Студопедия — CL О) С
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

CL О) С






Для участия в конференции с целью возмещения организа-ционных расходов необходимо перечислить в АННОО «Приволжский Дом знаний» на р/c № 40703810648000005804
в Отделении № 8624 Сбербанка России г. Пенза, кор. счет
№ 30101810000000000635, БИК 045655635, ОКПО 62530406, ОКВЭД-2001 73.10, ИНН 5837041900 КПП 583701001, ОГРН 1095800001318 за каждого участника взнос в сумме 789 руб.
(за одну публикацию объемом не более 4 стр. через двойной интервал) с обязательным указанием «за участие в конференции МК-24-413» и фамилии участника. За каждую страницу публикации объемом более 4 стр. стоимость взноса увеличивается на 140 руб.

УДК 329 ББК66.6

ISBN 5-8291-0525-Х ISBN 5-902833-06-Х

Зимина Л.А., перевод, 2000 Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2005 Парадигма, 2005

©


Книга М. Дюверже «Политические партии» впервые вышла в России накануне пятидесятилетия своего первого парижско­го издания: срок достаточный, чтобы ее оценил самый бес­пристрастный судья — время. Судьба подарила Дюверже завид­ное жизненное и творческое долголетие: он родился в 1917 г., его первая работа написана еще в 1944 (рукопись погибла в годы фашистской оккупации). Юрист, сорбоннский профес­сор права, он стал автором многочисленных социологических и политологических монографий, был политическим обозре­вателем еженедельника «Монд», консультантом и советником многих послевоенных французских правительств, участником разработки основных правовых документов Пятой республики и последующих реформ ее политического устройства и изби­рательного режима, организатором и руководителем продук­тивного научного-исследовательского Центра сравнительного анализа политических систем, работающего по международ­ным программам. Многие его книги — такие, как «Демократия без народа» (1961), «Янус. Два лика Запада» (1972), «Республи­канская монархия» (1974), «Открытое письмо социалистам» (1976), «Республика граждан» (1982), оказывались в свое время заметными фактами не только научной, но и общественной жизни Франции, а сам Дюверже стал признанным авторите­том в области политических наук.

Впечатляет количество осуществившихся за полвека про­гнозов Дюверже: в 1958 г. в своей знаменитой передовице в «Монд» под названием «Когда?» Дюверже с хронологической точностью предсказал неизбежность второго пришествия де Голля к власти; в «Политических партиях» он предупреждал о возможности появления во франции неофашистских партий, что казалось тогда, вскоре после великой победы над фашиз­мом, совершенно невероятным; но прошло совсем немного времени, и явился Пужад, а ныне всех демократически настро­енных французов периодически тревожит рост электората «Национального фронта» Ле Пена на каких-нибудь очередных


Си

Ш S ш о

% а.

О)

П


выборах... В книге Дюверже немало «русских сюжетов», и один из них хотелось бы здесь привести: говоря о неизбежности естественной либерализации тоталитарных партий с течением времени, он тем не менее пессимистически оценивает подоб­ную перспективу коммунистической партии СССР, сомнева­ясь, что и обозримом будущем ее обновляющийся «внутренний круг» ПОЗВОЛИТ ей следовать этим естественным путем. И дей- СТВИтельно,понадобилось больше 30 лет только для того, что­бы «процесс пошел»... Неудивительно, что за Дюверже закре­пилась еще и слава одного из самых проницательных политологов Франции. Но все же и поныне Дюверже остается широко известным в стране и за ее пределами прежде всего как автор книги «Политические партии», увидевшей свет в 1951 г. Французские политологи нередко самокритично сетуют на из­лишний «франкоцентризм» своей отрасли научного знания, который серьезно ограничивает ее международный резонанс. Книга «Политические партии» благодаря глобальному харак­теру темы, широте и разнообразию эмпирической базы и уровню теоретичности исследования давно приобрела мировую изве­стность. Она заслуженно принесла автору репутацию создате­ля современной теории политических партий и переведена более чем на 20 языков мира.

«Политические партии» М. Дюверже продолжили и в из­вестном смысле завершили тот блестящий ряд исследований политической организации общества и демократии, который в конце XIX — начале XX века был открыт трудами Э. Дюркгейма, М. Острогорского, М. Вебера,Р. Михельса и других выдающихся мыслителей, в ходе своих изысканий по существу заложивших и основы политической социологии как самостоятельной отрас­ли научного знания. Опираясь на этот фундамент, Дюверже по-новому подошел к самому понятию современной политической партии. Современные партии, по Дюверже, — это те партии, которые складываются в эпоху становления всеобщего избира­тельного права как единственного способа легитимации власти и качественного расширения прав парламента; они возникли в неразрывной связи с крушением абсолютистских феодальных режимов, сословно-иерархической структуры средневекового общества, авторитарной политической власти и цензовых изби­рательных режимов. Нужно особо подчеркнуть, что современ­ная партия для Дюверже — это не какой-то один определенный тип партий (например, массовые социалистические партии, как это ему иногда приписывают, хотя эти партии с их сильной ор­ганизацией, дисциплиной, а главное «народным способом» финансирования выборных кампаний вместо обращения к по­жертвованиям «денежных мешков» и способностью демокра­тического обновления политической элиты он действительно рассматривает как наиболее адекватно соответствующие эпохе демократии и считает их возникновение настоящей революци­ей). Современная партия, согласно Дюверже, — это партия, спо­собная реализовать всеобщее избирательное право и завоевать парламентское большинство путем нормального использования институтов демократического общества. Но что же является мерилом, критерием такой способности? Дюверже в отличие от своих ближних и дальних предшественников рассматривает со-


временную политическую партию не как общность идейную, «доктринальную» (либеральная концепция партии) или соци­ально-классовую, идеологическую (марксистская концепция партии), а прежде всего как общность структурно-функциональ­ную. Отнюдь не принижая ни роли идей, ни значения социально-классовой детерминации, Дюверже формулирует свое ключе­вое положение: сущность современных политических партий полнее и глубже всего раскрывается в их организации; партия есть общность на базе определенной организационной струк­туры; характер этих базовых структурных единиц и способ их интеграции в единое целое самым существенным образом влия­ет на ее социально-классовый состав и доктринальное единство; эффективность деятельности партии и даже сами принципы и методы этой деятельности непосредственнее всего определя­ются самой устойчивой характеристикой партии — ее базовой организационной структурой.

Главные исторические типы элементарных базовых обра­зований, лежащих в основе современных политических партий, способы их интеграции в единую целостную партийную общ­ность прежде всего и исследуются в труде Дюверже (этот ана­лиз занимает его первую часть). При этом данные структуры — комитет, секцию, ячейку, милицию (вооруженное формирова­ние) — он рассматривает не просто как исторический конти­нуум таких структур, последовательно возникавших и сменяв­ших друг друга, как порой полагают. Набор качеств и характеристик, обеспечивающих возможность реализации все­общего избирательного права, весьма широк и вариабелен, а относительная самостоятельность социальных явлений и осо­бая творческая активность человека как субъекта социально-политической жизни приводят к тому, что каждая реально су­ществующая, конкретная партия неизбежно выступает как уникальная точка пересечения принципов и закономерностей различных исторически сложившихся типов структур. В ныне существующих партиях всегда обнаруживаются черты и коми­тетов, и секций, etc., хотя в них всегда можно и нужно выделить доминантную, системообразующую структуру, определяющую саму сущность, облик и стиль каждой отдельной партии.

Во второй книге «Политических партий» Дюверже на базе огромного конкретно-исторического материала, охватывающе­го историю политических партий самых различных стран и кон­тинентов — от Америки до Австралии — анализирует партий­ные структуры в более широком и до него систематически совершенно не рассматривавшемся аспекте: он исследует партийные системы (двухпартийность, многопартийность, од-нопартийность), естественно-исторические условия, конкрет­ные пути и факторы их становления (главным среди последних Дюверже считает избирательную систему); далее, союзы партий — их причины, закономерности, характер политического поведе­ния и эволюции партий в рамках этих союзов; и, наконец, харак­тер взаимодействия политических партий и политических ре­жимов, многообразные практические модификации реального разделения властей, выступающие следствиями конкретного со­отношения сил в зависимости от результатов выборов. Специ­ально исследуются такие формы реализации власти, как доми-


■о

I

I

о

ш ГС

Го О Ь

о

I

D


 


V

О. С

с

ш

о


нирование и чередование партий, особый раздел посвящен фун­кции оппозиции — одним словом, мы в первоисточнике найдем здесь анализ многих и многих понятий, которые прочно вошли ныне в инструментарий современной политологии и полити­ческой социологии, в язык политической практики.

Здесь нет ни возможности, ни необходимости раскры­вать все богатейшее содержание и внутреннюю логику иссле­дования Дюверже — они наглядно выражены в исключительно четкой структуре книги. Но нельзя еще раз не подчеркнуть его теоретический характер: используя системный подход и метод структурно-функционального анализа в широких рамках диа­лектики, Дюверже по существу строит теоретическую модель современной политической партии (сам он предпочитает скромно именовать ее схемой, справедливо подчеркивая огра­ниченность структурно-функционального моделирования сложных общественных явлений). При этом ему совершенно чужда односторонность: в отличие от представителей той ту­пиковой ветви структурализма, которая абсолютизировала структурно-функциональную детерминацию и анализ соци­альных структур, а потому с логической неизбежностью при­шла к идее «смерти человека» в современной социологии, для Дюверже человек не просто равноценный, а центральный и повсеместно присутствующий объект анализа и последующего теоретического синтеза. Человек в «Политических партиях» представлен не только специальной главой «Члены партии»; любой магистральный и второстепенный сюжет рассматрива­ется французским политологом сквозь призму человеческой активности, социальной, групповой и индивидуальной психо­логии — именно в них Дюверже ищет и находит ответ на воп­рос о реальном происхождении, бытии и функционировании организационных структур, их подчас неожиданном и пара­доксальном сочетании в строении конкретных современных политических партий. Важнейший сюжет его исследования — сущность и характер принадлежности человека к организаци­онной структуре, связи человека и партийной общности, слож­ный двусторонний характер их взаимной детерминации. Этот аспект анализа дал целый спектр глубоких характеристик-обоб­щений, вошедших в понятийный аппарат и язык современной политологии: кадровые и массовые партии; партии тоталитар­ные и специализированные; партия-общность, партия-обще­ство и партия-орден (три последние понятия сегодня часто за­меняются понятиями первичной и вторичной организации, думается, значительно обедняющими аналитический инстру­ментарий политолога по сравнению с переосмысленной Дю­верже применительно к партийным организмам дихотомией Ф. Тенниса). Все это не только своеобразные организацион­ные структуры, но и определенный тип причастности (partipation) к ним человека, и здесь необходим, по выражению Дюверже, настоящий «политический психоанализ» — его об­разцы порой и являет нам книга, иные фрагменты которой до­стигают выразительности художественной прозы.

Нелишне напомнить, что то время, когда Дюверже рабо­тал над своей книгой, отмечено в политических науках непрек­ращающимися методологическими дискуссиями: скрещивали


шпаги сторонники юридического и содержательного подходов к исследованию политической жизни и политического поведе­ния, адепты бихевиористской «революции» и структурно-фун­кциональной аналитики, сторонники индивидуального и груп­пового начала в изучении политического действия, строгой объективности — и ценностного подхода; молодая и динамич­ная американская эмпирическая социология атаковала тради­ционный европейский академизм. Парадигмы всех этих школ и течений, как правило, поначалу обогащая политическую науку новыми методиками и ценнейшим эмпирическим материалом, в конечном счете обнаруживали неправомерность своих пре­тензий на роль универсальной методологии и нередко стано­вились препятствием в развитии теоретического ее этажа.

Дюверже совершенно неслучайно предпочитает называть избранную им отрасль научного знания не политологией, а по­литической социологией. Особо не вдаваясь в вышеуказанные дискуссии (уже после «Политических партий» он создаст специ­альные работы по методологии социологических и политичес­ких наук), но и не пренебрегая новейшими методами эмпиричес­кого исследования, он счастливо избегает крайностей, абсолютизации какого-либо из них. Пронизывающая его книгу глубокая, в лучшем смысле слова традиционная философская куль­тура, своего рода картезианская интеллектуальная интуиция, а иногда и просто «острый галльский смысл» неизменно удержи­вают Дюверже в рамках доброй старой диалектики. Для внима­тельного и неторопливого читателя (а как же еще читать класси­ку!) будет очевидно, что настоящая, пусть нигде специально и не декларируемая, но органически определяющая движение его мысли парадигма — это диалектика Канта, Гегеля, Маркса с ее принципами развития, противоречия, различия онтологическо­го и гносеологического, восхождения от абстрактного к конк­ретному, вне которых невозможно подлинно теоретическое ис­следование. И, заметим, настоящее понимание и использование результатов такого исследования. Авторы некоторых наших учеб­ников и политологических пособий, воздавая должное Дюверже как «автору наиболее успешной типологии современных поли­тических партий», нередко сетуют на то, что не все современные партии (чаще всего указываются аграрные или христианско-де-мократические, реже — лейбористские) «укладываются в типо­логию французского политолога». Хотелось бы видеть типоло­гию, в которую они «уложатся», да еще без остатка... Ведь это был бы верный признак ее несостоятельности и ненаучности. Само желание осуществить подобную операцию связано с непо­ниманием диалектики реального явления и его идеального отра­жения, сущности теоретического знания. Как и вообще в теории, гносеологическим понятиям в политической социологии было бы неправомерно придавать статус реальности: это научные аб­стракции, своего рода веберовские «идеальные типы», достоин­ство которых отнюдь не в том, что они буквально равновелики каким-то реальным объектам и явлениям. Их подлинная ценность заключается в способности выступать в качестве объяснитель­ных и прогностических принципов, что неустанно подчеркивает и сам автор. Так что не реальные партии следовало бы «уклады­вать» в систему его понятий, а, напротив, сами эти понятия при-


о

1 п

о

и

X

п>;

=1

Га

О

ь

Z2 о

о

Х>;



СП 5

L

CL О) С

4) ш

О и

ее <и а.

С

О

CL

О)

о


менять к анализу конкретных действующих на современной по­литической арене партий, чтобы осмыслить их сущность, про­гнозировать и направлять их дальнейшую эволюцию.

Книга Дюверже — это поистине энциклопедия знаний, необходимых для сознательного действия в сложнейшем мире политической жизни и направленного влияния на эволюцию такой специфической ее структуры, как политическая партия. Дюверже не обещает и не навязывает нам никаких «железных законов» (в редких случаях он характеризует сформулирован­ные им зависимости как однозначные) — он предлагает всего лишь проверенное практикой современных политических партий знание того, к каким последствиям приводило и может привести то или иное решение, тот или иной выбор или исто­рически сложившееся стечение обстоятельств. Теоретический анализ постоянно переплетается у Дюверже с органичными экскурсами в практику политической истории и политической борьбы. Мы найдем в книге французского автора немало блес­тящих примеров практического приложения теоретических понятий к анализу сложнейших «биографий» конкретных по­литических партий нашего времени. И эти страницы его книги незабываемы: так впечатляет «актерский показ» выдающихся театральных режиссеров, создателей знаменитых систем, ко­торые в неумелых руках не только не обнаруживают все свои возможности, но и способны погубить сам театр, превратив его в музей восковых фигур...

Дюверже назвал свою книгу «Политические партии», но содержание ее гораздо шире и глубже, ибо лейтмотивом его труда выступает проблема соотношения демократии и полити­ческих партий. И он подсказан самой жизнью: ведь уже к кон­цу XIX века демократия с ее всеобщим избирательным правом, представлявшаяся наконец-то найденным решением пробле­мы социального и политического равенства и личной свободы, сама оказалась величайшей проблемой. И суть ее можно было бы выразить так: противоречие демократии и тирании — серд­цевинное противоречие новейшей истории, притом отнюдь не только в форме внешнего противостояния еще существующим и вновь нарождающимся тоталитарным режимам. Отцы-осно­ватели политической социологии поставили вопрос иначе: ав­торитарная власть возникает и утверждается внутри самой демократии, ее институты непостижимым образом сами ста­новятся источником такого тотального господства над поро­дившими их социумами, перед которым бледнеют реалии ан­тичных диктатур и средневекового абсолютизма. Уже тогда среди этих институтов М. Острогорским, М. Вебером и Р. Ми-хельсом были особо выделены политические партии. «Прокля­тие свободных правительств» — эта эмоциональная инвектива А. Токвиля, в свое время определившего демократию как нео­братимую общую тенденцию мирового развития, начала обре­тать статус научно аргументированной концепции.

Время, казалось бы, работало именно на нее. Вопрос об ограниченности либеральной демократии был поставлен еще Марксом: исследуя сущность и различные формы социально­го отчуждения, он дал справедливую критику ущербности прак­тики парламентаризма, формальности прав и свобод челове-


 


ка в классово разделенном обществе. Соединившись с борь­бой рабочего класса, возникшее вокруг его доктрины, по точ­ному выражению Дюверже, «мощное интеллектуальное дви­жение» заложило основы принципиально нового типа политических организаций — массовых социалистических партий, ставших одним из важнейших факторов утверждения и практической реализации всеобщего избирательного права и, как представлялось, колоссального расширения самой де­мократии и выхода ее на новый качественный уровень. Одна­ко авторитарные и олигархические тенденции этих организа­ций уже достаточно определенно проявили себя к концу XIX и еще более отчетливо и угрожающе — в первой половине XX века. Кризис европейского парламентаризма, реалии тотали­тарных режимов во всех их формах как будто бы однозначно подтверждали сформулированный Р. Михельсом «железный закон»: политические партии, подобно любой иерархически построенной организации, неизбежно вырождаются в ту или иную форму олигархии; демократия невозможна в силу при­роды человека, сущности политической борьбы и самого ин­ститута организации. Не будем забывать, что в том же ключе звучали и созданные Г. Моска и В. Парето «теории элит». Так из критики политических партий постепенно рождались апо­логия авторитаризма и очертания будущей фашистской идео­логии, допускающей существование лишь одной партии — во имя уничтожения всех политических партий вообще.

Без учета этого невозможно вполне оценить действи­тельное место и значение труда Дюверже, в центре которого стоит вопрос: отвечает ли демократия условиям нашего вре­мени и соответствует ли ей режим политических партий? А ко всему тому нельзя не добавить и чисто «французский» штрих: Дюверже писал свою книгу в конце 40-х; еще не утра­тила актуальности тема ответственности довоенных полити­ческих партий за национальную катастрофу Франции 1939— 1940 годов, а короткая история политической борьбы после Освобождения — уже в который раз! — возродила в обще­ственном мнении традиционный мотив обличения «кошмара политических партий», всегда (а в такие времена — особен­но) находящий отклик отнюдь не в одних лишь консерватив­ных или откровенно реакционных слоях «правящего класса». И уже громко заявила о себе РПФ («Объединение французс­кого народа») — партия-движение, созданная в 1947 г. гене­ралом де Голлем, со свойственной ему энергией и во всеору­жии своего тогда еще для многих непререкаемого авторитета развернувшим яростную атаку против всех и всяких полити­ческих партий во имя решения действительно острейших со­циально-экономических проблем послевоенной Франции на путях авторитарного правления — «режима без партий». Вспомним еще, что в мире уже шла «холодная война», и под ее прицелом в странах развитой демократии оказались те самые демократические идеалы, за которые они, казалось бы, и сра­жались в составе антигитлеровской коалиции. Нельзя не оце­нить прежде всего личное гражданское мужество ученого, который именно в такое время бескомпромиссно заявил: «"ре­жим без партий" — это режим без демократии».


п>;

П о

а

S

л

CD

гт> из

g

о

"U

ч



 

со <V CL V с

V

ш о

С;

О

CL

Ф

ш

Z


В своей книге М. Дюверже всесторонне обосновывает объективную необходимость политических партий как атри­бута современной демократии, и это сообщает особый смысл чисто ценностному убеждению в том, что демократия — выс­шее социально-политическое завоевание нашего времени.

Свойственное ему на протяжении всей его долгой жизни сочетание преданности высокой науке и политической анга­жированности (у этого специфически французского, введен­ного в оборот Сартром термина так много смыслов и оттенков, что все их можно передать, наверное, только русским поняти­ем «гражданственность») сделало автора «Политических партий» живым носителем лучших традиций французской со­циально-философской и политической мысли, идущих от Воль­тера и Монтескье. В книге Дюверже просто невозможно не ощутить дух Франции и дух Парижа, того Парижа, который поистине сам представляет собой настоящий институт граж­данского общества — с его не имеющей аналогов концентра­цией интеллигенции, деятелей науки, искусства, литературы, с особым умением материализовать достижения прогрессивной мысли в практических движениях всегда живо откликающегося на них общественного мнения и реформах политического и правового устройства общества.

Все это вместе взятое и объясняет непреходящую актуаль­ность книги Дюверлсе. В «Политических партиях» мы найдем критический анализ входившей тогда в моду так называемой кон­цепции «научной демократии», согласно которой партии как таковые должны сойти с политической сцены, поскольку пред­ставительство в парламенте и других выборных демократичес­ких органах якобы может отныне без всяких выборов оптималь­но устанавливаться с помощью той методики, посредством которой институты Гэллапа или Харриса определяют объем и состав репрезентативного массива для проведения опросов об­щественного мнения. С тех пор по разным конкретным поводам такого рода концепций возникало немало. Так было и в 70—80-е годы, когда лавинообразный рост СМИ, их невиданные техни­ческие возможности породили понятие и целую концепцию «те­ледемократии». Известнейший американский футуролог О. Тоф-флер отводил СМИ роль наконец-то найденного средства подлинной демократизации общества; французский публицист и политик (а тогда и генеральный секретарь партии радикалов) Ж.-Ж. Серван-Шрайбер приветствовал их как «новую техноло­гию демократии», которая делает политические партии анахро­низмом. В 1972 году американский социолог Д. Бродер в своей книге призовет повременить с похоронами указанного инсти­тута, но — очевидно ощущая реальность угрозы — назовет ее «Конец партий»... В самих дискуссиях М. Дюверже не участвует, но именно в эти десятилетия его книга и завоевывает междуна­родное признание, снова оказывается востребованной: ведь в то время проблема создания и воссоздания партий обретает особую актуальность в таких странах, как Испания, Португалия, Греция. Да и сама Франция примерно в тот же период проходит путь от многопартийности к своеобразной двухпартийной сис­теме в форме чередования у власти блока новых правых партий и социалистов (в полном соответствии со сформулированными


в книге Дюверже закономерностями, главной вехой такого пути стал переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной с одним туром). «Политические партии» вызы­вали острый интерес научной общественности и неформальных движений в СССР в первые годы горбачевской перестройки; тогда еще запертая в «спецхранах», книга распространялась в виде «самиздатских дайджестов», переведенных чаще всего с англий­ских изданий.

Отстаивая политические партии как институт демокра­тического общества, Дюверже отнюдь не идеализирует поли­тические партии вообще, а тем более какую-либо конкретную партию. Напротив, с предельной объективностью ученого он видит и со скрупулезностью юриста фиксирует те черты это­го созданного для реализации демократии института, кото­рые демократии-то как раз и противоречат, — даже в странах и партиях, претендующих олицетворять собою эталон демок­ратии. Но все же это — свидетельство не обвинения, а защи­ты. Для Дюверже всеобщее избирательное право остается ничем не заменимым способом легитимации власти, избира­тельный бюллетень — единственно реальной формой обще­ственного договора граждан с властью, а политические партии — инструментом выражения, формирования и представитель­ства общественного мнения, средством политического само­определения граждан и субъектом ответственности власти перед ними. Ведь демократия в понимании Дюверже — это не «управление народа самим народом» (такое представление вряд ли соответствовало даже античному полису), а вещь, как он выражается, более скромная, но и более реальная — это свобода для народа и для каждой части народа; она обеспечи­вается «управлением народом элитами, вышедшими из само­го народа». Режим же без политических партий неизбежно отдает власть элитам, обязанным своим привилегированным положением происхождению, деньгам или должностям, а он еще дальше от демократии, чем «режим партий».

Демократия отнюдь не является социальной панацеей и простым устройством: нужно привыкнуть к мысли, что она все­гда была и останется проблемой, требующей повседневного решения. В одной из своих публицистических работ он сравни­вает ее с находящимся в полете современным самолетом или действующим атомным реактором, которыми надо постоянно и со знанием дела управлять, чтобы избежать катастрофы, не­устанно приводя их параметры к норме. Демократии угрожает не режим партий, а потенциальная возможность авторитар­ной, олигархической и тоталитарной их ориентации. Однако в результате своего исследования Дюверже приходит к обосно­ванному выводу о том, отнюдь не все партии совместимы с такой ориентацией, а в самой природе современных партий заложены черты и тенденции, способные противостоять ей и даже исключать ее. Задача состоит не в том, чтобы отнять у общества современные средства его организации, но в том, чтобы вернуть этим средствам их действительное предназна­чение. А для этого необходимо понимать их происхождение, сущность, законы функционирования и развития, чему и по­священ фундаментальный труд М. Дюверже.


■о го

О и

л

СР

О

За

Zl о



 

■к.



О а

J

с

0)

ш

О и

I

А.

с

С;

о

CL

ф

г


С тех пор, когда М. Дюверже работал над своим исследо­ванием, в мире многое изменилось. Собственный путь крити­ческих испытаний и реформ прошли старые, развитые демок­ратии; понятие «западных» ценностей перестало быть прямым синонимом ценностей демократических — восточные демок­ратии ныне пополнили представление о них своим интерес­нейшим опытом. Институты, нормы и ценности демократии становятся атрибутами не только национальных государств, но и межгосударственных, не знающих национальных границ образований. И, конечно, одним из самых значительных со­бытий современной истории стало вступление России на путь демократического развития.

Книга Дюверже выходит у нас с большим опозданием — и все же очень вовремя. И не просто потому, что классика акту­альна всегда. В силу определенных исторических причин стра­на заново переживает период становления гражданского об­щества и демократического государства. Но это происходит в колоссально изменившемся по сравнению с эпохой формиро­вания классических демократий мире, а потому наша далеко еще не сложившаяся демократия с особой силой искушается всякого рода научными, политическими и технологическими иллюзиями. И пожалуй, самая опасная среди них — это иллю­зия, будто бы для России возможен некий сокращенный, мину­ющий формирование настоящих партий путь к демократии. «Продвинутые» политтехнологи уверенно рассуждают об уста­релости классических политических партий и уверяют нас, что теперь наступает время господства «партийных машин», боль­ших денек, избирательных технологий и своего рода плебисци­тарной демократии, когда главным орудием борьбы за голоса избирателей становится «административный ресурс». Надо ли говорить, что в обществе с огромным грузом нерешенных эко­номических, социальных, политико-правовых, национальных и других проблем все это может не только задержать становле­ние демократии, но и привести к накоплению энергии нового социального взрыва, угрожающего ее уже оформившимся за­чаткам. В стране, где с такими трудностями, а порой и просто заходя в тупик, идет процесс формирования современных партий и органического включения их в политическую систему общества, книга Дюверже найдет сегодня самого заинтересо­ванного читателя.

Этот перевод осуществлен благодаря просветительским издательским программам Института «Открытое общество». Вместе с тем переводчик не может не выразить самой глубо­кой признательности всем, кто своей личной помощью спо­собствовал подготовке русскоязычной версии монографии и научного комментария к ней: особенно кандидату философс­ких наук С. А. Ханаш, заведующей иностранным отделом Свер­дловской научной библиотеки им. В. Г. Белинского В. А. Тере-хович и ее сотрудникам, а также А. Ю. Понизовкину.

А. А. Зимина,

кандидат философских наук.

Екатеринбург

октябрь, 2000 г.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ


Памяти моего отца


Основное противоречие, вызвавшее к жизни этот труд, следовало бы сформулировать следующим образом: сегод­ня пока еще невозможно дать глубокое сравнительное ис­следование механизмов политических партий и в то же вре­мя сделать это совершенно необходимо. Оказываешься в порочном кругу: только многочисленные и достаточно ос­новательные монографии, которые носили бы предваритель­ный характер, позволят когда-нибудь построить общую те­орию партий — однако такие монографии не смогут быть по-настоящему глубокими, будучи созданы при полном от­сутствии общей теории партий. Природа отвечает только тогда, когда ее спрашивают; но в данном случае неизвестно, какие же вопросы следует поставить. Характерен пример Америки, где исследований по интересующей нас пробле­ме — в избытке. Они опираются на массу серьезных наблю­дений и нередко представляют действительно большую цен­ность; однако ни одно из них совершенно не освещает проблему эволюции партийных структур, количества и вза­имосвязей партий, их роли в государстве, поскольку все наблюдения осмысливаются сквозь призму самой лишь Америки. Обозреваются проблемы специфически американ­ские, без обращения к общим вопросам. Да и как подсту­питься к этим общим вопросам, если они по большей части даже не поставлены со всей определенностью?

Главная цель данной книги заключается в том, чтобы разорвать этот порочный круг и хотя бы в общих чертах наметить первую общую теорию партий — пусть неточ­ную, приблизительную и даже гипотетическую, которая смогла бы служить базой и руководством для движения


п ь

La

п

Тз




CD

I

CD

CO

CL

Z


вглубь. В книге сначала определяются конкретные методы исследования. Некоторые из них не являются оригиналь­ными: это всего лишь применение к проблеме изучения политических партий методик уже известных и испытан­ных; другие более или менее новы. Но все они призваны внести объективность в область, где обычно царит пристра­стие и предубеждение. Автор весьма рассчитывает на то, что руководители политических партий оценят значимость таких исследований и предоставят в его распоряжение се­рьезную документацию, пока еще не доступную ученым. Во вторую очередь он пытается наметить общие рамки ис­следования, подводя итог всем основным вопросам, соот­нося их друг с другом и рассматривая их взаимную зависи-мость и значимость. Эта задача методической классификации выступает сегодня как наиважнейшая: в политических науках невозможно никакое продвижение вперед, пока их исследования будут сохранять атомизи-рованный характер, что более свойственно эмпиризму, не­жели подлинной науке.

Наконец, автор пытается, отправляясь от первых на­блюдений (также многочисленных, разнообразных и ши­роких по охвату, насколько это только возможно, а потому неизбежно фрагментарных и неудовлетворяющих) сфор­мулировать гипотезы, способные направлять дальнейшие поиски, которые позволят сформулировать в будущем на­стоящие социологические законы.

Пусть читателя не удивляет постоянное стремле­ние автора к классификации и систематизации — это результат сознательного намерения перенести в поли­тическую социологию прием моделирования, который в новых внешних формах опять вводит в обращение ста­рую добрую методику гипотезы в науке. Мы стремились построить «модели >> (при этом менее всего — методами математики и статистики, область применения которых в данном случае более ограничена по сравнению со все­ми другими возможными средствами исследования) — предпочтительнее было бы говорить о «схемах», — то есть более или менее приблизительные непротиворечи­вые системы, единственное достоинство которых состо­ит в том, что они смогут инициировать и направлять пос­ледующие монографические исследования, способные подтвердить или (что более вероятно) опровергнуть эти модели. И в том, и в другом случае они равно послужили бы поиску истины. Проистекая из суммы наблюдений,

4 U \f ft U U s.


служащей их базой, эти схемы, разумеется, в разной степени вероятностны и всякий раз нуждаются в уточ­нении. Читателя просят всегда иметь в виду в высшей степени приблизительный характер большинства выво­дов, сформулированных в этой книге, о чем мы не уста­ем ему напоминать. На протяжении лет пятидесяти быть может удастся описать реальное функционирование по­литических партий — то есть в данный момент наука пока еще в младенческом возрасте. Достигнув зрелости, она судит о своем предмете строже, но без несовершен­ных заключений не было бы и самой науки, разве что эта наука вечно запаздывала бы.

Подавляющая часть исследований политических партий связана главным образом с анализом их доктрин. Такая ориентация вытекает из либерального представле­ния о партии, в котором она рассматривается прежде все­го как идеологическое объединение. «Партия есть общ­ность лиц, публично исповедующих одну и ту же политическую доктрину», — писал Бенжамен Констан в 1816 г. Эта концепция вызвала к жизни множество инте­ресных исследований, раскрывающих скорее историю политических идей, нежели дающих их социологический анализ. В рамках сравнительного изучения партий огра­ничиваются почти исключительно описанием влияния доктрин на структуры, которое, кстати, гораздо менее значимо, чем принято думать. Давид Юм тонко отметил в своем «Опыте о партиях» (1760), что программа играет основную роль на ранней стадии, когда она служит объе­динению разрозненных индивидов, но затем на первый план выходит организация, тогда как платформа стано­вится всего лишь аксессуаром — лучше не скажешь! За­мечание, впрочем совсем не относящееся к иным совре­менным Политическим партиям, где доктрина приобрела поистине религиозный характер, что дает им тотальную власть над жизнью их членов.

В последние годы марксистская концепция партии-класса, сменившая либеральную концепцию партии-докт­рины, ориентировала научные исследования в другом на­правлении. Изучались связи между уровнем жизни, профессией, воспитанием и политической принадлежнос-

2 Морис Дюверже


о




:

q

с

Q.

CD

Q


тью. Эти изыскания существенны, и на многих страницах данной книги они явно заставят автора прибегнуть к стро­гим методам характеристики социального состава партий. Здесь будет часто использоваться также исходное марк­систское противопоставление — только широко понимае­мое — буржуазии и рабочего класса («пролетариат», «мас­сы», etc.). Разумеется, указанное противопоставление остается весьма условным, и марксистские социологи зна­ют об этом не хуже, чем их противники. Социальная стра­тификация слишком сложна и богата оттенками, чтобы впасть в подобное вульгарное манихейство. Тем не менее и такая схема в чем-то истинна: буржуазия и пролетариат, быть может, и не образуют двух классов, определяемых в строго экономических терминах; но они характеризуют два менталитета, два социальных положения, два образа жиз­ни, четкое различение которых проясняет проблемы, ка­сающиеся структуры партий.

Это тем более оправданно, что ни доктрины, ни со­циальный состав партий не станут главным объектом нашего исследования, ориентированного в основном на партийные институты и их роль в государстве. Ибо в при­роде организации современных политических партий их сущность раскрывается куда более полно, нежели в их программах или классовом составе: партия есть общ­ность на базе определенной специфической структуры. Современные партии характеризуются прежде всего их анатомией: протозавров предшествующих эпох сменил сложный дифференцированный организм партий XX века. Эта эволюция просвечивает и в языке. Амери­канцы говорят «машина >> [1], чтобы обозначить неко­торые формы, которые порой приобретают их партии; коммунисты называют иерархическую структуру своей партии «аппаратом» и обычно обозначают ее вырази­тельным термином «Организация» (заглавная буква симптоматична). Первым проложил дорогу этим инте­реснейшим исследованиям М. Острогорский1: его заме­чательный труд, имеющий в основном аналитический характер, обрел немало поклонников, но гораздо мень­ше последователей; он к тому же ограничен лишь двумя странами и только «буржуазными» партиями. Позже развитие социализма вдохновило Р. Михельса на неболь­шую, но превосходную книгу2, где на языке не устарев-


ших и ныне понятии описаны олигархические тенден­ции массовых партий. Если не считать этих двух сочине­ний, сравнительные исследования партийных структур отсутствуют полностью. Можно назвать еще книгу Гарт-мана!, где дан анализ 12 уставов основных партий Цен­тральной Европы, но это работа описательна и посвя­щена достаточно частной теме.

Пора наконец отважиться ступить на девственную почву, где исследователя ждут специфические трудности. Организация партий покоится главным образом на прак­тических установках и неписаных правилах, она почти пол­ностью регулируется традицией. Уставы и внутренние рег­ламенты всегда описывают лишь ничтожную часть реальности, если они вообще описывают реальность; ведь на практике им редко следуют неукоснительным образом. А с другой стороны, партии сами охотно окружают свою жизнь тайной, и поэтому нелегко добыть о них точные све­дения, даже элементарные. Здесь сталкиваешься с перво­бытной юридической системой, где законы и ритуалы сек­ретны, а посвященные фанатически укрывают их от мирских взоров. Одним только ветеранам партии хорошо известны все перипетии организации и тонкости интриг, которые в ней завязываются. Но они редко обладают на­учным складом ума, что мешает им сохранять необходи­мую объективность; и они так неохотно говорят... Все это объясняет, почему несмотря на годы исследований, уда­лось собрать далеко не полную документацию; в ней мно­жество пробелов и неточностей. Вот почему автор заранее просит своеобразной индульгенции за ошибки, зачастую неизбежные; он был бы счастлив, если бы читатели собла­говолили обратить на них его внимание и таким образом умножить усилия в поисках, которые обречены на пора­жение, если к ним не привлечь как можно больше сотруд­ников. Он выражает свою признательность всем тем, кто помог собрать документы, без которых эта книга не увиде­ла бы свет, особенно профессору Джеймсу К. Поллоку, г-ну Жану Мейно, Международной и Французской ассо­циации политических наук; г-ну Мейриа и Национальному фонду политических наук; профессору Баренцу и г-ну де Ионгу; профессору Кастбергу; г-ну Эйнару Лохену и сту­дентам факультета политических наук университета Осло; д-ру Ж. Гормагтигу; г-ну Хейсу и г-ну Ван Хуту, г-ну Ниль-сону и Христианскому институту Мишлена; Швейцарско-


Z]

О 1

 




му федеральному бюро социальной статистики; д-ру Та-рику 3. Тунайя и г-ну Ильгену Арселю; секретариатам и канцеляриям различных политических партий etc., вклю­чая своих студентов из институтов политических наук в Париже и Бордо.

Введение

Происхождение партий

Нас не должна вводить в заблуждение словесная ана­логия. Партиями одинаково называют как большие народ­ные организации, которые выражают общественное мне­ние в современных демократиях, так и враждующие группировки античных республик или кланы, которые складывались вокруг какого-нибудь кондотьера в Италии эпохи Ренессанса; клубы, объединявшие депутатов рево­люционных ассамблей, и комитеты, подготавливавшие цен­зовые выборы в конституционных монархиях. Отчасти это оправдано, ибо отражает некоторое глубокое их родство: разве эти институты не играют одну и ту же роль, сущ­ность которой — борьба за политическую власть и ее от­правление? И тем не менее очевидно, что речь идет о раз­ных вещах. На самом деле история подлинных партий едва ли насчитывает век. Еще в 1850 г. ни одна страна мира (за исключением Соединенных Штатов) не знает политичес­ких партий в современном значении этого термина: мы об­наруживаем течения общественного мнения, народные •клубы, философские общества, но отнюдь не партии в соб­ственном смысле слова. В 1950 г. они функционируют в большинстве цивилизованных стран, все прочие стремят­ся им подражать. Как же всего за сто лет совершился этот переход? Данный вопрос представляет не один только ис­торический интерес: все партии испытывают сильнейшее влияние своего происхождения, подобно тому, как люди всю жизнь несут на себе печать своего детства. Невозмож-


га Ь со

о

о

го т>;

а>;




I

CO

Ш

Q


но, к примеру, понять структурное отличие, разделяющее британскую лейбористскую и французскую социалисти­ческую партии, не зная обстоятельств их рождения. Нельзя серьезно анализировать французскую или нидер­ландскую многопартийную и американскую двухпартий­ную системы, не обращаясь к происхождению партий в каждой из этих стран — именно здесь мы найдем объясне­ние тому факту, что в одних странах они множились, а в другой —сокращались. В целом развитие партий оказыва­ется связанным с развитием демократии, то есть с расши­рением народного волеизъявления и прав парламентов. Чем больше возрастают функции и независимость политичес­ких ассамблей, тем настоятельнее их члены ощущают по­требность в объединении по признаку родства, чтобы сла­женно действовать. Чем более расширяется право голоса и множится число голосующих, тем более необходимым ста­новится организовывать избирателей с помощью комите­тов, способных познакомить с кандидатами и привлечь го­лоса в их пользу. Итак, возникновение партий связано с возникновением парламентских объединений и избиратель­ных комитетов. В то же время история некоторых из них не укладывается в общую схему: генезис их совершается вне электорального и парламентского цикла, общее лицо таких партий наиболее определенно формируют именно внешние факторы.

ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ И ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАРТИЙ

Общий механизм генезиса прост: сперва создаются пар­ламентские объединения, затем возникают избирательные комитеты; наконец, устанавливается постоянная связь этих двух образований. Разумеется, на практике чистота этой теоретической схемы оказывается нарушенной самыми раз­личными способами. Парламентские группы обычно появ­лялись раньше избирательных комитетов: ведь политичес­кие ассамблеи существовали еще до всяких выборов. Парламентские же объединения с равным успехом зарож­даются в лоне как автократических, так и выборных палат: действительно, борьба «группировок» обычно обнаружи­вается во всех наследственных или кооптируемых ассамб­леях, идет ли речь о Сенате античного Рима или Сейме


Речи Посполитой. Разумеется, группировка — это еще не парламентская группа; между ними существуют все те раз­личия, что отделяют стихийное от организованного. Но последнее вышло из первого путем более или менее быс­трой эволюции.

A priori кажется, что главной движущей силой формирования политических объединений выступает об­щность политических доктрин. Однако факты не всегда подтверждают это предположение. Зачастую оказывает­ся, что первый импульс дает географическое соседство, желание защитить профессиональные интересы; только потом появляется доктрина. В некоторых странах первые парламентские образования были локальными группами, а уже на их базе в дальнейшем формировались идеологи­ческие объединения. Возникновение парламентских групп в недрах французского Учредительного собрания 1789 го­да являет хороший пример такого пути. В апреле 1789 г. депутаты Генеральных Штатов от провинций начинают прибывать в Версаль, где они чувствуют себя как бы выр­ванными из родной почвы. Совершенно естественно, что посланцы одной и той же провинции стараются держаться вместе, дабы освободиться от преследующего их ощуще­ния изолированности, а заодно и подготовиться к защите своих местных интересов. Инициатива принадлежала де­путатам-бретонцам, которые снимают зал кафе и органи­зуют там свои регулярные встречи. Тогда-то они и обнару­живают, что общность их взглядов распространяется не только на региональные вопросы, но и в равной степени на основные проблемы общенациональной политики. Они ищут контактов с депутатами других провинций, которые разделяют их воззрения, — так «бретонский клуб >> при­нимает форму идеологического объединения. Когда собра­ние перевели из Версаля в Париж, клуб вынужден был прервать свои заседания и вновь подыскивать место. На этот раз за неимением зала кафе его инициаторы арендова­ли монастырскую трапезную. Именно с названием этого монастыря им и предстояло войти в историю: почти все забыли бретонский клуб, но кто же не знает клуб якобин­цев? Аналогичный процесс превращения региональной группы в инициативное ядро доктринальной группировки позднее породит клуб жирондистов.

Такие объединения не следует смешивать с местами их сбора. Здесь еще раз стоит привести пример якобинцев —


СП

ь ш

ч

О X)




I

CD со

CO

с

о

С.

СИ

ex со со


он, по-видимому, действительно исчерпывающе характери­зует фазу предыстории партий. Точно так же во французс­ком Учредительном собрании 1848 года мы находим объе­динения «Дворец науки» и «Институт» (умеренные республиканцы), улиц Пуатье (монархисты-католики), Ка-стильон и Пирамид (левые). Можно вспомнить и Франк­фуртский парламент с его партиями «кафе "Милани" >> (край­не левые), «Казино» (правый центр), а также «Вюртемберг» (левый центр, откуда выделились партии «Вестендаль» и «Аугсбург»), «Германия» (левые) и, наконец, «Монт-Тон-нер»(крайне левые)— все последние получили свои назва­ния по имени отелей, где собирались. В данном случае речь идет о феномене, весьма отличном от бретонского клуба или клуба жирондистов: депутаты встречаются в одном и том же месте, так как разделяют одни и те же взгляды; оба же упомянутые клуба сложились по принципу землячества, а уж затем их члены констатировали свою идейную общ­ность. Здесь же перед нами — идеологическое, а не регио­нальное объединение; использование для его обозначения названия места заседаний говорит лишь о том, что доктрина еще не настолько прояснена, чтобы служить характеристи­кой группы.

Наряду с факторами локальными и идеологическими не меньшее место нужно отвести также интересам: так, некото­рые объединения носят характер своего рода профсоюзов по защите парламентариев (более или менее определенно выра­женный). Озабоченность переизбранием, естественно, игра­ет огромную роль: она никогда полностью не покидает даже достигшие зрелости парламентские группы. Избирательные технологии, которые требуют коллективных усилий, особен­но выборы по партийным спискам и система пропорциональ­ного представительства, очевидно усиливают эту естествен­ную тенденцию: в некоторых странах (Швейцария, Швеция) формирование первых действительно организованных пар­ламентских групп совпадает с принятием пропорциональной системы. Стремление получить министерский пост также выступает значительным фактором концентрации энергии парламентариев: многие объединения центра во французс­ких собраниях есть не что иное, как коалиции «министериа-лов», которые в иных случаях так и не могут преодолеть этой стадии и превратиться в настоящие партии. И, наконец, если верить Острогорскому, в развитии парламентских групп, на­пример, британских, довольно большую роль играет корруп­ция. В течение длительного времени английские министры


*


обеспечивали себе прочное большинство, покупая голоса,— иначе говоря, совесть депутатов. Это явление получило чуть ли не официальный статус: в Палате даже существовало око­шечко, где парламентарии могли узнать цену своего голоса в момент баллотировки. В 1714 г. в Англии был учрежден пост политического секретаря казначейства, ответственного за эти финансовые операции; так называемый секретарь вскоре кста­ти был переименован в the Patronage sekretary (англ. секре­тарь-покровитель. — Прим. перев.), поскольку устраивал выдвижение на правительственные должности с помощью подкупа. Распределяя таким образом правительственную манну среди депутатов большинства, секретарь-покровитель неусыпно контролировал их голоса и речи: он становился для них «человеком с кнутом», «загонялой» — «The whip» [2] (этимологически англ. «whip» означает «кнут»; на жаргоне псовой охоты — это псари, вооруженные хлыстами и направ­ляющие свору к загоняемому животному). Таким образом, в партии большинства постепенно устанавливается строгая дисциплина. По логике вещей меньшинство приходит к необ­ходимости ввести в целях самообороны аналогичную, хотя и основанную на других методах дисциплину. Хотя позднее парламентские нравы постепенно цивилизовались, структу­ра парламентских групп с их жесткой организацией и влас­тью их whips пережила те основания, которые их когда-то породили. Интересно было бы исследовать, не использова­лась ли британская система в других странах и не была ли парламентская коррупция — будь то действие или противо­действие — порождена именно усилением внутренней орга­низации депутатских групп? Известен размах, который при­нимает коррупция на определенных этапах развития демократии как средство противостояния правительства ра­стущему давлению парламентов, — примеры Гизо во Фран­ции и Джолитти в Италии присутствуют во всех мемуарах. Но оказывало ли это такое же воздействие на развитие партий, как и в Англии? В этом отношении нужно остере­гаться любых поспешных обобщений. Представляется, что в Италии система Джолитти, напротив, рассеивала формиру­ющиеся парламентские группы и усиливала личностный ха­рактер политической борьбы.

Появление избирательных комитетов в стране прямо связано с расширением народного волеизъявления, по­скольку последнее ставит перед необходимостью привле­чения новых избирателей. Введение всеобщего избиратель-


CD

о

 



I

Со

CO

о

Q


ного права привело, например, в начале XX века к росту социалистических партий в большинстве европейских стран. Вместе с тем простой количественный рост голосу­ющих — не единственная причина появления комитетов: это связано и с развитием эгалитаристских настроений, и со стремлением в той или иной форме вытеснить традици­онные социальные элиты, без чего первый фактор не сра­ботал бы. Возьмем политический режим с ограниченным правом голоса, как, допустим, во Франции периода Рес­таврации или в Англии до 1832 года. Здесь нет нужды в комитетах, чтобы привлечь избирателей, которые социаль­но достаточно развиты и многочисленны, чтобы сделать прямой выбор между кандидатами вне всякого партийно­го представительства: выбор происходит между состоя­тельными людьми, лицами одного и того же социального круга, где все или почти все знакомы между собой. Конеч­но, избирательные комитеты встречаются иногда и в усло­виях ограниченного избирательного режима, но они не иг­рают там значительной роли. Представим теперь, что количество голосующих неожиданно увеличилось; если одновременно не созданы или не расширены избиратель­ные комитеты, способные канализировать симпатии новых избирателей, голоса этих последних будут неизбежно от­даны тем, кого они хотя бы немного знают, то есть тради­ционным социальным элитам. Так и случилось на выборах 1871 г. в Национальное собрание во Франции, где свобод­ное голосование неожиданно было восстановлено после почти двадцатилетнего засилья официальных кандидатур; между тем партий как таковых не существовало, и масса голосующих в сельских округах отдала голоса владельцам окрестных замков. Это была «Республика герцогов»... Со­здание избирательных комитетов чаще всего — инициати­ва левых, поскольку это в основном и выгодно левым: речь идет о том, чтобы с помощью этих комитетов создать изве­стность новым элитам, способным затмить престиж пре­жних в сознании избирателей. Правые же неизбежно вы­нуждены следовать этому примеру, чтобы попытаться сохранить свое влияние; указанный феномен подражания левым нередко обнаруживается в ходе анализа партийных структур.

