Студопедия — ПрСДНСДОВИе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПрСДНСДОВИе






ожидают самые разные неприятности материального или репрессив­ного порядка.

Каждый bi.!" yt кник вуза оказывается потом на каком-нибудь рабо-чех* месте. И чаше всего занимает достаточно ответственную долж­ность. Знакомство с основами трудового права — непременное усло­вие нормального осуществления гражданином своих трудовых обя­занностей. Причем в понимании тех ведомственных правовых аетов, которые регулируют разные отрасли профессиональной деятельно­сти, большое значение имеет как раз знание самых общих правовых вопросов: что такое право, каковы его возможности, каково отноше­ние к праву государства и ТА

Конечно же, не только реализация трудовых прав, но и обеспече­ние субъективных прав вообше по жизни требуют хорошего знания конституционных норм* Тем более что нормы Конституции имеют прямое действие и каждый гражданин может воспользоваться консти­туционными гарантиями.

Можно было бы сказать о важности ознакомления с целым рядом отраслей российского права. Все это проходит через содержание соот­ветствующих разделов учебника, построенного как раз по отраслево­му принципу. В поле зрения попадают именно главные отрасли права и их выражение в действующем законодательстве. В обшей же форме следует определить задачи для всех тех, кто по роду своей деятельно­сти заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой долж­ности обязан иметь необходимый их минимум:

1) обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни; j *

2) создать базу для значительного расширения объема и повыше­ния уровня правового поведения адресатов права;

3) обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы;

4) профилактировать правонарушения в аспекте реального дейст­вия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»;

5) активизировать правомерное поведение.

Авторы учебника имеют опыт оказания помощи в восприятии пра­ва и государства разными категориями учащейся молодежи. Но нет пределов для совершенствования любого учебного пособия. Поэтому авторский коллектив будет признателен всем тем, кто откликнется на выход учебника в свет, кто пришлет на адрес издательства свои заме­чания и рекомендации.


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

**

• ■ *

ВВС — Бюллетень Верховного Суда РФ

ВВС — Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда На-

родных депутатов и Верховного Совета

ГК РФ — Гражданский кодекс РФ

КолП — Кодекс РФ об административных правонарушениях

РГ — Российская газета

САПП РФ — Собрание актов Президента и Правительства РФ

СЗ РФ — Собрание законодательства РФ

СК РФ — Семейный кодекс РФ

СП — Собрание постановлений Правительства РФ

ТК РФ — Трудовой кодекс РФ

УК РФ — Уголовный кодекс РФ

* *

■■

 

.. *

■:••'••.-.-■■


^


* *

J " *

Р а з д е *?Ь ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

г; ■■, Глава 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО -ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

- ■ ■ - -.

Российские редлин пх^дарствсино-правовой жизни постдере-строечного периода таковы» что ни государство, ни право не оправдыг вают тех ожиданий, icaipfe возлагались на них в начальный нерисщ ре­формирования общественных отношений. Многим казалось тогда, и не без оснований, что новая президентская власть и новое законода­тельство* порвавшие с окостеневшей советской системой, решитель­ным образом воздействуют на развитие всех сфер общественной жиз­ни, на повышение уровня материального состояния граждан nQ евро­пейским стандартам. По разным причинам этого не произошло. Но именно поэтому, как неизбежное следствие утраченных иллюзий, мы видим явное недоверие всякой власти, всякому государству и всякому законодательству

Высокие слова, звучавшие с трибун из уст самых авторитетных в широких массах политиков, оказывались в лучшем случае простым краснобайством, а часто они произносились просто для прикрытия, корыстных интересов. На протяжении длительного периода россий­ской истории забалтывались основополагающие понятия, девальви­ровались подлинные ценности. Обесценение существа понятий кос* нулось законодательства, поскольку ни общенародного, социального, ни правового государства в реалии не возникло и соответствующие правовые нормы оставались лишь на бумаге. Великий Сократ в похо­жих ситуациях призывал своих сограждан хранить мужество и здраво­мыслие, не поддаваться на уловки демагогов, прикрывающих свои властные притязания речами о народном благе. Сегодня, как и в те да­лекие времена, следует решительно преодолевать эту своеобразную болезнь — недоверие к словам или даже словонснавистннчество, по­скольку за такими из них, как государство, демократия, свобода, за­кон, законность и тл,., стоят непреходящие ценности человеческого общежития, выработанные веками. Из того факта, что к власти при­ходят иногда не самые лучшие люди, а государственные должности порой могут занимать откровенно коррумпированные элементы, со-


Глаад 1/Госуларот§ои право— предугс общественного раэыгтн* 13

всем не вытекает, что нормальной власти и быть не может Анархиче­
ские идеи сокрушения кякой влцетн помимо их утопичности вредны
по своей сута — общество не только не может обходиться без государ*
ства, но онр только благодаря хорошо устроенному государству и спо­
собно преодолевать неизбежные кризисы своего развития иди даже
предупреждать их появление.,;♦. - г,,..;

Естесгеенно-историчесхая необходимость государства просматри­вается независимо от той позиции, которой придерживались разни* мыслители б объяснении причин его происхождения.

Гоббс, например, полагал» что государство (этот своего роде Левиа­фан) появляется как неизбежный результат естественной борьбы людей в силу их звериной природы (у него homo homini lupus e$t — человек че­ловеку волк)< Гроций видел людей по природе сроей общительными, стремящимися к объединению, чтобы жить в мире и в еше большем со­гласии. Были и так называемые классовые теории происхождения го­сударства. При этом один народ мог завоевать другой и стать господ-ствуюшнм классом» а для. удержания завоеванных, в повиновении нуждался в государстве. У Руссо, например, богатые обманным путем договорились с бедными о создании государства, У Энгельса раскол общества на классы — это естественный результат экономического развития, а государство необходимо экономически господствующему классу для поддержания своего политического верховенств^ На Вос­токе государство появилось в качестве инструмента проведения мас­штабных общественных работ. Государство призвано выпо/тнягь некие общие дела. Есть и многие другие представления о необходимости и роли государства. Но есть нечто самое величественное в такого рода определениях: у Гегеля государство предстает в качестве, цели общест­венного развития, завершающего венца его. Люда должны стремиться к жизни в государственно организованном обществе.

Цивилизованное общество не может обходиться без регулируюшег го воздействия на жизнь норм права. И когда закон по его значению в развитии человеческой цивилизации уподобляют роди колеса или ог­ня, преувеличение если и есть, то небольшое* Кстати* как и колесо, закон можно употребить во благо человеку, но можно использовать и для публичной казни — коЛесованкя на базарной площади. В любом случае необходимо хотя бы общее понимание того, чтб есть право, ка­ково назначение законодательства, в чем его действительная роль в том или другом обществе, как использовать правовой инструмент для достижения общественных и личных целей. Мы не ошибемся, еедн скажем, что по поводу использования колеса или огня у обыкновен­ных граждан больше знаний, чем по поводу понимания юридических фактов, правоотношений, подзаконных актов.


14 Раздел Г. Государство и права Ихраавжизииобщестм


Глава I. Государство и ораво — продукт общественного развития 1 >


 


Особо следует сказать о праве в России. Можно лаже утверждать, что отсталость нашего общества в сравнении с Западом в большой степени связана с традиционным правовым нигилизмом» пренебре­жением к Праву как со стороны рядовых граждан, так и со стороны правящих кругов: будь то чиновничество при царях, или партноменк­латура при генеральных секретарях, или современная бюрократия. Отсюда и отношение к правовым знаниям. Ест правовое воспитание (именно воспитание, а не просвещение) и поддерживалось директив­ными органами, то только в духе беспрекословного уважения к систе­ме, когда права и свободы человека и гражданина уходили на третий план. К тому же речь могла идти только о тех свободах, которые были дарованы власть имущими.

Роль государства и права нельзя понять без уяснения того, чтб есть государство и право» какие социальные явления скрываются за госу­дарственно-правовыми категориями, за теми словами, которые сопро­вождают не только конфликтные, но и самые обыденные отношения людей. Роль государства и права проясняется только в свете истории их появления, в соотношении их с гражданским обшеством и полити­ческой организацией общества.

Обыденные представления о государстве чаще всего совпадают с видением страны. Между тем это совсем не идентичные понятия, fto-фафическне, страноведческие характеристики весьма существенно отличаются от социальных. Но именно последние играют главную роль в характеристике государства. И хотя размеры территории, ланд­шафт, климат, богатства недр и другие черты могут сказываться на государственном устройстве и формах правления в государстве, — ос-* новное здесь власть, ее принадлежность, ее организация, ее функцио­нирование. Государство — социальный институт, общественное образо­вание, т.е. оно самым непосредственным образом связано с совместной ждонью людей, с их общением.

Расхожие представления о праве чаше всего связаны с определени­ем права в субъективном смысле — право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться пол защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, право на от­дых и та).

Понимание права практикующими профессиональными юриста­ми обыкновенно 6азир>егся на определении права как совокупности правовых норм (право в объективной смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юрндн-ческнх дел.

Так или иначе, но само право и. соответственно, его понимание также связаны с жизнью людей. И главное, с жизнью людей в обще-


нии с себе подобными. Так же как и государство, право — социальное явление и по своему происхождению, и по своей роли.

Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм» продукт взаимодействия людей, оп­ределенная организация их жизни, связанная прежде всего с произ­водством, обменом к потреблением жизненных благ. Общество — сложная динамическая система связи людей, объединенных семейл ы-ми узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а со­циальные законы- Пюбальные проблемы выживания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общест­венного развития.

Рассмотрение общества как совокупности общественных отноше­ний позволяет» во-первых, подходить к нему с конкретно-историче­ских позиций (выделять различные общественные формации, разли­чать этапы развития общества), во-вторых» выявлять специфику глав­ных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной), в-третьих, определять субъектов социального общения (личность, семья, класс, нация» государство и др.).

Одни и те же социальные субъекты в разное время, в разных об­стоятельствах к в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах- Политические формы общественной жизни связаны с политической организацией общества, его политической системой, в которую в качестве состав­ной части входит государство.

Политическая система это устойчивая форма отношений людей, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь властные, обязательные для всех членов общества или для их части решения.

Политическая система включает в себя четыре подсистемы;

— политические организации;

— политические нормы;

— политические отношения;

— политическую идеологию.

Указание на данные подсистемы важно в том отношении, что каж­дая из них включает нечто от государства и права и нечто от негосудар­ственных организаций, негосударственных норм, отношений и идей.

Чаще всего описываются именно субъекты политической системы, классифицируемые по институциональному (парламент, президент, правительство, профсоюзы и та) и функциональному (армия, цер­ковь» оппозиция, лобби и т.д.) признакам. Но если ставить вопрос о задачах и функциях политической системы, правильнее иметь в виду все названные подсистемы. Они работают в комплексе.



16 Раздел I Государство и право. Их роль § жизни обществе

Обыкновенно называют такие, например, функции, как:

— определение иелей развития общества; *

— интенция общества;

— легитимация политического режима;

— регулирование поведенческих актов;

— мобилизация ресурсов общества и др.

Государству в осуществлении данных -функций отводится главная роль.

Политическую систему общества образуют многообразные орга* низации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы — это соотноше­ние содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и ин­тересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественно-истори­ческих образований — все это отражается на политических инсти­тутах,

Только в свободном обществе свободных людей создаются условия для достижения идеалов человеческого счастья- Но свобода не прив­носится в общество мановением волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, техниче­ской вооруженностью хозяйства. Она зависит от отношений собст­венности, отношений производства, распределения, обмена и потреб­ления продуктов. Свобода индивида и свобода общества тесно связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.) и в значительной степени определяются следованием всех праву

В этом смысле право является основой мирной совместной жизни людей. Право дает ориентиры надлежащего поведения. В основе его лежит известная с давних времен максима (принцип): «Поступай так» чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех».

В реальной жизни, конечно же, далеко не всегда и далеко не все люди избирают бесконфликтный вариант повеления. Собственные интересы и собственная «свобода* не всегда соотносятся ими с инте­ресами и свободой других. Отсюда проистекают конфликты, столкно­вения людей, «война всех против всех и каждого против каждого» (Т. Гоббс). Уже отсюда проистекает своего рода потребность в особой силе, которую и призвано олицетворять государство.

Государство в идеале выступает гарантом мира и согласия людей. Оно утверждает в обществе формальное равенство и формальную справедливость, т.е. наиболее общие требования права. Почему фор­мальные? Да потому, что люди фактически всегда не равны между со-


Глаеа 1. Государство к право — продукт общественного рашетия 17

1

бой: один сильный, другой слабый, молодой и старец; обремененный большой семьей или нет и тд„ и т.п. Государство иногда стремится сгладить фактическое неравенство людей, но до конца этого ему ни­когда не сделать- К тому же и государства бывают разные.»

Государство выделилось из общества на известной стадии его зре­лости. Общество —. мать государства, и, соответственно, государст­во — его дитя, продукт общественного развития. Каково общество, та­ково и государство. ГЬсударство проявляет заботу об обществе либо, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм* По мере того как общество переходит в своем поступательном разви­тии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меня­ется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Было время, Когда государства и Права не было. Государственность приходит на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны коллективизм» социальное равноправие, отсутствие обо­собленной принудительной власти. Естественная справедливость обеспечивалась всем укладом родоплеменной жизни, участием всех взрослых членов рода и племени в управлении делами, Незыбле* мостъю авторитета старших.

С течением времени в силу многообразных причин, связанных с экономическим и социальным развитием (общественное разделение труда, появление излишков потребляемого продукта, разделение на богатых и бедных и та), изменяются формы семейной и общинной жизни, появляются новые управленческие структуры. Приходят лю­ди, которые специализируются на разных хозяйственных, военных и культурных делах. Выделяются полицейские и судебные функции. Традиционная общественная власть в роде и племени (власть, выпол­няемая как бы на общественных началах наряду с основным занятием производительным трудом) постепенно приобретает государственный характер.

Что отличает государство от органов управления первобытного об­щества?

I. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала ин­тересы всего общества и не была отделена от него. В се отправлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществля­ется государственным аппаратом, который отделен от остального об­щества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, ко­торая занимается исключительно управлением и не участвует непо­средственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всею выражает в первую очередь интересы не всего общества, а


18 Рыдел I. Государством право. Ихральажнэнмобшестю


Глава 2. Понятие государам. Егофуншии, механизм, формы 19


 


определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а неред­ко—и самого себя,

2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппа­
рат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет ос­
тальной части общества. Нужные для этого средства собирают с насе­
ления в виде налогов и сборов,

3, Разделение населения по территории. В отличие от первобытно­
го общества, в котором все его члены делились в зависимости от при­
надлежности к роду, племени, в условиях государства население раз­
делено по признаку проживания на определенной территории. Это
связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с бо­
лее оптимальными условиями управления, поскольку разложение
первобытно-обшинного строя приводит к постоянным перемещени­
ям людей.

Государство, наверное, могло бы обходиться в своей деятельности без права* Но тогда пришлось бы должностным лицам государства всякий рад любой вопрос решать заново. И люди бы ие знати, как вес­ти себя друге другом и властью. Легче и экономнее оказалось исполь­зовать уже имеющиеся правила поведения (обычаи, традиции и т.п.) или создавать новые обшие нормы, которые охватывали бы повто­ряющиеся изодва в день человеческие поступки в той или иной сфере жизни. Этим правилам придается сила общеобязательности, что под­держивается психическим (угрозой) или физическим принуждением.

В юридическом смысле о праве можно вести речь практически лишь с момента возникновения государства. Именно тогда начина­ют вставать и приобретать остроту вопросы, что есть право, чио можно отстаивать и зашишать в государственных органах, ч то мож­но проводить в жизнь, опираясь на силу государственного принужде­ния. Вместе с тем в этическом, моральном смысле оправданно гово­рить о праве и до появления государства.

