Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи





Нуркова, Березанская (стр.430 и далее)

Творческое мышление – это вид мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и/или новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. По Гилфорду творческое мышление отличает ряд особенностей:

- пластичность (множество решений вместо 1го или 2х)

- подвижность (легкость перехода от одного аспекта к другому)

- оригинальность (стремление порождать небанальные, неожиданные решения)

Соответсвенно, творческая задача – новая, впервые осваиваемая субъектом задача.

К. Дункер и М. Вертгеймер (гештальтпсихологи) впервые проследили в экспериментальных условиях динамику развертывания продуктивного мышления- стадии решения творческой задачи. В эксперименте испытаемым давалась задача Дункера с Х-лучами и опухолью желудка(подр.на стр.432).По результатам исследования М. Вертгеймер сформулировал 5 стадий творческого процесса (дополнив и уточнив модель Дункера):

1) Возникновение темы. Человек переживает чувство необходимости начать работу, «направленную напряженность», которая мобилизует его творческие силы. (?чем не мотивация?)

2 ) Восприятие темы, анализ ситуации, осознание проблемы. На этой стадии складывается целостный раз проблемной ситуации, отыскивается ведущее противоречие, конфликт, подлежащий разрешению, возникает предощущение будущего развития решения.

3) Осуществление попыток решения, часто трудных и мучительных. Проблема «захватывает» человека, идет выдвижение, проверка и отвержение гипотез. По Уоллесу – стадия созревания решения (т.к. на этой стадии возникает пауза в осознаваемых процессах, идут неосознанные, после чего внезапно наступает 4я стадия)

4) Возникновение (принципиально) новой идеи. Природа этого момента непонятна для самого субъекта, откуда возникают мистические концепции творчества.

5) Исполнительная, «техническая» стадия, когда решение конкретизируется, дорабатывается, уточняется, проверяется и оформляется в соответствии с социально принятыми требованиями.

 

Творческое мышление – это процесс целеобразования, длящийся в течение всего поиска решения.

Хрестоматия(стр.269)

В советской школе психологии выделяют 2 стадии решения задачи:

1) Нахождение адекватного принципа, способа решения, который прямо вытекает из условий задачи. «Наиболее творческое звено мыслительной деятельности» - именно об этой стадии далее пойдет речь.

2) Применение найденного принципа решения, проверка и преобразование в соответствии с условиями конкретной решаемой задачи.

Исследования в данной области проводились Пономаревым (задача- провести 3 линии через 4 точки, изображенные в виде квадрата, не отрывая руки) и Ю.Б. Гиппенрейтер. Рассмотрим подробнее задачи, данные Юлией Борисовной. Как и в исследовании Пономарева, Ю.Б. давала испытуемым сначала основную задачу (сложить из 6 спичек 4 треугольника), решение которой прерывалось другой задачей – наводящей (сложить в прямоугольник коробки неправильной формы так, чтобы они не перекрывались), затем вновь давалась основная задача. Суть в том, что обе задачи не решаются на плоскости (из спичек нужно сделать тетраэдр, а коробки сложить на ребра). Выделилось 2 группы испытуемых: активные, интерес к решению которых возрастал, и пассивные, «завядающие» по ходу решения. После решения наводящей задачи 1я группа отказывалась возвращаться к решению основной или продолжала попытки справиться с ней теми же способами. Вторая группа, решив первую задачу, достаточно быстро справлялась и со второй, хотя перенос принципа решения из одной задачи в другую часто был неосознанным.

Условия решения задачи:

- сохранение длительного стойкого интереса к задаче

- заключение о неэффективности первоначально применявшихся способов решения и отказ от них

- относительная новизна или неожиданность появления наводящих объектв или обстоятельств

- содержание в подсказке принципа решения основной задачи

Проблема психологического механизма решения творческой задачи выступает как проблема психологического механизма взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия, определения конкретных условий превращения побочных в прямые.

Выделены следующие закономерности решения задач:

1) Удовлетворение некоторой потребности испытуемого прямым продуктом действия в «подсказке» снижает поисковую активность.

2) Усложнение наводящей задачи искажает преобразование побочного продукта действия в прямой.

3) Аналогичным образом действует сложность основной задачи

4) «Автоматичность» выполнения задачи мешает его осознаванию.

5) Чем более обобщен способ решения наводящей задачи, тем легче осуществляется перенос решения на основную задачу.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2767. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия