Студопедия — МЕТОД НАУКИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕТОД НАУКИ






(Поппер)

1. ВЕНСКИЙ КРУЖОК И ПОППЕР

Прошло почти полвека с тех пор, как так называемый Венский кружок, к которому присоединились группы берлинских и польских ученых, проложил путь анализу науки, обозначившему важный этап в развитии современной философии. Перенесенный в Англию Витгенштейном и поддержанный Расселом, получивший распространение в Соединенных Штатах Америки благодаря многим его сторонникам, бежавшим от нацистского господства, неоэмпиризм, ставший знаменем этих групп, распространился прежде всего в англо-саксонском мире, почти что исключительным философским направлением которого он был вплоть до нескольких десятилетий назад. Но положение вещей даже в этом мире постепенно меняет-


Поппер

==285

ся из-за насущности проблем, которые неоэмпиризм считал не только неразрешимыми, но даже невозможными быть поставленными, потому что они лишены смысла, но которые на самом деле не могут быть отложены в долгий ящик, поскольку они неразрывно связаны с индивидуальной и социальной жизнью человека.

Неоэмпиризм по сути дела был теорией языка, согласно которой любое высказывание имеет смысл, лишь если оно может быть эмпирически «верифицировано», т. е. лишь если оно соответствует какому-то факту или выражает его. Научные высказывания как раз и являются таковыми, они поддаются проверке, и если последняя их подтверждает, они истинные и подлинные; высказывания же, относящиеся к абстрактным или гипотетическим сущностям или каким-то образом не ссылающиеся на конкретные факты, не имеют смысла, т. е. являются пустыми звуками. С этой точки зрения бессмысленно ставить все проблемы, которыми занимаются мораль, религия, философия, потому что их невозможно выразить в верифицируемых высказываниях. Всякое суждение, стремящееся выразить их, оказывается лишенным смысла. Жизненный опыт, на который они ссылаются, должен оставаться замкнутым в области непосредственного чувства; молчание — единственный способ их выразить.


==286

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

Эта полная приостановка философского исследования в отношении всех тем, которые его интересовали и поддерживали на протяжении веков, могла быть снята лишь новой установкой теории языка. И этой новой установке как раз и открыл путь один из членов Венского кружка Карл Поппер (который затем нашел убежище в Англии и постоянно жил там). Поппер отказался рассматривать науку как организованную и совершенную языковую систему; напротив, он обратил свое внимание на метод, посредством которого развивается наука, т. е. на способ, которым она делает свои открытия. Это были годы, когда физика претерпевала решающий поворот благодаря открытию квантов энергии, связанному с Планком, благодаря новому видению субатомарного мира, который она позволила приоткрыть, и благодаря дискуссиям, которые она породила между Эйнштейном и Бором относительно изменений, вносимых этими открытиями в структуру самой науки. В своей первой работе «Логика научного открытия» (1934) Поппер утверждал, что научные высказывания должно считать истинными не потому, что они верифицированы (на самом деле проверка никогда не может быть полной), а потому, что они оказывают сопротивление всякой попытке их опровержения. Действительно, достаточно одного-единственного опровержения, чтобы доказать ложность научного высказывания, в то время как


Поппер

==287

недостаточно многих подтверждений, чтобы сделать его достоверным, ибо «многие» никогда не являются «всеми» теми, которые могли бы быть. С этой точки зрения наука продвигается вперед в своих исследованиях, выдвигая гипотезы или предположения, которые по большей части являются плодом воображения, и подвергая их строгой проверке, направленной на выявление их ложности: если они сопротивляются этой проверке и до тех пор, пока они сопротивляются, эти предположения являются «научными истинами».

Тем самым за наукой признавалась возможность ошибаться, которую традиционная философия всегда признавала за всяким человеческим познанием, но которую научная философия XIX и начала XX века игнорировала, превознося науку как абсолютно достоверное и непогрешимое познание. В последующих работах, и прежде всего в «Предположениях и опровержениях» (1969), Поппер вновь подтверждает и развивает свою точку зрения, которая тем временем все более широко принимается в области науки и философии. На то, что казалось слабостью этой точки зрения, т. е. что касается случайного характера этих предположений, произвольности, с которой они могут выдвигаться, Поппер отвечал, что этот случайный характер существует, но он ограничен; они всегда продукт критического воображения, выбирающего наи-


==288

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

более правдоподобное предположение среди всех, которые в определенном случае возможны. Именно это делали уже первые греческие философы, которые, принимая воду, воздух или огонь в качестве первоэлемента, формулировали предположение, затем опровергавшееся или исправлявшееся последующими философами. «Назад к досократикам!» — девиз, посредством которого Поппер сжато выразил свою позицию в одном из эссе 1970 года.

2. НОВОЕ ОТКРЫТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ

Учение о науке Поппера обозначило собой второй пункт фундаментальной важности: прорыв блокады, которую неоэмпиризм воздвиг против всякого исследования, не направленного на допускающие проверку природные факты. С точки зрения неоэмпиризма, мир человека, т. е. все проявления его духовности, и не только чувства и идеи, но и искусство, мораль, философия, религия выпадали из доступной познанию реальности и относились к области иррационального и невыразимого опыта. Поппер же считает, что критический метод контроля и опровержения, который пускает в ход наука, может и должен применяться также и в отношении к человеческому миру, а не только к миру природы.


Поппер

==289

В двух работах, последовавших за его первой, «Открытое общество и его враги» (1945) и «Нищета историзма» (1944—1945) Поппер действительно подверг критике тоталитаристские концепции общества и государства (от Платона до Маркса) и концепцию истории, понимаемой как необходимое развитие, которое, поскольку над ним господствуют неизменные законы, с необходимостью кладет начало конечной, доступной предвидению фазе. В основе этих концепций Поппер видел позиции, которые отказываются от всякой проблематизации и всякого контроля, т. е. которые отвергают критический метод. И подобно тому, как он отрицал непогрешимость науки, так в этих работах он отрицает совершенство общества и непогрешимость истории. Несводимость и разнообразие индивидов, их неизбежные конфликты, без которых получилось бы общество муравьев, выдвигают проблему поиска все новых путей для устранения этих конфликтов. Открытое общество — это как раз общество, в котором поиск этих путей остается свободным, и индивиды могут время от времени изменять и корректировать формы сосуществования и понимания. Поэтому Поппер подвергает критике теории, которые делают из государства всемогущего распорядителя человеческой деятельностью, и теории, которые приписывают безличному и прогрессивному историческому процессу силу,


К оглавлению

==290

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

определяющую развитие общества. Как в политической, так и в научной области Поппер выдвигал требование непрерывной критики, которая одна может обнаружить издержки и ошибки, и оставления в целостности и сохранности тех учений и способов жизни и совместного проживания, которые сохраняет сама эта критика. Таким образом, всякая косность, всякая утопия, которые требуют для себя совершенства, всякий историзм, который слепо верит в непогрешимость истории, исключался и осуждался Поппером.

3. ТРИ МИРА

В последних работах«»? и его мозг» (1977) и в своей автобиографии «У поиска нет конца» (1974) Поппер прямо говорил о трех различных мирах, составляющих реальность в ее целостности. Мир 1 — это мир вещей или физических объектов, т.е. природных фактов. Мир 2 — это мир субъективного опыта, т. е. осознанных или неосознанных состояний сознания, мыслей, чувств и т. д. Мир 3 — это мир продуктов человеческого ума, т.е. мифов и повествований, научных теорий, произведений искусства, социальных учреждений. Ясно, что объекты Мира 3 могут побуждать людей не только производить объекты этого же самого Мира, но и воздействовать на


Поппер

==291

Мир 1, т. е. на природную реальность, чтобы преобразовать ее и приспособить к требованиям, свойственным Миру 3.

Посредством этого различения трех Миров Поппер выдвинул на первый план ту человеческую реальность, которую отказывался принимать во внимание неопозитивизм. По Попперу, человек живет в отношении, т. е. во взаимодействии трех Миров как телесное существо, которое имеет ум, и посредством продуктов этого ума может влиять на тела, среди которых оно существует. Я человека как раз и является центром этого взаимодействия, точкой равновесия сложных отношений, которые от физического Мира идут к уму, а от ума посредством творений возвращают в физический Мир.

Но из этой установки вытекает то, что если человек не может быть заключен в скобки в силу научного познания природного Мира, он не может также выдвигать себя в качестве творца этого Мира. Теория Поппера нечто вроде экзистенциализма, потому что она рассматривает жизнь человека как проживаемое отношение, действующее и проходящее между тремя Мирами, как процесс, который непрерывно переходит из одного в другой. И с этой точки зрения требование, чтобы этот процесс никогда не прерывался, ставит на первый план проблему свободы.


 

==292

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

В области науки выбор гипотез, которые необходимо подвергнуть контролю опыта и действительное осуществление этого контроля, уже предполагает свободу и является ее выражением. Но в политической области эта свобода принципиально отрицается тоталитаристскими концепциями государства и человеческого общества, стремящимися навязать человеку способы жизни и мышления, которые бы освободили его от выбора и критического контроля.

Безусловно, можно поставить под сомнение некоторые аспекты учения Поппера, такие, как сведение научных теорий к чисто вымышленным предположениям или истории к непрерывному следованию друг за другом событий. Но нельзя отрицать, что учение Поппера было здоровой реакцией на сциентистский догматизм неопозитивизма и политический догматизм марксистских и анархистских идеологий.

Учение Поппера является неотъемлемой частью культурного контекста, который возвещает о смерти утопии. Наука как совершенный, безупречный и непревзойденный дискурс, политика как совершенное общество, которое деятельность должна реализовать любой ценой и которое является конечной целью истории, — вот две утопии, разрушению которых в значительной мере способствовало творчество Поппера. Смерть первой утопии была уже практически признана наукой, которая, таким образом,


Поппер

==293

обрела более достоверное знание о себе и, следовательно, новые возможности. Смерть второй утопии является более медленной и мучительной, потому что порождаемые ею иллюзии позволяют легкие, но также и опасные уходы от проблем действительности. Но лишь если эта действительность будет осознана в самых трудных и вызывающих смятение и одновременно жизненно важных аспектах, пожалуй, станет возможным измыслить гипотезы или «предположения», которые, будучи подвергнуты проверке, помогут людям победить насилие и выжить.


 

==294

00.htm - glava25







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 188. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия