Институционализм – неортодоксальная концепция
В начале XX в. в Соединенных Штатах Америки утвердилось новое направление экономической мысли, которое сегодня принято называть социально-институциональным, или просто институционализмом. Его появление было обусловлено усилением монополистических тенденций в экономике США и необходимостью содействия «антитрестовской» политике американского правительства. Представители этого направления обрели статус лидеров концепций социального контроля над экономикой, осуществляемого разными методами. Время существования институционализма можно разделить на три периода: I. 20-30-е годы XX в. – период широкого распространения его идей. Теоретическое исследование заменено описательным методом. Представители институционализма изучают нравы, обычаи, привычки, традиции и инстинкты. II. 40-50-е годы – «поздний» институционализм. В США в рамках «нового курса» президента Т. Рузвельта активно проводятся экономические реформы. В этот период институционалисты выдвигают свои предложения по осуществлению курса реформ. Они изучают демографию и антропологию, разрабатывают теории профсоюзного рабочего движения. III. Середина 60-х-70-е годы – период «неоинституционализма». Возрождение идей институционализма обусловлено дальнейшим углублением кризиса экономической мысли Запада, несостоятельностью ее идей государственного благоденствия. Неоинституционалисты поставили экономические процессы в зависимость от развития индустрии и усиления роли технократии; искали объяснение экономических процессов в социальной жизни общества. В основе термина «институционализм» лежит одно из толкований понятия «институт». Институт, по версии представителей этого направления, есть первичный элемент движущей силы общества в экономике и вне ее. К «институтам» они относят разнообразные категории и явления (например, государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы и т.п.), которые предопределяют обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию и главное – эволюцию экономики. Институционализм в представлении части специалистов есть, в некоторой степени, оппозиционное, критическое направление в западной науке. В работах институционалистов очень мало встречается сложных формул и графиков; их аргументы, как правило, опираются на опыт, логику, статистику. Их волнуют не чисто экономические вопросы, как, например, представителей неоклассической школы, а экономические проблемы во взаимосвязи с проблемами социальными, политическими, этическими, правовыми. Последнее обстоятельство позволило специалистам предположить, что методология институционализма имеет много общего с исторической школой Германии. В. Леонтьев полагает, что это объясняется более сильным влиянием немецкой школы в США, чем английской. Однако институционализм представляет собой качественно новое направление экономической мысли, вобравшее в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшественников. Главными в методологии институционализма являются: а) неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассическому направлению; б) стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками: в) недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теории, призыв к детальным количественным исследованиям. Понятие «институционализм» включает в себя два аспекта. Во-первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе – «институции». Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, т.е. «институтов». Институты – это формы и границы деятельности людей. Они представляют политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация социального обеспечения и многое другое, что связано с хозяйственной практикой. Институционалисты считают, что помимо спроса и предложения в основе цен лежат и другие факторы – локауты, инфляция, кризис, уровень безработицы. Что касается самой цены, то она вовсе не так изменчива, как это кажется неоклассикам. Цена более консервативна, чем издержки, спрос и конъюнктура; цены нередко остаются без изменений, несмотря на происходящие на рынке «катаклизмы». Вслед за представителями исторической школы институционалисты выступают против односторонней трактовки «экономического человека» – в действительности люди руководствуются не только денежным интересом. Мотивы их поведения, стимулы и устремления гораздо разнообразнее и богаче. Они изменяются по мере роста благосостояния и корректируются в различных социальных группах. Неоклассики, по мнению институционалистов, недооценивают проблему экономической власти. Эта проблема находится не за пределами, а в рамках экономического анализа. Концентрацию экономической власти порождает сама экономика, концентрация не привносится извне, а реальная власть сосредоточивается у государства. Политическая экономия, по твердому убеждению институционалистов, – это наука не о функционировании, а о развитии общества. Она должна отойти от традиционных подходов, поскольку важно не просто регулировать экономические процессы, а менять картину экономического развития. Поэтому они считают, что в состав экономической науки должна войти теория общественного управления. При изучении институционализма специалисты приходят к выводу, что внутри него существует множество течений и школ, которые можно (с определенной долей вероятности) объединить в три основные направления: 1) социально-психологическое; 2) социально-правовое; 3) эмпирическое, или конъюнктурно-статистическое. Основоположником институционализма и лидером его социально-психологического направления считается американский экономист Тор-стен Веблен (1857–1929 гг.), в работах которого подробно рассматриваются привычки поведения, обычаи, мотивы поступков людей, которые постепенно закрепляются и влияют на социально-экономическое развитие общества. В книге «Теория праздного класса» (1899 г.) Т. Веблен указывает на огромный разрыв между экономической теорией и экономической реальностью: если теория основной упор делает на гармонию (т.е. равновесие), то в экономической реальности происходит непрерывная эволюция, идет жесткая борьба за существование. Т. Веблен считает, что традиционная модель «экономического человека», постоянно сопоставляющего полезности благ и тяготы их приобретения, безнадежно устарела. На самом деле экономическое поведение человека зависит от многих факторов и часто внутренне противоречиво. Наряду с врожденными склонностями к подражанию и соперничеству на его поведение оказывают воздействие традиции и нормы поведения, а также стремление к престижу. Изучать следует, по мнению Т. Веблена, не поведение отдельных экономических субъектов, а коллективные действия профсоюзов работников, объединений предпринимателей, политических партий. Очень важно соотносить экономические теории с основными типами экономических субъектов: землевладельцев, рабочих, инженерно-технических работников и капиталистов. Их роль в экономике на разных этапах ее существования неодинакова. На первой стадии существования рыночного хозяйства собственность и власть находятся в руках предпринимателей, однако впоследствии этот класс распадается на две группы: на владельцев капитала и организаторов производства. Владельцы капитала заинтересованы в прибыли на свой капитал, который они предоставляют в кредит, а не вкладывают в производство. Источником их дохода являются ценные бумаги, обращающиеся в финансовой сфере, а не реальный сектор экономики. В этом смысле владельцы капитала и составляют праздный класс. Производительным классом являются рабочие, а также организаторы производства и инженерно-технические специалисты, не имеющие своего капитала и использующие предоставленные в кредит средства праздного класса. Господство праздного класса ведет к чрезмерному усилению роли кредита в функционировании всей экономики. Значительная часть капитала используется в спекулятивных целях и не идет на развитие производства. Возникает кредитная инфляция, за которой неизбежно следует требование немедленного погашения ссуд. В итоге – массовые банкротства, депрессии, которые по своей продолжительности намного превосходят периоды экономического подъема. Разрешение данного противоречия между праздным и производительным классами, по мнению Т. Веблена, приведет к тому, что власть перейдет к технократии. Собственность на капитал примет акционерную форму и перестанет быть частной собственностью. В «Теории праздного класса» Т. Веблен формулирует своего рода «закон демонстративного расточительства» как неизменный элемент денежной цивилизации. Одним из инструментов денежного расточительства является одежда. Она быстро устаревает, меняются мода, стиль, добротные вещи выбрасываются, заменяются новыми. Мода становится капризной и усложняется по мере увеличения богатства. Т. Веблен выступает против расточительного потребления, за такое потребление, которое удовлетворяет действительные, а не мнимые потребности людей. Лидером социально-правового институционализма является Джон Коммонс (1862–1945 гг.). Дж. Коммонс, как и Т. Веблен, выступал за необходимость «исправления» капитализма, но не призывал к передаче власти в государстве из одних рук в другие. Он требовал создания такого правительства, которое бы контролировалось общественным мнением и защищало интересы и буржуазии, и рабочих. По сути, Дж. Коммонс выражал интересы и идеи американского тред-юнионизма. В «Институциональной экономике» (1924 г.) он исследует влияние «коллективных действий» на экономическое поведение. Особое место в ней уделяется роли корпорации, профсоюзов и политических партий в процедуре установления согласованности в действиях индивидов. Он ввел понятие «действующего коллективного института» как регулятора экономического поведения людей. Сущность капитализма Коммонс определял рыночными отношениями, которые в современном ему обществе выступали как «нечестная конкуренция». Сделать отношения обмена честными, устранить угрозу конкуренции можно, если использовать юридические и законодательные органы государства. Наличие классов в капиталистическом обществе Дж. Коммонс отрицал, однако допускал существование «социального конфликта»: в процессе сотрудничества профессиональных групп возникают конфликты, но они не носят антагонистического характера; более того, они обеспечивают динамизм общественной жизни, способствуют ее эволюции, поскольку процесс преодоления конфликтов должен способствовать социальному прогрессу. Отношения между капиталистами и рабочими Коммонс представлял как юридическую сделку равноправных членов общества, сделку, заключенную по всем правилам. Участниками «сделки» могут быть все важнейшие институты общества: семья, акционерная компания, тред-юнионы, союзы предпринимателей и само государство. «Сделки» включают в себя три момента: конфликт интересов; осознание взаимозависимости этих конфликтных интересов; разрешение конфликта через установление соглашения, устраивающего всех участников сделки. Роль арбитра исполняют правовые структуры государства. Обострение в обществе социальных противоречий Дж. Коммонс объяснял недостатками механизма юридического урегулирования конфликтов. Дж. Коммонс считал, что поскольку государство – не только арбитр, но и сила, принуждающая к выполнению принятых по договору обязательств, то существующий порядок сменится не технократизмом, а административным капитализмом. Свои взгляды на природу коллективных действий Джон Коммонс пытался реализовать на практике, активно сотрудничая с Американской федерацией труда. Под его влиянием в 1935 году был принят «Акт о социальной защищенности», заложивший основы пенсионного обеспечения в США. Наиболее ярким представителем конъюнктурно-статистического институционализма является американский экономист Уэсли Клэр Митчелл (1874–1948 гг.), известный исследователь циклических явлений в экономике, ученик Т. Веблена. Вслед за своим учителем Митчелл считает, что общественная психология, традиции и обычаи являются главным фактором, определяющим экономические явления. Поэтому предметом исследования должно быть поведение людей в обществе. Предметом исследования У. Митчелла было изучение количественных показателей, выявление закономерностей в их колебаниях для лучшего применения их в экономическом регулировании. Среди факторов, определяющих экономическое развитие общества, Митчелл выделял категории финансов, денежного обращения и кредита. Деньги он рассматривал как наиболее эффективный практический инструмент систематизации экономического контроля. Их использование навязывает зыбкой и беззаботной человеческой природе строжайшую дисциплину. В трактате «Отсталость в искусстве тратить деньги» Митчелл пишет, что искусство тратить деньги отстало от искусства их делать. Особенно неэкономична и неэффективна трата денег через семейный бюджет. Деньги расходуются расточительно в стремлении перещеголять соперников, утвердить свое положение в обществе. Наибольшую известность У. Митчелл получил благодаря теории экономических циклов, представленной в ряде его трудов, в том числе «Экономические циклы», «Экономические циклы: Проблема и ее постановка». Основная идея этих произведений – в признании неповторимости каждого цикла и каждого кризиса. Кризисы и циклы неповторимы, ибо в их основе лежит не одна, а целый комплекс неповторяющихся причин: «Хозяйственная деятельность находится под влиянием бесчисленных изменений как в сфере природы, политики и науки, так и в сфере самого народного хозяйства. Лишь немногие из этих изменений происходят в одно и то же время, в одной и той же форме и в одних и тех же масштабах во всех странах». Особый интерес для У. Митчелла представляла возможность бескризисного развития экономики. Собрав и скрупулезно систематизировав обширный фактический материал по национальному хозяйству США, на основании своих расчетов Митчелл сконструировал модель бескризисного развития капитализма. Значение этих расчетов трудно переоценить: собранный материал отразил действительное положение дел в экономике этой страны. Полученные сводные показатели и индексы использовались для характеристики капиталистической конъюнктуры, особенно отдельных отраслей производства. Однако построенная модель оказалась несостоятельной. Последующее развитие общества ее не подтвердило. Более того, хозяйственная практика опровергла подобные идеи, как в случае с институционалистами Гарвардского университета, предсказавшими процветание экономики вместо мирового кризиса 1929–1933 годов. Институционализм притягивает исследователей, занимающихся разнообразной тематикой, однако их объединяет не столько предмет исследования, сколько метод анализа, несмотря на использование тех или иных конкретных приемов. С некоторым основанием можно сказать, что основное внимание представителей институционализма направляется не на разработку «чистой» теории, а на изучение тенденций социально-экономического развития, на выработку рекомендаций, рецептов, опирающихся на изучение всего комплекса условий и факторов экономической жизни. Критикуя существующую экономическую теорию, институционалисты предлагают ее реконструировать, сформулировать новые подходы в соответствии с переменами в общественной жизни. Наибольшую активность они проявляют в постановке и анализе новых проблем, среди которых находится и теория общественного выбора. В центре внимания теории общественного выбора находится проблема экономического регулирования, долгое время являющаяся одной из самых актуальных в трудах многих западных экономистов. Представитель вирджинской школы Джеймс Бьюкенен (род. в 1919 г.) – ведущий разработчик теории общественного выбора – исходит из того, что речь следует вести не о приоритете или выборе определенной политики (кейнсианской или монетаристской), а о пути ограничения государственного регулирования и регламентации. В основе теории Бьюкенена и его сторонников лежат две идеи: 1) неэффективность государственного вмешательства в экономическую жизнь общества и 2) неспособность рынка выполнять роль эффективного регулятора. По их мнению, если рынок «работает» плохо, то это не значит, что государство будет «работать» лучше. Чтобы поддержать эффективность регулирования, необходимо кардинально усовершенствовать сам механизм принятия решений на политическом уровне. Политические решения – это выбор альтернативных вариантов, подобно тому, как это происходит на обычном рынке, с той разницей, что на рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален: обычно налогоплательщики одни, а блага за счет налогов получают другие. Концепция Бьюкенена предполагает реформирование «политического рынка». В рамках «политического обмена» выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень – разработка правил и процедур общественной игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т.п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения и процедур Бьюкенен называет «конституцией экономической политики». Второй уровень общественного выбора – практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур. По мнению сторонников теории общественного выбора, государство должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности. То есть выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации со стороны государства. Дж. Бьюкенен и его единомышленники признают, что практически реализовать концепцию общественного выбора довольно трудно: невозможно на практике представить себе, как можно преодолеть противоречия и конфликты, «устранить» различие интересов, сконструировать идеальную модель. Профессор Чикагского университета Гари Беккер (род. в 1931 г.) стремится найти «экономическую составляющую» в тех сферах общественных отношений, которые считались другими учеными «независимыми» от экономики. Беккер исходит из того, что взвешивание экономических выгод и потерь играет важную роль в сфере семейных отношений, в развитии образования медицинского обеспечения, в формировании норм социального поведения, в демографических процессах. Одна из идей Г. Беккера состоит в том, что при принятии важнейших решений и в своем поведении человек руководствуется экономическими соображениями. Например, люди вступают в брак или расторгают его «когда ожидают, что это повысит их благосостояние». Возраст, в котором стороны вступают в брак, тесно связан с уровнем материального благополучия будущих супругов, с размером их доходов. «Экономические обоснования» нередко играют первостепенную роль при решении супругов обзавестись детьми. В своей книге «Преступления и наказание: экономический подход» Беккер отмечает, что большинство преступников – люди расчетливые, прежде чем нарушить закон, они тщательно взвешивают все «за» и «против». Основной мотив тех, кто идет на нарушение закона, – простой экономический расчет, степень риска и выгоды. Для борьбы с преступностью нужно создать такие условия, при которых выгоднее не нарушать закон. Беккер считает, что штрафы предпочтительнее, чем тюремное заключение и другие виды наказания, ибо они более эффективны. Кроме того, штрафы – это не только наказание для правонарушителей, но и доход для государства. Гари Беккер ставит проблему сопоставления и выбора степени важности (ценности) рабочего времени и времени, затрачиваемого в домашнем хозяйстве. Он отмечает, что домашнее хозяйство – это «маленькая фабрика». Время и ресурсы домашнего хозяйства «подчинены зарабатыванию дохода без должного внимания к потреблению», а товары и время «могут быть объединены в одном общем ограничении, потому что время через денежный доход может быть превращено в товары». Если время, затрачиваемое на работу, будет приносить больший доход, то женщина предпочтет домашнему хозяйству производственную деятельность. При этом ее время, затрачиваемое на детей и домашние дела, сократится. Произойдут перемены и в самом домашнем хозяйстве: товары и услуги, требующие значительных затрат времени, будут замещаться менее «времяемкими» – полуфабрикатами, обедами в столовых и т.д. Выводы и подходы институциональной экономики могут быть полезны не только при формировании новой экономической теории, но и при разработке курса экономических реформ. Институционализму присущ практический и реалистический подход к анализу экономической действительности. Его представители предупреждают, что нельзя слепо копировать опыт экономических реформ других стран; без учета различий и специфики сложившихся условий этот опыт не принесет позитивных результатов. Особенно внимательно и крайне осторожно следует подходить к решению социальных проблем: социальные механизмы и регулирующие общественную жизнь социальные институты складываются и отрабатываются в ходе длительной эволюции, а не посредством «шоковых» перестроек. Ломка сложившегося государственного управления, резкое падение производства, снижение жизненного уровня населения таят в себе опасность национальной вражды, религиозной непримиримости, роста социального недовольства.
Вопросы к семинарскому занятию: 1. Основные направления институционализма: а) социально-психологическое; б) социально-правовое; в) конъюнктурно-статистическое. 2. Теория общественного выбора. 3. Экономическая составляющая в социальной сфере. 4. Практическая значимость институционализма.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1, 9. Дополнительная: 8, 9, 25, 37.
Логические задачи: 1. Почему институционализм называют «американским»? 2. Кто такие «ортодоксы» и в чем состоит неортодоксальность институционализма? 3. В чем заключается основное различие во взглядах Д. Гибсона и У. Митчелла на роль денег в жизни общества? 4. Применимо ли к современной России положение Т. Веблена о влиянии денежного соперничества, демонстративного поведения и показной праздности на социально-экономическое развитие общества? 5. Известно, что многие жители США предпочитают обедать и ужинать в кафе или ресторане. Как вы объясняете это явление и как его объясняет Гари Беккер? 6. Почему, по версии институционалистов, для современной России не приемлема экономическая модель Запада?
|