то их траектории (маршруты) также известны. В подобных случаях положение точки в каждый момент времени определяется расстоянием (дуговой координатой) S, т. е. длиной участка траектории, отсчитанной от некоторой ее неподвижной точки, принятой за начало отсчета. Отсчет расстояний от начала траектории можно вести в обе стороны, поэтому отсчет в одну какую-либо сторону условно принимают за положительный, а в противоположную – за отрицательный, т. е. расстояние S – величина алгебраическая. Она может быть положительной (S > 0) или отрицательной (S < 0). При движении точка за определенный промежуток времени проходит некоторый путь L, который измеряется вдоль траектории в направлении движения (рис. 6.1):
Если точка стала двигаться не из начала отсчета O, а из положения, находящегося на начальном расстоянии S 0, то
![]() Рис. 6.1. Движение точки
Векторная величина, характеризующая в каждый данный момент времени направление и быстроту движения точки, называется скоростью. Единицы скорости:
Скорость точки в любой момент ее движения направлена по касательной к траектории (рис. 6.2):
Рис. 6.2. Вектор скорости точки Отметим, что это векторное равенство характеризует лишь положение
где Модуль средней скорости равен частному от деления пройденного пути на время, в течение которого этот путь пройден. Векторная величина, характеризующая быстроту изменения направления и числового значения скорости, называется ускорением (рис. 6.3):
Рис. 6.3. Ускорение точки
При равномерном движении по криволинейной траектории точка тоже имеет ускорение, так как и в этом случае изменяется направление скорости (рис. 6.4):
Рис. 6.4. К определению ускорения точки
За единицу ускорения принимают обычно
6.2. Способы задания движения точки
Существует три способа задания движения: естественный, координатный, векторный. Естественный способ задания движения точки. Если кроме траектории, на которой отмечено начало отсчета O, задана зависимость Пример:
Рис. 6.5. Траектория движения точки Пусть, например, задана некоторая траектория, движение точки по которой определяется уравнением Координатный способ задания движения точки. Когда траектория точки заранее не известна, положение точки в пространстве определяется тремя координатами: абсциссой X, ординатой Y и аппликатой Z (рис. 6.6):
Рис. 6.6. Координатный способ задания движения точки
Эти уравнения выражают закон движения точки в прямоугольной системе координат (OXYZ). В частном случае, если точка движется в плоскости, закон движения точки выражается двумя уравнениями: Пример 6.1. Движение точки в плоской системе координат задано уравнениями
Рис. 6.7. К примеру 6.1
Зная закон движения точки в прямоугольной системе координат, можно определить уравнение траектории точки. Например, исключив время t из заданных выше уравнений
6.3. Определение скорости точки при естественном способе задания ее движения Пусть движение точки А по заданной траектории происходит согласно уравнению
Рис. 6.8. Дуговая координата движения точки:
За промежуток времени
но оно отличается от значения скорости в момент времени t. Скорость в заданный момент t
т. е. значение скорости точки, движение которой задано естественным способом, в любой момент времени равно первой производной от расстояния (дуговой координаты) по времени. Направление скорости, как отмечалось выше, известно заранее.
6.4. Определение ускорения точки при естественном способе задания ее движения
Вектор
Рис. 6.9. Нормальное (а) и касательное (б) ускорения точки
Вектор
равный производной от скорости в данный момент по времени или, иначе, второй производной от расстояния по времени, характеризует быстроту изменения значения скорости. Доказано, что вектор
Значит, модуль нормального ускорения пропорционален второй степени модуля скорости в данный момент, обратно пропорционален радиусу кривизны траектории в данной точке и характеризует быстроту изменения направления скорости. Модуль ускорения
а направление a (угол
Если векторы
6.5. Частные случаи движения точки
1. Прямолинейное движение. Если 2. Равномерное движение. При
При начальном расстоянии Если
|