Проблема бытия. Философское учение о развитии
1. Какие из определений материи являются философскими: а) материя – это все то, что обладает массой и энергией; б) материя – это все то, что состоит атомов; в) материя – это вещество, поле, вакуум; г) материя – это категория для обозначения объективной реальности; д) материя – это инобытие абсолютной идеи; е) материя – это субстанция, первооснова всего существующего.
2. Какое из указанных определений движения соответствует материалистической позиции? а) движение – это смена наших ощущений; б) движение – это развитие идеи как самостоятельной сущности; в) движение – это способ существования материи.
3. Какое из указанных определений движения соответствует позиции субъективного идеализма? а) движение – это смена наших ощущений; б) движение – это развитие идеи как самостоятельной сущности; в) движение – это способ существования материи.
4. Какое из указанных определений движения соответствуют позиции объективного идеализма? а) движение – это смена наших ощущений; б) движение – это развитие идеи как самостоятельной сущности; в) движение – это способ существования материи.
5. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос: а) в каком направлении идет развитие? б) что является источником развития? в) каков механизм образования нового?
6. Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: а) в каком направлении идет развитие? б) что является источником развития? в) каков механизм образования нового?
7. Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: а) в каком направлении идет развитие? б) что является источником развития? в) каков механизм образования нового?
8. Согласно субстанциальной концепции пространства и времени: а) пространство и время существуют самостоятельно наряду с материей, как содержащая ее пустота; б) пространство и время не отделены друг от друга, образуют в своем единстве хронотоп и являются качественно неоднородными; в) пространство и время не являются самостоятельными сущностями, но формой существования материальных объектов. 9. Согласно реляционной концепции пространства и времени: а) пространство и время существуют самостоятельно наряду с материей, как содержащая ее пустота; б) пространство и время не отделены друг от друга, образуют в своем единстве хронотоп и являются качественно неоднородными; в) пространство и время не являются самостоятельными сущностями, но формой существования материальных объектов.
10. Согласно мифологической концепции пространства и времени: а) пространство и время существуют самостоятельно наряду с материей, как содержащая ее пустота; б) пространство и время не отделены друг от друга, образуют в своем единстве хронотоп и являются качественно неоднородными; в) пространство и время не являются самостоятельными сущностями, но формой существования материальных объектов.
11. Системный подход является выражением общефилософской проблемы: а) соотношения сущности и существования; б) соотношения общего и единичного; в) соотношения части и целого.
12. Эволюционная модель предполагает: а) „прыжкообразный” характер развития, существование онтологического разрыва между предшествующим и последующим состоянием системы; б) детерминированность развития явлений, связанных всеобщей связью; в) постепенные изменения от простого к сложному посредством дифференциации новых элементов и их последующего объединения в новую целостность; г) нелинейное развитие самоорганизующихся сложных систем, находящихся в состоянии неравновесности.
13. Синергетическая модель развития предполагает: а) „прыжкообразный” характер развития, существование онтологического разрыва между предшествующим и последующим состоянием системы; б) детерминированность развития явлений, связанных всеобщей связью; в) постепенные изменения от простого к сложному посредством дифференциации новых элементов и их последующего объединения в новую целостность; г) нелинейное развитие самоорганизующихся сложных систем, находящихся в состоянии неравновесности.
14. Диалектическая модель развития предполагает: а) „прыжкообразный” характер развития, существование онтологического разрыва между предшествующим и последующим состоянием системы; б) детерминированность развития явлений, связанных всеобщей связью; в) постепенные изменения от простого к сложному посредством дифференциации новых элементов и их последующего объединения в новую целостность; г) нелинейное развитие самоорганизующихся сложных систем, находящихся в состоянии неравновесности.
15. Эмерджентная модель развития предполагает: а) „прыжкообразный” характер развития, существование онтологического разрыва между предшествующим и последующим состоянием системы; б) детерминированность развития явлений, связанных всеобщей связью; в) постепенные изменения от простого к сложному посредством дифференциации новых элементов и их последующего объединения в новую целостность; г) нелинейное развитие самоорганизующихся сложных систем, находящихся в состоянии неравновесности.
16. Укажите, в чем состоят признаки развития как спецефической формы движения: а) имеет обратимый характер; б) имеет необратимый характер; в) вызывает качественные изменения; г) вызывает любые изменения; д) имеет определенную направленность.
17. Укажите два положения, которые характеризуют синергетическую модель развития: а) подчиненность развития объективным закономерностям; б) возможность непредсказуемой динамики системы, нескольких векторов развития; в) накопление количественных изменений, которые ведут к образованию нового качества; г) малейшие изменения на микроуровне способны вызывать значительную перестройку на макроуровне.
18. Укажите два положения, которые характеризуют диалектическую модель развития: а) подчиненность развития объективным закономерностям; б) возможность непредсказуемой динамики системы, нескольких векторов развития; в) накопление количественных изменений, которые ведут к образованию нового качества; г) малейшие изменения на микроуровне способны вызывать значительную перестройку на макроуровне.
19. Два философских направления, которые занимают относительно проблемы бытия позицию реализма: а) феноменология; б) субъективный идеализм; в) объективный идеализм; г) материализм.
20. Сущность реализма как определенной позиции в онтологии: а) ограничение реальности пределами опыта; б) признание человеческого существования как специфической формы бытия; в) признание реальности, которая существует объективно, независимо от субъекта познания.
21. Механицизм – это: а) философское учение, которое считает материальное начало первичным, порождающим по отношению к сознанию, духу; б) философское и естественнонаучное учение, которое переносит законы механического движения на объяснение живой природы и общества; в) философское и естественнонаучное учение, которое объясняет все процессы жизнедеятельности действием особых внематериальных факторов, содержащихся в живых организмах.
22. Витализм – это: а) философское учение, которое считает материальное начало первичным, порождающим по отношению к сознанию, духу; б) философское и естественнонаучное учение, которое переносит законы механического движения на объяснение живой природы и общества; в) философское и естественнонаучное учение, которое объясняет все процессы жизнедеятельности действием особых внематериальных факторов, содержащихся в живых организмах.
23. Укажите два положения, которые характеризуют диалектическую концепцию развития: а) развитие – это единство и борьба противоположностей; б) развитие – это результат Божественного первотолчка; в) развитие – это количественный процесс увеличения или уменьшения чего – либо; г) в развитии сохраняется генетическая связь нового с предшествующими состояниями системы, происходит их синтез.
24. Укажите два положения, которые характеризуют метафизическую концепцию развития: а) развитие – это единство и борьба противоположностей; б) развитие – это результат Божественного первотолчка; в) развитие – это количественный процесс увеличения или уменьшения чего – либо; г) в развитии сохраняется генетическая связь нового с предшествующими состояниями системы, происходит их синтез.
|