Педагогические ситуации и суждения. На страницах печати и в личных дискуссиях иногда вновь возникает спор «физиков» и «лириков» или, как называют еще спорящие стороны
I На страницах печати и в личных дискуссиях иногда вновь возникает спор «физиков» и «лириков» или, как называют еще спорящие стороны, между «технарями» и «эстетами». Первые утверждают, что в эпоху научно-технической революции искусство не играет той роли, которую играло в прошлые времена. Главная задача для общества — создание материально-технической базы. Поэтому нужен технически грамотный человек с рациональным мышлением. Его увлекают математические расчеты, физические явления, совершенство современных машин. Вторые отстаивают позицию, что и современному физику, инженеру-конструктору сложных технических систем необходимо быть эстетически развитым человеком. Без эстетического воспитания современный человек не может быть полноценной личностью. 1. Какую бы вы заняли позицию в этой дискуссии? Аргументируйте свою точку зрения. II Учительница русской литературы О. Н. решила провести с учениками IX класса диспут на тему: «Литература. Что она мне дает?» Большинство учеников интересно говорили о роли литературы в формировании человека, в формировании чувств. Ребята читали стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Шевченко, Леси Украинки, отрывки из прозы Тургенева, Толстого, Шолохова и др. Однако часть учеников несколько скептично отнеслись к затронутым проблемам, выражали некий нигилизм: — А зачем, собственно говоря, мне литература да еще всякая там лирика. Ну еще прочитать о войне, о шпионах. А то «Евгений Онегин», «Маскарад», «Персидские мотивы». Все это мне без надобности. В век научно-технической литературы нужны «железные ребята». Начитаешься лирики и станешь мягкотелым эстетом... 1. Примите участие в данном диспуте и выскажите свою точку зрении. Может быть и в самом деле современному человеку эстетика ни к чему? III Проходил областной семинар учителей-словесников. В программе семинара предусматривалось посещение уроков по языку и литературе в одной из пригородных школ. Группа учителей присутствовала в девятом классе на сдвоенном тематическом уроке «Тема природы в литературе и изобразительном искусстве». Молодая учительница привела его блестяще. Было заметно, как увлечены ребята, как возвышенно горят их глаза, Обсуждение урока прошло интересно. Однако один из присутствующих высказался несколько категорично: - Вот здесь говорили о красоте природы, о формировании эстетических чувств. Вес это внешне будто и хорошо. Но какой выход в практику? Я вот шел по парку, который окружает школу, и видел обломанные ветки, на дорожках мусор. Вот куда нужно направить воспитательные усилия,,, Завязалась дискуссия. 1. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу. 2. Как вы понимаете связь эстетического воспитания с практикой? IV «Па уроке изобразительного искусства в I классе учитель предлагает для рассмотрения репродукции картин художников (К. Коровина - «Розы», М. Врубеля - «Сирень», И. Репина - «Осенний букет». И. Грабаря - «Дельфиниум», К. Моне - «Уголок сада в Монжероне»). По предложению учителя дети «входят» в сад К- Моне. Сначала они определяют «настроение» растений. Для этого создается ситуация, в которой они должны «ощутить» дыхание цветив; педагог помогает им понять, что природа не бывает застывшей: ветер, воздух, взаимосвязь деревьев, цветов, насекомых и др. В таком саду живет волшебник, который придумывает цветы необычных форм, цветов. По одному из них (который заранее подготовил учитель, а теперь показывает) предлагает ученикам определить настроение волшебника, когда он создавал вот такой цветок. Учитель на стенде выставляет растения и спрашивает у детей, какому из сказочных персонажей можно их подарить. Вот у цветка острые уголки, он хмурого цвета. Кому из названных персонажей — Бабе Яге, Злому Волшебнику, Василисе Прекрасной, Дюймовочке и др.— он больше всего подходит? А этот цветок закрутил лепестки спиралью. Зачем? Педагог мазками наносит краску на белый лист и предлагает ученикам определить «характер» цвета: «добрый», «нежный» он или «злой», «ядовитый»? А когда добавили к фиолетовой краске красную, какое «настроение» стало у цветка? Обеспокоенность или же радость вызывает девочка в сирени (М. Врубель — «Сирень»)? Из какого сада взял художник эти растения — из волшебного или из обычного? Почему? Кто видел «волшебные» цветы? Кто держал их в руках? А как художник может показать (с помощью чего?), какие у него цветы? Учитель высыпает на стол горку разноцветных лепестков и предлагает кому-нибудь из детей собрать цветок из «волшебного» сада. Ученик показывает каждый лепесток, поднимая его вверх, а ему помогает класс. После этого учитель дает задание всем детям — нарисовать «волшебный букет» так, чтобы можно было увидеть, какому волшебнику он принадлежит — доброму или злому? (Или же: добрый или злой волшебник его собирал?)» (Олейник Т. Ф. Оценивание художественных работ учащихся // Початкова школа.— 1988.—№ 2.— С. 27—28.) 1. Оцените целесообразность включения детей в такую работу. Формированию каких качеств будет способствовать выполнение учащимися подобного задания? 2. Проанализируйте беседу учителя с учащимися. V Проанализируйте предложенную сказку и составьте конспект беседы после ее прочтения. ДРУЖБА «Тюльпан, выросший на поляне, был ее украшением. Все цветы преклонялись перед его красой, Но он этим не гордился. Бабочки, ромашки были его друзьями, и где бы они ни были, всегда рассказывали о красивом цветке. Как-то услышал их рассказ Паук. Он вообще не любил цветов, не ценил красы и решил уничтожить Тюльпан. Солнце уже садилось, цветы готовились ко сну. Паук подполз к цветку, прошептал; «Разреши мне переночевать под твоим листиком, Я остался без дома, а уже ночь. Наутро укроет травку роса, боюсь простудиться». Добрый Тюльпан разрешил Пауку остаться и старательно прикрыл его своим листиком. Когда солнышко начало будить лучами цветы, все увидели, что Тюльпан опутан сетью Паука-разбойника. Тюльпан проснулся, но пошевелиться не мог. паутина душила его. Никто не мог помочь цветку. Тюльпан плакал, слезы катились по его лепесткам, а Паук радовался своей победе. Но тут прилетела Пчела. Она смело бросилась па Паука, и тот испугался и удрал. Пчела освободила Тюльпан. Он угостил ее своим нектаром, и с того времени завязалась дружба между Тюльпаном и Пчелой, (Якименко С. И. Сказка в учебно-воспитательном процессе // Початкова школа. - 1988... № 2.—С. 35.) VI Студент пединститута был направлен для прохождения педагогической практики в сельскую школу. Сам он закончил городскую среднюю школу, села не знал. Практика прошла успешно, впечатлений было много, и Т. В. делился ими со своими однокурсниками. - Меня поразило, - рассказывал Т. В., - как деревенские ребята тонко чувствуют красоту. У них особое' эстетическое видение. Пригласили меня на работу. Вышли в 4 часа утра. Только занималась заря. Они любовались восходом солнца, пением птиц, приседали возле травинок и показывали мне на бусинки утренней росы, И вообще я был в восторге и от ребят, и от красоты природы. Что ни говорите, а я свое мнение о сельских ребятах изменил- Не думал, что у них такой высокий уровень эстетического воспитания, - Ты ошибаешься, - начала возражать Т. В. Лена А. - Никакой это не показатель эстетического воспитания сельских учеников. А они разбираются в музыке, изобразительном искусстве, в театрах были? - Не в этом суть, Лена, - отстаивал свою позицию Т. В. - Не только музыка, театр формируют чувство прекрасного. - Во всяком случае и не росинки-былинки. - не сдавалась Лена А, 1. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу. 2. Считаете ли вы, что деревенские ребята достигли определенного уровня эстетического воспитания? Если да, то что способствовало этому? VII В начальных классах школ Японии большое внимание уделяется своеобразной каллиграфии - выписыванию иероглифов- Ежегодно устраиваются общешкольные, межшкольные, окружные конкурсы каллиграфистов. Пристальное внимание к такому виду работы детей учителя, руководители народного образования Японии объясняют тем. что это способствует эстетическому воспитанию детей. Выскажите свое отношение к такому подходу. Из приведенных суждений выберите те, которые вас удовлетворяют, 1. Школьная каллиграфия, какое бы внимание ей ни уделяли, не имеет никакого отношения к решению задач эстетического воспитания. 2. В эпоху научно-технического прогресса, компьютеризации убеждение в необходимости заниматься каллиграфией свидетельствует о примитивизме в подходе к решению воспитательных задач. 3. В школе прошлого века имело смысл уделять внимание каллиграфии и чистописанию, так как не было пишущих машинок, компьютеров, дисплеев. А для некоторой части выпускников школ умение красиво писать было важным фактором получить хорошую работу делопроизводителя, писца. В наше время об этом даже смешно говорить- 4. Каллиграфия - важный способ формирования у учащихся чувства красоты букв, знаков, красоты выполненной в тетради работы. Одновременно дети овладевают умениями творить прекрасное в жизни, 5. Правильного ответа нет.
|