В самые далекие времена наши предки вырабатывали и закрепляли в своей жизни наиболее разумные и полезные варианты поведения. Они, в свою очередь, фиксировались в религиозных, ритуальных и прочих нормах- Мораль, религия, да и сама жизнь утверждали их в ка­честве единственно возможных и справедливых* Эти нормы мысли­лись как высшая «правда», как «естественное право».

После того как общество раскололось на классы и кучка богатых стала эксплуатировать труд большинства населения, высшая «естест­венная» справедливость начинает уступать место той, которая выраба­тывается государством в интересах правящих слоев населения. Разу­меется, какие-то общезначимые нормы сохраняют свое действие, по­лучают поддержку государства вне связи с расслоением общества.


Таким образом, по своей социальной сущности, по общественной ро­ли правовые нормы различались между собой. Некоторые законы во­обще противоречили общечеловеческой справедливости. Тем не ме­нее по формально-юридическому признаку приходилось под правом понимать всю совокупность законов и иных нормативных актов, ко­торые издавались или поддерживались государством в качестве обще­го масштаба, модели поведения людей. ♦

Если же отойти от сугубо юридического взгляда на право, то его можно рассматривать как проявление природы человека и человече­ских отношений, как определенную форму свободы в отношениях людей, меру этой свободы, как всеобщий регулятор поведения чело­века. Вместе с тем и здесь праву будут свойственны формальная спра­ведливость и формальное равенство. Фактическое равенство и полная реальная справедливость в отношениях между людьми — это такой идеал, который граничит с утопией. И тем не менее движение к нему свидетельствует о цивилизованности общества. Государство в этом де­ле является главным двигателем. Оно выполняет свою роль через за­коны и их неуклонное осуществление.

Глава 2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ФУНКЦИИ,

МЕХАНИЗМ, ФОРМЫ* ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

*

§ Ь Определение государства и его отличительные признаки

До недавнего времени одной из самых распространенных среди юристов цитат из произведений классиков марксизма-ленинизма яв­лялась следующая: «Право есть ничто без аппарата, способного при­нуждать к соблюдению права». Сегодня о ней редко вспоминают. А между тем по сути это положение глубоко верное, да и сформулиро­вано оно было задолго до появления ленинских работ.

Из всего изложенного ранее видно, что право и государство вызы­ваются к жизни в конечном счете одними и теми же обстоятельства­ми, что государство берет на себя бремя определять, что есть право, а что является правонарушением, и соответственно поощрять или на­казывать адресатов правовых норм. На время можно отвлечься от то­го, хорошо или плохо государство это делает и в чьих интересах. Пре­жде всего следует понять, чем отличается государство от иных органи­заций.

Государство — это особая организация публичной, политической вла­сти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил,


г


20 Раздел]. Государство и право. Их роль в жизни общества


Глава 2. Понята* государства. Его функции, механизм, формы 21


 


всего народа), располагающая специальным аппаратам управления и принуждения, которая» представляя общество, осуществляет руковод­ство этим обществом и обеспечивает его объединение,

Государство руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государ­ственный аппарат. Для содержания этого аппарата государство взима­ет налоги, собираемые с населения.

Государство — не единственная организация, которая осуществля­ет власть в обществе. Есть политические партии, есть профессиональ­ные организации, молодежные, спортивные и т.д. Но от любой другой организации политически организованного общества государство от­личается рядом признаков.,

1. Государство — единственная организация власти в масштабе
всей страны. Ни одна другая организация (политическая, обществен­
ная и т.п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу
своего рождения имеет определенную связь с государством, становясь
его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обя­
занность подчиняться государственно-властным велениям, а с дру­
гой — право на покровительство и защиту государства.

2. Государство обладает суверенитетом как внешним, те, независи­мостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государ­ство обладает специальными силовыми структурами (суд, прокурату­ра, органы внутренних дел и т.п.) и материальными придатками (ар*-мия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государст­венных решений, в том числе и принудительными средствами.

4. Только государство имеет право издавать обязательные для все­общего исполнения нормативные акты — законы, указы, постановле­ния и tit

■ § 2, Государственная власть

Отличительные признаки государства накладывают отпечаток на характер государственной власти.

Вообще власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому госу­дарственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.


В разных обществах и государствах характер государственной вла­сти различен: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих руковод­ство состоит в организаторской деятельности. Имеет место-и сочета­ние разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, если прнни* маемые правительственными учреждениями постановления и прика­зы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выкосятся или не исполняются приговоры и решения судебных вла­стей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безачастие) или возвышение какой-то иной власти.

Большое значение имеет легитимность государственной еласти> т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного воле­изъявления. Легитимность власти означает также ее признание обще­ством- Это признание может основыва1ъся на традициях (например, признание монархической власти); на определенной харизме носите­лей власти (привлекательности вождя, «священном даре» лидера и проч.), а также на рациональном выборе властвующих на основе под­линно демократических процедур,

В демократических государствах придается серьезное значение раз­делению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каж­дая из названных ветвей власти занимается своим делом и не вмешива­ется в дела другой. В этом плане каждая ветвь власти самостоятельна н как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие пра­вила — нормы поведения людей и их объединений. Конкретные дела она не решает. Исполнительная власть призвана к строгому исполне­нию законов. И только* Нельзя допускать, чтобы она в решении разных дел подменяла собой законодателей. Иначе можно ожидать произвола. Точно так же и судебная власть во избежание произвола не должна под­менять какую-либо друтую. Ее удел — рассматривать правовые споры.

§ 3. Задачи и функции государства

*

Задачи и функции государства обусловлены его социальной сущ­ностью. Если государство выражает интересы одного класса в ущерб интересам других классов, оно ставит перед собой узкоклассовые за­дачи и основные функции государства будут сводиться в первую оче­редь к обеспечению классового господства, охране собственности гос­подствующих классов. Все остальные задачи отходят на второй и тре­тий план. Точно так же обстоит дело в случае господства какого-то клана, какой-то группы людей. Клановые или групповые интересы будут предопределять всю деятельность государства. Другое можно


i

24 Раздел Г. Государа*) и пр«о. Их роль а жизни общества



Главе 2. Понятие государств*. Егофункнии, механизм, формы 25


 


.. ■■.....

§ 5. Форма государства

На содержание нрава (особенно конституционного и администра­тивного), а также на реализацию правовых норм оказывает алиянне установление той или другой -формы государства.

Форма государства показывает особенности устроения и функцио­нирования государства. Она включает в себя три связанных между со­бой института: форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.

Форма прошения характеризует состав высших органов государст­венной власти» порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (разные виды республик и монархий).

Форма государственного устройства характеризует взаимоотноше­ния центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и само­управления (унитарные государства, федерации, конфедерации).

Государственный режим означает совокупность методов осуществле­ния государственной власти (демократический, авторитарный и та.).

Если обратиться в качестве примера к России, то с; некоторой до­лей условности можно утверждать:

1. Россия является республикой. Высшие органы власти избирают­ся населением* Взаимодействие органов власти с населением и между собой осуществляется на основе законов. Соотношение высших орга­нов между собой позволяет говорить о смешанной форме правления между парламентской В президентской республиками;

2. Россия — федеративное государство, составными частями кото­рого являются республики, края, области и два города федерального значения,

3. Конституция устанавливает для России демократический поли­тический режим.

§ 6, Формирование правового государства

- С некоторых пор у тех, кто пытается усвоить понятия о праве и го­сударстве, кто хочет сориентироваться, как вести себя, не вступая в конфликт с государственными ор.ънами и не нарушая права, возни­кает вопрос отом, что главнее: государство или право? Следовать пра­ву или подчиняться решению должностного лица, вынесшего проти­воправный акт? В октябре 1993 с сам Основной закон (Конституция) России преподносился как неправовой. И даже ответственные долж-


ностныелипа не знади, чему следовать — Конституции или принятым в ее замену временным законам.

Вопрос о соотношении права и государства с давних пор решает­ся с двух диаметрально противоположных точек зрения. Одни без­апелляционно и жестко связывали появление права с деятельностью государства, признавая в качестве правовых норм только те, кото­рые фиксировались в нормативных актах государственных органов и должностных лиц. Другие, напротив, полагали, что право существова­ло и существует до и вне деятельности государства, что государство са­мо является порождением права.

К сожалению, на практике обе эти крайние позиции часто вели к неблагоприятным последствиям- В первом случае государство (н чи­новничество, в частности) начинало безоговорочно чувствовать себя источником высшей справедливости, и при этом право представля­лось единственно в качестве инструмента проведения государствен­ной воли, в качестве своего рода придатка к государственной деятель­ности. Во втором случае государству отводилась второстепенная роль проводника тех норм, которые формируются помимо его участия.

Между тем истина заключается в третьем подходе, в поиске золо­той середины. Для этого в теорий надо отвлечься от того, какими предстают государство и законодательство в те или другие историче­ские периоды. Для принципиального решения вопроса следует исхо­дить из того, что государсгво представляет собой совершенную орга­низацию, отражающую интересы населения, озадаченную поиском наиболее благоприятных для своих граждан решений. Если государст­во в действительности серьезно отличается от такой идеальной моде­ли, то постановка вопроса о соотношении права и государства с прак­тической точки зрения окажется во многом бессмысленной: общество будет де]радировать от бессилия права, неправовых законов государ­ства и произвола чиновников.

Суть третьего подхода такова. Право и государство неразделимы, если вести речь о кардинальных причинах их появления в обшестве, если рассуждать об их исторических судьбах, если анализировать их социальные.роли (функции). Правой государство взаимосвязаны, взаимообусловлены. Они обоюдно формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.

«Правда*, «справедливость» как выражение сути права неизменны (как неизменен человек) и в то же время изменчивы по мерс измене­ний в жизни людей. «Совершенное государство», умные, бескорыст­ные и компетентные должностные лица призваны выявить подлин­ную справедливость общественных отношений и зафиксировать ее в законах и подзаконных актах. Этим самым складываются нормы об-


26 Раздел I. Государство и право. Их роль в жнэнн обшссти

шеобязательные, формально определенные, могущие выступать в ка­честве всеобщего мерила (масштаба) поведения для всех, кто оказыва­ется в ситуациях, предусмотренных нормативными актами. Только такие нормы могут быть взяты пол охрану государства, а их невыпол­нение влечет за собой меры государственного принуждения.

Итак, государство: отыскивает право; формулирует право; охраня­
ет его. _ -

Однако и право оказывает на государство решающее влияние:

в правотворческой деятельности все органы государства должны следовать требованиям жизни, растворенной в ней «правде»;

в право исполнительной и правоохранительной деятельности все органы, все должностные лица должны следовать праву, выраженному в законах и основанных на законе иных актах государства;

все органы государства создаются и функционируют не иначе, как только на основе закона, в пределах той компетенции, которая зафик­сирована в нормативных правовых актах.

Долгое время в России господствовала позиция, по которой гла­венство отдавалось государству (этатистский подход). О значении права для государства говорили в основном в смысле использования законов для осуществления государственных функций. В последние. годы акцент делается на роли права по отношению к государству. От­сюда приобрела значение теория правового государства.

Правовое государство мыслится как альтернатива авторитаризму и тоталитаризму. Поэтому формирование правового государства невоз­можно без последовательной демократизации общества, установле­ния правовых основ государственного строительства, без соблюдения правопорядка и принципа законности. Правовое государство рас­сматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности.

Завершение создания правового государства связано с максималь­ным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью госу­дарства перед гражданином и гражданина перед государством, с повы­шением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государ­ственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.

Идея формирования правового государства существовала в России и в дооктябрьский период, и после октября 1917 г. Однако в силу ряда причин правовому государству не суждено было утвердиться. Назовем мять из них:

1) право в России никог







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 198. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия