Студопедия — Acting out, Негативная Терапевтическая Реакция, Переворачивание Перспективы, Тупик (Impasse). История и развитие понятий
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Acting out, Негативная Терапевтическая Реакция, Переворачивание Перспективы, Тупик (Impasse). История и развитие понятий






 

Для Этчегойена инсайт и отработка являются главными движущими силами психоаналитического лечения, и все то, что им препятствует, относится к «патологии процесса», которая может блокировать его или даже привести к его полной неудаче.

Он выделяет три конфигурации, угрожающие аналитическому маршруту и различными путями ведущими к ситуации тупика (Impasse): Acting out, Негативная Терапевтическая Реакция и Переворачивание Перспективы, из них первые две были известны уже Фрейду, а последняя - исследована Бионом и Кляйн.

Этчегойен различает три явления на основе моментов их атаки на аналитический процесс. Acting out нарушает аналитическую работу, нацеленную на инсайт, Негативная Терапевтическая Реакция искажает результаты аналитической работы, которые в результате этого утрачиваются или не закрепляются, Переворачивание Перспективы не позволяет достичь инсайта, потому что пациент на самом деле ищет чего-то иного, т.е. воздействует, таким образом, на сам договор.

Это три разные «стратегии Я», более сложные, чем обычные механизмы защиты, и их цель не сиюминутна, а нацелена на то, чтобы оспорить сам аналитический процесс.

Когда одно из этих трех клинических явлений становится неразрешимым, наступает состояние тупика (Impasse). Статус этих явлений жесткий, они проявляются только в данном возрастающем порядке.

Точка зрения Этчегойена, даже будучи внимательной к тому, чтобы показать различные позиции психоаналитической панорамы, склонна, тем не менее, видеть движущие силы анализа противопоставленными этим перипетиям аналитического процесса. Явления, которые он рассматривает, уже не представляются как устранимые, но их преобразовательный потенциал не особенно оценен.

Начиная с обзора, который для каждой из этих стратегий сделает наглядным ее концептуальное развитие, я попытаюсь продемонстрировать их близость и различие по отношению к другим понятиям, в эволюции аналитического процесса от моноперсональной перспективы к биперсональной .

 

3а) Отыгрывание (Acting out)

 

По определению, Acting out - это действие, совершаемое в рамках сессий или вне их, непроизвольное, не идущее наряду с привычным поведение пациента, мало мотивированное, агрессивное по отношению к себе или к другим. Его появление уведомляет о проявлении удаленного материала и об отрицании трансферного значения (Ж. Лапланш и Ж. Б. Понталис, 1993).

Это понятие при своем рождении было отмечено сильными негативными признаками, как явление, трудно поддающееся обнаружению и управлению, но со временем оно приобрело привлекательность, попеременно расширяясь и сужаясь.

Размышление Фрейда о явлении Acting out впервые появляется в 1901 году в работе «Фрагмент анализа истерии» (клинический случай Доры), где трансферные явления устанавливаются как необходимые факторы аналитического лечения. Размышления об Acting out пересекаются с размышлениями о Трансфере, среди движений наложения и дифференциации, безусловно имея общим повторяющееся принуждение.

Фрейд противопоставляет Аcting out воспроизводимым в процессе лечения воспоминаниям и фантазиям, это некий способ не вспоминать, противопоставленный Трансферу, являющемуся как раз способом нечто вспомнить. Дора «ввела в действие существенную часть своих воспоминаний и своих фантазий, вместо того, чтобы воспроизвести ее в лечении» (З. Фрейд, 1901).

В 1914 году в работе «Вспоминание, повторение и переработка» Фрейд говорит об Аcting out как о явлении, возникающем из необходимости повторения прошлого, заново проживая эмоциональный опыт. Аcting out заменяет способность и желание вспоминать и действует в угоду сопротивлению. Пациент посредством Трансфера намеревается сообщать что-либо, а не путем Асting out.

В «Конспекте Психоанализа» (1938), одной из последних работ Фрейда, граница между Трансфером и Аcting out cглаживается, Фрейд наряду с другими преимуществами Трансфера перечисляет и ту наглядность, с которой пациент демонстрирует нам отрывок своей жизни «вместо того, чтобы сообщать, он, так сказать, театрально ”действует” перед нами».

Для авторов пост-фрейдистского периода представление об Аcting out становится еще более отчетливым, Анна Фрейд включает его в перипетии проявления удаленного материала, который иногда, благодаря Интерпретации, удается сделать осознанным, иногда оно заново переживается в Трансфере, а иногда превосходит пределы вместимости анализа, рискуя прервать аналитический процесс, и вторгаясь в повседневную жизнь пациента. Это явление, дающее возможность углубить знакомство с пациентом, но бесполезное для лечения и трудное для управления. Поэтому аналитик должен пытаться ограничить его с помощью Интерпретаций или даже прибегая к запретам.

Возрастающая важность изучения стадий, предшествующих эдиповым, в психоаналитической мысли ведет к использованию двигательного поведения, потому как некоторые события, появившиеся в жизни пациента в ту эпоху, когда он еще не обладал способностью вербализации, не могут выразиться по-другому.

В 50-е годы Гринакр говорит об Аcting out как о частной форме воспоминания, где память о прошлом вводится в действие в драматической форме, в большей или в меньшей степени организованной и зачастую слабо замаскированной, с диспропорцией между вербализацией и двигательной активностью. Разрядка занимает место коммуникации и мысли, аналитик доводится до предела своего терпения.

Для Кляйн Аcting out – это продукт расщепления. Пациент маневрирует между добрым и злым аналитиком, - неудобные чувства, испытываемые по отношению к аналитику, посредством Аcting out переносятся на других людей. И таким способом, чтобы отделиться от объектов, давшим им начало, воспроизводятся те же самые механизмы, которые были усвоены в прошлом.

Именно Розенфельд (1964) впервые ставит вопрос о переоценке негативного значения этого явления, он отличает частичный Аcting out, неизбежный и необходимый в каждом анализе, от чрезмерного Асting out, подвергающий опасности и анализ, и пациента.

Гринберг (1968) выдвигает гипотезу, что базовым механизмом Аcting out является Проективная Идентификация, отсюда вытекает причастность аналитика, в силу недостаточности его ревери и продуцирования Проективной Контроидентификации. Аcting out становится тем, что уже не может быть отработано аналитической парой, и должно быть эвакуировано в другой контейнер. Иногда этот контейнер представлен телом и производит психосоматический или ипохондрический симптом, как эквивалент Аcting out.

В своем взгляде на это явление, который, по-видимому, предшествует мысли Огдена, Гринберг утверждает, что Аcting out строится по типу сновидения, которое не смогло стать увиденным, и потому драматизируется в реальности.

И Бион также, говоря об Аcting out, ссылается на сновидение. Самый большой вклад, которым аналитик может благоприятствовать этому явлению, - это не давать интерпретации сновидения, а самый большой вклад пациента - это не сновидеть из-за несоответствующей альфа-функции.

Становятся все более явными взгляды, придающие явлению Аcting out некий смысл, подчеркивая:

- связь между игрой, которая содержит в себе первые ростки мысли, и Аcting out, содержащим в себе первую попытку справиться с конфликтом (Р. Экштейн, С.В, Фридман, 1957).

- желание пациента общаться с аналитиком невербальным способом. Аcting out по-прежнему остается опасным явлением, но он может проходить без психосоматических заболеваний (А. Лиментани, 1966).

- функцию моста между действием и фантазией проработки импульса. Недостаточно проработанная защита от импульса (С. Лебовичи, 1968).

- функцию регулирования напряженности, при отсутствии интеграции. Нечто вроде предохранительного клапана (Е.Гаддини, 1981).

Этчегойен (1986) подчеркивает, что выявление Аcting out связано с точным выбором аналитической модели и личности аналитика. В отличие от других психотерапевтов, аналитик «считает относящимся к лечению то поведение пациента, которое по внешнему виду не имеет к нему никакого отношения».

Как бы то ни было, самый опасный аспект Аcting out, согласно Этчегойену, – это отказ пациента от анализа этого явления, от придания ему смысла в рамках аналитического маршрута. Пациент пытается лишить аналитика его роли, сделать аналитическую работу невозможной, создает мощное контртрансферное воздействие, вынуждающее действовать и аналитика.

Видение Этчегойена, хотя и представляет различные точки зрения разных авторов, заключается в том, что Аcting out - это явление, которое информирует, но не сообщает. В то время как Этчегойен не отрицает коммуникативной функции истерического симптома, для него Аcting out имеет функцию разрядки и прививки, он присоединяется к объекту и заражает его, это отсутствие намерения, связанного с завистью. По-видимому, Этчегойен допускает его коммуникативную функцию только в том случае, когда он связан с самыми ранними конфликтами, которые неизбежно воспроизводятся в трансфере невербальным способом.

3ai) От Отыгрывания (Аcting out) к разыгрыванию (Enactment)

 

Понятие Разыгрывание (Еnactment) родилось в лоне североамериканского психоанализа, когда внимание переместилось с теории драйвов, с ЭГО-психологии и психологии самости, то есть с интрапсихической модели на модель взаимодействия (интерсубъективная модель). Она используется для описания той ситуации, когда аналитик и пациент представляют свой особый порядок отношений, отличающимся от историй, относящихся к трансферу/контртрансферу.

Для Джекобса (1986, 1991) это - способ, где аналитик и пациент вербально или невербально воздействуют друг на друга. Речь идет о тонких межличностных действиях, а не о простом непроизвольном поведении, и при этом он абстрагируется от технической ошибки аналитика.

МакЛафлин (1991) подчеркивает функцию Еnactment как попытку вынудить другого к действию, которое отвечало бы данному побуждению. В этих ситуациях имеют огромное значение невербальные компоненты, жестовые, позиционные, и то вербальное сообщение, которое побуждает к действию, является сообщением из плана отношений, а не содержания. Являясь событием, касающимся отношений, полезным для понимания интрапсихических явлений, Еnactment производит бессознательные движения, вовлекающие всю пару, то есть предполагает двусторонность аналитических отношений.

По сравнению с понятием Контртрансфера, Трансфера аналитика, с проективной Контроидентификацией, Enactment специфическим образом выявляет некую интерактивную ситуацию. Он может быть распознан только после того, как он уже установился; он предшествует осознанию Контртрансфера (О. Реник, 1993) и имеет коммуникативную нацеленность, помимо того, он описывает перекрещенные сопротивления.

По сравнению с Аcting out, коммуникативный аспект которого все более используется, и он выражен скорее в действии, нежели в вербализации, это отличие отсылает нас к разнице между моноперсональным видением, для которого в Аcting out остается подчеркнутым только активный аспект пациента, и видением биперсональным, видящим Еnactment как эпизод из сферы отношений, являющийся результатом взаимного побуждения, и проявляющийся через поведение (С. Филиппини, М. Понси, 1993).

В этом смысле Еnactment - это вездесущее явление в аналитических отношениях, оно предполагает, что аналитик не является простым адресатом душевных состояний и переживаний, побужденных пациентом, но что он и сам производит, в ответ на разнообразие стимулов пациента, эмоциональные реакции, затрагивающие и его собственные конфликтные области. Субъективность аналитика наблюдает, и при этом взаимодействует с тем, за чем осуществляется наблюдение.

«Если аналитик не проникает собственными чувствами в матрицу отношений пациента или, напротив, раскрывается в своем внутреннем мире; если аналитик каким-либо образом не поддается на просьбы пациента, будучи вылепленным из проекций пациента, противостоящим защитам пациента и фрустрированным ими, терапия никогда не сможет функционировать в полную силу, и будет потеряна определенная глубина психоаналитического опыта» (С. Митчелл, 1988).

Постепенно в литературе аспект «действия» стремится стать менее демонизированным, Левин (1994) подчеркивает, что даже интерпретации аналитика всегда содержат в себе поведенческий смысл, ориентированный на действие.

Арон также (2004) утверждает, что психоаналитический процесс влечет за собой вербальные и невербальные действия, и что во взаимодействиях не существует ясного различия между словами и делами. В этом смысле он продолжает мысль Виттгенштейна насчет речи, подразумеваемой как определенная активность, влекущая за собой использование слов-инструментов, приобретающих значение благодаря производимому над ними в социальном взаимообмене использованию, типа лингвистической игры.

Еnactment позиционируется как постоянный и вездесущий процесс, как поведенческий эквивалент речи, как «чудесная возможность» для понимания того, как, каким образом, функционирует межличностная жизнь пациента. «Язык речи и язык действий становятся, таким образом, преобразованиями одного в другое; или, иначе, выражаясь музыкальными терминами, это будут гармонические вариации на одну тему» (Е. Левенсон, 1983, 2006).

Что касается разницы между Проективной Идентификацией и Еnactment, вопрос о которой неоднократно поднимался в литературе, - для некоторых эта разница объясняется их разными источниками: одно рождается в недрах перспективы моноперсональнойпсихологии, другое - в лоне биперсональныхтеоретических течений, подчеркивающих вклад аналитика в каждое аналитическое событие.

Принимая во внимание эволюцию понятия Проективной Идентификации, делающую ее значительной и с биперсональнойточки зрения, возможно, стоит представить игру Проективных Идентификаций в виде нитей, поддерживающих возможность того, что появятся рисунки- Еnactment’ы, как это происходит при вышивке ковров.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 496. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия