Активные методы обучения. Их классификация и краткая характеристика
Активное обучение - одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающих остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельности; широкое использование технических средств. Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Неимитационные активные методы: Проблемная лекция, практические занятия, лабораторная работа, семинары, тематические дискуссии, групповая консультация, коллективная мыслительная деятельность. Имитационные методы активного обучения подразделяются на неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения) и игровые. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. В целом активное обучение можно представить следующим образом: Выделяют ряд отличительных особенностей активного обучения: 1. Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания. 2. Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия). 3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых. 4. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей. Программированное обучение - предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний. Теория поэтапного формирования умственных действий - основа программированного обучения. -Проблемное обучение. Проблемность как принцип обучения - акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого - Методы интерактивного обучения обратились к способам управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений Групповая дискуссия Эвристическая беседа. Тренинговые формы обучения. Ролевая игра. "Мозговая атака". Деловая игра. Проблемные лекции, семинары-дискуссии. Сюда же включают НИРС, комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику и т.д. (ролевая игра) - метод активного обучения, разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций); • публичная защита с последующим оппонированием; • подведение итогов и оценка результатов занятия. - Деловая игра как форма активного обучения: В процессе игры осваиваются: • нормы профессиональных действий; • нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе ДИ направлена на достижение двух целей: игровой и педагогической, которая, явл. приоритетной. Эвристические технологии обучения: Эвристика (греч. "обнаруживаю, отыскиваю, открываю") - наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т Учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой целенаправленно развиваются способности: "Мозговой штурм" относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности.
|