Трудно доподлинно описать общие принципы меха­низма создания избирательных комитетов — решающую роль здесь играют местные особенности. Иногда сам кан-


 


дидат создает вокруг себя группу из нескольких предан­ных друзей, чтобы обеспечить избрание или переизбра­ние: такой комитет носит довольно недолговечный харак­тер. В некоторых странах — в Англии, например, — с недоверием смотрят на кандидата, который сам себя вы­ставляет на всенародное одобрение; он старается, чтобы несколько единомышленников поддержали его инициа­тиву: в XIX веке множество комитетов имело именно та­кое происхождение. Иногда, напротив, "небольшая груп­па людей объединяется, чтобы выставить кандидата и помочь ему вести избирательную кампанию: назовем, к примеру, комитет, образованный в 1876 г. в VI округе Парижа группой студентов, к которым присоединилось несколько рабочих для того, чтобы поддержать кандида­туру Эмиля Аколла, профессора факультета права, ко­торый был первым кандидатом-социалистом в период Третьей республики. Весьма часто созданию комитета предшествует ассоциация: в эпоху Французской револю­ции философские общества играли таким образом актив­ную роль на выборах; в 1848 г. то же самое делали народ­ные клубы; в Соединенных Штатах избирательная деятельность местных клубов приобрела большое значе­ние с началом объединения. Инициаторами создания ко­митетов часто выступают газеты — известна роль «Наси-ональ>> и «Реформы» во Франции 1848 года.

Подчас созданию комитетов способствовали какие-либо особые обстоятельства, например система регистра­ции избирателей, установленная английским избирательным законом 1832 г. Он доверял составление списков избирате­лей попечителям бедных из церковных приходов, которые были казенными работниками, мало пригодными для тако­го рода деятельности; вместе с тем широко принимались и заявления частных лиц, так что собственная инициатива иг­рала большую роль. Но она, по-видимому, развивалась мед­ленно, тем более что за право регистрации закон предусмат­ривал плату в один шиллинг, которую многие не желали вносить. Таким образом, вокруг кандидатов, как грибы, рос­ли ассоциации регистрации (регистрационные общества), с тем чтобы облегчить операцию составления списков и при­влечь избирателей. Инициатива в этом деле принадлежала либералам, но довольно скоро за ними последовали и кон­серваторы. Вначале регистрационные общества вовсе не за-


ь

о

со ГО Х>;




I

Q_ ■1

С

I

С

< о.

О)

Q


нимались выдвижением кандидатов, которые полностью сохраняли свою независимость, но по мере своего упроче­ния они начали проникать и в эту сферу.

В Соединенных Штатах избирательные комитеты также обязаны своим происхождением особым обстоя­тельствам. Многие общественные должности были выбор­ными, и народное волеизъявление не имело бы никаких ориентиров, если бы не направлялось каким-то механиз­мом отбора. А с другой стороны, поскольку конституция совершенно не регулировала выдвижение выборщиков на президентских выборах, вмешательство хорошо органи­зованных комитетов было необходимо, чтобы избежать полного распыления голосов. К тому же продолжавший­ся приток эмигрантов постоянно вводил в избирательный корпус массу вновь прибывших, абсолютно не сведущих в американской политике, и нужно было привлечь их го­лоса к кандидатам, которых они совсем не знали — кроме тех, что были рекомендованы комитетом. Наконец, утвер­ждение начиная с Джексона «системы ощипывания», ко­торая отдавала партии-победительнице все чиновничьи места, предоставило в распоряжение комитетов огромные материальные средства; подобно тому, как коррупция в Англии укрепила структуру парламентских групп, в Аме­рике она усилила структуру избирательных комитетов.

Достаточно было постоянной координации и регу­лярных связей двух этих однажды возникших материнс­ких клеток — парламентских объединений и избиратель­ных комитетов, чтобы появилась настоящая партия. На этой последней стадии главную роль обычно играют как раз парламентские объединения. Наверху деятельность депутатов координирует парламентская группа, но, с дру­гой стороны, любой из них вынужден развивать кон­такты с собственным избирательным комитетом, от ко­торого зависит возобновление мандата: так разные избирательные комитеты оказываются косвенно связан­ными через сотрудничество своих избранников в рамках парламентского объединения. И тогда достаточно превра­щения связей из личных в институциональные, чтобы акт рождения партии был официально признан; но эта юри­дическая констатация положения дел куда менее значи­тельна, чем постепенный практический процесс их разви­тия. Для полноты картины добавим, что первая забота только что родившейся партии естественно заключается в том, чтобы создать избирательные комитеты в тех


округах, где она пока их совсем не имеет. В отличие от первых, они формируются под влиянием импульса из центра: механизм развития партии, следовательно, пе­ревернут. Это существенно, когда речь пойдет об опре­делении степени централизации или децентрализации партии или соответственно о влиятельности парламен­тариев и «внутренних вождей» в ее руководстве; на вто­рой стадии создание комитетов в округах, не представ­ленных в Палате, ведет обычно к созданию штаба партии, отличного от парламентской группы — она удаляется от своих истоков (хотя подспудно хранит их отпечаток). Она начинает тогда походить на партию второго типа, менее близкого по своей структуре к избирательному и парламентскому механизму, поскольку партии второго типа зародились помимо него: это партии внешнего про­исхождения.

ВНЕШНЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАРТИЙ

Рассматривая генезис партий в рамках электоральных и парламентских структур, мы уже отмечали вмешатель­ство внешних по отношению к ним организмов: это фило­софские общества, народные клубы, газеты, например. Разграничение партий «внешнего происхождения» и партий, возникших на основе электоральных и парламент­ских структур, не является жестким: оно характеризует скорее общие тенденции, нежели резко очерченные типы, так что на практике провести его подчас оказывается не­легко. Но тем не менее нередко бывает, что весь строй партии сложился в основном посредством действия пред­шествующих ей институтов, собственная деятельность которых протекает за пределами парламента и выборов; в этом случае можно с полным основанием говорить о внеш­нем происхождении.

Таким путем пол







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 380. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия