Сапогова Елена Евгеньевна 18 страница
Синтез – мыслительная операция, включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое. Являет собой необходимый этап познания. С. неразрывно связан с анализом, они взаимодополняют друг друга. Система нервная – совокупность нервных образований у позвоночных животных и человека, посредством коих реализуется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций. Благодаря ей обеспечивается функционирование организма как единого целого: 1) контакты с внешним миром; 2) реализация целей; 3) координация работы внутренних органов; 4) целостная адаптация организма. В качестве основного структурного и функционального элемента С. н. выступает нейрон. Выделяются: 1) С. н. центральная – коя состоит из мозга головного и спинного; 2) С. н. периферическая – коя состоит из нервов, отходящих от мозга головного и спинного, из межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела С. н. вегетативной; 3) С. н. вегетативная – структуры С. н. Система нервная: свойство – понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения динамических, устойчивых особенностей С. н., влияющих – при прочих равных условиях – на индивидуальные психологические особенности. Большей частью они генетически детерминированы и определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия среды физической и социальной.Свойства С. н. были открыты И.П. Павловым и легли в основу типологии деятельности нервной высшей, разработанной в экспериментах с животными. Согласно его концепции, выделяются три основных свойства: 1) сила – способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах; 2) подвижность – способность быстрого перехода от одного процесса к другому; 3) уравновешенность – одинаковая выраженность процессов торможения и возбуждения. Применительно к человеку эта концепция особенно последовательно разработана в школе Б.М. Теплова. Были открыты новые свойства С. н.: 1) динамичность – способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании реакций условных; 2) лабильность – скорость возникновения и окончания процессов нервных; 3) активированность – индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения. Было обнаружено явление парциальности этих свойств, ставшее основой для выделения свойств частных, характеризующих функционирование отдельных анализаторов и зон мозга, и свойств общих, понимаемых двояко – как параметры функционирования передних, регуляторных зон мозга и как общемозговые нейрофизиологические особенности. Не предопределяя социальную ценность человека, не обусловливая непосредственно содержательную сторону психики, свойства С. н. есть физиологическая основа формально-динамической стороны поведения; они образуют почву, на коей легче формируются одни формы поведения, труднее – другие. Самое общее психологическое проявление этих свойств – особенности темперамента человека, хотя имеются корреляции и с индивидуальными особенностями процессов познавательных, формирования навыков и пр. Система нервная: тип (тип нервной системы; тип высшей нервной деятельности) – совокупность свойств С. н., составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о них ввел И. П. Павлов. Первоначально оно трактовалось как " картина поведения" животного, позднее стало рассматриваться как результат определенного сочетания выделенных Павловым свойств С. н. – силы, подвижности и уравновешенности. На этой основе он определил четыре основные типа деятельности С. н. высшей: 1) сильный, неуравновешенный или " безудержный"; 2) сильный, уравновешенный, инертный или медлительный; 3) сильный, уравновешенный, подвижный или живой; 4) слабый. И.П. Павлов счел возможным каждому из них приписать название соответственного темперамента по Гиппократу (-> темперамент: тип). Эта давно устаревшая схема доныне иногда преподносится как последнее слово науки. Выделенные в исследованиях на животных типы Павлов считал общими и для человека. Кроме того, он предложил классификацию специфически человеческих типов С. н., основанную на соотношении двух систем сигнальных: 1) художественный – с преобладанием системы сигнальной первой; 2) мыслительный – с преобладанием системы сигнальной второй. Дальнейшие исследования школы Б.М. Теплова–В.Д. Небылицына обнаружили сложный и многомерный характер свойств С. н., показали упрощенность павловской классификации, создав предпосылки для выработки нового представления о физиологических основах различий индивидуально-психологических человека. Положение о специфически человеческих типах деятельности С. н. высшей подтверждается последующими психофизиологическими исследованиями функциональной асимметрии мозга (→ асимметрия межполушарная; психофизиология дифференциальная; С. н.: свойство). Основные положения, на коих построена и позже критически пересмотрена эта концепция, таковы: 1) ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения людей и животных нужно искать в свойствах С. н. и не в чем ином; 2) эти свойства должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур; 3) таких основных свойств три: сила, уравновешенность и подвижность; они общи и постоянны для каждого индивида; 4) сочетания основных свойств образуют четыре основных типа С. н.; 5) эти основные типы соответствуют четырем классическим типам темперамента – являются психологической основой психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераментах. Павлов обнаружил несостоятельность тезиса (5): накапливались факты такого рода, что по общей картине поведения животное следовало отнести к одному темпераменту, а по лабораторным испытаниям – к другому; иногда эти свойства даже оказывались противоположными. На основании подобных фактов И.П. Павлов сделал вывод, что типы С. н. должны определяться только по лабораторным процедурам, и тем самым отказался рассматривать типы С. н. как физиологическую базу темпераментов, понимаемых как " картины поведения". Сверх того, он изменил значение понятия темперамента, введя понятия генотипа и фенотипа. Тем самым темпераменту была дана чисто физиологическая интерпретация, а его психологические аспекты были названы характером. Так уже сам Павлов признал неверным тезис (5). Вскоре за тем был пересмотрен тезис (4). Возник вопрос, можно ли считать основными только названные типы, – ведь теоретически возможны и иные комбинации указанных свойств, да еще можно учитывать особенности отдельно тормозного и возбудительного процессов. Уже Павлов признавал, что различные комбинации свойств С. н. могут дать 24 разных типа. И более поздние исследования показали, что стойких сочетаний свойств С. н. действительно гораздо больше, чем 24. А выделение именно четырех типов, видимо, произошло под влиянием Гиппократа. Что касается тезиса (3), то понятие общих свойств С. н. тоже пришлось пересмотреть – это было очень неприятное открытие. Оказалось, что по разным лабораторным процедурам индивид может обнаруживать разные свойства С. н.; к тому же разные свойства обнаруживаются, если раздражители адресованы разным анализаторам и корреляция между этими свойствами оказывается низкой. Так что пришлось говорить не об общих, а о частных свойствах С. н., и не о ее общих типах, а о типах парциальных (имея в виду различные подкрепления). К тому же анализ свойств привел к расширению их списка: к трем основным свойствам добавились еще два – динамичность и лабильность. Встал также вопрос о выделении среди них первичных и вторичных свойств. Далее был поставлен под сомнение тезис (2). Конечно, процессы в анализаторных отделах коры больших полушарий мозга, изучаемые с помощью условно-рефлекторных процедур, имеют прямое отношение к поведению человека, но нельзя сбрасывать со счетов остальные отделы мозга. Новые данные нейрофизиологии показали фундаментальную роль подкорковых структур в активации поведения, его эмоциональной регуляции и в определении динамических особенностей поведения. Так что сохраняет свое значение лишь тезис (1), да и то с важной оговоркой: поскольку С. н. центральная не существует отдельно от организма, ее особенности – частичное проявление своеобразия данного организма, кое обнаруживается и в особенностях его морфологии, и в деятельности эндокринных систем, и пр. Поэтому следует искать органические корреляты индивидуальных особенностей поведения людей и животных в более широких биологических функциях. Итак, ныне четыре типа темперамента уже не фигурируют нигде – ни в плане психологическом, ни в физиологическом. Но выделяются " динамические аспекты" поведения – активность общая, включая ее моторные проявления, и эмоциональность (→ темперамент). Система отсчета –в психологии восприятия С. о. свойств значение той или иной перцептивной величины, относительно которой ведется оценка степени выраженности данного свойства у воспринимаемого объекта, отнесенного к той или иной перцептивной категории (см. также " Уровень адаптации"). С. о. в физике и психофизике восприятия пространства – теоретическая конструкция, используемая для описания пространственных положений объекта. Обычно связывается с некоторым объектом, который принимается за неподвижный. Понятие перцептивной С. о. при восприятии видимого направления на объект аналогично понятию физической системы отсчета. В качестве " нуля" такой С. о. часто используется эгоцентрическое направление " прямо перед собой", относительно которого воспринимаемый объект может оцениваться как находящийся выше, ниже, левее или правее. Система переработки информации – основополагающая метафора человеческого познания в когнитивной психологии. В результате уподобления устройству, перерабатывающему информацию, познание предстает как совокупность процессов анализа внешних воздействий (информации, которая в пределе может быть представлена в виде символов " 0" и " 1") упорядоченным набором условно выделяемых блоков. Каждый из блоков выполняет отдельную функцию, начиная от анализа первичных сенсорных признаков воздействий и заканчивая принятием решения о возможных ответных действиях. Системности (структурности, целостности), принцип –методологический принцип, в соответствии с которым свойства того или иного образования не сводимы к свойствам образующих их элементов и не выводимы из них. Свойство С. противопоставляется свойству аддитивности, а С. п. – аддитивности принципу. В отличие от аддитивных образований, изъятие отдельного элемента из системного образования разрушает его свойства как системы, поскольку эти свойства задаются в первую очередь соотношениями между элементами, а не только свойствами самих элементов. Большинство образований, с которыми приходится иметь дело в психологии, обладает свойством С. Примеры: психика, деятельность, перцептивный процесс, перцептивный образ, двигательный навык, мышление и др. Ситуация – система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Здесь внешнее положение по отношению к субъекту означает: воспринимаемую в пространственном отношении – внеположенность ему; во временном отношении – предшествование действию субъекта; в функциональном отношении – независимость от него соответственных условий в момент действия. К элементам С. могут относиться и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обусловливают его последующее поведение. Полное описание С. подразумевает выделение требований, предъявленных индивиду извне или выработанных им самим, выступающих для него как исходные (→ С. проблемная). Реализация требований С. создает предпосылки ее преобразования или преодолению. Выход за пределы С. (→ активность надситуативная) происходит в той мере, в какой у субъекта – при значимости для него этой С. – складываются и начинают реализоваться новые требования к себе, избыточные по отношению к первоначальным. Ситуация проблемная – возникающее при выполнении практического или теоретического задания осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и появление субъективной потребности в новых знаниях, реализуемой в целенаправленной активности познавательной. Одно из центральных понятий обучения проблемного. Ситуация развития социальная – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми. Понятие введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка – совокупности законов, определяющих появление и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Это понятие было направлено на преодоление представлений о среде как факторе, механически определяющем развитие личности. Представления о С. р. с. в изучении детства позволяют органично вписать онтогенез личности ребенка в социально-исторический контекст. С. р. с. обусловливает образ жизни ребенка, его бытие социальное, в обстановке коего приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований – особый знак распада старой С. р. с. и складывание новой, что сопровождается кризисами возрастными. С. р. с. представляет собой историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта в обществе, включающий такие составляющие: 1) объективные, условия онтогенеза и социогенеза – социальные, политические, экономические, правовые и прочие предпосылки развития личности; 2) статус социальный детства – историко-культурные и хронологические характеристики возраста детского в данном обществе; 3) роли социальные, реализующие общую социальную позицию ребенка – систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражаемую в его установках, в готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы. Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основа – глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Появление С. обычно является предпосылкой развития соответственных способностей, хотя бывают случаи несовпадения С. и способностей. Служба психологическая – особые подразделения в структуре предприятий и организаций, система психологического сопровождения деятельности различных социальных институтов. Система практического использования психологии для решения комплексных задач экспертизы, диагностики и консультации психологической в сферах производства, транспорта, народного образования, медицины, культуры, спорта, охраны правопорядка и пр. В организационном отношении С. п. оформляется как психологическая консультация профессиональная (служба семьи и брака, консультация профессиональная, ориентация профессиональная, консультирование управленческое и пр.) либо как специализованные психологические подразделения в структуре соответственных организаций (С. п. предприятий, учебных заведений и пр.). С 1986 г. С. п. в организациях стали входить составной частью в службы социального развития, включающие, наряду с психологами, социологов, экономистов и пр. Профессиональная деятельность психологов в С. п. обычно имеет комплексный характер, в ней применяются достижения различных психологических дисциплин. Объектами деятельности С. п. в организациях могут быть: организация как таковая, составляющие ее группы и отдельные личности. В работе С. п. решаются две основные задачи: 1) описание состояния объектов – психодиагностика; 2) воздействие – посредством рекомендаций или применения технологий социальных преобразования состояния объектов социальных.Создание и функционирование С. п.– важная задача прикладных отраслей психологии: медицинской, педагогической, юридической, психологии управления, психологии спорта и пр. Это важный инструмент социального развития и гуманизации системы общественных отношений, превращения психологии в элемент культуры общества. Наибольшее развитие такие службы нашли в промышленности и образовании. Слушание активное – процесс слушания, характерный намеренно повышенной активностью восприятия и субъективного участия индивида в ситуации общения. Включает в себя: 1) восприятие устного речевого сообщения – на сенсорном уровне; 2) вычленение сигнальных звуков в составе слов и их опознание – на перцептивном уровне; 3) установление смысла предложения и всего сообщения в целом – на когнитивном уровне. Восприятие смысла при С. а. значительно зависит от индивидуально-личностных особенностей слушающего, прежде всего, от гибкости мышления и направленности личности. Смещение (сдвиг) – согласно З. Фрейду, второй результат работы сновидения – искажение скрытого содержания сновидения (→ сновидение: содержание скрытое) путем перемещения акцентов с главного на второстепенное, незначительное или безразличное. Главное средство искажения сновидения (→ сновидение: искажение). Как процесс и результат модификации и перегруппировки сновидений С. проявляется: 1) в замещении скрытого элемента не собственно составной частью, но чем-то отдаленным – намеком; 2) в перемещении психического акцента с какого-то важного элемента на другой, неважный или безразличный, в силу чего в сновидении возникает другой центр и происходит подмена смысла сновидения. Согласно А. Фрейд – механизм защитный, заменяющий резкие и тяжелые тенденции менее резкими и тяжелыми. Смысл личностный – субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего. Одна из главных образующих сознания, индивидуализованное отражение действительного отношения личности к объектам, ради коих развертывается ее деятельность, осознаваемое как " значение – для – меня" усваиваемых безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы и ценности. Это понятие исторически связано с представлениями Л.С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов.Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания С. л. за счет включения его в другой мотивационный контекст. В подходе деятельностном А.Н. Леонтьева порождение С. л. происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются как единицы человеческого сознания. В рамках теории деятельности они определяются двояко: 1) по способу происхождения – содержательно; 2) по форме существования в сознании – функционально. Содержательно – это оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Смысл цели действия и действия в целом – в том, какому мотиву оно служит, удовлетворению какой потребности, опредмеченной в этом мотиве, оно способствует. Связь мотива и цели неоднозначна из-за двух обстоятельств: 1) мотив не всегда бывает осознанным; 2) одному и тому же мотиву могут соответствовать разные по содержательным и социально-нормативным характеристикам действия. В смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий; мотивы-стимулы могут порождать эмоции, но не смыслы. Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности, посредством коей он определяет, какому мотиву служит данное действие и оптимально ли оно с позиции соответствия мотиву и нормативным требованиям. Сама эта активность чаще всего не является сознательной и произвольно регулируемой, исключая случаи сознательной рефлексии и прочего, и может проявляться в сознании как чувство, интерес, эмоция, " значащее переживание". Функционально следует, что смыслом обладает не только действие, но и обстоятельства и условия, в коих оно совершается. Можно выделить два типа условий: способствующие и препятствующие совершению действия. Выделяются и два смысла условий деятельности: смысл благоприятствования и смысл препятствования совершению действия (→ препятствие внутреннее). Введение понятия С. л. как единицы сознания сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как сознания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие применяется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, мотивов, установок, эмоций и пр. Выделяется ряд составляющих смысловых систем: 1) побуждающие к деятельности мотивы смыслообразующие; 2) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, обретшей для него субъективную ценность – значимость; 3) выражающие С. л. установки смысловые; 4) регулируемые установками смысловыми поступки и деяния личности. С. л. имеют ряд важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из них – производность С. л. от места человека в системе общественных отношений и от его позиции социальной. Обусловленность С. л. позицией социальной определяет и другие особенности их психологической природы: опосредованность изменения С. л. изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания С. л. для его изменения и пр. Поскольку перемена позиции социальной человека влечет переосмысление его отношений к действительности, иногда это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности С. л., порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как " потеря себя" и утрата смысла существования. Такие перестройки нужно отличать от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний – симпатий, антипатий, желаний, хотений и прочего, изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания, как и эмоции, выполняют функцию оценки С. л., способствуя осознанию своих отношений к действительности, их значимости. При несовпадении субъективных переживаний и С. л. изменяется направленность переживаний, а не смыслов. По своей функции С. л. делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств и действий. Но доступность сознанию не означает, что смысл всегда осознан. Он может реализовать свою функцию информирования в форме эмоционально-чувственной. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии – задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую задачу – на сокрытие смысла и, прежде всего, от самого себя. Это сокрытие и лежит за описанными З. Фрейдом механизмами защитными; поэтому для объяснения роли этих механизмов нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Жизнедеятельность человека, в коей он реализует множество важных для него отношений, неизбежно порождает конфликтные ситуации, делающие некие обстоятельства преградными, на осмысление чего у человека в данное время может недоставать сил и отваги. Итак, цели действий могут обладать смыслами и в отношении мотивов этих действий, и в отношении адекватности выбора определенного действия. Смысл действия является результатом психологической активности; обстоятельства совершения действия также обладают смыслами. Наибольший интерес представляют смыслы, обнаруживающие преградность обстоятельств. Различные виды преградности определяют разнообразие смыслов, могущих существовать в вербальной и невербальной формах. Проявления личности, выявляемые в тестах проективных, по-видимому, могут быть адекватно поняты в терминах С. л. и соответственной деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов. Смысловой барьер – возникающее между людьми непонимание, основанное на том, что одно и то же событие, одни и те же слова имеют для них разный личностный смысл. Сновидение – субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во время сна – преимущественно в фазе сна быстрого (парадоксального); психический процесс в периоде сна, сопровождающийся зрительными образами.Содержание и эмоциональная окраска С., степень участия в собственных С. связаны с интенсивностью физических сдвигов в сне быстром. Характерная для сна быстрого активация коры мозга головного относительно больше выражена в полушарии правом, что соответствует преобладанию в С. пространственно-образного мышления (→ асимметрия межполушарная). Это тесно связано со своеобразным изменением сознания в С.: отражение реальности и знание о себе как о субъекте познания нарушено, человек не осознает себя видящим С., в результате нет и критического отношения к воспринимаемому, даже алогичному. В то же время сохраняются оценка самого себя и эмоции – чувство вины, стыда и пр. Сюжеты С. в образной, символической форме отражают основные мотивы и установки субъекта. Переживание и запоминание С. сильно зависят от особенностей личности и эмоционального состояния перед сном. Одна из основных функций С. – эмоциональная стабилизация. Она составляет важное звено в системе защиты психологической, временно ослабляет напряженность конфликта психического и способствует восстановлению активности поисковой. И с этим, и с преобладанием мышления образного связано положительное влияние С. на процессы творчества. Функциональная неполноценность системы сон быстрый – С. есть существенный фактор в появлении неврозов и заболеваний психосоматических. Согласно З. Фрейду, С. – охранитель нарушений сна, особый способ устранения мешающих спать раздражений путем их галлюцинаторного удовлетворения. С. толкуется как своеобразное осуществление желаний, преимущественно сексуального характера. С некоими оговорками, С. – " физиологический бред нормального человека". Механизмы образования С. – прототип способа возникновения симптомов невротических, а потому С. – универсальный " симптом невротический", проявляющийся и у всех здоровых людей. В зависимости от личности, С. может менять смысл. Содержание С. частично поддается воздействию. Изучение и толкование С. – основной путь к познанию бессознательного в душевной жизни. Различаются: С. исполнения желаний, страшные С. и С. наказания. Согласно Э. Фромму, С. – любая умственная деятельность в состоянии сна, выражающая высшие и низшие функции мозга головного. Сновидение: толкование – один из важнейших методов психоанализа, согласно З. Фрейду, – весьма существенный прием, позволяющий познать глубинные силы личности – преимущественно бессознательные – и объяснить истинные мотивы ее поведения. Исходит из трех заранее принятых предположений: 1) С. имеет определенный смысл; 2) на основании явлений гипотетического сна можно допустить существование временно бессознательных душевных процессов и при нормальном сне; 3) все возникающие мысли детерминированны. Главная задача при толковании в том, чтобы заменить содержание С. скрытыми мыслями, лежащими в его основе, и так разрешить путаницу, созданную деятельностью сна. Толкование С. – научный метод, позволяющий также установить истинное психическое состояние индивида. Сознание (сознательное) – форма отражения объективной действительности в психике человека – высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому. Характерно тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его " внутреннем опыте" и предвосхищающих его практическую деятельность – мозаика состояний, играющая более или менее значительную роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивида. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование С. индивида. С. характеризуется: 1) активностью; 2) интенциональностью, т.е. направленностью на предмет: С. всегда – С. чего-либо; 3) способностью к рефлексии, самонаблюдению – осознание самого С.; 4) мотивационно-ценностным характером; 5) различной степенью (уровнями) ясности. С. любого индивида уникально, но не произвольно – оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего, структурами системы социальной, где существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер. Изучение С. сталкивается с двумя основными трудностями.Первая трудность состоит в том, что все психологические явления предстают перед индивидом постольку, поскольку они осознаются – в том числе бессознательное, кое осознается либо в результате специальной процедуры " доведения до С.", либо косвенно – в виде искажений С. По данным самонаблюдения, С. лишено собственной психологической специфики – его единственный признак состоит в том, что благодаря ему перед индивидом предстают, с некоей степенью ясности, различные явления, составляющие содержание конкретных функций психологических. Поэтому С. рассматривалось: 1) либо как общее " бескачественное" условие существования психики и обозначалось метафорически – " свет С.", " поле С. " и пр.; в этом случае о конкретном или экспериментальном изучении С. не могло быть и речи; 2) либо отождествлялось с некоей функцией психической, чаще всего – со вниманием или мышлением; в этом случае изучение С. подменялось изучением соответственной функции. Все это порождало мнение, что С. для психологии научной – фикция. Вторая трудность вытекает из первой; С., как и отдельные функции психические, не локализуется во внешнем пространстве; но в отличие от функций психических, С. – из-за его " бескачественности" – не удается " расчленить" и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик С., по которым оно могло бы изучаться известными методами. Важна для конструктивного анализа С. восходящая к Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем С., накладывающихся на непрерывно меняющийся поток информации сенсорной и определенным образом организующих его. Отечественная психология разработала общее представление об онтогенетическом формировании С. Структуры С. индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе развития филогенетического (исторического). Деятельность предметная и ее атрибут – общение обладают следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре: 1) социальным происхождением и строением – это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредованности орудиями и знаками; 2) разделенностью между двумя субъектами; 3) направленностью на объект. Структура деятельности совместной порождает структуру С., определяя, соответственно, следующие его основные свойства: 1) социальный характер, включая опосредованность знаковыми (в том числе вербальными) и символическими структурами; 2) способность к рефлексии и внутренний диалогизм; 3) предметность. Значительный интерес представляют взгляды на С., высказанные А.Н. Леонтьевым. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к С. – " совместному знанию", и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное С. Итак, основные образующие С. – смыслы и языковые значения. Первое, что обнаруживается при взгляде на " поле С.", – это необыкновенное разнообразие его содержаний. Поле С. неоднородно еще и в том смысле, что в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая, – " поле внимания", или " фокус С."; за пределами ее – область, содержания коей неотчетливы, смутны, нерасчлененны, – " периферия С.". Содержание С. в обеих областях находятся в непрерывном движении. Выделяются два вида состояний С.: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. При размышлениях периоды устойчивых состояний перемежаются переходами – изменчивыми состояниями, часто неуловимыми. Переходные моменты весьма трудно уловить самонаблюдением: при попытках остановить их исчезает само движение, а если пытаться о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения. Движение С. и его непрерывное изменение отражается в понятии потока С. С. таит многие любопытные особенности и неведомые глубины, куда иногда удается заглянуть " с края пропасти". Так, в критических ситуациях человек существует как бы на двух взаимоисключающих уровнях: 1) с одной стороны, он должен быть частью объективного мира, где его Я вынуждено приспосабливаться к внешней реальности; это – уровень С. экстравертированного, функций перцептивных и принятия решений; 2) с другой стороны, он погружается в субъективный мир состояний измененных С., из коего исключена связь с внешней действительностью и временем и где укореняется глубинное Свое, где, по мнению некоторых, реализуется состояние " океанического союза со Вселенной". Согласно З. Фрейду, С. – одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени. Основная роль С. – роль органа чувств для восприятия психических качеств, преимущественно – для восприятия внешних раздражений, а также чувств удовольствия и неудовольствия, могущих проистекать лишь изнутри психики. В психоаналитическом понимании С. – лишь качество, кое может присоединиться или нет к отдельному душевному акту и кое никогда ничего не изменяет в нем, если не наступает. Большинство сознательных процессов сознательны лишь кратковременно, и процесс возбуждения не оставляет в С., как во всех других психических системах, длительного изменения его элементов. Психоанализ не считает С. сущностью психического и трактует его как, прежде всего, чисто описательный термин.
|